Правила по Медицине
Здоровье – это естественное состояние гармонии души, тела и духа.
Болезнь – искажение равновесия на любом из уровней.
Волшебные народы Арды получат свою медицину отдельно.
УРОВНИ ЛЕКАРСКОГО МАСТЕРСТВА (от идеального к материальному):
- волшебные народы Арды
- королевский дом Нуменора
- лекарь в Нуменоре / лекарь в Средиземье (между ними есть различия, и каждый приспособлен для своего народа, но в целом – это одинаковый уровень)
- ученик лекаря.
ВИДЫ БОЛЕЗНЕЙ (от простого к сложному)
- Искажение hroa (болезни тела): раны, отравления, внутренние болезни - также лечат все с разным успехом.
- Искажение sama (болезни сознания): психические - лечат все, с разным успехом.
- Искажение fea (болезнь духа): Черная Немочь – ее лечат только некоторые волшебные народы и некоторые носители королевской крови Нуменора.
Требуют первой помощи и лечения.
По степени тяжести бывают
- Легкие
- Тяжелые
В отсутствие лечения легкая рана переходит в тяжелую, а тяжелая – в смерть.
По причине травмы делятся на:
- Колотые
- Резаные
- Переломы
- Сотрясение мозга
- Ожоги
При ранениях возможно развитие сепсиса.
2. БОЛЕЗНИ ТЕЛА (доступны на уровне лекаря и выше. Ученик лекаря может выполнять вспомогательные функции – готовить лекарства, наблюдать за процессом, может присутствовать при диагностике и делать выводы).
Случаются только с людьми Средиземья, обладают большим количеством симптомов, не всегда известных лекарям (есть возможность развивать мастерство в процессе игры), могут быть заразными и незаразными, смертельными или не смертельными.
Классифицируются по цветам:
- Красная болезнь
- Черная болезнь
- Желтая болезнь
- Белая болезнь
- Зеленая болезнь
В разных регионах будут называться по-разному.
Например: Каменная, воздушная, водная, огненная, древесная. Головы, груди, живота, попы, ног болезнь. Болезнь глупых, трусов, жадных, влюбленных, стариков. Болезнь нитей, крови, кости, чувств, связей. Бешенство, чахотка, луковая болезнь, цветная или горькая болезнь, язвенная болезнь.
Предусмотрена модель диагностики.
3. БОЛЕЗНИ СОЗНАНИЯ (доступны на уровне лекаря и выше).
Существуют в Нуменоре, лечатся только нуменорскими медиками и волшебными народами.
Могут пониматься не как болезнь, а как свойство характера (в Нуменоре).
Классифицируются по эмоциональным проявлениям
- Холодность
- Неистовство
- Меланхолия
- Страсть
- Беспокойство
4. БОЛЕЗНИ ДУХА (лечение известно волшебным народам, королевскому дому Нуменора).
- Черная Немочь (см. окончание данного текста)
**) здесь и ниже, если речь заходит о Волшебных Народах – это значит, что понятие об упомянутых болезнях/лечении есть у каждого из них, но результат лечения может быть противоположным. Для кого-то из них вылечить - значит, угробить. Мир магичен и соревнователен.
Частности
УРОВНИ ЛЕКАРСКОГО МАСТЕРСТВА
(про волшебные народы отдельно – волшебным народам).
В Нуменоре лекарей может быть сколько угодно одновременно, они конкурируют между собой, но состоят в общей гильдии.
Ученики учатся в академии или в частной школе при госпитале/мед.учрежджении. Набор производится «курсом» (как в современном университете), обучение занимает фиксированное количество времени (например, 12 часов). Ученики проходят практику лечения только последние 3-4 часа обучения, после чего получают ранг Лекаря и могут начинать собственную практику.
Среди всех медиков Нуменора вероятно разделение на практикующих докторов и докторов-теоретиков (ведущих занятия в академии, изготавливающих лекарства и занимающихся медицинской наукой, но не практикующих).
Медицина Нуменора направлена на лечение симптоматики, и отлично с этим справляется.
Обезболивающий отвар обезболивает, ранозаживляющая мазь заживляет раны, укрепляющий состав укрепляет тело.
Лечение ран лекарем Нуменора происходит быстрее, чем лекарем в Средиземье (полчаса на легкое, час на тяжелое ранение).
Помимо лекарств, связанных с травмами, существуют еще две группы:
- Косметические лекарства (наружные и внутренние).
- Капли и таблетки от расстройств.
