Дракон и Феникс - Митра и Варуна
В дихотомии феникса (крыталого, как эмблема зорастризма) и звездного дракона (космическая ночь) видна древняя архетипическая пара Митра-Варуна. Хотя нигде нет изображения Варуны в образе ночного дракона (хотя Вритра, Вритра же), а солнечного Митры как золотого легионного орла, это кажется просто временным культурологическим упущением.
Кто ничего не смотрел:
В фильме Удушающая сладость заиндевелый пепел Феникс впервые появляется перед героиней в качестве обгорелой птицы, упавшей с неба. Героиня тут же называет его вороном (даже «глупой вороной»). И выхаживает с помощью некого тысячелетнего мёда. Впоследствии, умерев от предательского удара, он оказывается скрыт в пещере, где ждет возрождения. В конце мы видим его во главе армии в битве небес и мира демонов, а в эпилоге — обитателем Земли, где он вечно рождается и умирает, оставаясь духом Пламени.
В ведийской мифологии оба божества связаны с мировым порядком, рита (rta), пара Варуна-Митра характеризуется противопоставлением внешний/внутренний, далёкий/близкий. Гимны Вед сближают Варуну с небом и ночью, Митру с землёй и днём. Варуна - чёрный, Митра - сверкающий. Шатапатха-Брахмана заходит ещё дальше: Митра - этот, посюсторонний мир, Варуна - тот, потусторонний.
Митра - "очень благосклонный", "рождённый как царь с доброй властью". Он priya, "дорогой, любимый", и ahimsana - сострадательный и не причиняющий зла.
Варуне в свою очередь приписывается магическая способность - maya, которая может выступать и как положительная, творческая энергия, и как вводящая в обман "иллюзия" (и звери Сновидений!); а сам он mayin, бог-маг. Митра же ведает вполне земным средством - законодательством, это "бог-законник".
Пара богов-суверенов состоит "в отношениях дополнительного распределения": равно необходимые элементы бытия, они взаимно дополняют друг друга.
Отношения между "варуническим" и "митраическим" началами подобны ленте Мёбиуса – идя все время прямо, вдруг оказываешься на противоположной поверхности. "Земной", "видимый", "близкий" Митра оказывается воплощением сакрального аспекта власти, он brahman, а таинственный и "потусторонний" Варуна воплощает "мирской аспект власти, зиждущейся на силе" - kshatra.
Митра - "понимающий" (abhigantr), Варуна - "действующий" (kartar).
НУ ВЫ ПОНЯЛИ
Кроме пут другим важным орудием Варуны является майя - способность изменять и создавать новые формы (магия воплощения). Рождение звезд, утренней зари, равновесие неба и земли, моря и рек, чередование дня и ночи (или солнца и луны), изменение климата - короче говоря, динамические аспекты Риты, вызывающие движение и изменение, обязаны своим возникновением этой высшей майе. В Ригведе майя одного Варуны (без Митры) упомянута семь раз и чаще всего в связи с актом творения или установления порядка; майя одного Митры - никогда.
Средства, которыми владеет Митра, совершенно иные: юридические и связанные с ними. Его постоянный эпитет «ятайджана» (? сомневаюсь в своем санскрите) содержит намек на то, что Митра как-то связан с "правом" и "законом". Точный смысл слова дискутируется; наиболее правдоподобны две интерпретации: одна - "кто ставит людей на их истинное место (в отношениях с другими)" и другая - "кто приводит людей к союзу".
Контраст между образом действия Митры и Варуны иллюстрируется в Брахманах большим количеством примеров, бьющих в одну точку: Митре принадлежит то, что ломается само собой, а Варуне - срубленное топором.
Дева, легко сломавшая свою невинность о Феникса, и при том постоянно идущая замуж за Дракона; брак с Драконом никак не может быть завершен, оформлен до конца, так что мотив принуждения становится в конце просто вопиющим.
…тут можно бы поставить точку, но дальше тоже прекрасное.
Учитывая существенность сомы в ритуалах, эта последняя формула вызвала много интересных интерпретаций. "Сома часто смешивается с молоком, так что на вкус смесь становится слаще и менее едкой, чем сома в чистом виде".
Конечно, любая классификация такого рода однобока, но все вместе они выявляют одну и ту же оппозицию: "связь неприродного, или искусственного, с Варуной (человек, изуродованный культурой) - и природного, не подвергшегося особому воздействию, с Митрой (доброжелательный дикарь)".
Противопоставление же заключается в насильственности или внезапности процесса или в потенциальном сопротивлении субстанции (сила сомы, способность сырого молока к свертыванию) – ВАРУНА; и в постепенном увеличении (с помощью человека или без него) воздействия или смягчении субстанции (вскипяченное и охлажденное молоко) – МИТРА.
