Публицистика
Проза
Стихи
Фотографии
Песни
Тампль
Публицистика
Хогвартс
Драматургия
Книга снов
Рисунки и коллажи
Клипы и видео
Проекты и игры
Главная » Публицистика » Mo Dao Zu Shi » Роковой треугольник в Mo Dao Zu Shi


Роковой треугольник в Мо Дао Цу Ши
 
 

Речь пойдет о Трёх названных братьях, главах трех орденов (каждый стал им в свое время), связанных Клятвой, войной и победой. О людях, которые истребили друга физически и морально, желая только блага.

Это персонажи второго плана, которые при внимательном взгляде оказываются интересней основных, мало того - именно они формируют основную интригу «Магистра». Когда история заканчивается - поражаешься огромному и величественному полотну, на фоне которого пара главных героев разбиралась с собой. Это прекрасный литературный эффект, когда книга растет к финалу и вглубь и вширь. Но характеры этих персонажей намечены общими словами, и мы вынужденно воспринимаем каждого из них через удобный ярлык (через его репутацию или социальную маску).

В качестве справки нужно дать описание характеров этих людей согласно БаЦзы.


                                       ТРОЕ ДОСТОЧТИМЫХ

Лань Сичень, Глава ордена Гусу Лань - Металл Инь

Драгоценные украшения

Боясь причинить своей мощной магией вред живым людям, я взяла ранние арты персонажей, а не актеров дорамы и не скопированные с них образы. Но читатель может подставить сюда любое изображение)

Основное качество Иньского Металла - красота, изящество, отточенность движений. У таких людей тонкие черты лица, блестящие гладкие волосы, правильная осанка и хорошо поставленная речь. В них чувствуется порода и аристократичность. Иньский Металл, как дорогое украшение, всегда элегантен и притягивает к себе взгляды. Он любит комфорт и достаточно материалистичен. Бывает азартен или горделив. Хороший психолог, поэтому может манипулировать людьми в процессе достижения своих целей.

Просто запомните это место. Оно важно для понимания того, как идеальный человек смог провафлить две чужие жизни

Несмотря на все шансы быть избалованным, Металл Инь обладает острым умом и быстротой реакции. Он четко понимает, чего хочет, и заводит дружбу только с нужными людьми. Обладает великолепными ораторскими способностями и стремится к власти (это то самое «место среди избранных», которое ему словно бы гарантировано природой). Поэтому такие люди преимущественно встречаются среди политиков и крупных бизнесменов. Отдыхает чаще всего за границей (например, в чужом ордене Цинхэ Не), предпочитает активные виды отдыха (например, ночные охоты там же) и придирчиво следит за фигурой.

Забавно, что актер, сыгравший Лань Сиченя, очень похож на это описание. Он живет в роскошном особняке, аристократично играет на фортепьяно, имеет прямую осанку и - хотя по телосложению он чистая доска - постоянно сидит на диетах, даже в телеэфир попали его сетования на то, что он толстый.

Иньский Металл очень чистоплотен. В его жилище всегда порядок, и каждой вещи назначено свое место. Несмотря на природную тягу к красивой жизни, Иньский Металл соблюдает дисциплину и не приемлет разгильдяйства. Он пунктуален, чего обязательно требует и от других, ценит бытовые ритуалы. В личной жизни весьма эгоистичен, любит, чтобы его хвалили и восхищались им. Однако и сам не скупится на дорогие подарки, ему нравится удивлять и делать неожиданные сюрпризы.

Основная дихотомия Металла - серьезность по отношению к жизни и цинизм как следствие ее узнавания. Можно сказать, что это конфликт между идеализмом и прагматизмом. К своим делам Металл будет относиться как к идеальной сфере самореализации, пытаясь соответствовать лучшим образцам или принятым на себя моральным нормативам, но в любви будет прагматиком, который хорошо понимает, что идеальных людей не существует.

Любовь для Иньского Металла - это прежде всего собственное спокойствие и взаимное принятие друг друга. Любовь - это Комфорт. Не важно, что подумают люди, главное, чтобы сам Металл и его близкие принимали такую связь (Янский Металл, к слову, тут более жёсток - ему и близкие не указ). Такие люди сами умеют любить безусловно, но в них при этом достаточно сложности, неоднозначности и хрупкости, чтобы их нужно было именно «принимать». Им в отношении к себе необходим баланс между жесткостью и мягкостью.

Они умеют внимательно и чутко слушать других, при этом стремятся найти логику в услышанном, иначе не ясно, на что потрачены душевные силы. Люди Иньского Металла не выносят, когда им прессуют или загромождают мозг. Они ценят свое уединение и не терпят напряженности. Они не способны постоянно жить напоказ - хотя социального в их жизни очень много. Они ярки в обществе, но должны иметь дом с пижамой и тишиной. Не умеют стирать и готовить (работа с горячим и огненным отвергается, так как Огонь - враждебная стихия) - и забота об этой стороне их жизни ощущается как проявление любви.

Ну, все читавшие канон вспомнили, как Лань Сичень в бегах не мог постирать себе одежду. И за всю жизнь так и не научился.

Если в отношениях запросы Иньского Металла не реализуются, он ограничивает свою энергию (падает в минус). Это выглядит как уход в себя на фоне рассуждений о роке, фатальности в отношениях, предопределенности, губительной страсти, черной карме и прочем подобном. Эта депрессивная колкость металла - его базовое свойство (типичный сиционический Гамлет). Металл сам по себе - это грусть и депрессия. Ему необходим тот, кто привнесет в его жизнь немного оптимизма.