Все лекарства, изготовляемые в Нуменоре, обязательно имеют яркий, чистый цвет (пищевые красители), и употребляются в очень малых дозировках (от 1 до 10 капель в полстакана воды).
Короли Нуменора искусны в лечении благодаря особым свойствам родословной.
Для лечения используют растения, Слово (не обязательно вслух) и кое-что еще. Все это будут знать сами лекари.
Рабов в Нуменоре чаще всего лечат рабы. Это связано с тем, что «болезням тела» подвержены только люди Средиземья, и нуменорским лекарям за ненадобностью такая информация ни к чему. Однако заинтересованные в исследованиях окружающего мира лекари могут изучить болезни людей Средиземья и начать успешно их лечить.
В Средиземье в одном поселении (не племени, внимание) может быть только один Лекарь, и у него - любое количество учеников.
Ученик получает звание Лекаря только после того, как место окажется свободным (учитель может умереть, добровольно отказаться от должности, принудительно отказаться от должности).
Если учеников несколько, Лекарь может назначить экзамен (в три этапа: проверка знаний, проверка искусства, перст судьбы), или выбрать преемника по своему желанию. В случае гибели Лекаря экзамен или выбор следующего Лекаря может осуществлять Жрец.
Ученик Лекаря в Средиземье может заниматься лечением ран, может готовить лекарства, стирать бинты, и пр. Постоянно присутствует в «палатах исцеления» и учится в основном на практике.
Ученик не может осуществлять диагностику по модели диагностики и лечение внутренних болезней тела самостоятельно, кроме случаев, когда болезнь дошла до финальной стадии с известными симптомами. Он может попробовать составить диагноз, исходя из слов больного, и готовить для него варианты лекарства, ожидая последнего ухудшения, при котором диагноз станет уже очевиден.
ВИДЫ БОЛЕЗНЕЙ
Шрамы от ранений и ожогов, как и сами ранения, в воинском сословии могут служить поводом для гордости и даже хвастовства.
Сотрясение – это стыдно.
Первая помощь - это само- и взаимопомощь, т.е. лечебные мероприятия, совершаемые раненым над самим собой или товарищем раненого над раненым. Может оказать кто угодно (лекарь или нет). Для ее осуществления требуются две здоровых руки и один здоровый корпус (не обязательно принадлежащие одному человеку).
Первая помощь – это перевязка (делается на тело, а не на доспех! Бинтом или куском ткани не менее 3 оборотов).
Первая помощь не лечит рану, но на некоторое время предотвращает ухудшение состояния, не снимает боль (то есть, можно продолжать кричать, ругаться, плакать, стонать или мужественно терпеть).
Лечение - помощь от человека (не человека), умеющего её оказывать (ученик лекаря, лекарь, иное). Оказание медицинской помощи направлено на выздоровление, т.е. после совершения необходимых лечебных мероприятий лекарь даст вам рекомендации по дальнейшему соблюдению режима и озвучит прогноз - через какое время можно хвастаться зажившим шрамом.
По степени тяжести ранения делятся на:
- Легкое ранение (любым оружием в конечность).
В случае последующих ударов в конечности состояние не меняется. Если нанесено в руку – ей нельзя пользоваться, желательно подвесить на перевязь. Если в ногу – нельзя бегать, только ходить не быстрым шагом, прихрамывая на повреждённую ногу.
Превращается в тяжелое через 15 минут.
При оказании первой помощи превращается в тяжелое через 30 минут (с момента ранения).
Если легко раненому оказана первая помощь, но после 30 минут лечение не начато, ранение переходит в тяжелое, а повязку нужно сменить (во избежание сепсиса!), после чего есть еще 30 минут либо до смерти, либо для начала лечения тяжелой раны.
- Тяжелое ранение (любым оружием в корпус и голову).
В случае последующих ударов состояние не изменяется. Нет возможности бегать, ходить, кричать, громко разговаривать, вести любые боевые действия. Можно ползти, стонать.
Смерть через 15 минут.
При оказании первой помощи есть 30 минут (с момента ранения), чтобы начать лечение.
- Смерть.
Для гарантированного убийства следует коснуться корпуса тяжелораненого боевой частью любого оружия с отчётливым произнесением «Добиваю!» (мастера могут точечно отслеживать случаи убийств персонажей, и ответить Злым Роком на немотивированное убийство).
