Мир Толкиена характерен тем, что в нем ничто не исчезает бесследно. Даже постоянно утопающая суша остается реальной в памяти жителей Арды - тех, кто долго живет и имеет зоркое сердце. Погибшие места и ушедшие народы оставляют за собой шлейф: в языке, в обычаях, в песнях, в историях, от них остаются книги, рукописи и артефакты, гены. Эту реальность можно увидеть и ощутить. Древние существа не пропадают - они просто находятся в сокрытии. Чтобы появиться на сцене действия в свой час.
В общей совокупной реальности Средиземья второй эпохи есть все существа, населявшие Арду прежде. Есть гномы, тролли, драконы, балроги, волколаки, энты, орки и квенди. Но для людей - основного населения мира - половина из этого злой вымысел, другая половина - легенды прежних дней, а оставшаяся часть - неведомая реальность, отношения с которой каждый народ и каждый человек выстраивает лично.
Существует традиционное наследие первой эпохи: орки - зло. Почему так? Они прожорливы, агрессивны, безобразны мордами и смотрят на людей как на расходный материал. В них ничего человеческого, кроме самых примитивных инстинктов. Племена, имевшие с ними какие-то общие дела, сами стали такими. Бессмертие орков - вопрос спорный, так как их можно завалить. Но слухи зря не появляются.
Люди второй эпохи могут иметь дело с орками на следующих условиях: если платить дань - орки не тронут. Конечно, в реальности это не срабатывает, но продлить агонию можно. У этого «общения» есть несколько форм, и самая продвинутая такая: если Хозяин орков дал понять, что вождь или жрец некого племени ценен и неприкосновенен - орки ограничено управляемы.
Или если сам жрец или вождь племени дал понять оркам, что его лучше не трогать. Иначе будут болезненные последствия.
Контакты с орками всегда базируются на скрытой силе. Орки не трогают «сильных». В экономических обменах они бесполезны, так как ничего не производят, жадны, стремятся к разрушению, и постоянно голодны. Они представляют мощную военную силу, но управлять ей человеческими силами невозмозно.
Еще одно наследие первой эпохи касается квенди.
Квенди - Другие. Они опасны и очень долго живут, но они не зло. Контакт с квенди ко многому обязывает, в норме лучше не связываться, потому что все, кто связался, изменили свою судьбу. Дед связался - правнук ответил. Многие через это умерли прежде срока. У каждого народа есть своя память на этот счет, вынесенная из героических событий первой эпохи.
Потомки Трех Родов Атани помнят страшные битвы и некие расплывчатые «великие надежды», связанные с квенди. Квенди помогали людям, лечили их раны и даже когда-то их чему-то учили. Они защищали людей от орков. А люди защищали их, квенди уважали людей. У них был общий могущественный враг. Но потом был потоп, погиб Белерианд, врага истребили, и старые союзы канули в лету. Тем не менее понятие «квенди» вызывает неясную тревогу вместе со сладкой тоской. Тревоги намного больше. Прежде всего это характерно для народа Халет и Эйотеода. В меньшей степени свойственно Дунданду (Эрех, Дунлендинги, Бри), который помнит, что квенди - прекрасные воины, неуязвимые в бою, мужественные и стойкие. Ссориться с ними очень страшно. Еще в меньшей степени это наследие свойственно Друэдайн. В предках последнего народа числится предатель Ульдор, подставивший под удар вождей квенди в прежние времена, что было пронесено через время как опасливое и одновременно пренебрежительное отношение к квенди. Кто знает, какова может быть месть прежде могущественного, но уязвимого народа?..
Все без исключения народы людей знают, что у квенди есть «какие-то чары». Связываться с волшебством очень неприятно, потому что неизвестно, что сделают квенди, если им снова занадобятся люди. Но одновременно это очень любопытно. Известно, что волшебство квенди не смертельно и не несет «тьмы».
Другой пласт памяти имеют истерлинги. Все юго-восточные народы людей испытывают напряжение при упоминаниях о квенди. Крупные страны вроде Харада словно вычеркнули их из повседневности. Квенди живут далеко на западе и далеко на севере, заняты сомнительной магией, не исповедуют мистики смерти, хотя убивают быстро и умело, никаких общих интересов нет, и пока сила южных людей не станет достаточной для диктования условий - контакт не желателен. Древние времена оставили неприятный осадок, кто-то перед кем-то был виноват. Народ квенди - народ гордецов. Никто из жителей Харада не может похвастаться, что видел квенди вживую.
Кханд и племена кибитников тяготеют к культу силы, которую первые видят в магии, вторые - в торговле и денежных операциях. Поскольку очевидно, что магически одолеть или нажиться на квенди невозможно, интереса нет. Но он весьма быстро появится, если одоление или нажива станет реальной.
В каждом народе есть свои отщепенцы, имеющие собственный взгляд на этот вопрос.
Квенди второй эпохи не имеют союзов с людьми.
Этот союз может быть создан только на игре личной инициативой персонажей с благословения Эру.
Мы надеемся, что тут не будет вопросов про эльфов и Нуменор) )