Театр Мейерхольда
против Театра Станиславского
Перед вами две фотографии, обе из них вызывают чувства.
Природа этих чувств очень различна.
Вторая - пляжная - как бы ближе нам, потому что все изображенное на ней мы узнаем. Ощущение лета-моря-счастья, телесной раскрепощенности, со всяким такое бывало. Эта вторая фотография словно «втягивает» нас в свою атмосферу, заставляя по первой сигнальной системе сопереживать бытовому моменту. На ней мы видим Человека. Она «народна». Женщина может нравиться или не нравиться эстетически - но не найдется ни одного болвана, который не поймет, о чем тут речь. Элемент натурализма почти стирает границу между искусством и жизнью, мы словно участвуем в этом сюжете (плавая на надувном матрасе спереди). Нам пощекотали чувства, и нам хорошо. Это - театр переживания по Станиславскому. Он очень развит в Ролевом Движении, потому что в некотором смысле примитивен, он не требует никаких усилий для понимания. Его задача - всосать нас в разыгрываемый сюжет. Благодаря ему мы наблюдаем обилие адекватно-потных железнобойцев под деревянными стенами и обилие мелодрам с участием эльфов, которые не похожи на эльфов, а похожи на раскрашенных людей с параноидальным синдромом. Все они взывают к соучастию своей пасторальной радости на берегу или своему тюремному горю (см. фото внизу)
Первая фотография - с маской - вызывает совершенно особое переживание, которое можно называть «художественным». Это - тоже некая психологическая ситуация, однако она подана специфическими методами искусства. На ней почти нет человека, он дегуманизирован, инструментален, опредмечен. Мы - если у нас не атрофированы более сложные системы восприятия, чем реакция на щекотку - в состоянии получать наслаждение не физиологического толка именно от созерцания границы между искусством и предметом его изображения (женщиной). Изображение символично. Мы отделены от него - и поэтому мы не только чувствуем, но и думаем. В зависимости от контекста (от магистрального сюжета) женщина в маске и перчатках может означать очень многое (табу, насмешку, соблазн, демона, биллиард, цивизизацию 19 века, Беллатрикс Лестранж, призрак оперы). Это фото будит не только воображение, но и мысль. Символический театр Мейерхольда позволяет - в Ролевом Движении - не только переживать мелодраму, но и мыслить. Он позволяет игроку быть отстраненным, а не сходить с ума от погружения (от засоса). Он может делать эльфов достоверными. Просто потому, что натуральных эльфов не существует, они - вымысел, и чтобы не быть смешными/уродливыми в своей подаче, они с очевидностью должны быть объектами условного искусства.
Дальше - характернейший отыгрыш плена.
ТЕАТР МЕЙЕРХОЛЬДА - заинтересовавшиеся найдут множество статей об этом через Яндекс. Но, думаю, принцип понятен.