Публицистика
Проза
Стихи
Фотографии
Песни
Тампль
Публицистика
Хогвартс
Драматургия
Книга снов
Рисунки и коллажи
Клипы и видео
Проекты и игры
Главная » Публицистика » В поисках утраченного времени


В поисках утраченного времени

В погоне за собственной идентичностью мы часто отталкиваемся от других людей, авторитетных или нет (соседей, блоггеров), а то и от признанных обществом *изгоев*. Тема звучит так «я не такая!» Это полезный этап в жизни подростка - на него приходится бунт против родителей, драки в подворотнях, хамство учителям, агрессивные увлечения сатанизмом, атеизмом, готизмом или прочим подобным. Конфликтный период, одним словом.

И если для нашей индивидуальности он скорее полезен, как любые поиски - то для нашего эгоизма это подлинный пир.

Никогда не надо забывать, что природа наша - и твоя, читатель, тоже - наполовину животная, и то место, куда ты помещаешь свою идентичность, очень много говорит о тебе, и в конечном итоге определяет твою Судьбу. Животная природа - это природа захватническая. Она руководится инстинктами выживания, расширения ареала, борьбой за источники кормления, подавлением окружающих; раздувание - ее основной мотив. Теория Дарвина, которую мы знаем в пошлом пересказе, дала зеленый свет вселенской «борьбе за существование», которую люди и раньше вели - но сбоку на них всегда смотрел Религиозный Идеал, перед которым было либо стыдно, либо страшно, потому что Авторитет Религиозного Идеала абсолютен. Все, кто на него наскакивал - плохо кончали, на худой конец их переставали приглашать в печать в гости, и чувство собственной значимости у таких людей оказывалось под вопросом. Конечно, с Церковной Догмой - совсем другая история, поэтому лучше сразу развести эти понятия. Религиозный Идеал - это Образ Божий, который воплощает собой все самое прекрасное и вдохновляющее, и потому власть его над нашими чувствами чрезвычайна. Церковные Догматы - это моральные, нравственные и ритуальные установления, некие истины, данные человеку, чтоб он приблизился к Образу Божию (но вообще тут возможны спекуляции).

Любопытно, что не всякая религия образуется вокруг Бога, но всякая - вокруг Образа Божия. С некоторой точки зрения Образ Божий - это артистический акт, вторичное творение, отражающее высокие потребности и идеи своего исторического периода либо потребности определенной социальной страты. Историк культуры написал бы на эту тему очень много строк, сказав, что образ божий - это Человек, созданный «по подобию», или что это - икона, рукотворный или нерукотворный Образ, или что это духовное основание личности, находящееся у нас внутри. Все это было бы правдой. Однако для легкости высказывания я ограничу свои речи следующими рамками: Образ Божий - это то, что мы на первичном уровне воспринимаем «за бога».

Индуистская традиция, основанная на культуре Вед, знает о человеке много такого, что западная цивилизация тщится и тщится освоить, постоянно размениваясь на эффективность, целеполагание, жизнь в борьбе и удобство. Когда освоение древнего знания оказывается трудным - нет достойных переводов, много сложной терминологии, много собственной гордости, опасные откровения грозят порушить выгодную картину мира - изобретается велосипед. В западной религиозной культуре очень много велосипедов, и всего пара вертолетов один самолет у Фомы Аквинского. В принципе - думаю я - люди во всем мире примерно одинаковы, и все достойны летать, а не ползать. Космос рядом. Но правда в том, что космонавтам нужна подготовка. Фома Аквинский весьма труден, его с нахрапа не взять. Но в рамках мировой религиозной традиции Фома - первый из равный, а не единственный. Аристотель, на которого опирался Фома, детален как все греки. Корни западного мира - это постоянные реестры, систематизация, приведение к логичному и квадратному виду мирового хаоса. В таком мире формируется единый и правильный Образ Божий в качестве вершины духовной пирамиды.

