Публицистика
Проза
Стихи
Фотографии
Песни
Тампль
Публицистика
Хогвартс
Драматургия
Книга снов
Рисунки и коллажи
Клипы и видео
Проекты и игры
Главная » Публицистика » Фантастические Твари - 2


 Фантастические твари и Гриндевальд
 



Сходили на фантастических тварей, пришли в час ночи. Пересмотрела первую часть. Сегодня я все еще хорошо помню первую часть — как и было после ее премьеры — и совсем не помню вторую.

Это какая-то фантастика. Фильм идет два с половиной часа, я внимательно в него вглядывалась, принимала решения непременно пересмотреть ради деталей и чтобы разобраться в мешанине быстрого действия, и, конечно, помню изумление в конце. Но это все.

Виноваты тизеры. Они отлично выполняют свою функцию заманивания, но кто посмотрел все тизеры — особого удовольствия потом не получит, основная канва пропалена безвозвратно. Хотя мы же понимаем, что дело не в удовольствии, а в том, чтобы на просмотрах отбить бабло. Так что схема работала и будет работать.

Частью этой схемы являются фанатские теории, которые выстреливают сразу после первого трейлера, мусолятся на форумах, и с каждым новым трейлером или новым интервью добавляют фактуры. И поэтому я уверена, что работа авторов фильма включая саму Роулинг учитывает этот фланг борьбы за внимание зрителей. Сначала вбрасывают ложный факт (конечно с некоторым процентом неопределенности, чтоб потом никто никого не обвинил — например, фамильное древо Лестренжей с немного смазанными именами) — а потом, когда факт прижился и на нем сделаны построения - разрушают их с экрана. Все в ахуе. Вот это поворот. Ну ах-ха-ха.

Говорят, на сайте Роулинг, посвященном поттериане, изменили даты рождения Минервы Макгонагалл. Теперь выходит так, что в Тварях она еще не родилась. Поэтому та профессор Макгонагалл, которую мы мельком видим во Тварях-2 — не Минерва. Но в списке актеров она указана как Минерва. Ну — я верю. Вселенная растет в оба направления, вперед и назад, и пока людей возможно удивить — все средства для этого будут использованы.

Надо сказать, меня это не возмущает, я все понимаю. Твари — это интерактивная франшиза. Не литература в привычном понимании, где из канона слова топором не вырубишь (хотя в ГП мы видели и не такое). Это игровое пространство, где треть работы делают фанаты. Их задача — массово в чем-то убедиться. Как только это случилось — автору надо сделать иначе, даже если пострадает логика мира или что-то в этом роде. Это битва за сюжетный поворот и обсуждения. Но это забавно.

Сетевые критики вторых «Тварей» отмечают общий дизайн (и верно!) и «хорошую музыку». Я в полной растерянности. Вот «Гладиатор» — это хорошая музыка (большая сюита из многих различных по звучанию частей, которая западает в сознание и потом слушается отдельно, сама — как фильм). «Наруто» — хорошая музыка, более 20 оригинальных, разноплановых тем. «17 мгновений весны» — хорошая музыка, узнаваемая. Смысл хорошей музыки для кино в том, что по нескольким нотам ты стремительно возвращаешься во вселенную фильма, словно просматривая его вторично. В Тварях-2 нет ничего подобного, одни фоновые звуки. Нет Темы, ни одной. Единственная узнаваемая тема — из ГП, тема Хогвартса.

В этом собственно и отличие от первой части. Там реально была музыка — джаз, мелодии эпохи, и звучали они постоянно, красной нитью. Убедительную картинку — особенно грязную и дымную — режиссеры научились делать хорошо. Но звуковое сопровождение картинки включая текст, который говорят герои — увы. Люди вообще разучились слушать, мне кажется. Так что ставка на визуал — это не достоинство.

Так в ФТ-2 нам показали три города, и они плохо отличимы друг от друга.

Печально, что многие действующие лица ФТ остались на экране безымянными, хотя они занимают такую позицию, что имя их важно. Но на представление героев не хватило времени или фантазии (например, можно пустить субтитры, кто перед нами, нордический ли характер, сколько лет, какое гражданство — много чего можно сделать, если работать с огоньком). В результате узнать имя красотки-помощницы Гриндвальда можно лишь из сети, из попутных файлов и "невошедшего".

Зовут ее Винда Розье. Неслучайная фамилия.

А министерского мужика в шляпе, который допрашивал Дамблдора в кабинете ЗОТС - Торквил Трэверс.

