«Чтоб недруг могучий не смог твой край предать разоренью,
Пусть войском твоим деревья и травы лесные станут».
Cad Goddeu
Ключевой аспект предлагаемого общества - переходный период от матриархата к патриархату. Здесь все еще очень сильны традиции почитания женского начала, но в тоже время мужчины, если они достаточно сильны и агрессивны, уже выдвигаются на ведущие роли в большинстве сфер жизни.
Так, основу религиозной касты составляют женщины, но мужчины уже начинают появляться в низших уровнях этой пирамиды. Все чаще к их силе и помощи прибегают женщины - шаманы (ойун).
Долгие времена кланы друэдайн существовали раздельно, мало взаимодействовали друг с другом.
Тем не менее постепенно происходило политическое сближение кланов и установление более тесных отношений, в том числе благодаря Совету Ойун. Несколько десятилетий назад вождь одного из племен - Куит - предпринял попытку объединить племена, хотя в полном объеме она тогда и не удалась. Его инициатива во многом была обусловлена все более нарастающей угрозой со стороны Нуменора. Колонисты, продвигаясь понемногу вглубь материка, вырубали лучшие леса, увозили людей, возвращавшихся очень редко и не совсем в здравом уме; они строили свои города и претендовали на чужие земли.
В наступившие времена стало недостаточно объединения племен на небольшой срок для военных походов - необходимо более тесное взаимодействие и сотрудничество. Ненависть к Нуменору, кажется, въевшаяся намертво в кровь и плоть каждого друадана, все-таки смогла объединить эти гордые, воинственные поселения. После долгих переговоров они создали Алый Пир - общий совет глав кланов и поселений.
Приверженность традиции почитания женского начала выражается в том, что передача власти в племенах идет по женской линии, в то время как вождями (управленцами, по сути) являются мужчины. Особая роль друаданами отводится династическим бракам, которые равноценны выбору вождя: для того чтобы стать вождем, необходимо жениться на наследнице клана.
Воспитание детей находится всецело в руках женщин: пока друадан не достаточно силен, чтобы держать оружие, он не смеет даже появляться на глаза отца. Образование исходит от шаманов-Ойун.
Ойун являются хранителями вероучения и исполнителями культа; им же принадлежит и широкая судебная власть. Это высший из условных классов общества друэдайн. Ойун освобождаются от военной службы, не платят налогов и не несут никаких повинностей. Считается, что у них есть всевозможные чудесные способности, в том числе излечение больных и раненых или дар пророчества. Над всеми ойун стоит выборная верховная жрица.
В каждом клане существует своя ойун. Эти мудрые женщины сделали много для объединения племен, налаживания контактов и взаимопонимания. Они создали совет, в который входят представительницы религиозной касты каждого клана-племени. Совет Ойун решает религиозные вопросы, выполняет судебные функции (включая наблюдение за соблюдением традиций и назначение наказания) и участвует в решениях Алого Пира.
Ойун проводят ритуалы, обряды, посвящения, занимаются предсказаниями, выполняют функции лекарей, костоправов, травников. Каждая Оуйн может иметь ученицу, которая выбирается тщательным образом. В последствие ученица может занять место своей Ойун в совете, пройдя сложный ритуал инициации.
Отдельное место внутри религиозной касты составляют Бренны (они же Данники). Это специально отобранные или воспитанные с детства воины, прошедшие ритуал религиозной инициации. Они составляют жестокий и кровожадный отряд, находящийся в подчинении у совета Ойун. В качестве социальных и отличительных знаков Бренны используют ритуальное шрамирование.
Вторым по значению классом общества является военная прослойка, так называемые экиты; они окружены амбактами, зависимыми совладельцами, принадлежащими к свободному сословию и фактически являющиеся «дружинниками» экита.
Экиты - главные собственники земли и оружия; между ними попадаются богачи, содержащие слуг или даже рабов.
Регулируют межплеменные отношения и решение общих вопросов для народа друэдайн - Совет Ойун и Алый Пир.
Амбакты - дружинники, преданные вождю до такой степени, что до недавнего времени не соглашались переживать его (эта традиция может быть дана на изломе: кто-то придерживается ее, а кто-то уже нет).
