РИ "ПЕРВАЯ ЭПОХА"
Форум игры: «Показалось, что это важная тема. Ниже - текст для игроков, но полезно и мастерам выработать единую концепцию этого вопроса. Читаем, высказывемся».
Переписка с мастерской концепцией:
Кратко:
1. Вассалитет - это основа общественных отношений.
Между Эльдар и Атани, или вообще во всем обществе? Это важно, потому что есть еще семья и право завоевателя.
2. Вассалитет есть выражение верности как основной добродетели мира Толкина.
Это не так. Верность - одна из общехристианских добродетелей не первого порядка.
Высшей добродетелью у Толкиена является Вера в Благодать Божью. По-вашему это «сохранение и приумножение Эстель».
3. Вассалитет - отношения неравноправные, есть старший, ведущий и младший, ведомый.
4. В вассалитете лорд и вассал связаны взаимными обязательствами.
5. Вассальные обязательства считаются нарушенными, если кто-то из пары, лорд или вассал, творят дела, нарушающие «естественные законы» - отнимают чужих жен например, притесняют вдовиц и сирот и т.п.
Тогда какой смысл в вассальных обязательствах, если вассалитет всего лишь дублирует «естественные законы»? А если есть какие-то особые, неестественные, но присущие при том именно вассалитету законы - мы, ваши Эльфы, хотели бы их видеть. Про чужих коров, не укради жены и прочее не надо.
Еще мы, ваши Эльфы, хотели бы видеть прецедент отъема чужой жены или хотя бы женитьбы на разведенной. Мы, Эльфы ваши, знаем единственный прецедент двойного брака - у Финвэ, прародителя нашего, и то потому, что жена его отчалила в смерть-есть-сон, а не потому, что он захотел еще одну деву. И этот случай остается единственным.
Еще мы хотели бы знать немного о жизни Эльфийских Вдов. Есть такие среди нас, но статус их тот же, что и незамужних, потому что главное - они Одиноки. Верно ли мы поняли, ваши Эльфы, что с точки зрения вашего вассалитета девственная Эльфийка - это одно, она может за себя постоять, и обидеть ее не грех, а недевственная Вдова - слабая и нуждается в Особом Отношении? Потому что замуж она не годна уже - по Законам Нашим, от Финвэ?..
Еще мы, Эльфы, хотели бы понять о притеснении сирот. Дети наши взрослеют быстро, и в 14 лет уже вполне ого-го. А времени у нас - бессчетные годы. И вот мы знать хотим, что бывает, когда сироту притеснили, а он потом вырос и дал сдачи. Нужен ли тут вассалитет, или все решится естественным законом? Мы полагаем, что решится, и еще полагаем, что таких мудаков, которые пятилетнюю сиротку обижают, среди нас нет. Потому что над кем нет Морального Закона - тому вообще никакой Закон не поможет.
Но на самом деле мы, ваши Эльфы, хотели бы узнать, как вы вообще относитесь к сексу и измене среди нас, Эльфов. Есть они или нет их, и почему нам говорят, что желать чужую жену от своей, которая тебе одна на всю жизнь богоданная пара - это вероятное явление. Такое вероятное, что прямо приведено как пример расторжения вассалитета?.. То есть
мы, ваши Эльфы, хотим знать - все ли нормально в нашем королевстве Арда? Или она так исказилась, что пора валить?
Или у вас просто нет никаких адекватных примеров из нашей жизни в подтверждение вашей теории законодательства, и вы пользуетесь человеческими, давно устаревшими?..
Ну, то есть мы хотели уже дальше читать, но мой брат-шизоид предположил, что все вышесказанное - это о парах Эльф/Адан, то есть я, лорд, могу завожделеть не простую чужую жену, но и человеческую чужую жену, потому что она все равно скоро помрет, и мне все спишется, например, или потому что у людей сиськи больше. Если это так - то наши в шоке.
Потому что ежели человек завожделеет эльфийку, к тому же замужнюю, и при этом натурально все сделает по похоти своей - не знаем, не знаем... не дурак ли он.
6. Держание земель может быть связано, а может и не быть связано с вассальными обязательствами.
