Публицистика
Проза
Стихи
Фотографии
Песни
Тампль
Публицистика
Хогвартс
Драматургия
Книга снов
Рисунки и коллажи
Клипы и видео
Проекты и игры
Главная » Публицистика » ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РОЛЕВЫХ ИГР » Кролики и Кошки



Кролики и Кошки


В юности, когда мир был меньше, но глужбе - мы играли с похожими на нас людьми. Все было очевидным: вот это красота, вот это - орки от социума, вот империя зла с ее баннерами, пропагандой и тупостью, вот это надо знать любому культурному человеку, а вот так поступать нельзя уже несколько столетий. Расистом быть стыдно, блядовать стыдно, стыдно быть безграмотным, публично выражать ненависть - не только стыдно, но и глупо, ненависть - это слабое место. Параметры прекрасного мира не менялись. Вопрос был только в том, КАК. Про что, где и когда все было ясно.

Мы смеялись над средневековьем. Жидо-масонский заговор, ха-ха, диковины чьих-то коллекций: рог единорога рядом с магнитом, зуб вампира, борода косматой женщины из земли антиподов, массовый психоз от пророчеств такого-то года, исчисление даты Апокалипсиса вручную - ну как можно было так жить? Хотя в этом есть нечто чудесное. В глупости есть нечто чудесное, да. Дураки - волшебные существа. Если их много, они без наркотиков сдвинут вам точку сборки так, что засомневаешься сам в себе.

И вот мир стал шире, но мельче. Заходишь в социальную сеть - а там мясистый навар из всего этого наследия: гомофобы, орочья брань, лайкните, если вас бесит то и это, какие-то нацики с бездарными демотиваторами, албанская речь. У женщины на ногах вместо волос растут ногти - шок! - подпишись на сообщество. Голые жопы со следами фотошопа. Но можно никуда не ходить - оно лезет из любого информносителя, которым может оказаться даже новый друг. Или, увы, старый.

Параметры прекрасного мира сдались, потому что точка сборки сдвинута невозвратно. Такое чувство. Дураки волшебны только на башорге, и то через одного. Глупость - это шоу. На дураках надо делать имя и деньги, а самих их разводить как кроликов. Поэтому многие *нормальные* сами по себе люди объявлены дураками. Кошачью шерсть после обработки тоже можно выдать за кроличью.

Враг не собьет меня.

Хотя я и понимаю, что скорость мышления у людей разная, до жирафа доходит долго - но это не значит, что он глуп. Просто у него длинная шея, которая была повернута на северо-восток. А потом ему, может, неверно передали.

Поэтому я решила написать о катарсисе в ролевой игре. 

 

Что такое Катарсис

Аббревиатура УМРИ (Уральские Мистериальные Ролевые Игры) - это поздний самоироничный продукт XXI века. Конечно, ее придумали сами уральцы. Серьезный пафос бесит, поэтому сам себя не высмеишь - ходишь как оплеванный. А само явление существует с 90-х годов ХХ в. До начала нового тысячелетия мастера РИ не смогли понять, что такое мистерия - потому что не смогли согласиться с уральским определением. Я все еще отлично помню ор на Зиланте в секции РИ на эту тему - когда еще Никодим не был сектантом, а был массовиком-затейником, потому что он это и организовал. После «Завоевания Рая», 1997 г. За первый час семинара стало ясно, что в мистерии где-то присутствует тема религии, духовности или бога, в то время как продвинутый атеизм - это и есть наша любовно выбранная реальность, технологу и прагматику невозможно дальше двигаться в поле, одним из параметров которого является «нечто божественное». Если бы там стояла религиозная догма, ее можно было бы учесть как статью УК. Но «божественное» - вне ПГМ ("православие головного мозга") - вызывает тревогу и растерянность. С ПГМ, кстати - стеб и ржач, но тут хотя бы ясно, кто дурак. Еще я отлично помню ор на «Красной Стреле» - и по той же теме. «Игра как священнодействие». Прошло 15 лет. Москва, как много в этом звуке.

Кошка, крашеная в кролика, доступней и дешевле, но продается также. Поэтому у определения «мистериальная игра» появились побочные, простые, легко повторимые, часто встречающиеся неверные толкования.

