В дораме «Неукротимый», снятой по мотивам новеллы «Mo Dao Zu Shi», присутствует ожидаемый китайский антураж, воздушный и с кисточками. К счастью, не в таких количествах, как в исторической клюкве. Только одно место выбивается из привычной картины: орден Цинхэ Не.
Такое чувство, что его украшали ацтеки.
Знаменитый стол Главы Ордена с Головой Зверя на заднике
Не менее знаменитый кабинет, где проходят военные советы
«Голова волка» в орнаменте светильников. О ней речь позже.
Заколка Не Минцзюэ, которая ничего не закалывает, но сводит с ума
Погоны в том же стиле (имелись в виду наплечники). Никакой реальной нагрузки, кроме художественной, не несут.
Запястья в том же стиле
Знаменитая сабля Не Минцзюэ Бася - с хорошо видимым лицом демона на перекрестье
Подставка для сабли в главном зале
И чтобы дважды не вставать: изначальная Проклятая Печать из дорамы в том же стиле:
Что это за стиль и почему он оказался в Китае?
Лицо, которое можно прочесть в орнаментах Цинхэ Не - с огромными глазами, раздутыми ноздрями, завитками рогов, скул, надбровных дуг и клыков, с единственной вертикалью - переносицей - называется Маской Таоте (taotie). Именно оно диктует весь стиль оформления ордена Не в дораме.
Таоте, действительно, некий мифический «зверь» - как и говорит о том канон - и я полагаю большим упущением, что ни в новелле, ни в комментариях к ней, ни в анализе дорамы достойными китаеанонами порода этого зверя нам не показана.
Мифический «зверь» Цинхэ Не в анимации новеллы. Несет сходные черты
Таоте
Таоте (букв. «обжора») - один из девяти великих драконов древнего Китая. Он очень архаичный, и потому не похож на дракона в привычном понимании. Изображение этого чудовища часто встречается на бронзовых изделиях династий Шан и Чжоу (16 - 11 века до н.э.).
Различные Маски Таотэ из находок археологов
Таоте - существо, уничтожающее тех людей, что склонны потакать своему обжорству и любым видам алчности. Тех, кто жаден до богатства, называют "люди Taotie". Таоте считается бесстрашным, он всегда ожидается там, где тьма и отравленная энергия (где происходит искажение Ци, одним словом). Его изображали на ритуальных предметах - колоколах и подставках, ритуальных сосудах для жертвоприношений и секирах Юэ, предназначенных для обезглавливания жертв. Еще его изображения находят на мостах рек, склонных к наводнениям, так как люди верили, что его ненасытная утроба может поглотить все лишнее.
Признано несомненным, что изображение таоте тесно связано с шанским религиозным культом (безличное божество Шанди). Особенностью культа было поднесение животных и человеческих жертв духам предков и божествам природных стихий.
В одной из транслитераций - говорят, ошибочной - таоте также называют Чаофэн.
Автоперевод иероглифов - "мучающий".
Изображение таоте - это симметричная маска с выпученными или просто большими глазами (это чтобы лучше видеть тебя, внученька!) и огромной зубастой пастью (это чтобы лучше съесть тебя, внученька!). Забавно, что иногда таоте ассциируется с голодным волком. Особенностью его изображений являются так же мощные надбровные дуги и крупные разветвленные рога, которые могут изгибаться в спиралевидные узоры.
Аналогичные симметрично-развернутые изображения личин характерны не только для индо-тихоокеанского региона (индийская маска чудовища над дверным проёмом Киртимукха; Джаганнатха*), но и для тихоокеанского побережья Нового света (змееобразный Сисиутль индейцев Северо-западного побережья), что говорит об общих корнях этих народов.
Джаганнатха (Jagannatha, «владыка вселенной»; также Чакахи - «тот, у кого круглые глаза») - божество, культ которого наиболее распространён в индийском штате Орисса. В вайшнавизме Джаганнатха почитается как одна из форм Вишну-Кришны, в шиваизме - как один из аспектов Шивы (Бхайрава); у джайнов - как один из тиртханкаров («строитель брода», т.е. учитель, проводник) Джинапатх.
Наиболее известен Джаганнатха как форма Кришны. Одна из историй о жизни Кришны говорит, как однажды Кришна случайно услышал разговор своих многочисленных жен о беспричинной любви к нему. От удивления и экстаза он округлил глаза, руки и ноги втянулись внутрь его тела, и весь он обратился в зрение и слух; на его губах возникла широкая улыбка.
Джаганнатха описывает цитата: «Я вечно нахожусь в Нилачале на берегу океана. У меня нет материальных рук и ног, но своими духовными чувствами я принимаю всё, что предлагают мне мои преданные».