Конечно, с этим никогда не бывает вовсе гладко. Художники рисуют блондинов и брюнетов, атлетов и астеников, с бородой или нет, одетых и раздетых людей под маркой «наш бог». Личному вИдению в искусстве сопротивляться трудно, и колеса идеологической машины скрипят много веков, горизонтально расширяя канон, создавая реестры и списки ситуативных - ставших каноническими - изображений. Младенец в хлеву; дума в пустыне; диалог с Пилатом; распятие; пьета и т.д. Разнообразие мадонн, праведных и раскаявшихся женщин, родственников Святого Семейства, многих и многих святых, ангелов, подвижников - это фактически новый языческий пантеон, и машина скрипит, среди нападок и оправданий, в битве уже не за факты, а за слова.

На самом деле, процесс умножения естественен. Я не стану обсуждать специфику зарождения христианства в мире, который уже не знал, чему отдаться), и особую ценность его борьбы за Единственность. Все сказано Честертоном. Сказать надо о другом: если мы признаем, что Бог существует - мы должны принять и тот факт, что он являет себя в бесконечном разнообразии форм. И все эти формы - женские, мужские, детские, грозные и милостивые - даны людям для любви и свободы, чтобы каждый выбрал себе по вкусу то, что наиболее близко или информативно. Любовь к Богу - это не концлагерь. Если люди об этом порой забывают - чат акаши-хроник хранит все логи.

Выбор религии - это выбор стилистики и Образа Божия. Бог как ничем не ограниченная вечная творческая реальность не застывает на единожды созданных формах - он реагирует на изменчивость мира, поэтому в каждую эпоху его образ - тот, да не тот.

...Шива сказал: "Что бы вы не делали, каким бы богам не отправляли свои молитвы, знайте, вы поклоняетесь Мне!"

Бог имеет серию присущих качеств, которые во всех религиях одинаковы, и к которым будет всегда восходить любой вновь созданный Образ Божий:

- бессмертие. На этом вопросе можно было бы надолго застрять, разводя «приобретенное бессмертие» (пожалованное герою или подвижнику, либо заслуженное йогом) и изначальное бессмертие-как-вечность (что пристало только богам). Но делать это мы не станем, ничего хорошего нет в застревании.

- возможность творить «чудеса» и являть неописуемое - как в акте неожиданной помощи, так и для развивающего карающего эффекта.

- способность проявляться в неатропоморфном или нематериальном облике.

- абсолютное знание о мире. Отсюда следует

  • свод священных писаний и Книг, описывающих творение мира, космогонию, историю, создание людей, начало и конец мира.

- обладание этическим абсолютом. Отсюда следует

  • свод священных писаний и Книг, описывающих нравственные нормы, установления, правила поведения людей друг с другом и правила поведения в поклонении божеству (гимны, молитвы и ритуалы).

- обладание онтологическим абсолютом. Бог соединяет противоположные качества в некую Цельность (разрушитель/созидатель, мир/война, гнев/милость, человеческое/сверхчеловеческое, мужское/женское, судья/подсудимый, охотник/жертва, альфа/омега, сознание/дух, смерть/воскресение, кровь/любовь и прочее).

- личностность. Бог - это Личность. Даже если его абстрактный или пустотный аспект подчеркивается. В рамках собственной мифологии Бог действует как Главный Герой.

- безличность, всеохватность, непознаваемость. Обладание тайной или непроявленной природой. 

Отсюда выходит мозголомная, но очень верная диада:

  • имманентность (в значении: бог принадлежит созданному им миру и скрыто связывает в нем все вещи и явления. Творение несет печать Творца. Он «посюсторонен» и может быть кое-как познан на основании опыта)
  • трансцендентность (бог выламывается за границы созданного мира, изначально находясь за их пределами, и познан опытным путем быть не может. Он «потусторонен»)

- наличие обязательств перед своими последователями (завет с людьми).

- гарантия спасения от уничтожения своим последователям или ученикам по обязательствам. Перевод людей в Лучший Мир.

- способность связи с человечеством через набор символов. У каждого бога есть свой божественный символический язык.