Я на деле, когда на свет родилась, была готова к очень многому. К мужскому шовинизму и к устройству на работу ногами. То есть, если прийти в интеллигентную контору в мини и с косметикой - возьмут резче. К людской трусоватости и вранью, потому что врут тебе с колыбели, а потом врешь ты, чтоб не убили, взяли на работу, дали диплом и жилье. К починке зубов без заморозки, потому что такая медицина. К тому, что правящая партия - это проявленный Закон, даже если он ложен, труслив, продажен и поперек Конституции. К тому, что в конечном счете самый близкий человек тебе - твоя мать, а не вот эти мужчины или женщины. Однако я не была готова к тому, что понятие «божественного» вызывает у людей ужас, потерю равновесия, судороги ума и протесты. Я думала, оно просто запрещено коммунистами.

Итак. Мистерия и катарсис - связанные понятия, если мы говорим об интерактиве, а не просто так рассуждаем о терминах и читерим в пустотах. Бывает катарсис без мистерии, с другими причинами своего наступления. Но мистерии без катарсиса не бывает. Что бы ни говорили словари иностранных языков о происхождении слов, интуитивно каждый знает: катарсис - это такой удар пыльным мешком по голове, после которого в ней возникает звон, пустота, и фейерверки. Значение «очищение», которым обычно пользуются, не исчерпывает смысла слова, поэтому приведу все:

1. Катарсис (с греч.: "возвышение, очищение, оздоровление") - античное философское понятие, обозначает и процесс и результат облагораживающего, оздоравливающего воздействия на человека различных факторов. Например, ваяют скульптуру голого Героя. Скульптор чувствует себя в процессе облагороженным, возвышенным, здоровым - из-за факторов удачной лепки, красивого натурщика, собственной крутоты, эпичности Темы, или из-за того, что он не пьянь какая, а Художник, или потому, что у него приступ Вдохновения, море по колено, и его работа нравится окружающим. По завершении он чувствует себя также, словно очистился и как бы немного изменился к лучшему. Многие и многие формы творчества катарсичны. Катарсичным может быть созерцание океана или лица любимого человека, обед в китайском вип-ресторане или поход в СПА-салон. Философия - очень широкая и мутная наука. И эмоциональная жизнь человека сложна.

2. Понятие античной эстетики, которое сужает п.1 до воздействия Искусства. То есть лепка скульптуры и ее созерцание тут сканают, а ресторан, океан, любимая и салон - нет. Скульптура тоже сканает не вся, а только тот момент, где душа Художника напряжена и полнится чувствами при знакомстве с материалом. Это и есть тот самый пункт преткновения для нашего ролевика: катарсис - процесс подъема сильных, высоких эмоций. Не рычаг для них, а сам процесс.

3. Процесс облегчения и очищения в результате душевного, умственного или физического напряжения, разрядка. Слово употребляется в религиозном смысле (очищение духа посредством душевных переживаний), этическом (возвышение человеческого разума, облагораживание его чувств), физиологическом (облегчение после сильного чувственного напряжения), медицинском. Нетрудно заметить, что под *катарсисом* в этом пункте понимается Акт, действие, завершающий позитивный аккорд. Нет катарсиса у верующего, если он переживает и переживает, мучается и мучается, все колени сбил, и ничего. Не катарсиса у этика, если он трет и трет тему, а в ответ тишина. Нет катарсиса у мужика, если он трахает бабу, но никак не может кончить. Это второй пункт преткновения для нашего ролевика. Почему-то считается, что тут позитивный результат не важен, главное начать тереть. Потому что во втором пункте - про Искусство - было достаточно тереть. Но где у нас Искусство, а где РИ.

4. Термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его. Самый главный пункт преткновения для нашего ролевика. Этот пункт - с Аристотелем - отчетливо является частным комментарием ко всем вышеуказанным пунктам. Потому что трагедия (поставленная на сцене и созерцаемая из рядов) - это Искусство, и с ним достаточно соприкоснуться. Потому что трагедия - в силу своей жанровой специфики - напрягает чувства, вызывает душевные переживания, нагнетает атмосферу, зажимает пружины. Которые потом разжимаются - когда все умерли. Можно ли испытать катарсис по Аристотелю при столкновении не с театральной трагедией (=читая ее, смотря экранизацию) - а с трагедией жизненной?.. Да, если жизненная ситуация подходит под Аристотелевское определение трагедии.