7. Вассалитет может быть как личный, так и за весь народ.
8. Вассалитет отличается от союзнических обязательств.
Более подробно, раскрываем тезисы.
1.Вассалитет в Арде мы рассматриваем не как экономическое устройство общества, а как основу личных и - самое главное! - общественных отношений. Это означает, что в основе устройства самого социума в Арде лежат отношения лорд-вассал, с самого верха (отношение к Валар как к высшим доступным лордам), до самого низа. Эти отношения считаются в Арде естественными, то есть не требующими каких-то обоснований. Вассальная клятва - это выражение в ритуале естественного стремления иметь обязательства и защиту.
Мы, ваши Эльфы, видим, откуда растут ноги у этого постулата. Это очень древнее решение Московской области, года так 1998, или даже 1995. Там же находится тоталитаризм Нуменора, законодательный пафос Верности Королю, магия-на-висах, кельтская Награда-после-Смерти (Оглашение), и прочие вздохи на скамейке. В те времена вы, слабые атани, еще не поняли, что Толкиен католик, и приняли решение, что он язычник-скандинав. И поэтому обильно обирали раннесредневековые тексты по законодательству, потому что вожделели Сильной Руки, которая хоть и строга, и лупит больно, зато Правильно и в жанре Высоких Отношений. И потому что способны на единственный вид мышления - аналогия. Ничего человеческого и божеского там не было уже тогда. Но мы, Эльфы, знаем, как идет время. Теперь уже стыдно не знать, что ваш Творец - католик. И мир у него устроен соответственно. Закон и Законодательство - вторичное проявление Божьей Любви в мире после Грехопадения. Грубо говоря, там, где Любовь уже бессильна - там вступает в силу Закон. Многократно поминаемый вами Закон Вассалитета перед Валар - ничего общего не имеет с Ограничением и Урезанием прав одних перед другими, а также с Обязательствами как долгом. Это как раз тот самый естественный Закон Любви, который никогда не будет записан на бумаге. Вы можете приблизиться к пониманию этого, если вспомните об Ангелах. Если вы вообще способны их любить, а не только бояться и почитать. Ангел - это свыше данный Помощник, проводник благой вести, податель сил и надежд, защитник, мудрец, хранитель мирового свода знаний, и всегда, в любом качестве он - источник Радости. Если с вами Ангелы - значит и Творец тоже с вами. Если вам это недоступно - конец контакту, ступайте в свои леса, взрослейте там, и не забывайте бриться.
Конечно, Манвэ для нас - Король. Это просто хорошее слово. Такое же, как Повелитель Ветра, Принц Воздуха, или там Крылатый Вестник. Для нас и Трандуил - Король и Повелитель Лесов. Первый среди равных, который символизирует всех прочих, кто на него похож, один он или со всем своим народом. Мы ничего не должны Манве, и он ничего не должен нам. Мы не должны целовать ему подол или носить ему свои самоцветы на госприемку, или слать ему личное приглашение на пунш. Он не должен нам лекции по устройству мира, или благословлять наших детей. Если такое происходит - то не по закону, а по желанию. По свободной воле. Мир Эру устроен по принципу Свободной Воли, нравится вам это или нет. Нас не от чего было защищать в Амане, и Манвэ явно не владел землями, имея с них оброк и приплод овцами, сеном и картофелем, выдавая нам милости в виде пищевого пособия. Именно поэтому, когда Моргот сломал нам быт в Валиноре, и убил нашего Финвэ - никто нас не защитил. Хотя и орали мы в Валиноре глупое и грозное. За что Намо правильно сказал - пали вы. Потому что трудно не пасть, помня Изначальный Порядок, когда кругом такие искушения вассалитетами, где всегда есть виноватый, который должен был, да лажанул.
Если я, Эльф и свободный дух, присягяю на верность некому королю, то делаю по следующим причинам:
1. Этот король - сын или потомок Главы нашего Рода, в нем течет древняя непорченая кровь, и он с детства видел, как его родитель берет на себя ответственность за решения. Он естественный продолжатель этой традиции, и я поступлю правильно, поддержав его в его Пути.
