Хоббит, окончание
Не буду стесняться своей природы и напишу про Войну.
Мало Войны!! Мало! Стычки и индивидуальные поединки - это очень здорово, но когда фильм кончился, стало ясно: мне недодали. Кому нахрен интересны косые любовные линии и застревание в Отцах-и-Детях (бесчеловечный папа Трандуил), мани-мани-мани в золотом зале, когда тут Война-Аттракцион!
Где мои Пять Воинств?! Орлы пролетели, сбросили Беорна как погадку вниз - я если б критику не прочитала, вообще б не отразила, что это за мишка мелькнул внизу. Орлы - это не армия и даже не отряд, а бригада скорой помощи (птичий бог, который у Джексона стал совсем как тот рояль в кустах, у Толкиена это не так заметно). На миг мелькнул призрак Нарнии (орел+мишка), но может, только у меня в голове.
Где ожидаемая армия орков - Вторая Волна? Зачем обещать тогда, если несколько грязных морлоков на ледяном пятачке - это все? Где мое батальное полотно, вид с самолета, с планами сражения, стратегией и эйзенштейном?
...Что-то непонятное с Галадриэлью. Когда мужика на руках вынесла - это да, это мощь нолдор. Но вот эти бабьи вздохи, как после родов - не надо так. Ну и страшна зело лицом.
Я понимаю, что режиссерская версия будет круче, дольше, с нормальным ритмом. Потому что нет оправдания близкой постановке (буквально через одну сцену) антиномии: "твоя любовь не настоящая!" и "потому что твоя любовь - настоящая!" Это пи%#ец. Те же, там же, и такая перемена. Хоть бы, не знаю, прибегли к синонимам при озвучке.
Но все равно отлично.
Отдельно о прекрасном:
Боевая камасутра. Сражения в трех и, похоже, даже четырех плоскостях. Парные. Участие эльфа обязательно (кроме них так никто не может). Это натуральный смертельный танец, корни которого в летающих китайских боевых искусствах все еще видны - но стилистика уже самобытная. Как они, белокурые бестии, обнимают своих азогов ногами, руками, в динамике! Как падают с ними в пропасти, когда ж ты, Кристофер, пойдешь нахрен со своими правами и дашь Джексону снять эпос про Глорфиндейла, для которого это все - канон?
Трусливая Лесная Фея. Вообще мужчины - особенно командиры - так себе в бою не ведут. Это предельный женский индивидуализм, исключающий и чувство товарищества, и ответственность за "своих", и даже Ясную Цель, как пристало Герою. Безличный провал в темный омут, лунная интроверсия, отрицание отрицания. Кто командует эльфами в бою? У них, образцовых фашистов, умноженных компьютером, телепатия?.. Они как вообще связаны со своим королем, прикрывают разве его тылы? Да кому какое дело, двухклинковый миксер. Зачем ему вообще армия, если не для понта и демонстрации золотого дизайна. Отлично справляется один. "Масса" в фильме вообще обречена. Выживут только одиночки.
Ледовое побоище. Проплывающий подо льдом "труп" - привет будущим Гнилым Болотам.
Сиськи зам.бургомистра. Такие ровные вышли, круглые, большие.
Принцип стрельбы Барда-лучника.
Графика финальных титров.
Далее цитаты:
"Со времен битвы у Хельмовой Пади в «Двух крепостях» дураку ясно, что Джексон - гений батального жанра. Он видит в изображении войны на экране не возможность громко заклеймить бессмысленное смертоубийство (заодно втихую насладившись кровавой мясорубкой), но редкий шанс ощутить - и разделить со зрителем - дыхание вечности, к которой в миг перед смертью прикасаются воины. Беря в качестве статистов подлинных солдат Вооруженных сил Новой Зеландии и превращая их в орков и гномов, назгулов и рыцарей, режиссер делает процесс одновременно абстрактным и физиологически конкретным, вовлекая публику в нескончаемый аттракцион и не отпуская ее внимание на протяжении рекордных сроков - от получаса до часа чистого времени. Избегая тошнотворного натурализма той же «Игры престолов», Джексон вовсе не делает смерть гламурной и приятной для глаз. Он просто позволяет увидеть ее глубокую осмысленность, невозможную при изображении современных войн.
Поле битвы заставляет сорвать все маски, оно проявляет лучшее и худшее, обнажает суть и вовсе не смешивает тебя с мясорубкой коллективного безумия, как принято считать. Даже наоборот: для Джексона война - прежде всего решающая встреча человека (технически при этом он может быть эльфом, гномом или хоббитом) с самим собой. Мало кто способен к такой тонкой драматургии индивидуального на фоне всеобщего.
Мериться ростом с Толкиеном Джексону не очень-то уютно; лучше и свободней всего он себя чувствует в тех эпизодах, которые выдумал сам." )))