Митра структурирован, человекоориентирован и доступен пониманию; Варуна неподконтролен, потусторонен и непостижим.
Все, что материально или духовно наиболее близко к человеку (земное, видимое, обычное и т. д.), будет тяготеть к Митре, а наиболее удаленное от человека (небесное, невидимое, таинственное и т. д.) - к Варуне; наиболее светлое будет связано с Митрой, наиболее темное - с Варуной. Можно констатировать именно такой отбор, в ведийской прозе выраженный ясно, а в гимнах - в виде намеков. "Митра - этот мир, Варуна - иной мир". Упоминание неба притягивает к себе "великого Варуну", земные же обиталища человека защищены именем Митры. Варуна обосновался на небе, Митра обитает на земле.
Хотя Варуна и Митра вместе участвуют в Рите, Варуна сам по себе днем столь же активен, как и ночью, он даже назван сверкающим и восседающим на золотом троне. Тем не менее, когда поэты или теологи хотят различить части суток, Митре всегда без исключения принадлежит день, а Варуне - ночь.
Митра и Варуна часто называются "царями", однако из них двоих в большей степени "царем" является Варуна: на уровне ритуала именно Варуна покровитель и модель царя в церемонии посвящения (раджасуя), где многие сцены, как это удостоверяют комментарии, являются воспроизведением того, что совершил или испытал Варуна "во время своего посвящения".
Марсель Гране (М. Grand, La pensec cbinoise, с. 115-148) рассмотрел употребления терминов Ян и Инь в древнейших текстах V п III вв. до н. э. Это противопоставление образовалось очень рано благодаря иерогамной дихотомии: Небо и Земля, Огонь и Вода и т. д., столь важной во всех китайских спекулятивных построениях. В Китае конкретная и абстрактная вселенная была очень рано разделена на Ян и Инь; предметы и понятия, всё без исключения требовало для своей организации бинарной классификации.
Но в Индии эти многочисленные контрастные описания служат иллюстрацией только пары Митра-Варуна. Это, в частности, призывает обратить внимание на редкие, но убедительные случаи, когда Митра и Варуна распределены в соответствии с женским и мужским полами.
Шатапатха-брахмана говорит по поводу чередования лунных фаз, что "Митра изливает семя в Варуну" (mitro vaiuna reiah smcati). Та же Брахмана (12, 9, 1, 17) утверждает, что Варуна - лоно (yonir eva varunah). Это сексуальное первенство и это оплодотворение Варуны Митрой связано с концептуальным превосходством Митры (ясный день, мужское начало, блин мужская дружба) и концептуальным разделением божеств на того, кто задумывает план, и того, кто его осуществляет (Варуна - осуществитель).
«В то время как Митра мог существовать без Варуны, обратное было непостижимо, и тогда Варуна сказал Митре: Повернись ко мне (upa mävartasva), чтобы мы соединились (samsf jävahai); я уступаю тебе первенство (puras tvä karavai)».
НУ ВЫ ПОНЯЛИ
Система санкхья говорит, что Пуруша (индивидуальное начало) и Пракрити (природа) противопоставлены друг другу как Митра и Варуна. В другой великой философской школе два противопоставленных начала - Брахма (Brahma) и Майя (Maya) также определены в сексуальном плане: с одной стороны, небесное мужское извержение брахмана (а Митра есть «сущность мира», brahman), с другой стороны, творческая иллюзия (в Ригведе майя - один из технических приемов Варуны).
Эволюция индо-иранского пантеона шла таким образом, что в Индии метафизическое место Митры фактически взял себе Индра (лучник и метатель бело-сиреневого смертельного света из ваджры /жезл из финала фильма/, ага), а в Иране Митра совершенно вытеснил Индру и воплотил в себе черты Бога Воинов. В результате появился знакомый нам Митра, которого пространно описывает Яшт 10 на протяжении 145 стихов - как рассеивателя вражеского войска, обладающего священной неистовостью, но в то же время покровителя всех форм согласия между двумя партиями и бога договора (война – способ договориться и все устаканить, если иначе не выходит).
В таком виде он попал в Рим и стал любимым божеством легионеров. Варуна же в Иране назван «мудрым Асурой» - Ахура-Маздой (Ормузд), и в таком виде стал единственным верховным богом пантеона, далеко отставленным от остальных божеств. Верховный владыка и его генерал – пара сохраняет свои функции)).
В Авесте есть триада:
1) Ахурамазда (Варуна, который правит)
2) Митра (воин и социальный деятель)
3) "Влажная, Сильная, Непорочная» Ардвисура Анахита (Aradvi Sura Anahita). Это богиня воды и плодородия в иранской мифологии.