Грустно человеку одному


 

Не Минцзюэ, Глава ордена Цинхэ Не - Дерево Ян

                                                   Благородный кедр


Извините, он постоянно голый. Или без головы.

Человек, личность которого представлена знаком Дерева Ян - натура упрямая и принципиальная. Подобно большому могучему стволу он абсолютно не гибкий, и сломить его практически невозможно. Не желая приспосабливаться к обстоятельствам, он не приемлет компромиссов и будет до конца верен своим убеждениям. Внутренне страдая от неожиданных жизненных изменений и падений, он никогда не прогнется под ситуацию и до последнего будет отстаивать свои принципы. Такой человек не станет искать возможности смягчить свои слова, чтобы другие пошли ему навстречу.

Он, как и дерево, растет всю жизнь умственно и духовно, с удовольствием обучаясь и узнавая новое. Его становление происходит постепенно, но характеризуется высокой организованностью и огромной терпеливостью к людям. В работе такой человек дотошен, профессионален и обладает незаурядными руководящими способностями. Излишнее упрямство и амбициозность препятствуют быстрому схождению с людьми, хотя жизнерадостности такого человека можно только позавидовать.

Аналогично дереву, дающему тень, этот человек доброжелателен и полон сострадания. Обладая поразительной чуткостью, способен справедливо оценить ситуацию и оказать достойную поддержку нуждающимся. Делая акцент на высоких моральных ценностях, он ставит честность на первый план, не поддаваясь искушениям.

Человек Дерева Ян имеет надежный и устойчивый характер. Он умен, уверен в целях, прямолинеен и не боится трудностей. Недостаток скорости реакции восполняется высоким упорством, и наступает день, когда такому человеку покоряются все вершины.

Дерево - это стихия весеннего сезона, поры бурной растительности. Такие люди часто кудрявы или косматы, и надо заметить - в дораме «Неукротимый» посреди благочинной заклинательской гладкости самые буйные и завидные волосы - у Не Хуайсана (Дерево Инь).

Люди Дерева Ян обычно высокие, статные, сильные, и им нравится, когда партнер им под стать (Неяо скончалось, Нелань взлетела. Если читатель не понимает о чем речь - она о физическом росте. Не Минцзюэ - самый высокий персонаж канона, Лань Сичень не намного отстал). Это тот тип, которому важна внешняя сторона отношений и визуальная гармония. Насколько эстетичен партнер, как они выглядят вместе. Не глупо ли. Янское Дерево любит глазами. Не важно, сколько такой человек говорит - на самом деле, он СМОТРИТ.

Основная дихотомия стихии Дерева - это перепад от агрессии (состояния и подъема и упадка жизненных сил) до апатии (унылая пора - состояние энергетического застоя). Также, как всякое дерево замирает зимой, человек со знаком Дерева Ян порой переживает холода - периоды отчуждения. В обычном состоянии Дерево Ян контактно, но хорошо знает собственные границы, и потому не терпит слияния с ним. В периоды апатии границы закрываются, и кроме угрюмой молчаливости наружу выходят только четкие приказы и официоз.

При невозможности направить свою энергию в конструктивное русло - находясь в минусе - человек стихии Дерево Ян агрессивен. Это выражается в обидах, ревности, груде упреков, гневе - словом, см.отношения с Мэн Яо в серии 41)).

В любви таким людям важна ясность и общая цель, общие интересы, совместный досуг. Сильное Янское Дерево толерантно и общительно, в идеале для него не бывает «чужих», и оно хочет видеть в близком человеке высокую коммуникабельность, открытость, телесность. Прогулка, при которой держатся за руки - самая естественная вещь, как и объятия, рукопожатия, одним словом - сплетение ветвей. Язык любви Янского Дерева - это совместно переживаемая радость, присутствие рядом с избранником, «следование общим путем».

  Вместе с младшим братом


 

Мэн Яо, приглашенный адепт Цинхэ Не / приглашенный адепт Цишань Вэнь/ Глава ордена Ланьлинь Цзинь под именем Цзинь Гуанъяо - Вода Инь

Многоликие облака

 

 Цзинь Гуанъяо

Мэн Яо родился под знаком рыб на территории ордена Юнмэн Дзян (вода) в городе Юн Пин и прожил там до 14 лет. Ни одно из описаний Господина Дня не подходит ему так хорошо, как Вода. Вода - это единственная стихия, сочетающая чувственность и интеллект (если в толпе людей закричать «эмоциональные направо, умные налево», то несколько человек застынут с улыбкой Сфинкса. Вот это и есть Вода).

Человек Иньской Воды пластичен, переменчив и непостоянен. У него много лиц - от жестокого ливня до утренней росы. Иней, снег, лед, водопад, широкая спокойная река, черный омут, прозрачный туман, испарина жаркого дня - он способен принять все эти формы и быстро сменить одно состояние на другое, кардинально противоположное (в каноне есть несколько ярких описаний таких перемен - собственно, эта абсолютно убедительная «игра лицом» и делала Яо столь опасным противником).

Словно имея универсальный ключ, открывающий любые двери, этот человек может найти подход к каждому. Как правило, именно ему доверяют сердечные тайны и к нему же идут за советом. Он обладает поразительной интуицией и мудростью, благодаря чему способен принимать наилучшие решения.