Поскольку большинство концепций о Боге пришло к нам через христианство, список предыдущего абзаца может быть приведен в следующую привычную форму:

  • - Вечность, Неизменность, Вездесущность (бессмертие)
  • - Всемогущество (творение или явление чудес)
  • - Способность являться в собственных символах, голосах или в Теле Славы 
  • - Всеведение (абсолютное знание о мире)
  • - Безгрешность, праведность, милосердие, любовь, святость (обладание этическим абсолютом)
  • - Верность (бог не подведет своего последователя)
  • - Объединение противоположных качеств, синтез бинарностей (Целостность, Единство, Абсолют)
  • - Личностность. Бог - это Личность.

Приведу пример. Христианство построено вокруг образа Христа (сына божия, Логоса, второго лица Троицы). Христос - бог, он бессмертен, творит чудеса, дает нравственные установления людям, дает им норму молитвенной практики и заключает с ними завет (нерушимый обет). Он пограничен, поскольку мифологически имеет две природы - божественную и человеческую (папа и мама были не ровня, и вложились одинаково). Иудаизм построен вокруг неназываемого скрытого бога, известного как Яхве - и у него безусловно божественная природа, что до его образа, то он воистину божественен, то есть нестоек, амбивалентен, многообразен, выражен в атмосферных и природных явлениях, самое известное из которых неопалимая купина, и голос его неописуем. Чем древнее религия - тем вернее она образована вокруг Бога (образ которого так или иначе передается в священных текстах). В ней есть место чудесам, героизму, подвижникам, невероятным приключениям, юмору, притчам мудрецов, и, конечно, такая религия космогонична. Древняя философия, описывающая и объясняющая мир, существует только в приложении к религиозной традиции. Чем современнее религия - тем вернее она построена сразу вокруг Образа Божия. Хорошим примером является буддизм (вышедший из шиваизма). Плохим - сайентология. Какого бога культ проповедует церковь сайентологии? То то.

Я много раз видела людей, утомленных Религией. Но я ни разу не видела людей, утомившихся Богом. Этой дилемме очень много веков, может быть - много эр, и причина, думаю, в том, что Религия - не лучшее и тем более не единственное пристанище Бога. Лучшее пристанище - весь мир. Современные религии (то есть широко используемые сегодня) как-то так обставили свою деятельность под Богом, что из всего списка перечисленных выше божественных качеств акцентированы только следующие: обладание этическим абсолютом и гарантия спасения своим последователям. Тут коренится основа худшей догмы: морализаторской. Верить - значит думать так и поступать эдак. Не хочется, да, не понятно вообще, какого хера, но надо, ваня. А то господь тебя накажет или вылетишь из клуба и забьют как чужака. Надеяться на Бога? Это не очень разумно и весьма инфантильно, надо самому не плошать. Любить Бога? Простите, как? В православии восхищение образами божественного связано с «прелестью», а кто прельстится - впадет во грех. Очевидно, тут Любовь надо понимать как специфическую Верность. Кому, кому? Только одному.

Удивительно, как много в этом глубокого смысла, если иметь в виду ВСЕ божественные качества, и помнить, например, что Бог - это Личность, соединяющая в себе все противоположности, которая предельно рулит материальным миром со всеми его чудесами, скрытая в нем, как аромат в цветке, скрытая в каждом человеке, скрепленная с нами Обетом, который она не в силах нарушить, даже если мы полные мудаки. Бог отрешен от нас, но его зрение всеобъемлющее, поэтому бесполезно думать, что Ему можно понравиться, спрятав за спину фигу. Задобрить, заколдовать мантрами или молитвами, хорошим поведением, тупым следованием правилам и - в конечном итоге - взять под наш контроль. Имманентнсть - это пол-дела, есть и трансцендентность. Бога нельзя ни к чему принудить, его нельзя обмануть. Ему можно только уподобиться. Религиозные практики даны нам именно для этого. Нет никакого иного способа обратить на себя его внимание. Чтоб он помогал тебе, был с тобой (потому что тебе кажется, будто он то с тобой, а то неясно где), ощущался. Тут следует с необходимостью вспомнить о космонавтах и подготовке к полетам в Космос. Космос неизменен и всегда рядом. Но способны ли мы двигаться в нем? Если да - тогда о! Космос принял тебя! А если нет - то появляются теории эволюции, где не про нас сирень цветет.