2. Я не присягаю чужому Потомку Некоего Рода, чужому королю, потому что от добра добра не ищут. Есть мой король плох мне, а чужой хорош - то одно из двух: с моим королем что-то не в порядке (его испортил Враг); со мной что-то не в порядке (меня испортил Враг). Это - прецедент, и я хотел бы почитать о нем в вашем законодательстве.
3. Но вообще никто из наших так не делает. Потому что мы любим наших родичей и королей, какими бы они ни были, и готовы по доброй воле, а не по Закону, разделить их судьбу. По любви еще и не такое бывает.
4. Потому что это естественный иерархический порядок вещей, который кажется нам (и лично мне, эльда) красивым. Демократия бывает только на быдлофоруме и среди трусов, когда совокупно убивали чужую лошадь, а потом не знаешь, чья была идея, ибо все замазаны. А так всегда знаешь, чье имя произнести в ответ на вопрос: какая сволочь это придумала. И сволочь встанет, и скажет - да, это я. И за это я уважаю наших королей, и своего в частности.
5. Мой король мне ничего не должен, пусть просто останется в живых. Потому что я и так знаю, что он защитит меня, если будет нужно и если он будет в силах. И что я защищу его любой ценой, если ему будет грозить опасность. Мы, ваши эльфы, написали бы тут о счастливом браке и взаимоподдержке любящих людей, но уже поняли, что вы совершенно не в теме.
6. Мы добровольно наделяем одного из нас - по праву его рождения - всеми символами власти и легко поддерживаем символическую природу Власти. Символическая природа - это не та, которая управляет кнутом и страхом нарушения неких норм, а та, которая правит Словом. Король не хочет - мы подвинемся. Король захотел - мы присоединимся. Для нас Власть - это Игра. Приятная Игра с элементами эстетики. Для кого Власть перестала быть Игрой, а стала Серьезным Делом - тем за вон те Железные горы, там заждались. Только не забывайте бриться.
7. Хотя я и присягаю моему королю на верность, я продолжаю уповать, что мой Король женится. Но Принцесс не так много, как Лордов, кроме того, любовь может сразить его буквально к кому попало. Например, к моей племяннице или к дочери нашего металлурга. И что - жестокое неравенство, жениться на вассалке не айс? Или айс? Или одна клятва будет поджимать другую, или вызовет наслоение? И как вести себя в брачную ночь, если например Король хочет уже по третьей базе, а жена его - вассалка - еще на первой не устойчива? Слово Короля! Подчиняйся! Так что ли вы думаете про себя, юные и дремучие атани? Или скажет жена - постой, Король, не гони - и выйдет изменницей, нарушителем прав вассалитета, ибо презрела Слово Короля? Или это и есть то место, где вы полагаете - Король своей властью не воспользуется, потому что на это есть еще один пункт? Или верите все-таки в моральные законы вне документа?
Или на самом-то деле вы полагаете, что надо «Подчиняйся!» - и это как раз то место, где всплывает утопший Нуменор с его диктатурой, столь вдохновляющей на разную боль, особенно чужую, чтоб посмотреть и оценить по десятибалльной шкале?
...Соблюдение Закона, конечно, оценить, а не боль, хотя ее тоже оценивают в баллах, брат говорит.
Мы, ваши Эльфы, хотели бы почитать, как вы решите это недоразумение.
Кары.
О! На самом деле если есть Закон - то есть и Мера Наказания за его нарушения.
Мы, Эльфы ваши бывшие аманские, давно хотим понять, что у нас с эльфийскими карами, пытками и наказаниями за то, другое, предательство, шпионаж, работу на Врага, и как разговорить орка. Потому что мы как Светлый Народ не можем пытать, карать и наказывать, и не можем извлечь информацию, достоверно пугнув труса. Трус знает, что мы добрые и ни на что не способны. Наше добро без кулаков. Это обрекает нас при поимке орка на смехотворную пытку апельсинами. На закармливание, заглаживание, зализывание, и прочие процедуры, являющиеся однозначным Злом при базовой невинности. Одним словом, вы толкаете нас на грех, на искажение природы некого явления, чтобы это мы сами приумножали зло, а не воспользовались/ не воспользовались уже наличным Злом, которое изобрел Моргот. Ибо со связанными руками ничего другого не остается, только позорно сдаться правилам этого мира, продув по всем параметрам, или уподобиться Злу, вдобавок самостоятельно и изобретательно его увеличив.
