Облачный Атлас
Только что из кино, потому что не надо пропускать громкие фильмы.
Основное впечатление от просмотра - животные крики БОЛИ с переднего ряда, где сидели четыре парня - судя по манерам и речи, нормальные москвичи, не гопники и не снобы. "Я НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЮ!" - выл один на третьем часу просмотра, и мне было стыдно, что я женщина, и все понимаю, и не могу ничем помочь.
Понимать совершенно нечего. Дорого снятая тривиальность про взаимосвязь всего со всем сквозь времена, про кармические сюжеты, враждебную власть бабла, типа_победу_любви, и все это на фоне философских банальностей, которые повторяются как припев, создавая такой неспешный, но постоянный ритм.
В этом фильме нет ничего пронзительного. Ничего Единственного. Нет основной, осевой истории - точно так же, как нет основной мелодии. А ведь заявка была просто блеск. "Облачный атлас" - это музыкальное произведение, написанное пидаром-маргиналом, хорошим персонажем, который убил себя по неясной мне причине - но, думается, чтобы донести свою личную истину до прочих, кому без крови непонятно. И вот заявка есть - а темы нет. Знаете, это вообще очень обидно, когда звездный актерский состав в шесть новелл с кучей переодеваний и супер-эффектов внушает тебе нечто глобальное - и выходит пустышка. Как если бы вся оркестровая яма пилила-пилила, и даже арфочку не забыли - и вот время прошло, а внятно сказать нечего. Тут кусочек из Бетховена, тут из Шопена, тут немного джазом присыпали, но в общем так.
Кино вообще нормальное, зрелищное, есть что связать в голове - после того, как авторы фильма все поразбивали на шесть паззлов и перемешали. Смерть во имя истины - хорошая тема. И многослойность истины тоже. И ложность любой ее интерпретации - кроме понимания ее во всем базовом объеме - тоже.
Но на вопрос "Что это за истина" мы получаем множественный ответ, и животный крик боли с переднего ряда.
Поэтому "Титаник" - великое кино, а Евангелие - великая Книга. Последнее, кстати, имеет четыре канонические вариации плюс кучу внеканона от каждого из апостолов, паззлы можно понамешать так, что Ватикан ногу сломит. Современное кино должно бы насторожиться и настроить свои прицелы. Но нет, единичность и оригинальность Истины на деле никому не нужны, банальность и множественность - куда более комфортная зона - не так больно понимать, что сказать тебе нечего.
Я в общем люблю современную литературу, хотя у нее две крайности: метафоричность языка (как у Пелевина, которого трудно экранизировать) и нездоровые объемы (то есть автор не может высказаться менее, чем на 870 страницах). Первое скорее хорошо. Второе невыносимо. Люди плохо держат концентрацию - не только читатели и зрители, но и авторы. Поэтому, полагаю, надо заканчивать.
...Птичье веко людей будущего - потому что рожать станет только Корея - изящная находка; это не отнять.