По причине травмы ранения делятся на:
1. Колотая рана (копьё, кинжал, стрела)
Лечение:
- Промыть очищающим отваром
- Приложить заживляющую мазь
- Забинтовать
- Дать раненому выпить обезболивающий отвар (необязательно)
- Дать раненому выпить укрепляющий отвар (необязательно)
Полное исцеление занимает полчаса для легкого ранения, час – для тяжелого.
Без укрепляющего на полчаса дольше (час и полтора часа соответственно).
Без обезболивающего время лечения не меняется, но в боль полагается играть.
2. Резаная\рубленая рана (меч, топор, кинжал)
Лечение:
- Промыть очищающим отваром
- Дать раненому выпить обезболивающий отвар (необязательно)
- Зашить.
- Приложить заживляющую мазь.
- Дать раненому выпить укрепляющий отвар (необязательно)
Полное исцеление занимает полчаса для легкого ранения и час для тяжелого.
Без укрепляющего на полчаса больше (час и полтора часа).
Без обезболивающего время лечения не меняется, но в боль полагается играть.
3. Сотрясение головного мозга (возникает, когда персонаж лезет в битву без шлема – через минуту после вступления в бой).
Таковую травму несознательному игроку может выдать в любое время мастер по боевке, или случайный мастер, наблюдавший за боевым столкновением. Кричать на противника «без шлема упал!!!» не нужно. Если мастера не было, и никто не получил в жбан, расскажите вашему региональщику («О, дух Коня! Да они совсем негодяи…») о вашей боли, и все будет хорошо.
Сотрясение валит персонажа с ног на час (тошнота при вертикальном положении тела, невозможность держать равновесие и координировать движения, шум в ушах, двоение в глазах). Обязательно нужна помощь при передвижениях!
Лечение:
- Сонный эликсир.
После лечения исцеление происходит за 30 мин, в течение которых персонаж спит (то есть, он ничего не слышит, не видит и не говорит).
Без лечения после сотрясения остаются неудобные побочные эффекты.
4. Перелом/раздробление (от удара тупым предметом, если заявлено игроком, наносящим удар).
Перелом – легкое ранение.
Раздробление – тяжелое.
С течением времени легкое ранение этого типа не становится тяжелым! У непролеченного персонажа остается дефект подвижности.
Первая помощь: временная иммобилизация.
При переломе конечность фиксируется между двумя жесткими палками – это могут быть два меча (в ножнах или обмотке), два копья, или что угодно.
При раздроблении раненого нельзя поднимать на ноги – это чревато его смертью в течение 5 минут – и полагается нести (на щите, например).
Лечение:
1) Обезболивающий отвар.
2) Постоянная иммобилизация в верном положении.
3) Лекарство для костей.
Время лечения: 30 мин. для легкого ранения (перелом) и 1 час для тяжелого (раздробление).
5. Сепсис (после колотой или резаной раны любой степени тяжести, полученной от оружия орка; в случае пренебрежения сменой перевязки)
Симптоматика и лечение – та же, что для отравления медленным ядом.
Если заранее известно, что рана нанесена оружием орка, можно предотвратить заражение, дав раненому выпить соответствующее лекарство.
Для лечения ранений применяются следующие лекарства:
(составы в разработке, очищающий отвар приведен для примера)
- Очищающий отвар.
В Средиземье это отвар пижмы, сосновых иголок или мелко раздробленных веток, в который, после того как он перестал кипеть, добавляется полынь. Настаивать, пока не остынет, процедить, постараться сохранить прохладным).
В очищающий отвар окунают кусок ткани и промывают место ранения.
В Нуменоре используют спиртовой экстракт сосны и полыни или настойку полыни (можно купить готовую или сделать на полигоне), добавляют зеленый краситель до изумрудного цвета. Несколько капель разводят в сосуде с водой.
Медленный яд (трупный на оружии орков, растительный).
Смерть через 6 часов.
Для растительного яда (цикута):
Симптомы первой стадии (2 часа):
- Головная боль
- Беспокойство
- Жажда
Симптомы второй стадии (2 часа):
- Жажда
- Тяжелое, шумное дыхание
- Головокружение (невозможно ровно ходить) - кратковременное.
- Кратковременная (1-2 мин) потеря сознания.
Симптомы третьей стадии (2 часа):
- Тупая боль в нижней части живота
- Паралич языка (невозможно говорить, трудно глотать)
- Судороги (ног или рук)
- Смерть (от недостатка воздуха)
Для яда орков:
Симптомы:
- Боль в ране.
- Плохое заживление.
- Жар (лихорадка)
- Смерть.
Быстрый яд (растительный, химический)
Смерть через 15 минут.