Вода очень умна и самодостаточна. Это самые самостоятельные люди. Они прекрасно умеют слушать других с эмпатией и сочувствием, но на самом деле любят говорить (возможно, и капать на мозг). Прекрасные аналитики. У Воды всегда есть личное обоснование, почему все случилось именно так, а не иначе, и почему сами они поступают определенным образом; они могут обосновать что угодно, и им поверишь. Их дар убеждения столь велик, что кажется гипнотическим. Но живут эти люди чувствами.

Палитра эмоций Иньской Воды чрезвычайно богата. У нее огромный внутренний мир, скрытый под зеркальной поверхностью. Поэтому человек Иньской Воды знает, как открыть потенциал в других людях с помощью мягких средств: без грубости и насилия. Если же грубость обращена на него самого, этот человек не покажет виду, что обижен, и найдет способ обогнуть преграду.

Вода Инь ненавидит ограничения, и хотя весьма работоспособна - хорошо делать будет только то, что ей нужно.

Иньская вода - очень женственный элемент, вроде бы нежный и ранимый, внешне хрупкий, но как любую Воду ее отличает большая стойкость, стрессоустойчивость, и именно Иньская Вода способна на дикие поступки. Наибольшее удивление в окружающих вызывает несоответствие между кажущейся внешней мягкостью такого человека и совершенными им действиями.

В одежде и еде такой человек неприхотлив, внешне скромен, достаточно начитан, хорошо обучается новому, поэтому с ним интересно общаться. Благодаря своей толерантности он умеет скрадывать «острые углы» и уходить от конфликтов. Очень терпелив. На его лице будет улыбка, даже если собеседник не вызывает в нем никакой симпатии.

При этом людей Иньской Воды отличает сильная погруженность в себя и загадочность - вокруг них всегда много неопределенности, туманности, иллюзий. Они сами создают иллюзии подобно изменчивым облакам. Часто тяготеют к мистицизму, могут предаваться гаданиям, предсказаниям, чтобы избежать рока и злой судьбы. Такие люди склонны к навязчивым идеям, иррациональным залипаниям в «фатум». Но они слишком умны, чтобы не суметь вычленить рациональное зерно. У любой воды - и иньской и яньской - развито логическое мышление и интеллект. Поэтому не стоит доверять тому, что Иньская Вода утратила связь с реальностью. Таких людей просто напрягает реальность, о которой они уже все поняли и не нашли в этом утешения.

В любви человек Иньской Воды ценит самодостаточных и активных людей. Но еще более ценит деликатность в отношениях. Любовь для него - это полное принятие его и его личных особенностей, интеллектуальная схожесть, уважение границ.

Чтобы заслужить любовь такого человека, надо сделать его сказку реальностью. Позволить ему выразить свои фантазии и творческий потенциал, но никак не на поле бытовых проблем. Вода любит поглощать информацию и путешествовать - она подвижна. Ей не важна стабильность - спонтанность и перемены более ценны, хотя эта спонтанность и парадоксальна («мы спонтанно продолжили делать то, что делали прежде»).

В состоянии энергетического минуса Иньская Вода чувствует страх. Поэтому она начинает контролировать всех и вся, появляется гиперопека, навязчивость, удушающая забота, а также уход в себя и фобии. Вода в минусе (страхе) оказывается тогда, когда она не движется, заперта, ограничена. Когда нет развития ситуации, и остается только ждать (избавления).

                                             Хорошо человеку одному

                  ______________________________________________



                                                  НеЛань

Пора снова расчехлить схему.

изображение №8

Судя по характеристикам Знаков Личности Лань Сичень и Не Минцзюэ - люди разных миров, и уже при шапочном знакомства их должно друг от друга подташнивать. Высокий и красивый Лань Сичень при том может произвести благоприятное впечатление - но лишь до тех пор, пока его порода, аристократизм, стальная логика и общая изысканность «сокровища» не дадут себя знать. Не Минцзюэ для Сиченя без вариантов простоват, топорен, нечуток к намекам, неинтересен - одним словом, это бревно, которому место на плацу.

Однако! В каноне эти люди не только дружили и находили общество друг друга приятным - они побратались. Провижу, что статус старшего сына и будущего Главы Гусу Лань не мог позволить Сиченю так просто скинуть со счетов другого будущего Главу самого военизированного ордена. Не знаю, откуда китайские заклинатели берут свои клинки - но в горах Цинхэ полно металла. В бою адепты Цинхэ Не ведут себя как мясники - то есть хорошо, если они за вас. Личные ожидания - не повод не наладить дипломатические отношения с нужным человеком. Согласно Кругу Доминирования отношения с Не Минцзюэ полностью зависят от Сиченя. Полагаю, он решил потерпеть.

Полагаю, в какой-то момент ему открылась другая сторона: простота как следствие внутренней организованности, терпимость, снижающая напряжение. Четкость, на которую можно опереться. Инструментальность - качество, свойственное самому металлу - способность качественно и технично делать свое дело. Искренность, пусть немногословная. Ну и надо признать - Сичень достоин восхищения. Он хорошо играет на флейте! Чужое восхищение можно стыдливо проигнорировать - но забыть его нельзя.

