
Одно из племен кочевников, населяющих равнины за морем Рун. Основные занятия - коневодство, охота, кустарные ремесла. Экономика: преимущественно натуральный обмен. Входит в три главных племени Истерлингов - улудан (дословно: "народ волка"); кереит (дословно: "вороны", "потомки ворона") и балгат (дословно: "люди колесниц"). Тотемом людей колесниц является Змея.
Балгат (дословно: "люди колесниц").
Племя отдельными сеогами (родами) перекочевывает с места на место в полном составе, скарб и семьи перевозят в кибитках. Место для очередной стоянки выбирает каам (шаман), руководствуясь знаками свыше и гаданиями. После благодарственного жертвоприношения богам племя огораживает стоянку кибитками, ставит шатры и обживается на несколько месяцев на новом месте. Каамы и кузнецы ставят свои шатры поодаль от всего племени.
В этом народе есть понятия об осквернении и чистоте.
Имеются исторические свидетельства, что в Первую Эпоху предки балгат, входившие в состав единого древнего рода Бора и называемые вместе с прочими «вастаками», были изгнаны из племени по юридическим, религиозным или иным причинам. С этого времени племя балгат составило отдельную народность, сохранив след «изгнания» как понятия о нечистом духе.
Самое страшное наказание для балга - лишение права принадлежать к балгатскому обществу. Это наказание применяется в случае особо тяжких преступлений, таких как убийство, насилие над соплеменником, воровство, нарушение табу, при некоторых обстоятельствах - и по другим причинам. Изгнание сопровождается «осквернением». Вписаться после изгнания обратно в общество очень сложно.
Чаще всего к «осквернению» приговоривают за плохой поступок (совершение преступлений, предательство или обман товарищей по стоянке, развратное поведение). В таком случае приговорённому могут обрезать волосы (височные косы), а потом одна из женщин ударяет его принесённой юбкой по голове или лицу. Такая «скверна» держится до тех пор, пока все сообщество Кибитников не простит вину оступившегося.
Отрицательной стороной существования обычая изгнания является то, что если изгои считают, что страшнее уже ничего не будет и ниже падать некуда, это сказывается на их образе жизни.
Со «скверной» у Кибитников так же связаны смерть и рождение. Личные вещи умершего и вещи, которых касался умерший во время умирания, считаются нечистыми и хоронятся вместе с ним. То же касается вещей женщины во время послеродового периода: они «оскверняются» и уничтожаются. Причиной появления таких обычаев считают санитарные соображения.
Внутри племени или общины понятие «скверны» имеет и положительную сторону. Считается, что замужняя женщина может осквернить другого человека по своему желанию (например, женщина может ударить его по телу или лицу юбкой). Таким образом, даже асоциальный член сообщества Кибитников остережётся избивать или оскорблять женщину, зная, что легко может быть «осквернён».
«Осквернённый» таким образом кибитник временно исключается из общественной жизни. Его не касаются и ему нельзя никого касаться, с ним не едят за одним костром. Через некоторое время, «почувствовав», что «очистился», «осквернённый» устраивает по этому случаю обед для соплеменников или проставляется иным угощением. Если они пришли, значит, тоже «почувствовали» его «очищение». Считается, что чем дурнее человек, тем дольше на нём держится «скверна», а с чистого сердца она сходит быстро.
Если кто-то попробовал скрыть, что «осквернён», или намеренно «осквернил» другого соплеменника, то становится «осквернённым» навсегда и скорее всего будет изгнанным. Кровь лжеца и предателя - «рат» - более не считается пристанищем духа народа.
(на языке кибитников Рат-ник означает «кровавый», ЗиккуРат - «кровь колдовства»)
В исторических хрониках этот обычай изгнания восходит к Ульдору Проклятому.
Ульдор, прозванный Проклятым, дважды предал своего господина в древней Битве Cлез - в первый раз сообщив ложные сведения о противнике и удержав тем самым сюзерена от своевременной атаки, второй раз - в критический момент ударив в спину его войска. Был убит там же. Его братья Ульфаст и Ульварт также предали союзные войска и погибли, убитые сыновьями вождя истерлингов Бора, сохранившими верность своему сюзерену.
Женщины крайне редко признаются осквернёнными.