Но поскольку поимка орка - умозрительное предприятие, мы молчали. А вот когда появился Закон, который предписывает обязательства, и предписывает возможность ими пренебречь - мы чувствуем себя в ловушке, потому что это тот же орк - но не умозрительный, а данный как кирпич. Вот я Лорд, и мой вассал меня предал, и нарушил вассалитет. Зажал мою вдову из прошлой жизни, или оказался шпионом Врага. И что я сделаю? Выгоню его, правильно. Можно опозориться, читая ему мораль при всем народе - вот как ты сделал меня лохом - в надежде, что его закидают камнями (тут стоит вернуться к тезису об увеличении зла своими руками). И что он сделает, если останется безнаказанным, но выгнанным? Повалит в лес, и все. Мы, эльфы, всегда так делаем. Мы не забрасываем кого-то камнями, потому что наши Лорды не натравливают нас как собак друг на друга. Кто-то надеется, что я организую предателю информационную травлю, или что мой народ это сделает?.. Я слишком уважаю себя и мой народ, чтобы унижаться до круговой корпоративной поруки. И что, если я такой не один?
Тем не менее мы, ваши Эльфы, хотели бы знать - как далеко вы мыслите по этому вопросу, и задавали ли себе его вообще.
Что до ритуалов - мы понимаем, что вы нуждаетесь в красоте и высоте, и хотите, чтобы мы вам это показали. Нам не жалко, но хотелось бы понять, насколько это необходимо, и не является ли это пустопорожней формой, без которой можно было бы обойтись честным словом или обещанием, чтоб Враг не оборжался. Мы слышали, у него осталось эстетическое чутье.
Примечания о высших силах. Невозможно быть в Арде вассалом Единого, так как Он «бесконечно далеко». Известно, что только Манвэ имеет с Единым какую-то непосредственную связь и, следовательно, только он может считаться вассалом непосредственно Единого. Вассалами Валар можно быть в Амане, но не в Срединных Землях, не в Белерианде, это обусловлено Исходом Нолдор и отказом Валар покровительствовать им в смертных землях.
Это написано для амбициозных дебилов, которые хотят выпендриться и сталь Личными Посланниками Бога на Земле, чтоб всех уесть. Мы очень сочувствуем, но мы не такие.
Так же мы полагаем, что связь с Творцом есть у всех Валар и всех Майар, потому что все они осуществляют его Драму по некому творческому плану, в котором мы принимаем посильное участие, даже не зная подробностей, или будучи проклятыми. И вы - тоже.
Утверждать, что Эру держит за шнур одного Манвэ, рядом с которым без шнуров болтаются 13 подобных Ему существ, и один сидит в Ангбанде - теологически неверно, хотя пирамида получается строгая.
Потому что если кто скажет, что Варда Светлая без всякой связи с Творцом зажигает тут и там, по женской прихоти, чисто чтоб хаос увеличить - и мы, дебилы, зря почитаем ее воплощением надежды, или что Ульмо острова подымает из вод от несварения, а не по импульсу свыше - тот поди за Железные Горы, там полно грешников и еретиков, еще и прославишься.
2. В основе вассалитета лежит главнейшая добродетель Арды - верность. Важно, что понятие верности противопоставляется понятию повиновения: верность всегда добровольна и происходит из уважения, повиновение может быть и из страха, как у орков. Даже самые омерзительные существа, такие, как Саурон, могут сохранять в себе нечто доброе до тех пор, пока способны восхищаться кем-то, кроме себя, и хранить ему верность.
Мы, ваши Эльфы, пока не видим никакой разницы между Повиновением Орков и нашим повиновением нашему же Долгу. Никто не свободен, и разница только в том, что орков бьют. Мы просто все уже вам сами рассказали. Но поскольку тема повторяется - мы хотели бы знать, как и чем мы можем бить, чтобы наши подданные нас слушались. Потому что будьте реалистами - гремящие слова об уважении и старых клятвах никого ни в чем не убеждают, а наказывать любовью мы пока не умеем.
