Публицистика
Проза
Стихи
Фотографии
Песни
Тампль
Публицистика
Хогвартс
Драматургия
Книга снов
Рисунки и коллажи
Клипы и видео
Проекты и игры
Главная » Публицистика » "Спартак" Кремлевского балета


«Спартак», Кремлевский Дворец

 

смотреть статью ВКонтакте

Итак, на меня внезапно упала с небес контрамарка в партер Кремлевского Дворца. Мечты сбываются!

Но что-то тревожило. Как-то зал пуст. Не те фамилии на афишах, где мой Григорович? Почему всего два действия?.. Это хоть Хачатурян вообще?.. Может, тут все по последней театральной моде с автоматами и в камуфле?.. Поставщик контрамарки сказал - не ведаю, что на сцене творится, вот ноты - в них смотрю.

Дальше была специфическая боль. Больше всего она похожа на то состояние, когда шел сосредоточенно на трудный молебен, но оказался в праздничном кабаке, и тебе очень понравились вино, огни и стриптиз, и за это «понравилось» стыдно.

Обрезанный в два действия «Спартак», сделанный руководителями ГАТКБ (The Moscow Classical Ballet) Н.Касаткиной и В.Василёвым - это кинематографичная, отлично костюмированная эротоманская фантазия на темы распутного Рима, где ни о каком восстании не слыхали, и никому до него нет дела. Все первое действие мы наблюдаем пиры Балтасара, где зажигает грациозный Марк Красс (и даже убивает одного из гладиаторов), а диктатор Сулла шагает на огромных котурнах, но в конце и он пляшет как сатир, потому что аутентичный задор!

Декорации, кстати, тоже как в «Сатириконе» Феллини
Декорации, кстати, тоже как в «Сатириконе» Феллини
 
 Было несколько ласковых групповух. Особенно удался мальчик Суллы, который сменил ряд одежд от красного чертика до путаны, и везде был центром композиции. Балет - чрезвычайно элегантное искусство, поэтому тут любое похабство хотя бы пластично. Программка вообще для слабаков - считаю я (ну кто реально не знает сюжет Спартака?..), и если ты не можешь понять, о чем тебе станцевали - что-то идет не так. Я вот все поняла, о чем и пишу данный опус.

Дело обстоит так. После всех снятых сериалов и все еще топового романа Джованьоли (особенно для людей возраста Касаткиной-Василёва) сюжет балета претерпел изменения. Он вильнул в сторону узнаваемой реальности (с необходимостью - голливудской). В Прологе из тьмы и пара вырывается свет, и в проеме арки появляется фигура, похожая на Икара. Из-за дыма, света и теней она кажется крылатой. Это очень мощная заявка.

Дальше вместо Триумфа Рима нам представляют всех персонажей истории - Куртизанку на быке, Красса в лавре, Госчиновника в латиклаве, рабыню в пощечинах, римские воины - кросспол, и быстрым флешбэком показывают поражение фракийцев, которые теперь рабы. Это отличный ход, нескучно и почти все голые. Наиболее впечатляющи ноги Марка Красса. Дальше будет так же!

Куртизанка Эвтибида, которую где-то представили как амазонку - и зря, дискурс не зашел.

Пленных рабов притесняют и распределяют, и начинается пир. Вино льется, температуры растут, появляются рабы с крючьями для трупов, и мы видим парад гладиаторских сражений (сеть и трезубец тоже были, и еще группа слепых андабатов). А потом в третью свалку внезапно врезается Спартак. Он отлично определяется по ногам. Они такие же прекрасные, как и у Красса! Спартак стремительно всех кладет, и, кажется, даже получает одобрение. На Спартаке красивая кожаная мини-юбка. Уважать его можно только за это.

«Спартак», Кремлевский Дворец, изображение №3
 
Ну и за то, что ему пришлось со связанными руками делать поддержку крассовой куртизанке. В жанре общего угара та надела кошачьи лапы и уши, и долго играла с веревкой связанного раба и с ним самим.