* * *
Принадлежность к обществу Народа Повозок возможна только по обоюдному желанию кибитника и собственно балгатского сообщества. При определённых обстоятельствах любой человек также может быть членом общества Народа Повозок.
Называние «чужака» балгом, кибитником («ты совсем кибитник», «ты настоящий кибитник», «Брего - наш почётный кибитник») является, с точки зрения этой народности, комплиментом, проявлением уважения и дружелюбия. В крови такого чужеземца - настоящий дух балгат.
Самые главные ценности для Кибитника, балга, человека колесниц: принадлежность к своему народу (обществу), семья, профессия и вера.
В представлении всех истерлингов мир имеет трехчастную структуру, нанизанную на мировую гору Аамган.
Верхний мир населяет бог-творец, Небесный Хозяин Аман-тэй, а также души предков и духи-подручные Небесного Хозяина. Туда часто летает в образе волшебной птицы Великая Мать Зверей и Птиц - Амайя: ее каменные идолы и соломенные фигуры можно найти в восточных степях в изобилии; она едина во многих обличьях. Ей молятся все охотники и скотоводы; а также женщины - о благополучных родах и здоровых детях; подростки - о благополучном прохождении обряда посвящения во взрослый мир.
Срединный мир населен людьми, зверьми и множеством духов (в том числе и тотемами племен - Волком, Вороном и Змеем), враждебных или лояльных человеку.
Подземный мир населен хтоническими духами и мертвецами, подвластными владыке Нааман-тэю. Главными посредниками между племенем и духами и иными мирами являются каамы - шаманы.
Наряду с этими общими верованиями у Кибитников существует Покровительница: Кали Зара - «черная Зара». Имя Зара означает «сладость».
Происхождение имени связывают с темным загаром легендарной Зары.
Согласно легенде, Зара была кочевницей. По всему миру тогда люди воевали, истребляя зверей и птиц, и друг друга. Однажды ей было видение о том, что злые люди топят в море Звездную Деву, облик которой приняла великая мать земли Амайя. Когда Зара подошла к морю, то увидела, что оно неспокойно, и в его волнах тонет Дева, а ее гонители стоят на берегу. Тогда Зара бросила своё платье на воду и поплыла на нём, как на плоту. Достигнув Девы, она помогла ей плыть. И тогда море стихло, а Звездная Дева обратилась в птицу с сияющим алмазом на груди. Она благословила Зару и дала ей силу помогать всем добрым людям.
Праздник в честь Кали Зары отмечается ночью в конце мая.
* * *
Для всех истерлингов характерны культы детства, материнства, возраста, верности семье.
Культ детства
Каждый ребёнок, в том числе из чужой или иноземной семьи, рассматривается народом Кибиток как личность, нуждающаяся в защите, помощи, добром слове, угощении. Система сравнения и азартного поощрения детей считается очень вредной для детей. Культ детства настолько силён, что у Кибитников распространён обычай усыновления (которое часто происходит даже при наличии собственных детей), а также подбирания или подкармливания сирот. Если ребёнку в гостях у Кибитника очень понравилась какая-то вещь, принято предлагать её в подарок (исключение, естественно, делается для дорогих вещей и драгоценностей)
Культ материнства
У Кибитников женщина не считается сформировавшейся личностью, пока не родит ребёнка. Статус матери окружён почётом. Чем более женщина успешна как мать (то есть чем более успешно она воспитывает своего ребёнка или детей, по мнению сеога), тем весомей её мнение и положение в обществе. Беременным женщинам и женщинам с маленькими детьми принято предоставлять особые привилегии в быту. Очень велико внимание к роженице. Если женщина в пути начинала рожать, сеог немедленно останавливается, мужчины (независимо от родства женщине), дружно сооружают укрытие, пожилые женщины оказывают при необходимости акушерскую помощь, приносят воду для омовения матери и ребёнка и перевязь, исполняющую роль пелёнки. Затем несколько недель отводится на то, чтобы мать окрепла. На всё это время она практически освобождена от домашней работы, её обхаживают женщины (родственницы или соседки).
Культ возраста
Культ возраста у Кибитников выражается уважением не просто к пожилым людям, а уважением к тому, кто старше вообще. Мнение старших по возрасту воспринимается как авторитетное, кроме особых случаев (например, если человек считается недалёким). Страшным преступлением считается поднять руку на старого человека, даже если он физически крепок. Ссылка на мнение пожилого человека - один из самых весомых аргументов любого спора.
