Публицистика
Проза
Стихи
Фотографии
Песни
Тампль
Публицистика
Хогвартс
Драматургия
Книга снов
Рисунки и коллажи
Клипы и видео
Проекты и игры
Главная » Публицистика » Mo Dao Zu Shi » Конструктор отношений в Mo Dao Zu Shi



 
Многие давно знают У-Син, китайскую систему 5 стихий, которую - оказывается - эксплуатируют психологи и платные оккультисты, потому что она наглядна, логична, и все раскладывает по полочкам.

Ну и многие догадываются, что Пять Великих Орденов «Магистра» - это У-Син. Каждый персонаж там принадлежит своему "ордену", а орден, ясное дело - стихии; и таким образом видна вся подноготная пейрингов. Вольные каменщики вроде даочжанов тоже считаются - достаточно знать хотя бы один параметр, но пока речь не о них.

Речь пойдет о том, отчего в новелле так много стекла. Далее страшные термины для тех, кто в джонке. НеЯо, например, связаны отношениями страха и агрессии. Гнев в ответ трусость - это мощный двигатель танатоса, когда люди несутся в смерть как на свадьбу. Финальные 1000 лет в гробу прямо намекают!.. Волшебная НеЛань или амбивалентность Железного Дровосека. Железный дровосек - это Сичень, металл, рубящий Дерево - а вовсе не Минцзюэ, честный дубок. СиЯо как сбывшаяся мечта, союз творца и творения, смазанный иллюзией. Конец одной - конец и другому.

Одним словом, есть очень много слов. Некоторые из них ниже.

 
 
Конструктор отношений в Mo Dao Zu Shi
 

В тексте присутствуют пейринги дикого звучания, мозголомная система, диаграммы, и выводы, полезные изготовителям игр по новелле (чисто для самоудовлетворения).

 

СИСТЕМА

Без всякого вступления следует сказать, что литература о магии всегда опирается на некую эзотерическую систему, понятную для читателя и способную доступно объяснить характеры и обстоятельства сюжета (лучший пример - «Большой Дом» про оккультное Простоквашино). Хорошо, если система освящена традицией и окрашена в соответствующие этнические тона. Таков, например, будет Огам в романе о Мерлине или тантра и йога в фэнтази по Махабхарате.

Опорная система не обязана быть на виду, автор может пользоваться ей исподволь.

Собственно, об этом и пойдет речь - об У-Син как скрытом двигателе «Магистра дьявольского культа».

Вот пять стихий Китая, каждая из которых соответствует по цвету и смысловому наполнению одному из Пяти Великих Орденов. Динамика процесса такова.

Выпадение Центра в пятую стихию:

В Китае центром квадрата стихий является Земля, а не «пятый элемент - Дух», как в Европе.

 

Земля в У-Син - это Человек (остальные звери сторон света показаны выше; на картинке рядом с человеком иероглиф «Дао»). Человек в символике У-Син порой становится Цилинем (китайским единорогом), и есть приятные теории о цилинях горы Баошань, которые, спустившись с горы, становятся людьми-даочжанами.


_________________

соответствие стихий У-Син Орденам заклинателей в Mo Dao Zu Shi

 

Все схемы со стрелками следует читать следующим образом:

1) по часовой стрелке идет круг Порождения/Питания. Каждая предшествующая стихия окормляет последующую (и представители этих стихий тоже).

Тут находится неправдоподобные, но теперь уже словно бы оправданные пейринги: Вэнь Жохань/Цзинь Гуаншань; Цзинь Лин/мелколани; Лань Сичень/Дзян Чэн; Дзян Чэн/Не Хуайсан; Не Минцзюэ/Вэнь Сюй (это которому тоже башку снесли. Быстрая у деревянного мужика карма!) и Не Минцзюэ/Вэнь Цин (Но Вэнь Нин тут тоже отметился, когда оба стали трупы). И каноничный СиЯо (Цзинь Гуанъяо/Лань Сичень). Ну и - канон Лань Ванцзы/Вэй Ин (хотя подождите).

2) против часовой стрелки идет круг Истощения. Огонь истощает Дерево, Дерево - Воду и так далее. Все пейринги предыдущего абзаца тут делаются драмой и продолжают работать. На деле оба направления внешнего Круга говорят об одном процессе, а боль или гармонию в него привносит сознание автора/читателя.

3) Центральная пентаграмма по часовой стрелке является кругом Доминирования и Подавления. Огонь плавит металл (=огонь выжигает весь воздух), металл рубит дерево, дерево поедает почву (землю), земля засыпает воду, вода заливает огонь.