В духовном мире то, на что ты смотришь - и есть ты сам. Или, соблюдая правильную очередность - ты то, на что ты Смотришь.

В рамках животной природы человека Бог - вечно постороннее существо, которое проявляется Удачей. Удача эта имеет природу расширения: захвата (расширение заработка, жилплощади, пищевого и полового процветания), самоутверждения (расширение личностного воздействия), контроля (расширение власти) и тому подобное. Мы взяли банк, грабанули на сто лимонов, это была подлинная удача, показавшая, что Бог за нас! Правда потом кого-то посадили, а кого-то не откачали - бог отвернулся, надо было резче свечи ставить. И всегда сбоку голос: чувак, никакого бога нет. Просто у тех, кто с пулеметом, бабла и власти было больше. Ты просто был слаб, чувак.

Большинство религиозных ограничений создаются на этом уровне, для животной природы человека. Не трахай что попало, а то долго не проживешь. Не жри что попало, а то треснешь. Не убивай, а то сам влетишь. Не зарься на чужое, ибо двинешься. Почитай родителей хоть изредка, а то тебя собственные дети закопают, по примеру. Прижми гордыню, а то будет поножовщина. Не делай больно другому - сам огребешь. Это законы «око за око», законы воздаяния. Кара Божия - подтекст, он милостиво прописан для тех, кто не понимает, что воздают человеку законы природы и причинно-следственные связи, потому что мир, где мы выпендриваемся - единый организм. Даже если он - Великая Иллюзия. Стойкая, саморазвивающаяся, гениальная.

Властью над животной природой обладает только природа Божественная. В том числе и в самом человеке. Все пламенные проповеди и достойные примеры самообуздания аппелируют именно к ней. В рамках божественной природы человека Бог всегда находится внутри. Изнутри он дает силы, разливается свободой и милостью, и дает гениальные идеи. Четыре координальных добродетели Древних - мужество, справедливость, мудрость и умеренность - плоды обуздания животной природы. Вера, Надежда и Любовь никогда в ней не находились.

Алхимики говорят: задача человека - высветлить свою животную природу, пронизать ее изначальным светом духа. Расширить Свет. Христиане говорят - это и есть Спасение, Нетленное Тело Славы, так человек должен спасти животную природу, став для нее мессией. Человек - царь зверей и птиц в самом себе. Преображение, трансмутация, «Самореализация» дзен-буддизма, Просветление в йоге - это все одно и то же избавление человека от власти низшей животной природы, где находятся все «грехи» - страхи, неудовлетворенность, болезненные застревания, комплексы, душевные болячки, эго и смерть.

...И что? - спросит въедливый читатель, - можно чтоле смерти избежать? Если победить в себе животное?

Конечно. Ты - это то, на что ты Смотришь. Куда ты поместил свою идентичность. Если в плоть и чувства - то тебе конец, как всему в природе. Будешь крапивой или кустом. Если в дух - то отвалятся ступени ракеты, а лунный модуль проследует дальше. Ни о чем другом никогда никто не говорил. Просто волдеморт плохо на деле учился.

Бессмертие - способность пережить свою смерть, не теряя сознания. Говорят, очень хороший способ - сконцентрировать его перед смертью на Боге.

Но вернусь к началу. Есть вокруг меня и вообще в мире очень хорошие люди, которые глубоко и искренне верят в Бога, но ничего не делают со своей животной природой. Откуда порой выпадает вот это - моя вера лучше твоей, ты не православный и значит против Христа, катитесь в ад, все люди уроды, я самый умный и достойный, только я лецензионно верую, смерть пидарасам, какого хера мне не дали чего я хочу, ты не правильно думаешь, я вас уничтожу, я не такая, не соврешь не проживешь, мне просто хотелось хлеба с маслом, мир говно, это они виноваты, ты должен думать как я сказал, оближите меня лучше, меня оскорбили, мне недодали, не прощу, меня никто не любит, маня сука, петя мудак, право имею, ты должен любить только меня, я обиделась раз и навсегда, бог накажет тебя, падла, будьте вы прокляты, аххаха, наебочка!

Дорогие френды! Жизнь коротка. Космос всегда рядом. Не теряйте времени.

Загрузка...