Дальше мы видим пир в гладиаторской таверне. Там все то же, что и у Суллы, но в лохмотьях и с деревенским шиком. Съели целого быка (на блюде по выходе - скелет). С приставленных к заднику лестниц лезут люди и брага. Все пьют и пляшут.

«Спартак», Кремлевский Дворец, изображение №4

Дальше мы снова возвращаемся к римскому пиру, и наблюдаем оргию. Может, это были термы. При одних и тех же декорациях не имеет значения. Где-то здесь становится ясно, что девчонка Спартака - рабыня Суллы или Красса, и она вынуждена обслуживать их, и делает это профессионально, хотя может и без любви. Но зато все интересны ЛГБТ были учтены. Чем больше вокруг политики ЛГБТ - тем ближе мы к Древнему Риму. Надо всегда помнить об этом.

 
«Спартак», Кремлевский Дворец, изображение №5«Спартак», Кремлевский Дворец, изображение №6«Спартак», Кремлевский Дворец, изображение №7«Спартак», Кремлевский Дворец, изображение №8«Спартак», Кремлевский Дворец, изображение №9«Спартак», Кремлевский Дворец, изображение №10

В конце в гладиаторской таверне возникает сговор, зародыш будущего бунта. Конец первого действия.

Финал акта: 

«Спартак», Кремлевский Дворец, изображение №11
 
 
* * *
 
Это были первые двести страниц Джованьоли из общих 800, и мне все время было интересно - как нам упакуют в одно действие следующие 600.

А никак. Пробег по сцене кросспольного войска Красса и рабов дал понять, что дела у восставших идут неплохо.

Особенности кордебалета: несинхрон
Особенности кордебалета: несинхрон

Далее мы видим огромный египетский ритуал с бритым жрецом (из фильма Тинто Брасса) и декорациями добротного пеплума. На сцене египетские боги! Синие жрицы! Жертвоприношение девицы! Хорошо знакомый знатокам «Тампля» алый газовый шарф! Ясно, что отчаявшийся Рим со своим религиозным синкретизмом пойдет на любые действия, чтобы хоть как-то победить. Жертва, судя по всему, срабатывает. 
 
«Спартак», Кремлевский Дворец, изображение №13«Спартак», Кремлевский Дворец, изображение №14«Спартак», Кремлевский Дворец, изображение №15

У Спартака гладиаторы разграбили какую-то виллу и изнасиловали ее обитательниц (на деле лишь одну). Если б Спартак не вмешался на последних фрикциях - не ясно, что еще увидели бы зрители. Спартак в горе - у него одни гопники, и мечта трещит по швам. К счастью, у него есть хорошая девчонка. Она скрашивает его ночи.

 
«Спартак», Кремлевский Дворец, изображение №16
 
Потом наступает утро, и Красс побеждает.

Тут важно отметить, что в классическом балете обычно бывает классическая хореография. Битвы - ее часть. Канонический «Спартак» - исключительно мужской балет с мощными партиями, где вкалывает даже массовка. В стандартной версии Григоровича интересен сам танец, как сольный, так и общая архитектура движений. Какие-то особенности походки, фишки вращений, характерные жесты каждого персонажа. Каждая ударная точка картины или акта - законченная иконография, полная символизма.

  • Узнаваемые примеры: 
«Щелкунчик», хореография Григоровича
«Щелкунчик», хореография Григоровича
 
«Каменный цветок», хореография Григоровича. Живые кристаллы.
«Каменный цветок», хореография Григоровича. Живые кристаллы.
 
«Иван Грозный»
«Иван Грозный»
 
«Иван Грозный»
«Иван Грозный»

Финал «Ивана Грозного», хореография Григоровича. Полный маятник Фуко.
Финал «Ивана Грозного», хореография Григоровича. Полный маятник Фуко.
Ну и «Спартак»: (финал)
«Спартак», Кремлевский Дворец, изображение №22Хореография Григоровича
Хореография Григоровича
 
Но в версии «Спартака» Касаткиной-Василёва интересно все, кроме танца. Он однообразный. Характерные движения Григоровича смазаны и усечены до общих поз. Какие-то удачные приемы бесконечно дублируются. Гимнастика не заменяет классику. Нам показали два фуэтэ - одно у Красса, другое у Спартака. Можно было и без них обойтись. Поэтому тот факт, что забой Спартака обошелся фактически без Спартака, уже не удивляет.