Есть еще один аспект, который важен в жизни боевого даоса в период его становления. Рукопашные драки на выживание. Тренировочные бои на клинках - это стильно, благопристойно и... немного понарошку. Техники ордена Гусу Лань в основном дистанционные. Я думаю, именно Минцзюэ, который был старше Сиченя и никогда не был монахом - только кшатрием - помог последнему наладить отношения с собственной телесностью. При этом он для Сиченя совершенно безопасен - агрессия Дерева разбивается о Металл, так что есть подозрение, что в этом союзе Лань Сичень всегда был немного «принцессой».

Самое же главное, что привнес в жизнь Сиченя Минцзюэ - оптимизм (с точки зрения благородной меланхолии он часто выглядит по-детски).

Однако невзирая на лирику истинный мотив НеЛани - Депрессия/Агрессия.

Основным содержанием в этой паре является старая как мир технология борьбы с отчаянием при помощи злости. При горении дерево выделяет тот огонь, который плавит металл и придает ему форму.

Мягкий Сичень меланхоличен и рассудочен, как всякий дважды Металл (весы/Гусу), его внутренняя динамика - баланс трезвого прагматизма и высокой нравственной планки ожиданий (высокие идеалы - это слова, которыми не оперируют сетевые психологи; но мы будем). Стихия Металла связана с эмоцией краха, разочарования, горя, депрессии, разбитых планов и надежд.

Высокие надежды Сиченя воспринимаются Не Минцзюэ как серьезные запросы - то есть как нечто, во что стоит вглядеться. Серьезный запрос - это, например, прикрыть орден Цишань на его же территории при помощи шпионских разведданных; побороться за нормализацию ци; стать названными братьями, чтобы консолидировать лучшее и не утратить человеческие лица. Сострадательно относиться к чувствам ближних - уважать, например, дурную любовь Ванцзы или усилия Яо выбраться из житейских ям, никогда не осуждать без доказательств и так далее. Эти серьезные запросы вдохновляют Минцзюэ на немедленные действия, потому что исходно соответствуют его принципам гуманности. И он реализует Сиченю его идеи, видит в этом логику и движение вперед. Сичень является заказчиком в этом союзе.

Невозможно утерпеть и ограничиться лишь текстом новеллы. В ней мы видим стального генерала Жукова причем лишь в пересказе, чужими глазами. Дорама сделала Минцзюэ полноценным персонажем и внезапно показала эту человечность, податливость на хорошее дело, покровительство молодняку, из-за чего русский фэндом тут же окрестил актера «батей».

Но Минцзюэ контролирует аппетиты Сиченя - когда постфактум, когда в процессе деятельности, а порой и в ее начале - критической оценкой или гневом. Это никак не мешает ему продолжать подрываться делать то и это - потому что деятельность приносит удовлетворение. Это те самые общие интересы и общие цели, радость совместного бытия. Меланхолия Сиченя - источник движухи. Однако провал Минцзюэ в самодеструкцию (искажение гнева вовнутрь) или в апатию - бьет по прагматизму, рациональности и жизненной силе Сиченя, и именно так осуществляется контроль.

Эти процессы идут помимо сознания, на уровне стихий. Удар по прагматизму для Сиченя (налаженный процесс сломался, непорядок!) - это напряжение, дискомфорт, роковые обстоятельства, вслед чему приходят печаль и депрессия. Депрессия Сиченя вызывает у Минцзюэ ярость, потому что - не взирая на терпимость - он не умеет утешать; хорошим средством от печали ему представляется драка с зомби или дать в торец, встряхнуть загрустившего, чтобы попустило. Но это же изящный Сичень с понурой головой, поэтому да - гнев и еще раз гнев.

Да простит меня читатель - именно тут находится тот самый случай с ХС, когда игрок типа Дерево Ян вместо тысячи слов упавшему напарнику, которого подъел дементор, стал пинать того ногой, чтоб не разлагался. Жаль только, что не все читают БаЦзы!

Неконструктивная жажда разрушений активизирует в Сичене рациональное зерно, и он выдает одну из тех идей, которые могли бы улучшить мир. Тут круг замыкается и начитается сначала.

Однако металл рубит дерево - и это говорит о том, что Минцзюэ должен рухнуть первым.

Но есть и плюсы. НеЛань - это полный набор дополняющих противоположностей Запад/Восток; Осень/Весна; закат/рассвет; зрелость/детство; штиль/ветер идея/материя; завершение/зарождение; белый тигр (и потому инь)/зеленый дракон(и потому ян); сохранение/растрата (это не про части тела - но тему уже не выкинешь); потусторонний мир/земной мир; власть над собой/власть над другими; супер-эго/эго; прошлое/будущее. Облачные Глубины (скрытое в высоте; чистый мир совершенства) противостоят Нечистой Юдоли (грешному миру; буддийская метафора земной жизни). Лань Сичень и Не Минцзюэ как главы орденов гармонично уравновешивают друг друга.

 изображение №9

В соответствии с кругом стихий в БаЦзы Не Минцзюэ символизирует для Лань Сиченя роскошь. Пространство возможностей. Это то «богатство», которое контролирует сам человек (Лан Сичень). Обычно здесь располагают дом, имущество, кредитные карты и супружеский очаг. Так что Лань Сичень управляет Не Минцзюэ потому, что так решили звезды.
Роковой треугольник в Мо Дао Цу Ши - 1, изображение №10

Для Не Минцзюэ - соответственно - Лань Сичень символизирует аспект Власти (авторитет). Она бывает праведной и неправедной, и - к несчастью - это не зависит от характера человека. Но вычислить что-либо точно мы не можем из-за отсутствия данных.