События Аннигиляции Солнца могут быть задорно интерпретированы. Орден Цишань Вэнь (огонь) разрушил Гусу Лань (металл), в это же время Юнмэн Дзян (вода) уязвил Цишань Вэнь (огонь) подвигами в пещере с Черепахой и буквально вызвал пламя на себя. Гусу Лань накачал Дерево (Сичень - Минцзюэ), Дерево при поддержке прочих устыдило и придавило Ланлин Цзинь (землю). В финале Вэй Ин из Юнмэн Дзян (вода) уничтожает лидеров Цишань Вэнь (огонь) и добивает Безночный Город.

4) Центральная пентаграмма против часовой стрелки дает круг Контроля ресурса и Провокации. Вода контролирует почву, огонь - влагу, почва контролирует дерево и т.д. Речь идет о собственном ресурсе, который может быть сокращен или перекрыт в ответ на давление или жадность. Примеры таковы: если Металл/Воздух не даст жрать себя Огню - тот погаснет. Однако сам модус существования воздуха заставляет огонь разгораться, в финале воздух может просто выгореть. Дерево провоцирует металл рубить себя, но в дереве можно застрять, если оно большое, а ты - слабый. Вода может затопить землю полностью, но земля стремится стиснуть воду, и без этого русла вода не накопится достаточно, чтобы хотя бы выглядеть водой. Так что вода должна подмывать и формировать землю, если хочет комфорта.

Так же и с людьми.

Тут находятся пейринги бесконечного стекла, тоски, насилия и непотребства (провокатор в паре стоит первым): Лань Ванцзы/Вэнь Жохань(!); Вэнь Нин/Вэй Усянь; НеЯо (Цзинь Гуанъяо/Не Минцзюэ; история продолжается и за гробом), НеЛань (Не Минцзюэ/Лань Сичень), непотребные Дзян Фенмянь/Вэнь Жохань и Мадам Юй/Вэнь Чжулю; мстительный пейринг Не Хуайсан/Лань Сичень и некрофильский Лань Сычжуй/Вэнь Нин.

Контроль связан с провокацией. Результатом успешной провокации может быть смерть.


Схема У-Син, обработанная психологами. Каждая стихия несет в себе конфликт, дихотомию ян и инь.

По системе У Син работает китайская предсказательная астрология БаЦзы, в ней каждая стихия имеет две полярности - янскую и иньскую, что дает 10 различных характеров в «небесных столбах». Место стихии в круге У-Син показывает ее Дом (одна из жизненных ценностей) и его «божеств» (по 2 на каждый, всего тоже 10). Стихии раскладываются по столбам, создавая слияния, благоприятные сочетания и вражду. В деле участвуют также 12 зодиакальных животных из «земных ветвей», у них своя жизнь во всех домах - они, например, определяют брачных партнеров и судьбоносные наказания, и что-то еще творят во Дворцах Судьбы. Это реальный компас зла, который сдвигается во все стороны, давая массу сочетаний. Еще этот компас действительно указывает на зло. Временное и кармическое.

Зная полную дату рождения кого-либо, можно точно сказать, носителем какой стихии он является. Орден, к которому относится персонаж - вовсе не показатель его личности.

Так качества воды - ум, дар убеждения, спонтанность, многоликость, артистизм, высокие способности к аналитике и психологизм - вовсе не подходят Главе Ордена Воды Дзян Чэну.

Очень трудно развидеть это:


                                                     Интернет-мем


                                                    Интернет-мем


                                                    Интернет-мем

Застревание в реакциях, заботливость, чадолюбие, созависимость в отношениях, рефлексия по поводу собственной ценности, ожесточение и консерватизм - качества Земли Ян.

Также как жертвенность, игривость, прямодушие, романтичность, решительность, любовь к болтовне и способность взрывать общественное мнение - качества Огня Инь.


                                                   Интернет-мем

Земля истощает (погребает) Огонь, и потому трудно развидеть еще и это:

В этом месте мы расстаемся со схемой орденов Mo Dao Zu Shi и переходим к следующей стадии: Знак Личности.


                           Характеры персонажей по БаЦзы

Наивный пользователь системы У-Син (без всякого БаЦзы) первым делом сделает Знаком Личности каждого персонажа стихию его Ордена. Вэнь Чао равно Огонь. И в массе случаев будет прав! Автор, вероятно, тоже так сделал, подчас другого и не нужно. Достаточно поверхностной характеристики.

Однако Знак Личности человека в БаЦзы высчитывается по полной дате рождения. Он называется Господином Дня.

...я китайский бы выучил только за то, что им разговаривают поэты.

Орден Гусу Лань относится к стихии Металла:

  • время года - осень;
  • основное чувство - меланхолия;
  • звук - плач;
  • сторона света - запад;
  • моральный норматив - справедливость;
  • мифический зверь - Белый Тигр.

Два Нефрита Гусу попадают в две полярности металла без всяких спец.подсчетов (хотя будем честны - один из них водолей, другой весы, то есть оба они относятся к стихии металла /воздуха). Лань Ванцзы - Ян; Лань Сичень - Инь.