Культ верности семье
Самые простые проявления: признание интересов семьи во всём выше личных, верность (обычно женщин мужу), выбор молодыми людьми профессии, являющейся традиционной для этой семьи. Мужья ни в каком случае не имеют права оставлять своих жену и детей без обеспечения. Дети, повзрослев, считаются обязанными содержать своих родителей, помогать им и следить, чтобы они не испытывали нужды.
Принадлежность к той или иной семье имеет очень большое значение для «стартового рейтинга» Кибитника. Человек из неизвестной семьи или утративший сведения о своей семье считается «безродным», вес в обществе его очень низок. Низкий «стартовый рейтинг» не значит, что балг всегда будет на «дне» общества, «рейтинг» меняется сообразно его поступкам и может стать очень высоким. Обретя «высокий рейтинг», Кибитник может стать основателем семьи или даже династии.
Члены династий имеют самый высокий «стартовый рейтинг». Династией семья становится, если несколько её членов стали знаменитыми в пределах сообщества Кибитников и хотя бы один - за его пределами. Основателем династии считается не основатель семьи, а первый представитель, прославивший её.
Профессия
Профессии в глазах общества Кибитников делятся на «годные» и «негодные», то есть пристойные для балгат и нежелательные для них. К «годным» профессиям относят занятия, связанные с музыкой, танцем, работой с железом, «магическими услугами», работой с животными, воспитанием детей (особенно для женщин), а также ювелирное ремесло и ремёсла, связанные с изготовлением предметов быта, таких как корзины, верёвки, посуда и т. п.
«Негодной» профессией является наемная военная служба.
Закон
Закон Кибиток - термин, используемый для обозначения неписаного свода правил, которым Кибитники руководствуется в своих отношениях с членами своего общества и с людьми, к нему не принадлежащими..
За соблюдением Закона Кибиток строго следят пожилые члены сообщества, чьё мнение имеет огромный авторитет. Все споры и преступления внутри сообщества или общины разбирает суд на Данахоре (совете племени), состоящий из авторитетных людей, не имеющих интереса в обсуждаемом деле. Самые страшные приговоры, выносимые судом - об отлучении преступника от сообщества или о признании его осквернённым (от отлучения «скверна» отличается тем, что она со временем она «смывается», но всё время её существования «осквернённый» практически изолирован от общества).
Общественное устройство
Основной управления общества является Данагхор - общий совет племени, собирается по мере необходимости по гонгу вождя - тэя. В нем могут принять участие все мужчины, прошедшие воинскую инициацию; все рожавшие женщины и вдовы; каамы. На совете обсуждаются насущные вопросы, касающиеся всего племени, разбираются тяжбы. Когда круг данагхора собрался, тэй задает тему обсуждения, и пускает по кругу посолонь пустую Чашу Слов, которую собравшиеся должны наполнить своими речами - каждый может держать речь, пока у него в руках эта чаша; выбить чашу из рук говорящего - величайшее оскорбление. Затем, пройдя круг, чаша выдается старейшинам сеогов, которые удаляются с ней на обсуждение во главе с вождем. Вернувшись, они объявляют племени о принятом решении, наполняют чашу священным напитком и пускают по кругу, предварительно плеснув богам.
Тэй (от "атай" - "дед") - вождь, также избирается на Данагхоре большинством голосов из всех физически здоровых и авторитетных воинов племени, за которыми стоит Семья. Поводом для сложения полномочий тэя может быть смерть, увечье, нарушение закона, недовольство большей части племени. Тэй возглавляет движение Кибиток, ополчение и охоту, руководит посвящением юношей в воины и общеплеменными ритуалами, за ним последнее слово на совете глав Семей. У Кибитников мать тэя, родная или приемная, имеет безоговорочное право вето на любое его решение.
Все подростки по достижении определенного возраста проходят групповой ритуал инициации посвящения во взрослый статус - воина или женщины на выданье. Инициацией мальчиков руководит тэй и старшие мужчины племени; инициацией девочек - рожавшие женщины племени; у каждого племени и у каждого пола свой обряд, сакральная часть которого держится в величайшей тайне от непосвященных. Прошедшие инициацию имеют право Чаши на данагхоре, получают право вступать в брак и заниматься профессиональным ремеслом.