Отношения, в которых люди являются друг для друга носителями богатства и власти (то, что ты контролируешь/то, что контролирует тебя) - это классика страстного брака, где иньская «жертва» (Сичень) занимает доминирующую позицию, а янский агрессор (Минцзюэ) - виктимную.
Роковой треугольник в Мо Дао Цу Ши - 1, изображение №11

В полном соответствии с древнейшей кастовой иерархией «брамин → кшатрий → вайшья → шудра» это практически Монах(Маг) и Воин(Боец). Куда бы ни пошел ты, всюду встретишь Лавлесс. На уровне символики орденов Глава самого возвышенного ордена аскетов с тремя тысячами правил поведения управляет Главой самого воинственного ордена, где союз с оружием скрепляется кровью, а оружие после смерти хозяина хоронится в отдельном некрополе (чтобы не взбунтовалось). Всех представителей клана Не - как и Минцзюэ в свой черед - губит металл, постоянно требующий крови, выплесков ярости и самой жизни.

...ну, просто обычно это бывают сабли.

Мало стекла


Повтор схемы для тех, кто читает не подряд.

изображение №1


                                                       НЕЯО

Внутренняя динамика Мэн Яо (Вода) совершенно иная: он существует на качелях воли/страха («хочу, но боюсь» - написали бы фикрайтеры, но мы не будем!) Воля как предельная точка желания, как двигатель к цели конфликтует в нем с ужасом не только перед последствиями, но и перед самим действием; конфликтует с неуверенностью, незаконностью своих стремлений, со страхом не справиться, но и со страхом опустить руки - предать собственную волю. У Яо насыщенная внутренняя жизнь (это тоже «Гамлет» - но не соционический, а самый что ни на есть Шекспировский).

один из многих йориков

Яо каждый шаг делает через собственный страх, и потому понятны как его гордость своим преодолением («я и *они* - мы различаемся!» - это сказано о тех, кто ничего не преодолел, получил все на готовом блюде), так и немного пострадавшая совесть (источник моральных страхов). Ужасное лицо при убийстве командира - полное темного триумфа - может быть лицом человека, который победил себя, смог переступить через очередную черту.

Воля Яо стремительно выводит Не Минцзюэ из любого застоя, да и просто выбивает из налаженной колеи; и делает это напрямую. Не как вдохновение или идейное руководство, а как страсть, как повод взорваться и выгулять свой гнев на системном полигоне. Воля Яо придает Минцзюэ жизненных сил, тонуса, она активирует его лучшие черты - великодушие, решительность, нравственную силу. Но она же расширяет зрение на 360 градусов (чтобы бдить!)

Отлично показана в дораме первая встреча Не Минцзюэ и Мэн Яо. Глава ордена решил выразить одобрение бойцу, а в итоге сделал выговор всему строю и взял бойца в личные помощники.

Однако агрессия Минцзюэ постоянно бьет по страху Яо, как по старому перелому, и это то, что ни один из них не может контролировать. Минцзюэ живет на топливе гнева - мифологически это гнев на мертвечину, распад, лень, неподвижность, угасание («осенняя» меланхолия Сиченя), инертные силы земли, которые должен пробить росток дерева, чтобы осуществить жизнь. Это гнев на консервативные, заскорузлые «дурные нравы» тех козлов, что пьют воду из рук человека и по привычке, бездумно тут же потрошат его словами (что не помешает Минцзюэ гораздо позже поступить совершенно так же - потому что технология ярлыка работает, даже если ее ненавидишь). Если ничего не сделать - все останется так же хреново, потому что мир в своей сущности инертен (отчего наступает опустошение), однако он проминается силой неравнодушия (в период душевного подъема). Весна сильней зимы, и когда на реках ломается лед - стоит треск. Яо как вода (вода китайская, она не та, что наша аква меркулиалис!) связан с зимой, севером, холодом, консервацией и смертью. Он - плоть от плоти того заскорузлого мира, где терпячка - основа выживания, и никакой законной силы настоящего полковника сорвать козлам резьбу у него нет.

Лишь при помощи денег, блата, посулов и прочих подачек Яо может стать хозяином своей жизни. Вода щедро льется наружу, когда ее много, одна из ее задач - перенос (распределение) благ. Как иметь дело с продажными, жадными или скупыми людьми, Яо знает с рождения. Но он не может вынести силовую агрессию, когда вопрос решается не красным конвертом, а рукоприкладством, физической болью, объявлением войны, спонтанным подавлением, стиранием в порошок - просто потому, что ты метр с кепкой и точно не сможешь быть эффективен при ответе. Можно по-разному смотреть на психику Яо, но есть мнение, что защитить свою мать от оплаченного грубого бугая, будучи ребенком, Яо бы не смог, и чувство полного бессилия перед грубостью могло остаться с ним вместе с синяками (что-то такое есть в каноне). Драма заключается в том, что страх - это паттерн в голове, а вовсе не реакция на реальную угрозу. Поэтому, думается, Яо потребовалось раскатать Минцзюэ по полу в плену, чтобы переступить через очередную ступень своего ужаса. Являлся ли Минцзюэ реальной угрозой для Яо? До этого момента нет. Минцзюэ не знает, как устроен Яо, и интерпретирует его на свой уровень понимания. Потому что бесстрашный человек никогда не поймет трусливого, честный от полноты - лгущего от недостатка, как и напротив: одержимый матерью - одержимого отцом. Минцзюэ с вероятностью до конца жизни не понял, чем заслужил такую ненависть к себе. Вряд ли он мог допустить, что пугал Яо не своими поступками или угрозами, и даже не «решительным характером», а модусом существования. Что дело вообще не в подлости, а в страхе.