3. Вассалитет - это взаимные обязательства в отношениях двух неравноправных партнеров. Один из них считается старшим, лордом, другой - младшим, вассалом. Вассал не равно слуге!
Раскройте пожалуйста без восклицательного знака, не догматически, а по сути. Пока же мы, приложив титанические усилия по моделированию вашего менталитета, поняли лишь так:
Слуга добровольно прислуживает по существу (недобровольно прислуживают рабы, мы слышали - у Моргота есть такие, поэтому нам не нужны!) То есть, слуга помогает надеть доспех, почистить оружие, накрыть на стол, перестелить постель, заплести прическу моей племяннице или задать корму моим лошадям. Он помогает мне справиться с бытом, который я, Лорд, не осиливаю - потому что быт у меня в том числе статусный, и если он не поражает воображение - я невежливый и задрипанный Лорд. Слуга должен мне свой личный Труд на благо Меня, и через Меня - на благо Всего Народа, потому что если Лорд в шоколаде - вся страна в шоколаде. Соседи видят это, и имеют уважение. Вассал не чистит мне сапоги, он усиливает мое ЧСВ, а также свое ЧСВ - за мой счет. Он фактически не делает за меня никакую работу, потому что «не слуга», и я хотел бы знать, зачем мне эта гиря. Какими формальными и дурацкими узами мне себя связать с вассалами, чтобы в этом был фактический смысл, подчеркивающий заявленное неравенство, и все стало хоть и не равно, но зашибись. Мне не нужны вассальные земли и процент дохода с них под обещание Защиты, потому что земли у нас общие, и война общая, и общий копейный строй, я эти земли и своими-то зову просто для краткости, по традиции - чей герб висит, того и земли. И предписываемый нам вассалитет - не экономический, а социальный. Чтобы почувствовать себя Лордом и Королем - мне нужны Вассалы, потому что короля играет окружение. Количеством вассалов можно меряться - ну, если для кого линейка сразу оскорбительна. Это единственное социальное оправдание вассалитета, не самое скверное. Но мы, Эльфы, не можем понять, зачем тут так много слов и Законодательная Сила. Мы не можем понять, что вы вкладываете в понятие «вассал», определяя его от противного - не слуга и не господин. Мы склонны полагать, что это белка, вольный грызун.
При этом вассал является «ведомым», и признает своего лорда авторитетом и в моральном отношении. В отсутствии в Арде таких структур, как церковь или жречество, высшими моральными авторитетами являются именно лорды.
Это очень верное замечание, про церковь и жречество! Но мы, Эльфы, в том числе Лорды, не понимаем, как насильно оболванить своих подданных, чтоб они стали тупо ведомыми, а не теми, кто они есть - свободными душами, выбравшими со своими Лордами единую Судьбу, потому что им так нравится, потому что мы для них - Личности, Возможности, Флаги и Характеры, сильные и не очень; и потому что мы обогащаем друг друга, оттеняем друг друга, поддерживаем друг друга, и вместе терпим бедствия, следуя по общему Пути. Потому что мало что на свете сравнится с Разделенной Судьбой. Это почти как дружба, но куда эпичнее. Честно говоря, мы вообще не видели дружбы без Разделения Судьбы.
Поэтому если кто-то не хочет быть ведомым, а хочет своевольно творить свою драму Эру, критикует меня и не делает мне два раза ку - пожалуйста, расскажите, как я его заставлю. Потому что если б не ваши директивы - я б наплевал, у нас сплошь и рядом неповиновение авторитету - путь в Герои. Еще б и благословил. Нам, Эльфам и частично Лордам, знакомы мудрые, далеко идущие решения, которые выставят нас в потомках мудрецами или хотя бы носителями Эстель.