В поттеране вообще очень интересные, непростые имена. Вот этот Торквил — пахнет римским Тарквинием. А Аурелиус — Аврелием, золотом. Имена царей и императоров Рима, включая Луциев и Северов, можно обнаружить там где угодно. Есть еще греческий пласт (братья Скамандеры). Обещан какой-то Ахиллус или Ахиллесус, но я не помню, кто это и при чем он. И в этом боль. По-настоящему интересное пространство, углубляющее волшебный мир — кроме того, кто кому дал и от кого не то родил — слито.

На самом деле все вышесказанное — проходные слова о текущих разочарованиях. 

Но написать надо о том, что удивительно. О Геллерте Гриндевальде.

Все, сказанное выше о фанатской убежденности, тут верно. Мы много лет знаем, что мерзавец Гриндевальд, предыдущий Темный Лорд — расист и источник европейского фашизма. И что Вторая Мировая кончилась, когда победили Гриндевальда, в 1945 году. Наверное, бедный медиум Гитлер просто уловил определенные тенденции мира волшебников, если только с ним кто-то не связался напрямую. Магия управляет миром маглов, поэтому если в Лондоне разрушились мосты и испортилась погода — виноваты дементоры и УПСы. Поэтому маглов надо беречь от зарвавшихся волшебников, потому что если Сильный проявляет милость к убогим — это этично.

И вот в ФТ-2 мы наблюдаем действительно умный, глубокий перевертыш. Даже если это — ложь Геллерта. Но его слова на собрании сторонников под кладбищем Пер-Лашез (режиссеры должны бы больше обращать внимания на тамплиерщину и тайные сходки в катакомбах под парижскими кладбищами!) не кажутся ложью.

Волдеморт был опереточным злодеем до самого конца, и его утлые схематичные идеи — просто набросок, указание направления, где плохо. Говорят, чем больше Роулинг писала, тем больше понимала, что обезличенное, дегуманизированное зло в масках — выбор так себе. Поэтому некоторые Пожиратели Смерти в поттериане получили хоть какую-то историю. Однако объем личности у носителя Зла мы видим только теперь, в Гриндевальде. И дело не в страсти или убедительности, с которой Джонни Депп вообще делает всё. Дело в концепте.

Мир конца 20-х, который нам показан в первой американской части Тварей — это ханжеский мир после Первой Мировой, где волшебники проиграли. Статут Секретности бережет не маглов от бесконтрольного колдунства и истребления — он бережет волшебников от фанатичных маглов-пуристов (снова привет, Мерлин BBC). Организация «Новый Салем» с его охотой на ведьм — лишь одна из ласточек. Как обычно, в молодой Америке дело обстоит хуже, чем в старой, развращенной Европе, но это малое отличие. В этих обстоятельствах, где отношения между магами и маглами запрещены от слова «совершенно», очень иллюстративно смотрится история любви волшебницы и пекаря, которую надо бы стереть (беспамятство как аналог лоботомии), но так вышло, что беспамятство не сработало, и история все еще актуальна.

...Не буду останавливаться на том, что я просто не очень верю во все это как зритель. Бесконечное умиление техничной красотки Куинни туземцем-медвежонком Ковальски, который готов бесконечно изумляться ее способностям, похоже на уютное взаимное использование, но бог с ним, бывает. В жажду замужества до любовного приворота в паре, где все и так хорошо, не верю тоже. Надо допустить, что нам просто показывают, как трудно жить, если вы по разные стороны закона.

Одним словом, жить волшебникам не только трудно, но и как-то стыдно. Если среди них заводится Обскур, то причина его появления лишь одна: это маглы довели чужого ребенка до того, что его природный талант обратился внутрь и стал темной разрушительной энергией. Так было и с Арианой Дамблдор, которую как-то испортили неволшебные мальчики-соседи. И этот темный дар Обскура теперь неудержимо бьет во все стороны, в том числе по своим. То есть маглы создают волшебникам проблему и оставляют с ней. Поэтому волшебники призваны прятать Обскуров (не получается), а потом убивать (лучший выход). Потому те не доживают до 10. Мы хорошо видим это в конце первых Тварей, когда МинМагии Америки расстреливает Криденса в подземке. Ничего личного. Главное — не усугублять и спрятать концы в воду.

Идея Гриндевальда о возвращении волшебникам достойного места под солнцем была бы обычной полит.трескатней, если бы не видение Второй Мировой. Под соусом «маглы отнюдь не мирные и бессильные добряки, вот что нас ждет, если не принять меры» документальный полет самолетов над разрушенным рейхстагом и танки, едущие по трупам, черно-белая хроника — очень сильный довод. Маглы, развязывающие войны сами, не способные остановиться, с их гонкой вооружений, с их собственной жаждой разрушения — угроза обоим «мирам». Поэтому если есть возможность взять эту бодливую корову под контроль — это надо сделать.

