«Спартак», Кремлевский Дворец
Итак, на меня внезапно упала с небес контрамарка в партер Кремлевского Дворца. Мечты сбываются!
Но что-то тревожило. Как-то зал пуст. Не те фамилии на афишах, где мой Григорович? Почему всего два действия?.. Это хоть Хачатурян вообще?.. Может, тут все по последней театральной моде с автоматами и в камуфле?.. Поставщик контрамарки сказал - не ведаю, что на сцене творится, вот ноты - в них смотрю.
Дальше была специфическая боль. Больше всего она похожа на то состояние, когда шел сосредоточенно на трудный молебен, но оказался в праздничном кабаке, и тебе очень понравились вино, огни и стриптиз, и за это «понравилось» стыдно.
Обрезанный в два действия «Спартак», сделанный руководителями ГАТКБ (The Moscow Classical Ballet) Н.Касаткиной и В.Василёвым - это кинематографичная, отлично костюмированная эротоманская фантазия на темы распутного Рима, где ни о каком восстании не слыхали, и никому до него нет дела. Все первое действие мы наблюдаем пиры Балтасара, где зажигает грациозный Марк Красс (и даже убивает одного из гладиаторов), а диктатор Сулла шагает на огромных котурнах, но в конце и он пляшет как сатир, потому что аутентичный задор!
Дело обстоит так. После всех снятых сериалов и все еще топового романа Джованьоли (особенно для людей возраста Касаткиной-Василёва) сюжет балета претерпел изменения. Он вильнул в сторону узнаваемой реальности (с необходимостью - голливудской). В Прологе из тьмы и пара вырывается свет, и в проеме арки появляется фигура, похожая на Икара. Из-за дыма, света и теней она кажется крылатой. Это очень мощная заявка.
Дальше вместо Триумфа Рима нам представляют всех персонажей истории - Куртизанку на быке, Красса в лавре, Госчиновника в латиклаве, рабыню в пощечинах, римские воины - кросспол, и быстрым флешбэком показывают поражение фракийцев, которые теперь рабы. Это отличный ход, нескучно и почти все голые. Наиболее впечатляющи ноги Марка Красса. Дальше будет так же!
Куртизанка Эвтибида, которую где-то представили как амазонку - и зря, дискурс не зашел.
Пленных рабов притесняют и распределяют, и начинается пир. Вино льется, температуры растут, появляются рабы с крючьями для трупов, и мы видим парад гладиаторских сражений (сеть и трезубец тоже были, и еще группа слепых андабатов). А потом в третью свалку внезапно врезается Спартак. Он отлично определяется по ногам. Они такие же прекрасные, как и у Красса! Спартак стремительно всех кладет, и, кажется, даже получает одобрение. На Спартаке красивая кожаная мини-юбка. Уважать его можно только за это.
Дальше мы видим пир в гладиаторской таверне. Там все то же, что и у Суллы, но в лохмотьях и с деревенским шиком. Съели целого быка (на блюде по выходе - скелет). С приставленных к заднику лестниц лезут люди и брага. Все пьют и пляшут.
Дальше мы снова возвращаемся к римскому пиру, и наблюдаем оргию. Может, это были термы. При одних и тех же декорациях не имеет значения. Где-то здесь становится ясно, что девчонка Спартака - рабыня Суллы или Красса, и она вынуждена обслуживать их, и делает это профессионально, хотя может и без любви. Но зато все интересны ЛГБТ были учтены. Чем больше вокруг политики ЛГБТ - тем ближе мы к Древнему Риму. Надо всегда помнить об этом.
В конце в гладиаторской таверне возникает сговор, зародыш будущего бунта. Конец первого действия.
Финал акта:
А никак. Пробег по сцене кросспольного войска Красса и рабов дал понять, что дела у восставших идут неплохо.
У Спартака гладиаторы разграбили какую-то виллу и изнасиловали ее обитательниц (на деле лишь одну). Если б Спартак не вмешался на последних фрикциях - не ясно, что еще увидели бы зрители. Спартак в горе - у него одни гопники, и мечта трещит по швам. К счастью, у него есть хорошая девчонка. Она скрашивает его ночи.
Тут важно отметить, что в классическом балете обычно бывает классическая хореография. Битвы - ее часть. Канонический «Спартак» - исключительно мужской балет с мощными партиями, где вкалывает даже массовка. В стандартной версии Григоровича интересен сам танец, как сольный, так и общая архитектура движений. Какие-то особенности походки, фишки вращений, характерные жесты каждого персонажа. Каждая ударная точка картины или акта - законченная иконография, полная символизма.
- Узнаваемые примеры:
Ну и «Спартак»: (финал)
...На самом деле это удивительно. Потому что смерть Спартака в спектакле есть. Но ее совершенно не помнишь.
Знаменитый финал («Реквием») выглядит так. На сцене появляются группы плакальщиц в белом трауре - в одеждах разных народов. Греческие, сирийские, латинские, романские... Это верно, потому что войско Спартака было интернациональным, и потому что вообще мировая скорбь по павшим свойственна всем народам. Кроме того, смотреть на четыре группы девушек в разном интересней, чем на одну. Выкатываются/возникают мертвые тела. Плакальщицы группируются по интересам. В финале на задних лестницах (декорация кабака) повисают распятые рабы. Это пример ружья, которое выстрелило на отлично. Мы видим конец фильма с Керком Дугласом (но без Дугласа). Где же Спартак?.. Нет Спартака.
Проблема в том, что заявка на жизнь идеи не находит никакого подтверждения в теле спектакля. Нет никакой идеи. Свобода - это рабство. Спартак - случайное имя занозы, до которой и после которой все будет хорошо. Будут куртизанки в шлемах и без, будут красивые андрогинные войска, голые грудные клетки пирующих, мальчики в ярком, шикарные декорации сатурналий или элевсинских мистерий, возможен даже живой крокодил. Будут салонные бои без правил, съеденные быки, золотые заздравные чаши и все небо в орлах. Имперских орлов много не бывает, и как же мы тоскуем по их стальному полету над политически правильными головами. Пафос освободительной борьбы давно разжалован в гоп-стоп, и истинно пафосен только тот, кто богат. Ну и выглядит молодо. Спартак накрылся прекрасностью Марка Красса, и с этим никто спорить не станет.
Все описанное - это пример произведения, о котором у меня есть только мат. Потому что оно могло стать гениальным, но попытка есть из всех кормушек, отброс уже наработанного материала и неспособность видеть весь продукт целиком (а может творческая гордость или авторские права) превратили его в яркую неопределенность. Она игрива, но не остра. Более всего в ней чувствуется тоска по недостижимому. Но упаси боже решить, что это право на чью-то человечность. Конечно нет. Это визуал, сила и мораль Рима, в стремлении к которому мы всегда будем Третьими.
______________________________________________________
Спартак здорового человека
В героическом балете Григоровича, который был поставлен после Отечественной войны и перевернул представление о возможностях балета, полно романтики и драмы, непростых характеров и того самого «класса», что приравнивает этот балет к тяжелому испытанию на арене. В обоих случаях халтура смертельна. Партии Спартака и Красса танцуются на износ, и нужна долгая подготовка, чтобы выдержать 4 акта. Актеры теряют за спектакль несколько кило. Но главное - тут есть, что играть. И что смотреть. Даже без разгула в термах.