4. Обязательства двух сторон могут носить как декларированный характер, то есть публично оглашаться в вассальной присяге, так и подразумеваться. Если в вассальной присяге не оговорены особые условия, по умолчанию подразумевается, что:
- вассал обязуется вставать на защиту лорда, его семьи, его народа и его земель, как за свои собственные;
Мы хотим понять, неужели нам предписываются сборы на Площади для оглашения присяг, надо ли выносить знамена, нужны ли горнисты, чтоб созвать всех из кузен и с пищевых складов, и если да - то скольких свидетелей достаточно, дабы акт был признан публичным. И я хочу понять, какая конкретно земля моего вассала-ювелира, а какая оружейника, если мы все живем в одной долине/пещере/крепости, так как вместе пришли сюда, огородились и отстроились. Должен ли я в отсутствии частной земли брать с ювелира ониксами. И за камни его защищать?
Вообще, вопрос про семью интереснее. Если я Лорд, а мою племянницу убил орк - должен ли мой вассал-ювелир найти его и всыпать ему, как если б убили его собственную дочь? А я-то тогда кто?.. Я-то?.. А если вассала-ювелира убьют, а у него жена и сын - я им что буду должен? Повеситься для гармонии?.. Трещать о Нашем Роке, как это умеет из нас кое-кто?.. А ежели речь об обиде, нанесенной безопасности наших границ Врагом или Родичем - то не устроен ли мир так, что мои вассалы делают то, что я решил, потому что наши интересы совпадают? Не разумно ли брать с собой на месть тех, кто хочет этого и к этому готов, предполагая и надеясь, что хотят и готовы все?.. И оставить балласт, который не может и не готов - вместо того, чтобы губить весь народ, попрекая его законодательством? Или вы полагаете, что на деле так все и делается, кто может - идет на смерть, а кто не хочет - того Лорды оставляют на каше. Закон-то что дышло в Арде Искаженной.
Просто мы, ваши Эльфы, уже придираемся к частностям, потому что при таком негодном ядре частности - отдых и возможность языки поточить. Понятно, что военная сила и взаимозащита - это Основной Пункт. Понятно, что за Лордов в бой, даже если не хочется, ибо теперь ты в армии, детка. Вы что, не верите, что мы повалим бить Врага без личных присяг? Думаете, наши Лорды никого не соберут просто силой Слова? Что все Эльфы толерасты, и надо гаек подкрутить для гарантии? Или это надо, чтоб Враг нас как-то хитро прижал - как, мы пока не знаем, но что-то тиски жестковаты.
- лорд же, в свою очередь, обязуется выступать в военные походы за земли вассала или же за его народ, а также обязан следить за тем, чтобы вассал не нарушал законов, писанных и "естественных".
Про землю мы все сказали, а если есть другое мнение - то хотим знать, как метить границы огородов. И где почитать писаные законы по существу, а также естественные законы, ибо бывают и разночтения.
Лорд вправе наказать вассала за нарушение законов. Высшая мера наказания от лорда - изгнание. Изгой - это преступник, не имеющий ничего, даже чести, к нему относятся с большим подозрением и, как правило, отвергают в обществе как человеческом, так и эльфийском, и гномском. (Игротехнически: изгнанник всегда носит «метку жопы»).
Однако лорд обязан защищать своего вассала, и заботиться о его семье и его народе в любом случае, даже если придется выступить против всех сил Моргота.
Ну, простите великодушно - мы быстро думаем и уже все с опережением выложили. Тюремные законы некоторые из нас знают, и про метки некузявости, позорные татуировки, мешок-на-голову и прочие знаки опущенности - тоже. Полагаем, за отмеченными будет следить специальный раб лампы, чтоб метку ни сняли. Иначе простого изгнания было бы достаточно, или отдали бы наказание на откуп королевского Гнева. Потому что двигаться должна драма Эру семимильными шагами, а не прищучишь сверху - не покатит она. На всякий случай объясним: есть плохой, тоталитарный Закон, никак не отражающий суть нашего народа, каковому Закону предписано следовать, хотя ясно, что это будет преисподняя - если все последуют. Таким образом, закладываются нарушители. Но нарушители, заложенные примерно как поевшие яблока Прародители, не награждаются, а караются темной простите меткой, по которой им теперь еще хуже, чем до того. Они гордо несут свой позор или малодушно маются, избывая его, и все вокруг видят, что происходит Эпос, потому что много Страдания, Боли, Несправедливого Рока, Ответственности За Свой Выбор. Однако пойти против этого, пожалев и пригрев отмеченного, тоже нельзя - потому что надо относиться с подозрением и гнать, чтоб не слить свое имя и род. Иначе зачем изгнаннику метка? Врал бы себе, что по грибы. Мы понимаем, что нарушение присяги - основной добродетели мира Толкиена - каждый должен почувствовать по самые помидоры, чтоб было неповадно. Собственно, тут кончается вопрос о личном наказании или каре - потому что есть игротехник, который суть возмездие и аз воздаст. Мы просто думаем, что тут уже давно все под Морготом и даже размечено, а поскольку теперь ходить к нему в плен неинтересно - неясно, какая наша линия самая адекватная. Мы думаем - рыдать и проситься назад в Валинор.