Люди путают трагедию и драму. И в жанровом, и в бытовом смысле. Но если прочитать самого Аристотеля, которого полно в сетях, то многое прояснится и про него, и про трагедию, и про катарсис. Например, метафоричность языка. «Речь трагедии должна быть украшена искусными индивидуальными метафорами. Но текст должен быть понятным зрителю, поэтому наряду с метафорами поэт должен использовать и обычные слова». Переводя с голимого на понятный, получаем: игры Символьной школы РИ могут претендовать на изготовление «трагедий», где узнаваемые куски сюжетов, характеров и экшна пронизаны символикой, поданы особым языком моделирования, который единственный из всего сказанного и приближает Игру к Искусству. Следовательно, Символьная Школа может обеспечить ее игрокам катарсис по Аристотелю.

«Трагедия должна быть написана ямбом, так как этот ритм наиболее близок к разговорному языку». Это об отсутствии бытового трепа на играх. О словарном запасе игроков и о фишках речи персонажей. О том особом микроклимате, по которому много лет спустя узнаются игроки того или иного проекта. Короче, это про рамки Ангбандской Эстетики и Морфеус-Мобиликорпус-в-озеро!

«Ясность является неотъемлемой частью любой хорошей трагедии». Все жестоко и просто. Не надо наворачивать и громоздить правила на правила, заговор на заговор, тень на плетень, чтоб игрок не понимал, что у мастера на уме, и не понимал мира, в котором оказался.

4. Катарсис в современной психологии. (Психоанализ, психодрама, телесно-ориентированная терапия). Индивидуальный или групповой процесс высвобождения психической энергии, эмоциональной разрядки, способствующей уменьшению или снятию тревоги, конфликта, фрустрации посредством проговаривания или телесной экспрессии, ведущих к лечебному эффекту и лучшему пониманию себя. Это о постигровом разборе. Посидели, высказали свою боль, обложили мастера, развзели стафф по гаражам, насрали в сетях, мастер почитал. Всех попустило.

Почему я не даю права существованию этого пункта на Играх? Потому что Игра и Психоанализ - не родня. Игра использует заимствованные у психологии фишки - чтобы оправдать работу мастеров или придать Игре ценность в глазах аборигенов. Или потому, что ты играешь персонажа-психоаналитика. Или чтобы мастер научился как можно лучше манипулировать игроками - но тут уже не про игру, а про системы управления людьми. Занятие по психоанализу может иметь игровую форму. Это не ролевая игра в нашем понимании. Задача психологии и терапии - вернуть человека из косой реальности в нормальную ПРИСУЩУЮ ЧЕЛОВЕКУ реальность. Задача Игры - поместить человека в ИНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ, обычно ему не свойственную.

Процесс высвобождения старой боли, прорыв замалчивания, выход психической энергии - это норма для ролевой игры. Но разве это достигается приемами психоанализа, а не методами искусства и религии, посредством воздвигания священной ограды над групповым сговором? Не выделением времени и места Игр в особый сакральный локус? Разве не поэтому вообще с древнейших времен существовали игры, особенно дионисийские мистерии и прочие календы?..

Это Психодрама и групповая терапия обокрали Игру. Не надо проворачивать фарш обратно.