...На самом деле это удивительно. Потому что смерть Спартака в спектакле есть. Но ее совершенно не помнишь.

Знаменитый финал («Реквием») выглядит так. На сцене появляются группы плакальщиц в белом трауре - в одеждах разных народов. Греческие, сирийские, латинские, романские... Это верно, потому что войско Спартака было интернациональным, и потому что вообще мировая скорбь по павшим свойственна всем народам. Кроме того, смотреть на четыре группы девушек в разном интересней, чем на одну. Выкатываются/возникают мертвые тела. Плакальщицы группируются по интересам. В финале на задних лестницах (декорация кабака) повисают распятые рабы. Это пример ружья, которое выстрелило на отлично. Мы видим конец фильма с Керком Дугласом (но без Дугласа). Где же Спартак?.. Нет Спартака.

«Спартак», Кремлевский Дворец, изображение №24«Спартак», Кремлевский Дворец, изображение №25
 
Ну вы поняли, да?.. В окончательной темноте из пустоты и дыма возникает луч света. В арке появляется фигура, похожая на Икара. Идея жива.

Проблема в том, что заявка на жизнь идеи не находит никакого подтверждения в теле спектакля. Нет никакой идеи. Свобода - это рабство. Спартак - случайное имя занозы, до которой и после которой все будет хорошо. Будут куртизанки в шлемах и без, будут красивые андрогинные войска, голые грудные клетки пирующих, мальчики в ярком, шикарные декорации сатурналий или элевсинских мистерий, возможен даже живой крокодил. Будут салонные бои без правил, съеденные быки, золотые заздравные чаши и все небо в орлах. Имперских орлов много не бывает, и как же мы тоскуем по их стальному полету над политически правильными головами. Пафос освободительной борьбы давно разжалован в гоп-стоп, и истинно пафосен только тот, кто богат. Ну и выглядит молодо. Спартак накрылся прекрасностью Марка Красса, и с этим никто спорить не станет.

Все описанное - это пример произведения, о котором у меня есть только мат. Потому что оно могло стать гениальным, но попытка есть из всех кормушек, отброс уже наработанного материала и неспособность видеть весь продукт целиком (а может творческая гордость или авторские права) превратили его в яркую неопределенность. Она игрива, но не остра. Более всего в ней чувствуется тоска по недостижимому. Но упаси боже решить, что это право на чью-то человечность. Конечно нет. Это визуал, сила и мораль Рима, в стремлении к которому мы всегда будем Третьими.

«Спартак», Кремлевский Дворец, изображение №26

______________________________________________________

Спартак здорового человека 

В героическом балете Григоровича, который был поставлен после Отечественной войны и перевернул представление о возможностях балета, полно романтики и драмы, непростых характеров и того самого «класса», что приравнивает этот балет к тяжелому испытанию на арене. В обоих случаях халтура смертельна. Партии Спартака и Красса танцуются на износ, и нужна долгая подготовка, чтобы выдержать 4 акта. Актеры теряют за спектакль несколько кило. Но главное - тут есть, что играть. И что смотреть. Даже без разгула в термах.

Красс и Эгина/Эвтибида
 Красс и Эгина/Эвтибида

«Спартак», Кремлевский Дворец, изображение №28«Спартак», Кремлевский Дворец, изображение №29«Спартак», Кремлевский Дворец, изображение №30«Спартак», Кремлевский Дворец, изображение №31здесь и выше Спартак - Сергей Полунин
здесь и выше Спартак - Сергей Полунин
 
«Спартак», Кремлевский Дворец, изображение №33
 
Сергей Полунин - Марк Красс
Сергей Полунин - Марк Красс
 
 
ПРОСТО ХАРАКТЕРНЫЕ ФОТО 
 
«Спартак», Кремлевский Дворец, изображение №35
 
«Спартак», Кремлевский Дворец, изображение №36
 
«Спартак», Кремлевский Дворец, изображение №37
 
 

 

 

 

 

 

 

Загрузка...