И еще мне тут брат-шизофреник говорит - в человеческом эпосе изгнанные прародители никем не были гонимы или не приняты, потому что мир их был пуст и полон животными, цветами и бабочками. Сын их, братоубийца, тоже изгнанный, счастливо женился где-то в стороне, и породил могучий народ. Метка его означала одно: неприкосновенность. То есть бить, убивать и трогать нельзя. Но жена его точно трогала. То есть по степени суровости Творца вы сильно впереди, если только это не Вражьи руки.
Вассал может дать лорду совет в делах или по крайней мере указать лорду, когда он в чем-то с ним не согласен. Лорд выслушивает вассала, если тому что-то в поведении и поступках лорда не нравится. Поступать так, как советует вассал, лорд не обязан, но обязан выслушать его. Таким образом, лорд на позиции старшего и ведущего не делает "что хочу то и ворочу», такое отношение к вассалам суть морготовство и искажение.
Мы уже поняли, что ничто, кроме директивы «может/не может» не поддерживает жизнеспособность данного закона. Мы не понимаем, отчего бы не приписать: вассал может есть, если он в чем-то испытывает голод, и Лорд может смотреть на это, хотя и не обязан разделять трапезу. Или еще какую-то пустопорожнюю чушь.
Если мои подданные говорят - я их слушаю, потому что мне это Важно. Это мои соратники, друзья, младшие родичи, чужие дети и чьи-то жены, которых мы защищаем под моей Маркой, и с которыми собираемся быть хоть немного счастливыми в этом неустойчивом мире. Мне важно не только то, что они думают, но и то, каково им вообще, и по их словам я это пойму. Если они несут благоглупости - я не стану их слушать, быстро уяснив, что умней не будет, и что не слушать их - безопасно для реноме моей страны. Либо будет ясно, что за этим последует реакция, которая мне нужна. Иначе какой я Лорд? Если я вассал - я хочу, чтобы меня слушали не из вежливости или по долгу, написанному в Документе - а потому что мои слова важны или интересны, или я сам важен и интересен. Или - если меня не слушают - я хочу знать, почему. Это Важно. Может я дебил? И вдруг понимание этого - начало моего улучшения?.. Понимаете - обязать население придираться к Главарю, «если их что-то не устроило» (я космат или плохо выстроил наши боевые порядки в шесть утра), а также лицемерно внимать недалеким рассуждениям, могущим оказаться постоянной течью из ОБВМа - это наказание. Вы, видимо, не можете совладать с нами, и поэтому создали такие предписания, которые утопят нас в противоречиях прямо в рамках одного боевого лагеря.
...Потому что еще три абзаца - и мы, Эльфы, попросим вас написать брачное законодательство по такому же лекалу - права и обязанности сторон, может, не может, не хочет, но должен, купить нельзя продать, жена не служанка, но и не госпожа. Нам кажется - это закономерный конец тупика, в котором мы оказались.
Остальное аналогично. Оно развивает предыдущие предложения вширь. Так что мы полагаем, что закончили.
Убедительно просим не обкрадывать феодальное или иное салическое право Пришедших Следом, которому мы знаем цену, и не выдавать это за Акт всеобщей истины, при этом не ориентируясь в реальности. Столь привлекательные для вас Объектные отношения между живыми существами невозможны. А если не справляетесь - спросите нас. Или Румила.
Эльфы Толкиена