Симптомы:
Прежде чем травить кого-то (или сразу после), необходимо передать мастеру по медицине или мастеру-региональщику рецепт яда.
Составы ядов и противоядий в разработке.
Для примера:
Цикута: чайная ложка клюквенного сиропа размешивается в столовой ложке любого алкоголя, дается в три приема в течение 6 часов (можно добавлять в еду, питье или давать в чистом виде).
Противоядие: столовая ложка того же алкоголя, что был в яде (его разновидность знает региональщик) + мелко порезанный лист земляники (она растет на полигоне).
ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ
Только для людей Средиземья (!)
(рецепты лекарств в разработке, приведены примеры)
Черная болезнь
Симптомы:
- Опухают ноги (почти не может ходить) или
- Выпадают зубы (не может есть) и
- Сильная слабость (ходит, опираясь на палку, недалеко) и
- Сине-черная сыпь (на ногах и руках) и
- Маркер на лице (синие/обведенные синим губы) и
- Повышенная восприимчивость к любой заразной болезни.
- Само по себе не смертельно, но можно умереть от истощения, если никто не догадается поить общеукрепляющим зельем пациента без зубов.
Лекарство против черной болезни (горячее сладкое).
Это черный, зеленый или травяной чай, с добавлением аскорбиновой кислоты (толченая витаминка) или апельсина и обязательно меда (сахар при критических пожизневых противопоказаниях игрока к меду, или просто отыгрывать выпивание) – вкус должен быть сладкий!
Красная болезнь
Симптомы:
- Сильный кашель (часто) и
- Маркеры на лице (темные полосы под глазами или на щеках) и
- Потеря сознания от чрезмерных усилий и
- Крайняя слабость (не может далеко ходить, выполнять физическую работу, иначе – кашель с кровью и потеря сознания) и
- Смерть.
Лекарство против красной болезни (холодное сладкое).
Сгущенное молоко, размешанное в отваре мать-и-мачехи (можно использовать зеленый чай), дозировка для лечения – полстакана. Пить холодным.
Желтая болезнь
Симптомы:
- Тупая боль справа под ребрами и
- Желтые веки и губы или
- Боль в мышцах во время движения и
- Кома или смерть от алкоголя (в зависимости от дозы) и
- Смерть.
Лекарство против желтой болезни (холодное горькое).
Белая болезнь
Симптомы:
- Бледность (белые губы, лицо или под глазами) и
- Усиление симптомов первой стадии и
- Смерть от легкой раны за 15 минут.
Лекарство против белой болезни (горячее кислое):
Красный чай с имбирем.
Не лечится, но постоянный (каждые два часа) прием лекарства снимает симптомы. Нет лекарства – нет здоровья.
Зеленая болезнь
Симптомы:
- Жар и
- Зеленовато-коричневая и красная сыпь (где угодно) и
- Смертельно.
- Могут оставаться рубцы (отметины) на лице после излечения.
Лекарство против зеленой болезни (горячее горькое).
Следует учесть, что человеческие познания ограничены.
Возможна ситуация, когда медик сталкивается с симптоматикой, неизвестной ему.
В таком случае Лекарь может продолжить наблюдение (до появления известных ему симптомов), посоветоваться с товарищами из соседнего поселения или со жрецами или прибегнуть к диагностике.
Есть две предпосылки для существования диагностики:
- Неуникальность некоторых симптомов.
- Ограниченные познания людей о болезнях.
Без диагностики в целом можно обойтись, она придумана как возможность развития для медика и как логическая задачка для игрока.
Диагностическая карта прилагается к карте болезни (или печатается на обороте) и представляет собой набор кругов, соединенных линиями:
В начале болезни один из кругов открыт, остальные закрыты.
Линии – это виды (вкус и температура) лекарства.
Получая лекарство от лекаря, пациент по его вкусу находит следующий круг, сам открывает его, ждет полчаса, и может играть в новые симптомы, выздоровление или смерть.
Если вкус не опознается – значит, никакого эффекта нет, а лекарь некомпетентен (!).
Большим красным пунктиром обозначена последовательность кругов, которые игрок открывает через 2, еще 2 и 6 часов (как указано на схеме, с момента начала заболевания), вне зависимости от наличия или отсутствия лечения.
Этот переход отменяется, только если пациент вылечился или умер.
Дозировка лекарства, используемого для диагностики, такая же, как используемая для лечения.
Эффект наступает через 30 минут после приема!
Карточку диагностики открывает пациент.