Однако динамика отношений в этой паре такова, что Яо, борясь со своими внутренними демонами, создает себе демона снаружи, поименовывает его, назначает врагом (и даже сетует на него Сиченю, то есть выносит творение своей психики наружу, к зрителям). Сичень жалеет и защищает Яо перед Минцзюэ (Яо скромно молчит или лепечет «не утруждайтесь»).

Это лавирование дает изобильные плоды. Минцзюэ энергетически зависит от Яо (вода питает дерево; Яо для Минцзюэ - ресурсная опора, это тот человек, кто действительно может понять нужды и покрыть их, даже если они из области эмоций или психики). Так что когда опора начинает шататься и дурить - Минцзюэ не может не ответить. Кроме того - это ощущается как несправедливость, и действительно является ей (субъективное особенно чужое не может быть справедливым или несправедливым).

Для самого Яо Не Минцзюэ - это точка самореализации. Психика Яо не только более подвижна, но и более сильна, и изначально она черпает в Минцзюэ повод для самоотдачи и удовольствие. Поэтому, пока Яо был помощником Минцзюэ, все было отлично, золотое время.

Невозможно не поместить сюда эту иллюстрацию, хотя она сделана по образам дорамы.

Яо без всяких моральных усилий тратился на работу, которую сам Минцзюэ делать не мог, и получал не только удовлетворение своей состоятельностью, уверенность в своем месте под солнцем, но и человеческую благодарность (уважение). Большинство его замечаний, рекомендаций и предложений принимались к сведению, и Яо мог видеть, как его деятельность «улучшает» его работодателя, в чем-то «создает» его. Разумеется, обратным эффектом таких отношений Дерева и Воды является истощение Воды, но запросы Минцзюэ на этом этапе никогда не были избыточны. Однако память о такой динамике была впоследствии с блеском использована уже Верховным Заклинателем Яо в жалобах на старшего названного брата, который доводит его до ручки.

Роковой треугольник в Мо Дао Цу Ши - 2, изображение №4

Занятно, что тот же тип отношений у Яо должен быть с Не Хуайсаном (Дерево Инь), с которым они ровесники. Этот почти «родительский» вклад более зрелого Яо в детски непосредственного и порой растерянного Хуайсана хорошо показан на периферии канона, и даже в нем самом - в сцене сжигания вееров.

Роковой треугольник в Мо Дао Цу Ши - 2, изображение №5

Все сломалось в тот момент, когда ток пошел в обратную сторону, против шерсти. Когда Не Минцзюэ - в соответствии со своими моральными принципами - решил улучшить или хотя бы ограничить Яо (очень умный Хуайсан так не поступил, все сделал издалека).

Вода не терпит ограничений. И когда она оказывается стиснута рамками или вырванным у нее обещанием - блокирует свою энергию, проваливаясь в фобии (контроль со стороны Сиченя вызывает в Яо блокировку с другим типом реакции: Яо выдает гиперопеку).

Минцзюэ не видит фобий Яо и не понимает, почему на самом деле ему перекрыли кран. Но чувствует, что человек, стоявший к нему лицом, внезапно повернулся задницей. Стандартная реакция на недостаток энергии у Минцзюэ, как сказано выше, одна: ярость. Его сощуренные глаза, слезы, выход вон, как и крики, броски, защита личного пространства и хватание за лацканы - самозабвенны, словно в них к ярости примешивается удовольствие. Яо сторонится резкого физического контакта, фонтана страстей - и провоцирует именно их, и Минцзюэ своей звериной интуицией знает это - и знает, что приглашен, оправдан, желанен именно в этом качестве. «Нет-нет, только не это, мне так стыдно, господин!» - принятая формула в веселых домах, которая показывает, как на самом деле правильно развивается ситуация, однако без отрицания выйдет цинично и словно бы без всякой приличной игры.

Неудивительно, что при искажении ци именно Яо застит Минцзюэ белый свет.

С символической точки зрения переход Мэн Яо под крыло ордена Ланьлинь Цзинь и смена имени - особенно в то время, когда Яо возглавил Ланьлин и стал Верховным Заклинателем - «меняет» его стихию Воды на стихию Земли. Разумеется, характер и натура Яо остались прежними - но динамика отношений в рамках У-Син не могла этого не отразить.

Схема отражает желаемое доминирование, которое наконец наладилось благодаря воцарению Яо в том ордене, в который он рвался с рождения

Чем «выше» забирался Яо - тем напряженней становились его отношения с главой ордена Не. Дерево подавляет Землю и может ее уничтожить. Поэтому ужас Яо рос прямо пропорционально его продвижению по службе.

В мире заклинателей, где смерть не является концом сюжета, история должна завершаться лишь по достижении душевной гармонии (когда больше нечего решать - тогда карма истаивает). Яо осуществил свою волю - добился всего, чего хотел. Но с вероятностью он не разобрался со своим страхом (кстати, страх потери лица и привел его к разоблачению и краху в конце). Лань Сичень, за спину которого порой прятался Яо, мог закрыть его собой в дневном физическом мире - но не во внутренней тьме сознания.