В Алый Пир входят вожди кланов-племен и представительница(-цы) Ойун. Главой Пира традиционно с момента объединения становится глава одного из племен. Он именуется Дархан. Ойнун может происходить из этого же племени, что и глава Пира, или из другого. Основной принцип избрания - не родство, а справедливость (она принесет удачу).
Алому Пиру принадлежит исполнительная и законодательная власть (вопросы войны и мира, экономика, дипломатия). Если глава Алого пира (Дархан) сходится во мнении по какому-либо вопросу с главой Совета Ойун, то решение может приниматься без созыва всего совета.
Прочие мужчины племени являются охотниками, следопытами, оружейниками, ремесленниками, воинами. В случае военного нападения на племя воины подчиняются Вождю, а если это невозможно - тому, кого наиболее уважают из наиболее сильных или хитрых бойцов-экитов.
Совет Ойун и Алый пир - две равнозначные структуры, ни одна из которых в данным момент не главенствует над другой.
Главу Совета Ойун избирают общим голосованием Совета Ойун. Она именуется Куней. Глава Совета Ойун (Куней) входит в Алый Пир и имеет два голоса.
У главы Совета Ойун имеется право Вето, которое может быть наложено на решения Алого Пира, если решение Алого Пира принято менее чем 2\3 голосов.
Трехкратно наложенное Вето приводит к тому, что данный закон не принимается.
Если глава Алого пира, как было сказано выше, сходится во мнении по какому-либо вопросу с главой Совета Ойун - то решение может приниматься без созыва всего совета.
***
Из записей Островного географа: «Одежда их состоит из штанов, шкур и доходящей до бедер туники; поверх нее надет плащ, летом холодный, зимою теплый. У вождей одежда вышита золотом. Волосы носят длинные, в большом употреблении блестящие цепи, ожерелья и кольца. Их «священные женщины» страшны, но не лицами, а мощью; они говорят с деревьями и понимают язык зверей. К ним нельзя приблизиться из-за покрытых шрамами воинов, что стерегут их как зеницу ока.
Называния их кланов режут ухо: Нуткан, Тунгак, Уназина Сегу, Манчары, Тугояк. К вождям они обращаются «Эки», к главе совета вождей «Дархан», к его жене «Пупихтукак».
Пища этих людей состоит из мяса, преимущественно кабанины или оленины; для знатных приготовляется вино, простой народ пьет пиво. Местные жители хорошо обрабатывают металлы и делают из них оружие, железную утварь и украшения. Очень умелые охотники и следопыты».
Мертвых друаданы сжигают - вместе с теми вещами, животными и рабами, которые при жизни были всего дороже своему господину.
Большая часть местных богов является не только олицетворением сил природы, но и воплощением какой-нибудь духовной стихии. Самые видные фигуры пантеона -Тейтат (воин), Сегомона (воин-судья) и Камула (воин-кузнец, кующий доспехи и оружие для битвы). Первый из них - свирепый бог Тейтан, имеет своей спутницей богиню Неметон. Она является воплощением всех женских возможностей, всех человеческих достоинств и умений - и главным божеством шаманов-Ойун.
Именем Неметон также названа священная роща Друэдайн, где ойун проводят инициации.
В качестве богини Неметон представляет из себя Тройственное Божество (так же как троицу составляют божества: Тейтат-Сегомона-Камула). Неметон символизирует жизнь в трех стихиях: земле, воде и воздухе, и связывает три области мира: землю, море и небо.
Сыном Тейтана и Неметон является Герн, бог смерти и охоты.
Основным религиозным символом является трикветра:
Три божественные ипостаси в общем Круге Жизни.
Три ипостаси великой Богини, соединяющие Три Мира.
Богиня, ее Супруг, и их Дитя, на которых стоит Мир.
Отрицательное божество пантеона - бог Хэсу, он склонен к скрытности, черному юмору и вражде. Поклоняться ему запрещено.
Главные боги Тейтат-Сегомон-Камула требуют для своего умилостивления крови; им в жертву приносят, обыкновенно, кровь или органы убитых на охоте животных, но есть правила по человеческим жертвоприношениям (см. ниже). Чаще всего это военнопленные или разного рода злодеи и преступники, но иногда и невинны люди.