Никто не говорит о полном уничтожении маглов, во всяком случае не всех, не всех. В конце концов, из них выйдут хорошие слуги. В мире, где быть волшебником естественно и почетно, где не надо скрываться, в мире, где может осуществиться мечта выйти замуж за пекаря. А может быть и в мире, где уже не будет Обскуров.

...Именно так слышат Гриндевальда Криденс и Куини, и половина зрительного зала.

Обаяние, спокойная уверенность и некая извращенная нежность, с которой Гриндевальд говорит о неизбежном — например, когда приказывает убить неволшебную девочку-свидетеля — выдает в нем вполне жертвенного последователя собственных идей. Это одна из самых страшных форм лжи — что палач сожалеет или отворачивается, чтобы не видеть и не страдать. Но это работает. Гриндевальд прекрасен, и выглядит куда интереснее Дамблдора.

Я пока не понимаю, чем занят Альбус Дамлбдор. Судя по всему он, расставшись с любовью своей юности, готов жить в мире, где никакой любви у него не будет, поэтому нет причин задумываться над чем-то еще. Маглы, волшебники, охрана границ, статут — да ладно. Не трогайте то, что держится на соплях, ведь оно держится. Вон Литу Лестранж травили в школе, а ничего, выжила и стала красоткой (не передать, как я теперь нахожу сюжет со Снейпом, которого травили в школе и ничего, вырос, однако ж развернулся и отыгрался с Альбусом за все)). Отлично видно, что Альбус всегда делает ставки на тайное оружие — потому что без такого оружия он слаб.  Гарри Поттер был  «тайным оружием» с его пророчеством и некай силой, у Ньюта Скамандера есть целый чемодан собственного оружия, про которое никто не знает. Конечно, это иронично — если б волшебный мир не был таким косным, зашоренным и лицемерным — он познакомился бы с возможностями волшебных Тварей получше. Однако пока это универсальное решение проблем. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Гриндевальд тоже находит себе тайное оружие, чтобы использовать его против Дамблдора. Собственно, Криденса. Шахматные партии на судьбах последователей неизбежны.

Прекрасна параллель в поведении Гриндевальда относительно Криденса. Как он обнимал его в исполнении Колина Фарелла (Грейвз) — также он обнимает его в исполнении Деппа. Он очарован чудовищами, он ими дорожит, даже если за этим стоит стратегия. А как относится Альбус к повелителю чудовищ Ньюту — мы не знаем. Слова об особой хорошести Ньюта, который не стремится к власти, только к справедливости (что, простите?!) ничего не стоят, ибо сказаны на бегу.

Логика ФТ-2 такова, что истинная причина послать Ньюта останавливать Гриндевальда — это воровство. Нужно схитить у Гриндевальда каплю смешанной крови в фиале галадриели — контракт и клятву Альбуса и Геллерта не поднимать руку друг на друга. Когда контракт на руках у Геллерта — Альбус не может его убить (неприлично?). А когда на руках у самого Альбуса — может. Потому что этот пузырек Альбус уничтожит, о чем и была финальная речь — может даже мечом Годрика или огнем волшебной твари, или ждите новый стафф. Я не очень понимаю, как обстоит дело с клятвами в этом ненормальном авторском мире. Клятвы заключаются на небесах. Если нарушить обет можно, просто выбросив обручальное кольцо - ну тогда ладно. Может в мире магии мат.носитель и есть основная суть верности. Может, тут рука реально магически не поднимается, если такой мат.носитель есть.

Альбус собрался обратить свою кровь против друга-врага. Отнял данное. Геллерт собрался обратить кровь Дамблдоров против Альбуса, найдя недостающее (Криденса). Это вполне чудовищно, но и изящно. Потому что Геллерт тоже не может поднять руку на Альбуса по клятве. Но почему-то мысль сломать свою прелесть его не посетила.

Я не понимаю, отчего все сделали вывод, что Аврелий Дамблдор — новый брат Альбуса. У меня вагон предположений. В том числе и про брата. Учитывая индийские страсти про уведенную под империусом жену факира — ждать можно чего угодно как от родителей Альбуса, так и от него самого. Может, Альбус не совершенный гей. Может, Аберфорс любил не только коз. Может, у отца Дамблдора был брат/сестра, потерявшиеся в мире маглов, и это подарок оттуда.

Хотя сын Альбуса очень меня расстроит, это будет трешак. Надеюсь, семейные эпопеи, родильная горячка и занавески в какашечку минуют нас даже в рамках женской прозы, аминь.

 

Загрузка...