Яо в итоге разделал и прикопал своего врага - но, видимо, память о собственной беззащитности перед ним и о дрожи рук с топором осталась. И поэтому в финале автор оставляет для Яо «сто лет» на теперь уже по-настоящему травматичный контакт с Минцзюэ в ящике, откуда не выбраться. А ведь именно Яо сделал Минцзюэ тем, кем боялся и хотел видеть: бессмертной безмозглой машиной для убийства. А для кого Яо так постарался? Верно - для самого себя. Тренажер «сделай сам» - на деле достойная практика для адепта, который стремится к совершенству небожителей.

Вода символизирует ид, бессознательные силы психики. Дерево - изначальное эго, первую персонификацию. Ну что сказать? Бессознательное управляет сознательным, если не интегрировано. Минцзюэ хотел интеграции, но эта интеграция Яо была не нужна.

Однако по У-Син весна сильней зимы, и она наступает, даже если планы на 8 марта давно похоронили.

Без картинок с Саломеей этот пост недействителен!

Без картинок с мертвецами этот пост недействителен!

зеркальные финалы



                                                         СИЯО

СиЯо - гармоничная пара интровертов, в которой символическая Зима (Яо) завершает долгую агонию Осени (Сичень), и Осень остается в белых как снег траурных одеждах. Так написали бы поэтичные девочки в фанфикшне! Но мы не станем. Хотя в динамике У-Син Яо для Сиченя действительно могила всех надежд.

Металл (Сичень) усиливает и питает воду. Вода (Яо) истощает металл, заставляет его ржаветь. Яо - это феномен, который «все портит», даже не прилагая к этому сознательных усилий. Сам Сичень для Яо на бытовом уровне - билет в рай (Ресурс). Это очень престижное знакомство, которое скрашено безопасностью, нежностью, приятностью во всех отношениях, несомненной пользой для саморазвития и - главное - оно повышает самоуважение, делает Яо тем, кем он и хочет быть. Словно бы Сичень «видит его в истинном свете». Яо для Сиченя - его любимое творение, его символическое дитя.

Вода для Металла является детищем, заземляя его инфернальные стороны и в некотором смысле привязывая к реальности. Имя Сиченя - Лань Хуань - содержит в себе «водный» корень «разлившийся, растекшийся», что, по мнению переводчиков, сделано, чтобы уравновесить «металл» Сиченя, превалирующий в его карте. Титул Сиченя «Цзэу-цзюнь» - Господин Озерных трав (в значении «Податель милостей») - тоже содержит водный иероглиф. Одним словом, Лань Сиченю в его балансе стихий не хватает воды. И вот пришла вода, и стало счастье.

 изображение №11

Яо нравится себе в обществе Сиченя, и это взаимно. При этом Сичень очарован теми чувствами мягкого покровительства, которые он испытывает, и которые находят крайне благодарный ответ. Сияющие глаза Яо бесценны. Есть смысл помогать ему и дальше!

А Яо нравится, что Сичень на самом деле «не видит его», не обращает внимания на странности, нестыковки, слухи, прямые подозрения. Зима сильнее осени и рано или поздно возьмет свое, и это понимание своей силы гарантирует Яо столь необходимое ему чувство безопасности. Лань Сичень - единственный человек в окружении Яо, который способен им восхищаться, наслаждаться проведенным с ним временем, никак не задевать происхождение Яо, не придавать тому значения - и не скрывать всего этого. А также это единственный человек, который не ставит оценок (держит свое мнение при себе либо же вовсе не имеет мнения, исповедуя буддийское «никак»). Лань Сичень верит в свою прекрасную иллюзию, и в этой иллюзии Яо по-настоящему расцветает. Ничто не нужно людям так сильно, как чужая безусловная вера в них.

СиЯо: совершенство розовых очков.

Почему не написать про любовь?..

Я не пишу о ней, потому что - вопреки всему жизненному опыту - любовь у меня никак не сопрягается с ложью. Поэтому я буду писать про БаЦзы.

Яо символически представляет собой полюс холода, и если под ветром* Минцзюэ из него лезет весь нажитый скарб - то при суши и штиле** Сиченя есть только благолепие и стабильность, а также эстетика ритуальных устойчивых форм (оба Господина Дня ценят ритуалы).

*качество Дерева и весны

**качества Металла и осени

Страх - ведущая эмоция Яо - делает печаль Сиченя более утонченной, предметной, глубокой. Параллельно меланхолия способна убаюкать страх, превратить его в призрак. И даже в некую разменную монету, потому что великодушный грустный человек теперь имеет реальный повод решать чужие проблемы, что делает связь более прочной.

Рациональность и прагматизм Сиченя отлично помогают Яо с его страхами, реальными и наигранными. Конечно, это приводит к некоторому истощению - зато Воля воды заставляет идеалы Сиченя постоянно быть на подъеме, а самого его продуцировать новаторские планы, одним словом - способствует креативности. Яо делает Лань Сиченя великолепным, реализованным, счастливым.

Яо хочет в орден к отцу, теперь он уже не мальчик с улицы, а личный помощник главы клана Не, надо бы упросить Минцзюэ отпустить его... нужно устроить судьбу человека, чтобы сбылись его мечты... Да зачем такие сложности, Лань Сичень, - говорит Минцзюэ, - вот письмо с рекомендациями, пусть идет жить свою жизнь, а я без помощника на войне подожмусь как-нибудь...