 

Пейн как Герой Нашего Времени

И вот как из всего прочитанного тобой, вдумчивый читатель, мог вытечь тезис: «чтобы люди достигли катарсиса, их надо погрузить в Боль»? Как?.. Не знаешь? Очень просто. Если на интуитивном уровне всем понятно, что катарсис - это яркий свет в конце тоннеля после напряжения/страдания или потуг, то в уме осталось только «страданием душа совершенствуется», и про благородство страдальцев (не испытанное, судя по всему, на себе). Момент разрядки, завершения и оздоровления полностью остается за бортом, потому что все внимание теоретиков программы «Катарсис в РИ» сосредоточено на формах конфликтов, преград и неразрешимой боли, которая растет всю игру, а потом игра заканчивается без всякой награды. Я думаю, мы просто любим мучить других, и сносит башню от лигитимности этой практики. Это лучше, чем думать, что мы просто постоянно врем, выдавая импотенцию за наработку. Катарсис - это НАГРАДА. И да, наградой может быть процесс. Наградой может быть результат. По завершении процесса люди должны чувствовать себя более здоровыми и более возвышенными, чем до того. ВНЕ НАГРАДЫ катарсиса нет. «Хорошо, что все кончилось» - это не катарсис, это тупой выдох после прекращения пыток.

Спору нет - награда бывает трудной. Иногда очень много пашешь, переживаешь и терпишь, прежде чем она придет. Иногда пребывание в катарсисе само по себе требует много душевных сил - так бывает с творцами в искусстве. Они бы рады всю жизнь писать музыку и лепить статуи, непрерывно возвышаясь и испражняясь фейерверками, но напряжение процесса такое, что надо выдыхать. Надо выдыхать и от сострадания героям, от страха и ужаса, от мучительной любви, просто потому что перегорают батарейки. Однако люди, которые путают НАСЛАЖДЕНИЕ, которое приносит катарсис в любом своем значении, с БЕССМЫСЛЕННОЙ МУКОЙ - дебилы или мошенники, перекрасившие в кролика кошку. Еще может быть, это очень несчастные люди, которые никогда не переживали катарсис, и поэтому вообще в него не верят.

Катарсис - вещь совершенно очевидная, как мужской оргазм. Не надо изображать его громкими криками или избыточной подвижностью. Не знаю, какой образец для подражания выбрали себе люди, которые доказывают, что у них, у нас, у всех и даже лично у меня был катарсис, когда я ничего подобного не ощущаю. Если люди после игры угнетены, возмущены, опущены, усталы, пребывают в тяжелой рефлексии, обвиняют друг дружку в чем попало и стремятся снять напряжение хотя бы в соцсетях - это не симптом оздоровления, подъема и возвышенного расположения духа. Это симптом болезни и понижения уровня их внутренней жизни. Симптом произошедшего катарсиса - это благостное прощение миру всех его несовершенств, это «любовь затопила меня», это примирение и стремление к тишине, чтобы собрать там свою добычу, в очередной раз вспомнив и пережив потрясший момент. Это песни и стихи вместо отчетов, это обновленная свежая энергия, с которой люди хватаются сделать в РИ то и это, и еще вот это, потому что море по колено, и потому что они счастливы.

Есть один тонкий момент. Трудный приз кажется более желанным и ценится сильней. То есть это как бы «плюс» к нагнетению трудов. Однако - при разговоре о боли, мучениях и прочих актуальных вещах - не обращали ли вы внимания, что Свидетель и Участник всегда стоят на разных позициях? Искусство делает нас Свидетелями. Даже если оно интерактивно, как шоу, инсталляция или акция. Мы - внутри этого интерактива - только свидетели темы, и мы - не мы. Если мы не свидетели - речь не об искусстве. А о реальной акции, например о демонстрации протеста. В Искусстве есть только один участник - собственно творец. Так вот, про Боль. Испытывает ли неостановимый катарсис Прометей, висящий на скале, пока Орел клюет его печень? Нет. Он находится в реальности, даже если она вся полностью выдуманная. А вот Гермес и Гефест, пришедшие его навестить - да, может быть. Но что совершенно точно - катарсис испытывают зрители, глядя на эту сцену трагедии - конечно, при условии, что она хорошо поставлена, и в главной роли не Гоша Куценко. Это очень много говорит нам о том возвышенном, что гарантирует катарсис через страдания. Возвыситься страданием может только свидетель. Герой - никогда, потому что в трагедии, в Искусстве, он и так Высок. Он находится на той планке, где можно только умереть. Или - как в случае с Прометеем - к нему спускается Бог самолично, чтобы прервать его страдания. Катарсис страдающему герою - особенно в религиозной искусстве - гарантирует Высшая Сила. Но сами мучения или зрители - никогда.