Благодаря сходству таоте и многих «страшных» индийских мурти (выпученные головы) существует теория, что культ таоте в Китае имеет ведические корни.
В транспортировке страшных голов можно было бы заподозрить буддизм, если бы не временная разница между изображениями таоте (царство Шан, существовавшее с 1554 по 1046 год до нашей эры) и датами жизни Будды (563 до н. э. - 483 до н. э.)
Кришна-Джаганнатха (в носу опознавательное павлинье перо)
Будда-Махакала (бывший Шива Махакала, но кому какое дело)
Мифология о таоте
Таоте всегда имел злобную голову, от которой отходили два туловища; одно - налево, второе - направо. Из шести его лап две передние служили одновременно двум его телам. Обликом Таоте был похож на тигра, дракона и человека.
Таоте прежде был злобным яростным духом. Им настолько владели вожделение и кровожадность, что в порыве чувств он съел собственное тело, так что теперь его изображают лишь как голову (ничего не знаю про тайный план по утрате тела главы Цинхэ Не и голову Минцзюэ). Эта голова является защитником мест, где есть ее изображения.
Таоте считается пятым сыном Дракона, властителя восточного моря.
Редкое изображение в полный рост, сентиментальный новодел.
Загадочное государство Шан
Государство Шан (альтернативные названия государство Инь или государство Шан-Инь) - раннее царство, существовавшее с 1554 по 1046 год до нашей эры в землях к северу от выхода реки Хуанхэ на Великую китайскую равнину (территория ордена Цинхэ Не, где расположен и Пекин). Государство Шан предшествовало государству Чжоу.
Вот карта орденов Mo Dao Zu Shi (в пределах провинций КНР) с наложенными на нее границами гос-ва Шан. Разные источники дают неидентичные границы, но общая суть такова:
Шан является первым китайским государственным образованием, реальность существования которого подтверждена не только археологическими находками, но и письменными источниками. Наиболее подробно история Шан описана в сочинении Сыма Цяня «Исторические записки». В результате раскопок там были обнаружены надписи на панцирях черепах, на нефритовых, бронзовых и прочих изделиях, а также на гадательных костях животных (см. Вики: цзягувэнь, или как гадать на костях, ошпаренных кровью).
Большое число находок сделано на территории столицы Иньсюй («останки Инь»), которая была расположена в районе современного города Аньян в провинции Хэнань. Территория древнего города включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Государству Шан наследовало государство Чжоу (1046 - 256 гг. до нашей эры).
Китайская историческая традиция, сформировавшаяся в конфуцианской среде, объясняет падение Шан космогонически - как следствие утраты небесного мандата.
Небесный мандат - одно из центральных понятий традиционной китайской политической культуры, используемое для легитимации правящей династии. Широко известен начиная с эпохи Чжоу. Примерно через сто лет (правление Му Вана, 976-922 до н. э.) в Чжоу получает широкое распространение и термин «Сын Неба», используемый по отношению к держателю мандата.
Последний правитель иньской династии Шан Ди Синь изображался крайне жестоким и развратным, утратившим добродетели и способность внимать увещеваниям. В то время как Чжоу Вэнь Ван* скрыто совершенствовал добродетели и завоёвывал себе сторонников. После серии жестоких казней вельмож и князей по приказу Ди Синя сын Чжоу Вэнь Вана У Ван поднял восстание, Ди Синь покончил с собой, бросившись в огонь.
*Чжоу Вэнь Ван (Zhou Wen Wang - Царь Просвещённый), данное при рождении имя - Чжоу Цзычан. Предок дома Чжоу.
Была установлена новая династия, правители которой стали носить титул ван вместо прежнего титула ди. Сыну падшего правителя Шан по имени Луфу был пожалован титул при новом дворе и надел земли для продолжения жертвоприношений предкам.
Государство Чжоу при этом продолжало культурную традицию Шан, расширяя своё влияние и увеличивая империю. Территориально оно обнимало царство Шан со всех сторон.
Ничего, что актера дорамы, сыгравшего Не Минцзюэ, зовут Ван И-Чжоу?
Имя актера: Ван И Чжоу
wang - царь, король, император, государь; править, возноситься, возвеличиваться, расцветать; яркий, пылающий.
yì - светлый, завтрашний, будущий.
zhou - лодка, джонка, корабль; опоясываться, носить на поясе. В общем, понятно, что надо носить на поясе - подвеску Цзюэ из прошлого поста.
Примерный перевод:
«Грядущий опоясанный правитель». «Царская лодка завтрашнего дня»
PS
Подвески цзюэ заколдованы: их изображения нельзя найти по буквальному запросу. Но очень легко обнаружить по другому: «драконы династии Шан». Открывается бездна.
Драконы династии Шан
Дракон династии Шан как таковой: