Заметки о "Ганнибале"
Я скрепя сердце досмотрела этот фейковый продукт, и рада, что теперь тут стоит галочка.
Этот сериал - если его можно было бы рассмотреть серьезно - рассказывает о влиянии недобросовестного психоаналитика (читай: любого психоаналитика) на своих пациентов. Вместо того, чтобы их "лечить" или как-то удерживать в нормах социальности, терапевт толкает их в самые темные углы своего и их сознания, выдавая этот метод за "познай свои глубины", и в результате плодит преступников (в фильме - превращает в подобие себя). Стравливает одних пациентов с другими. Провоцирует нападения на других врачей, одним словом - развлекается.
Это рассказ о власти и доминировании. Уровни манипуляции разнообразны, многослойны, и ничего кроме манипуляции здесь нет. Так делает не только главный герой - так делают все психоаналитики в фильме, нет ни одного исключения. Чужое сознание - это еда. Так что каннибализм может быть рассмотрен как широкая метафора.
Вывод фильма, стоящего на двух китах: культе еды и культе психоанализа - неутешителен для последнего. Здоровых людей во вселенной, как видится, нет. Есть "держащие себя в рамках" и "связанные врачебной тайной", хотя второе - просто миф, и рассыпается у нас на глазах. Вслед за ним разрушается и первое.
Психоанализ - это кольцо всевластия. Трудно быть просто его хранителем. А если тебе к тому же профессионально необходимо порой им пользоваться (врач на службе общества) - финал ясен.
Центральная тема «Ганнибала» - влипание пациента во врача и врача в пациента. Это патологическая, но неразрываемая связь. Одиночество экзистенциально, понимание - призрачно, но все люди бегут за этим призраком, и в жертву ему могут быть принесены чужие жизни случайных "не понимающих" - людей в ранге скота.
Снято на очень высоком уровне, картинка шедевральна, много мифологических отсылок, эстетика, смакование детали. Но я плохо отношусь к визуалу, где сон и явь переплетены так, что не ясно, что реально, а что нет. Считаю - это грязный прием.
Современное кино завело себе такую особенность: сначала героя точно убивают, а потом достают живого из шляпы. Без убедительной аргументации, без объяснений. Даже если потом задним ходом это объяснение дают (знаменитый «обоснуй»), все равно остается чувство, что вас кинули и съели ваше недоумение. Это целое направление в современном детективе. Вероятно, оно выдает плохую работу мастера по сюжету.
В «Ганнибале» такое повторяется не один раз, так что в конце смотришь в полглаза без малейшей веры в показанное.
Самый главный вывод из сериала такой: если вам нездоровится на душе, посещают мысли "выговориться" и "разобраться, что со мной не так" - идти надо к священнику, а не к психологу. Или просто идти копать огород, или в поход в горы. Врач видит в пациенте лишь свои собственные проекции, или - что хуже - свои собственные возможности.
Лучше, если тебя предаст хреновый друг, которому потом можно набить лицо, чем тот, кому ты обязан доверять - твой аналитик.
Бывает ли так, чтобы аналитик никого не предавал (никем не закусил)? Нет, так как основная мотивация людей - жадность в разных формах, и жажда власти над другим, простой голод.
Голод же неистребим.