Культура
Несмотря на неразвитую письменную культуру, у Кибитников хорошо развита философия. Философские сказки, песни и афоризмы составляют заметную часть фольклора Кибитников. Большая часть терминов философии легко понятны иноземцам, но некоторые требуют отдельного объяснения.
Например, одна из их легенд легенда гласит, что Бог Бродяг особенно любит Кибитников за их веселье и талант, и потому не стал привязывать их к клочкам земли, как другие народы, а подарил для жизни весь мир. Потому Кибитники и кочуют - чтобы сполна воспользоваться этим даром.
Кто такой Бог Бродяг - знают только сами Кибитники.
Особенное место в культуре занимают песни, размышляющие о бродячей жизни, духе странствий, честной смерти. Помимо них, также популярны песни о любви и песни-воспоминания, посвящённые определённым событиям прошлого. Танцевальные песни не несут в себе особого смысла.
Литературный фольклор состоит из баек, до которых Кибитники очень охочи, мифов, тщательно сохраняемых семейных легенд, пословиц и поговорок, а также сказок.
Самый популярный вид сказок - страшилки. Обычными персонажами таких страшилок являются ожившие мертвецы и упыри, а также мелкие духи природы, многие имеют печальное окончание. Есть также и поучительные сказки, и сказки-анекдоты.
Обычаи
Во время праздников считается стыдным и невежливым по отношению к присутствующим сильно напиваться. Очень часто на праздниках «дежурят» молодые люди (которым всё равно нельзя пить при старших), в обязанность которых входит предотвращать конфликты и помогать празднующим соблюдать меру.
Гостя, по этикету, полагается накормить. Отказываться от угощения невежливо. Кроме того, считается, что в гости надо приходить с «гостинцем».
Одним из самых важных событий в жизни Кибитника считается Свадьба. Во-первых, она даёт переход к новому иерархическому статусу, когда человек становится «молодым взрослым». Во-вторых, на свадьбах принято знакомиться с будущими женихами и невестами, свадьбы помогают поддерживать связь между близкими и дальними родственниками. Кроме того, свадьбы считаются отличным развлечением, поскольку дают возможность показать свои навыки в танцах и пении (к чему относятся с таким же азартом, как у других народов - к спорту и войне), посплетничать, вкусно поесть.
Свадьбе почти всегда предшествуют сватовство и/или обручение.
Похороны. Мертвых тут хоронят в земле, вождей - в курганах, с женами, рабами, оружием и конем, головой на восток.
Кибитники считают, что человеку на том свете нужно все то же самое, что и в обычной жизни. Если умирает человек, то родственникам или друзьям передают через его готовое к погребению тело 3 предмета: семейный оберег, постель спальник и ковёр пенку (символизирует дорогу). На землю кидают платок - «путь». В курган или могилу кладут предметы первой необходимости и спиртное (для встречи с родственниками). После похорон умерший поминается застольем.
Одежда
Удобная одежда, имитирующая лохмотья. Теплые дорожные плащи. У замужних женщин покрыта голова. Чаще всего она небрежно повязана цветной тканью. Популярны блестящие крупные украшения.
Вожди-тэи носят наборы из восьми колец одинаковой толщины (на пальцы всех рук, кроме больших).
Балго, Балег - «брат»
Баро - "важный, главный"
Бахтало - "удачливый, счастливый"
Бахти - "счастливец"
Гожо - "красавчик"
Гозело - "умный"
Гудло - "милый"
Зурало - "силач"
Ило, Илоро - "сердце, сердечко"
Кало - "чёрный, черныш"
Куч - "драгоценный"
Кхамало - "рыжий; солнечный"
Лошано - "весёлый"
Ману, Мануш - "человек"
Рупа - «богатый»
Сонакай - "золотце"
Тагар, Тагари - "царь, король"
Шуко - "красивый" Баваль - "ветерок"
Балга - «сестра»
Бахт - "счастье"
Вита - "ива"
Гили - "песня"
Зора - "заря"
Зара - «сладость»
Кхамали - "рыженькая, солнечная"
Лачи - "славная"
Лила - "игра"
Лулди - "цветок"
Мача - "котёнок, кошечка"
Патрина - "картинка"
Радда - "радость"
Ратри, Ратори - "ночка"
Чарген - "звезда"
Шанита, Шанта - "спокойная"
Шукар - "красавица"
Ягори - "огонёк"