ГЛАВНАЯ  ПАРА  НОВЕЛЛЫ

 

Лань Ванцзы - Металл Ян

Меч


Одежды цвета стали

Представители Янского Металла - крайне целеустремленные люди, это жесткая активная энергия, приносящая мелочи в жертву глобальной цели. Такой человек обладает свойствами, схожими с клинком - твердостью, остротой, решительностью, несокрушимой волей, выносливостью и упрямством. Это прирожденный лидер. Он всегда подтянут, ухожен, во всем стремится к идеалу (психолог сказал бы - металл ригиден). Однако от его постоянной привычки «держать себя в руках» и внешнего лоска веет холодом и некой отрешенностью.

Металлу Ян важны правила, распорядок, предсказуемость. Чем спокойнее и логичнее отношения с другими - тем лучше. Даже в любви все должно быть по плану. Таких людей смущает и выбивает из колеи спонтанность.

"Справедливо" или "несправедливо" - это понятия, которыми Янский Металл действительно оперирует в жизни. Он способен рубить неудобную правду в глаза, не переживая о возможных последствиях. В людях Янского Металла отсутствует деликатность, и если они проявляют ее - значит, им пришлось поработать над собой. В профессиональном плане они требовательны как к себе, так и к другим, и зачастую занимают высокие руководящие посты.

Невзирая на свою колючесть и холодность, такой человек очень предан и надежен. Он всегда помнит добро, сделанное в его адрес, и готов разорвать на куски всех, кто обидит его друзей. Однако, когда он зол, лучше выпасть из поля его зрения, ибо каждый, кто попадется ему под руку, рискует быть уничтоженным взглядом или словом. Меч создан для того, чтобы сражаться и побеждать в сражениях. Поэтому внутренняя оценка таких людей повышается, когда они выигрывают. Если же они проигрывают, то могут потерять веру в себя.

Металл Ян любознателен, обладает хорошо организованным умом и любит производить впечатление своей интеллектуальной подкованностью. Поэтому часто кажется высокомерным.

В личных отношениях этот человек тоже напряжен и совсем не мягок. Он не приемлет критику в свой адрес, при этом критикуя других (чтобы избежать такой несправедливости, существует правило Гусу - не говорить о других за их спиной). Это можно либо принять, либо уйти с рельс, поскольку подстроить под себя Янский Металл невозможно.

Любовь для Металла - это хорошо выверенный внутренний круг людей с общими целями (оружейный склад). Тема свой/чужой звучит очень сильно. Присутствует безжалостный отсев «не своих» людей.

Кажется, что у Металла все очень рационально - однако непонятны критерии выбора им партнера. Нет никакой схемы, как таким людям можно понравиться. Об этом знают только они сами.

Свою любовь Янский Металл проявляет в создании простой и конструктивной обстановки для своих чувств. Никаких уверений в любви от него не дождаться. Он кажется безымоциональным. Он может сказать такие слова один раз, но будет верно жить с тем, кого выбрал, приносить в дом добычу, доходы и так далее.

Если в отношениях запросы Янского Металла не реализуются, он ограничивает свою энергию (уходит в минус). Металл Ян в минусе - это тревожность, контроль, ограничения и сильное давление на других. При отсутствии (пропаже) общих целей со своим партнером Металл Ян уходит без объяснений. Со стороны это может показаться неспособностью любить. Но это будет ошибкой.

* * *

При всей красоте и эффективности, этот характер кажется тяжелым и неинтересным. Как мог распрекрасный живчик Вэй Ин повестись на это? Их же с Ванцзы должно тошнить друг от друга. Полная несовместимость.

Честно говоря, трудно точно сказать, каков Знак Личности у Вэй Ина. Он приемный сын и всегда выбивается из общей массы, лишь формально неся на себе черты своего ордена. Вода?.. Земля?.. Дерево?.. Его полярность однозначно иньская - потому что два самца убивают друг друга, а не живут душа в душу. Никакой Ян против Янского Металла не выстоит, разве что Янская Вода (мировой океан). Этот да, утопит и не вздрогнет, и еще будет потом валять по гальке до полного износа, и я прямо не понимаю, где у нас такой фанфик.

Автор новеллы дала нам даты рождения главных героев по западному стилю, что всё ещё ничего не решает, хотя ограничивает круг полностью невозможного. Ванцзы - Водолей, максимальное проявление воздуха, то есть металла, тут все отлично. Вэй Ин - Скорпион, огненная вода. И если описание воды совершенно не подходит магистру дьявольского культа, но иньский огонь ложится как родной.

Вообще говоря, это литературный архетип: главный герой должен быть огненным. Вот как д'Артаньян, Наруто или Гарри Поттер.