Яо пришел к отцу и убил там кучу своего же народа в спину чужим оружием - чтоб никто не догадался. Минцзюэ по старой заботливой памяти искал его в подлеске, и все увидел. Какого хрена, Мэн Яо?! Иди сдавайся! Да сейчас, разбежался... просто полежи под отравой, забудь меня, выхода нет, прости - никак нельзя мне сдаваться. «А что это ты про Яо ничего не говоришь, нашел его?» - спрашивает Сичень. «Лучше б не нашел, сволочь он, своих резал», - говорит Минцзюэ. «Да не может быть! Ты наверняка не так понял».

Яо стал анонимно сливать из штаба врага стратегическую информацию - у нас есть План! (Сичень принес карты и соображения). Раздавим врага изнутри, нападем тут и тут! Хорошо, - говорит Минцзюэ, - я пойду туда и убью главного босса, пока вы нападаете по слабым точкам, это удобный момент. А если не вернусь - считайте коммунистом. Очень хорошо, все довольны (особенно Яо, который дал дезу; и Сичень, который успел в последний момент, чтоб защитить Яо от гнева пленника).

Яо после войны остался героем не у дел, а он так помог всем нам, убил босса (тот зазевался, избивая Минцзюэ), надо с ним побрататься, защитить от злых языков, что всегда за спиной. Но он мерзавец с некоторой точки зрения, - говорит Минцзюэ, - не выйдет ли вероломства? «Но, брат, человек способен измениться при должном к нему отношении, разве достойно помнить прошлое?» Ну хорошо, вот формула клятвы, вот мое слово верности, мавр сделал, что мог. Если обманет нас Яо - считайте меня коммунистом. Все довольны. Особенно Яо - названный брат нейтрализован.

Вот Яо плачет, брат, что ты не любишь его и пугаешь, а ведь он мог бы помочь тебе с балансом ци, играть тебе на гуцине, как прекрасно было бы вам снова стать ближе друг к другу. Я и песне секретной его научу. Но Яо с некоторой точки зрения ненадежен, да и играет вроде бы паршиво, то ли дело ты сам, если так приперло. «Нет, нет - идея совсем не в этом, а чтобы вы с Яо...» Ну ладно. Но если что пойдет не так и станет только хуже - считайте коммунистом. Все довольны. Кроме читателя, который к последней главе просто не знает, куда девать глаза.

В этом тройственном союзе Яо выступает активатором, Сичень заказчиком, Минцзюэ - исполнителем.

Почему Сичень так однозначен в вере одному и не вере другому? Потому что в отношениях иньских полярностей Сиченя и Яо нет судьбоносной деструкции, а в отношении Сиченя и Минцзюэ есть (металл разрушает дерево). Даже после символического перехода Яо в иную стихию - через орден Ланьлинь - его отношения с Лань Сиченем не пострадали. Даже напротив: Сичень оказался привязан к нему еще прочней.

Мэн Яо как «Земля» в позиции Ресурса для Сиченя. Если раньше Сичень тратился на Яо добровольно - то теперь он без него не может существовать.


С точки зрения Круга Стихий земля порождает металл, и тот Лань Сичень, которого мы видим в финале - уже обо всем догадавшийся, но из последних сил закрывающий глаза на правду, Сичень, который не может допустить, что его комфорт так дорого обошелся, который пошел в ловушку храма Гуанинь, лишился в нем сил и не смог помочь никому, кто оказался там позже и в худшем положении... Сичень, которому не хватает ни моральных, ни иных сил остановить Яо (своего энергетического кормильца) от последних преступлений - это действительно порождение Мэн Яо - самое страшное, потому что оно живое.

Качества стихий и смертные грехи в характеристике орденов:
Нечего сказать на деле о всех Главах ордена Ланьлин, кроме того, что пионы у них знатные.
Нечего сказать на деле о всех Главах ордена Ланьлин, кроме того, что пионы у них знатные.

PS. Лань Сичень - это персонаж, который никогда не стоял под прямым ударом. Его стихия Металла для прочих рассмотренных здесь - неуязвима. Никто не может причинить ему вреда. Возможно, такая позиция заставляет человека Металла думать, что его действительно любят, ценят, лелеют, хранят, и происходит так, потому что он хороший. Потому что живет по правилам и никому не хочет зла.

Даже деструктивная для него стихия Огня обошла Сиченя стороной - потому что при нападении Вэней (огонь) на Гусу дядя отправил будущего Главу ордена в бега. Конечно, ему было велено спасти книги - но кто знает, может дядя Цижень просто получше знал У-Син.

И хотя Цишань Вэнь сжег резиденцию Сиченя, убил его отца и чуть не убил младшего брата - удар был косвенным. Куда более метким и разрушительным (и совершенно нежданным!) стал личный Огонь магистра дьявольского культа. Вэй Ина.

Вэй Ин раскопал всю подноготную истории с названными братьями и частями тела, нашел Голову - и единственный из всех заметил музыкальную фальшь в Песне Очищения ци. Вэй Ин указал на Виновника. И таким образом развалил весь внутренний мир Сиченя.

Но главное не в этом. А в том, что пострадал Лань Сичень от воды. От тех мировых вод, которые утопят металлический предмет и не спросят, и еще будут валять его по гальке до полного износа.

...Кажется, я только что написала этот фанфик

конец храма Гуанинь

PPS:

ИЗВИНИТЕ, НЕ СДЕРЖАЛСЯ


Загрузка...