В мировоззрении Друэдайн душа бессмертна, и если человек жил по закону, соблюдал обычаи и обряды, был похоронен на огне - вместе с дымом его душа навеки восходит в небесные рощи со всем дорогим ему (и сожженным вместе с телом) имуществом. Из этого «далека» душа может прислать весть оставшимся в живых. Это происходит, помимо снов и пророческих ведений, в том случае, если кто-то из рожденных в племени детей или случайных путников (взятых в плен воинов) напоминает покойного.
«Тот свет» в мировоззрении Друэдайн представляет собой одновременно и рощу, и огромное дерево, где каждая душа обретает свой истинный дом. Женщины становятся цветами, мужчины плодами. Более точной информации об этом «саде души» иди «дереве душ» нет. Кроме очевидного: корни его обозначают землю, ствол, полный соков - воду, а крона - воздух и небеса.
Есть сведения, что Друэдайн одалживают друг у друга ценности или дают зарок для возмещения долга «на том свете», «в другой жизни».
Царит закат на небосклоне,
Осенний лист летит к ногам,
В священной роще - Неметоне -
Ойун поет своим богам.
Вдали смеркалось постепенно,
Лишь ветер повторял, шурша:
«Любое дерево - священно!
В любом - бессмертная душа...» (с)
Каждое божество пантеона Друэдайн соответствует определенному дереву. Изображения или упоминания этих деревьев чаще всего сообщают, что речь идет о божественных силах.
Тейтан - дуб
Сегомона - орешник
Камула - ясень
Герн - дикая слива (терновник)
Хэсу - тростник
Кроме верховных божеств, существуют еще боги-покровители отдельных мест, местностей, кланов и союзов. Это Таранис (богиня мудрости), Борвонн (божество огня), Гранн (богиня лесов и всякого зверья), Беленис (богиня ночи), Огма (дарящий хорошую судьбу) и многие другие. В большинстве случаев - это женские божества.
Соотношение их и пород деревьев остается на откуп команде.
Я вам напомню сказку древних дней.
Охотник Герн, который был лесничим
В тенистом и таинственном лесу,
И после смерти навещает лес!
Зимою в полночь тихую он бродит
Вокруг большого дуба на опушке,
Огромнейшие острые рога
На белой голове его ветвятся.
Он насылает порчу на стада,
В кровь превращает молоко коровье,
Деревья губит и крадет овец.
Его грехи на нем бряцают цепью.
И страшно слышать в полночь этот звон...
С младенчества мы сказку эту знаем.
Болтливая, седая старина
Ее как правду внукам рассказала (с).
«Зимою в полночь тихую» - это предрождественское время. На игре - поздний вечер.
Смысл культа Герна в том, что «бряцающий грехами» Герн должен быть убит охотниками, чтобы земля и люди обновились еще на год. Весь год Герн собирает на себя несчастья, болезни и проклятия людей. Раз в год старые грехи и несчастья должны быть уничтожены теми, кто следит за жизнью племени (ойун и их спутники-бренны). Фигуру Герна символически замещает любой человек, назначенный ойун. Это акт человеческого жертвоприношения. Он выглядит как «Дикая Охота» - Герн загоняется охотниками и пронзается священным копьем в конце. Только так Герн может «очистить» свой народ и способствовать его процветанию. «Охота» может быть мероприятием, в которой принимает участие ВЕСЬ народ.
Как любое божество, Герн бессмертен. Он воплощает сексуальность, агрессию, неистовость, страсть к природе и охоте. Он господин жизни и смерти, хранитель диких стад, который убивает больных и умирающих, но защищает всех диких животных. В облике одного из которых - оленя - он и появляется раз в году.
_____
PS ...Внутреннее устройство иерархий и система принятия решений внутри Советов, а также Религиозная концепция племен Друэдайн все еще находится в разработке. Ваши вопросы очень помогут!
PPS Все божества, если команде так угодно, могут быть женскими, ибо имена это предполагают. Но Тейтана (женатого) и запрещенного Хэсу надобно оставить мужскими божествами. Это фактическая пара братьев-противников, один их которых женат на универсальной женственности (Манве-Варда и Моргот).
Герна также необходимо оставить в мужском облике либо сделать его андрогинным. Одна из богинь - Гранн (богиня охоты и всяческого зверья) может быть его женой. В ритуале Дикой Охоты эту функцию исполняет одна из Ойун: она надевает на голову жертве рога (венчает ее) и дает выпить Напиток, притупляющий страх (название на ваше усмотрение). Пол жертвы на игре не важен)))