 

Вэй Ин - Огонь Инь

Светя другим, сгораю сам


Черно-алые одежды как пламя в ночи

Стихия Огня:

• время года - лето;
• основное чувство - радость;
• звук - смех;
• сторона света - юг;
• моральный норматив - этикет, ритуал;
• мифический зверь - Алый Феникс.

Это самый романтичный Господин Дня.

Иньский Огонь подобен свету факела или огню костра. Его пламя нестабильно и изменяет свои очертания под порывами ветра. Обладатель такого характера чувствителен, игрив, импульсивен и уязвим. Жизнь всю жизнь учит его осторожности.

Огонь Инь - это луч света, что выхватывает из тьмы самое важное. Такой человек тверд в своем мнении и прямодушен, его тяжело переубедить. Упрямство его граничит с нетерпимостью и требовательностью. В разговоре с ним часто чувствуется напряженность.

Огонь может сжечь дотла, а может согреть и наполнить жизнью. Страстный и решительный, склонный к волнениям, но в то же время благоразумный и волевой Иньский Огонь способен на высокую концентрацию. Когда нужна поддержка - он будет рядом даже в ущерб себе. Человек Иньского Огня не умеет отдыхать. Это пассионарий, что несет в себе черты революционера.

Свеча дарит свое тепло, сгорая. Такому характеру свойственна самоотверженность, даже жертвенность. Он не станет блюсти лишь свои интересы, скорее наоборот: забудет о собственной выгоде во имя интересов других. Огонь Инь схож с горном, в которой плавится металл. Иньский Огонь символизирует взрыв - он "взрывает" общественное мнение.

В любви для Иньского огня важны широкие жесты, восхищение, эмоциональная близость. Но это не должно быть показным или пафосным. Иньский огонь - огонь домашний. Он всегда несет в себе некоторую тайну. Внешняя сторона отношений не столь важна, хотя красивые жесты на публику будут оценены. Но некой части отношений следует оставаться в тени, нужна романтика, недосказанность, «недопоказанность» (можно представить себе, через что переступил Вэй Ин, когда на весь храм огласил подноготную своих отношений с Ванцзы). У таких людей хороший вкус, они могут хулиганить, но не способны на пошлость. Иньский огонь любит красивых людей - гармоничных, красиво одетых. Сваренный борщ и чистый пол не имеют для них значения, если партнер в растянутых адидасах. Их спутникам нужно заботиться о внешности и уметь делать сюрпризы. Ванна с розовыми лепестками и благородный полумрак - говорят - очень понравятся (мне кажется - Вэй Ин предпочел бы ванну винища). Одним словом, Иньскому Огню нужно подбрасывать эмоциональные дрова.

Время иньского огня - ночь. Именно в холода и по вечерам такой огонь нуждается, чтобы близкие люди были рядом. И одновременно в это время он чувствует свою наибольшую силу.

Если в отношениях ожидания Иньского Огня не реализуются, он ограничивает свою энергию (уходит в минус). Например, крик в свой адрес и осуждение своего поведения заставляют Иньский Огонь сделать вывод, что его не любят (сам огонь при том может кричать и сыпать оскорблениями). В таком состоянии люди Иньского Огня начинают болеть. Они постепенно перегорают - и чувства гаснут. Не видя нежности, трепетности к себе, огонь иссякает.

* * *

Не смотря на положение в диаграмме (Огонь разрушителен для Металла - и это мы видим в ретроспективной части новеллы) тандем Янского Металла и Иньского Огня может быть успешным и продолжительным. Огненный партнер найдет способ расплавить твердое и холодное сердце человека-металла и отлить из него нечто стоящее. «Особенно хорош союз, - говорят специалисты, - если Металл Ян находит себе жену элемента Иньского Огня».

...Я ненавижу этот язык с мужьями и женами и тем более - женушками, а особенно - сбежавшими женушками! - и очень раскаиваюсь, что прочла новеллу до конца, включая Послесловие автора. Надо было остановиться после Храма Гуанинь и просто переваривать прочитанное. Но там же впереди еще полно страниц! Кто знал, что все содержание уже кончилось, остался фансервис, после которого даже сравнить кого-то с главными героями немного неделикатно. Это люди, за плохим сексом которых в подробностях наблюдает весь мир благодаря переводам. И в каждой стране читатель ужасается по-своему (кроме китайцев, которым все норм). Мне попадался весьма злой переводной текст про «каждый день». Дело происходит сорок лет спустя. Все измочалены и притомлены, рытье могил и битвы с мертвяками представляются пиром духа, а впереди вечность. Заклинатели же Бессмертные, или почти таковы. В общем, не надо было обещать невпихуемое, да. Все еще нет ничего лучше классики - герои вместе ушли в закат, а вы живите дальше со своим воображением.

Продолжение следует в другой статье

Загрузка...