...Потому что, положа руку на сердце, разве это возвышенно - умиляться на себя-страдальца-с-гордо-поднятой-головой, пока на тебя смотрят? Нет. Это очень мелко, и не оздоравливает, и кроме того - вопрос напрямую связан с интенсивностью боли. Когда боль невыносима - тут не до позы. Другое дело если я играю Роль. Мой персонаж может страдать, и я - игрок - оказываюсь Свидетелем его обстоятельств.

Люди, которые путают страдания Персонажа со страданиями Игрока, должны быть уволены без выходного пособия. В реальности Игрока не должно быть принудиловки, вранья по правилам, подтасовок, безвыходных тупиков, хамства об «игрочка-дурачках», сливов, посылов нах и на электричку, обломов «потому что такая концепция», скуки, блата, голода, бедности эмоциональной палитры (все чувства - негативные), терок с мастерами и многого другого, от чего никто не застрахован. И в любом случае нельзя выдавать это за ТТХ грядущего катарсиса. А вот в реальности Персонажа голод, война, кровища, смерть, неразрешимые конфликты и брань - нормальное дело. У нас тут много лет мастера гонят телеги, что мол игроки путают, где они сами, а где их персонажи, слипаются со своими ролями, и обвиняют мастеров во всех грехах. Пришло время сказать: у нас и мастера путают, где одно и где другое. Если «прижать» игроков - катарсис не гарантирован. Прижимать надо персонажей. А вот где та тонкая грань, где ванильное отношение к игроку не вышибет его из роли, допустим, замученного Маэдроса (когда пора нести ему кофе, если он висит, или может просто прикуем к батарее - пусть представит, что это скала. Или вообще не прикуем и не привяжем - оставим на диване, поиграем в словеску) - вот в этих нюансах и виден стиль мастера. Ну, как стиль режиссуры. Но вообще я за Тарантино.

Я могу написать сто абзацев про боль.

Но я никогда не стану исповедовать доктрину Пейна. Есть такой персонаж в «Наруто». Очень крут,  и - главное - «очищение мира через боль» это его Тема. Он все время, пока был жив и стоял у власти, нес боль и разрушение, чтобы люди настрадались по самые помидоры, и больше бы никогда впредь не воевали. Потому что счастливые придурки жестоки и безнадежны, а когда все потерял и больно - тут тебе и Просветление, и революция. Он считал, что Боль дает Силу, и надо быть сильнее всех, поэтому больно должно быть все время. Сам Пейн стал очень сильным, потому что родился ненормальным, с особым геномом, который врубился под влиянием стресса. Но остальные люди по его мнению еще не очень сильны, так что им нужен принудительный катарсис. Даже булочникам без всякого генома.

Пейн создал организацию отморозков, и ввел в своей стране полувоенный режим. Он знал обо всем, что творится в народе, при помощи своего волшебного дождя - тот постоянно лил на чужие головы, и постоянно поставлял информацию. Люди очень почитали его и сильно боялись. А жители прочих стран просто ненавидели. Потому что он мог напасть со своими отморозками и оставить от твоей жизни кровавые руины. Напасть просто так - потому что ты здоровый и толстый, или беспечный, или глуповат, или у тебя сильное руководство, или просто стоишь не в том месте. Это не имело ничего общего с человеческой справедливостью - и поэтому Пейн взял себе титул Бога. Однако после Пейновских демаршей и разрушенных деревень никто не хотел Просветляться, и никто не был ему благодарен. Люди хотели мстить. Поэтому жизнь Пейна - это череда непрекращающегося насилия, где Боль порождает только другую Боль, а не катарсис, прощение или здравый смысл.

Но если при просмотре «Наруто» можно крикнуть в экран: «Мужик, да что с тобой не так?!» - то в лицо товарищу по РИ на семинаре так просто не крикнешь. Потому что кажется - такая лажа бывает только в кино и в манге. Она там специально есть, чтоб интерес и гнев не угасали.

 

...А про мистерию напишу в другой раз. Очень мало места можно использовать в статье, если надеешься, что тебя прочитают.

март 2013 

Загрузка...