Некоторые симптомы можно привязать к болезням логически, не используя диагностику, – исходя из опыта, получаемого медиком в процессе игры. Знания о новых симптомах могут быть переданы ученику, записаны или забыты.
БОЛЕЗНИ СОЗНАНИЯ
Или психические болезни. Возможны у всех людей, в том числе у людей Нуменора, и, как правило, случаются именно у них.
Эти болезни не смертельны сами по себе, основной смысл их в том, чтобы воздействовать на поведение персонажа.
Карточка психического расстройства может быть выдана игроку мастером или игротехником по двум причинам:
- Предпосылка в истории персонажа (заявке).
- Действие или череда действий, совершенные в процессе игры.
Симптомы психической болезни делятся на три группы:
- Повышенная чувствительность к словам и символам.
- Проявление во внешнем облике (не обязательно)
- Ощущения в теле (необязательно)
- Неистовство.
От неистовства - необузданный язык, неукротимые уста, невоздержные руки, обиды, упреки, злоречие, удары и многое другое, что едва ли кто и перечтет,- вот худые последствия гнева и раздражительности. От неистовства и меч изощряется; рука человеческая отваживается на убийство человека.
От нее и братья не узнают друг друга, родители и дети забывают узы природы. Неистовые не уважают ни седины, ни добродетельной жизни, ни родственной связи, ни прежних милостей, ни всего прочего, что имеет какую-либо цену.
Неистовство есть какое-то кратковременное бешенство.
Неистовые часто ввергают сами себя в явное зло; стараясь отмстить другим, не щадят и себя. Воспоминанием об оскорбителях уязвляемые, как жалом, в порывах и скачках своего гнева до тех пор они не могут успокоиться, пока или не сделают какого зла огорчившему.
Слова-ключи: ругательства, слова о войне и мщении.
Внешние проявления: красное лицо, блуждающий и безумный взгляд, сжатые зубы, «надутые», угрожающие позы и движения – руки и ноги ставят широко, словно стараясь занять больше места в пространстве, жесткий напряженный голос, сбивчивая, «горячая» речь.
Ощущения: боль в животе справа.
- Холодность.
Слова-ключи: будут добавлены
Внешние проявления: будут добавлены
Ощущения: будут добавлены
- Меланхолия.
Слова-ключи: будут добавлены
Внешние проявления: будут добавлены
Ощущения: будут добавлены
- Страсть.
«В зависти явно изобличил себя богоборец, когда вознегодовал на Бога за щедрые дары Его человеку, но отмстил человеку, потому что не мог мстить Богу.»
Не имеют верного суждения о предметах. У них не похвальны ни добродетельный поступок, ни сила слова, украшенная важностию и приятностию, ни все прочее, достойное соревнования и внимания. Страстные не смотрят на светлость жизни, на величие заслуг, нападают же на одно гнилое. И если случится в чем проступиться (как часто бывает с людьми), они разглашают это, хотят, чтобы по одному этому узнавали человека.
Они искусны сделать презренным и похвальное, перетолковав в худую сторону, и оклеветать добродетель, представив ее в виде порока с ней смежного: мужественного называют дерзким, целомудренного - нечувствительным, справедливого - жестоким, благоразумного - коварным. Кто любит великолепие, на того клевещут, что у него грубый вкус; о щедром говорят, что расточителен, и о бережливом опять, что он скуп. И вообще всякий вид добродетели не остается у них без такого имени, которое заимствовано от противоположного порока.
Слова-ключи: будут добавлены
Внешние проявления: сухие, тусклые глаза, впалые щеки
Ощущения: боли в пояснице или в районе желудка.
- Беспокойство.
Слова-ключи: будут добавлены
Внешние проявления: будут добавлены
Ощущения: будут добавлены
Симптомы и лекарства по этой части в разработке.
БОЛЕЗНЬ ДУХА – ЧЕРНАЯ НЕМОЧЬ.
Получить Черную Немочь можно от удара заклятым оружием Назгула, или другого порождения тьмы рангом выше орка.
Аналог Черной Немочи может быть получен от Саурона лично (много чести, но исключать нельзя)
Человеческая медицина ничего не может сделать с Черной Немочью.
Исключение – королевский род Нуменора. Подробности будут известны тем, кому должны быть известны.
По всем вопросам, находящимся в разработке и прочим, возникшим при прочтении, просим обращаться к мастеру по Медицине: riphadgehog@mail.ru
Версию для мастеров, чтобы работать со своими лекарями, читайте в мастерском сообществе, дрогие мастера!