Открывается занавес. Сцена чистая, без кровавых тряпок. В центре сцены – орифламма. Вокруг нее - народ. Поют по реплике, пока все не перерастает в массовый экстаз. Должен быть замечен мужик с портретом (образом) Жанны.
Она прекрасна, как май, она чиста, как родник.
Она несет избавление!
Она не знает преград, она идет напрямик,
Оставив страх и сомнения.
Жанна!
Среди кровавых боев, среди железных мужей
Она как белая лилия.
Она бессмертна, как жизнь. Я слышал, будто пред ней
Смерть отступает в бессилии!
Жанна!
Ее глаза, как гроза, ее десница как сталь,
Ее одежда - броня, ее дыханье - мистраль,
Она пойдет на Париж! Она взяла Орлеан!
Одно лишь имя ее кидает в дрожь англичан!
Жанна!
Ее скакун как огонь, под ним трясется земля,
Копыта словно ристалища!
А генералы ее хоть поважней короля,
Но всем солдатам товарищи!
Жанна!
Все англичане бегут, завидев знамя ее,
Сто сорок пять городов она взяла на копье!
Она пойдет на Париж! Она взяла Орлеан!
Одно лишь имя ее кидает в дрожь англичан!
Жанна! Небесное воинство
Жанна! Идет за тобой!..
Жанна! Тебе покорится любой!
Это «белый акт», сцена, являющая собой фантазии мужчин-соратников о Жанне.
В ночном дозоре у орифламмы стоит Дюнуа и мечтает. Он представляет Жанну белой невестой, нормальной и понятной ему женщиной. И верно – в процессе его пения на сцену выходит Жанна в современном платье невесты, ее глаза закрыты.
Дюнуа надевает на нее фату.
Потом выходит де Рец и рвет на ней платье от ворота (под платьем имитация кольчуги).
Потом появляется Кошон и вручает ей внушительный крест.
Потом Дюнуа преподносит ей неестественных размеров свадебный букет.
После этого Англичанин дает ей кандалы
После этого Карл отнимает у нее все, данное раньше и дает соску.
Все персонажи-мужчины одеты в белые вневременные рубахи, на поясе каждого ее основной символ. У кого крест, у кого ключ, у кого замок, у кого что.
Жанна спит.
Она сомнамбулически удаляется со сцены, оставив на столе у комиссии все эти предметы.
Удаляется туда же, откуда вышла
Дюнуа:
Ночь безветренна. Тих и ясен ночной дозор.
Сон таинственный, сон желанный туманит взор.
В тишине наклонились к омуту листья верб.
Память прежняя перечеркнута словно герб.
Ангел утренний, опустись со своих высот!
Сердце верное все претерпит и все снесет!
Жизнь моя, что была пресна, как вчерашний хлеб
Перечеркнута, перечеркнута словно герб!
С этих пор я тебе одной посвящаю дни –
Белой лилии, белой лилии Сен-Дени!
Надевает на Жанну фату
Жанна, Жанна, перед алтарем будь со мною вместе!
Жанна, Жанна, в белом одеянии моей невесты!
(Как несложно догадаться, на этом припеве играет музыка свадебного марща Мендельсона).
Де Рец:
Все мосты разведены,
Распростерт на тверди я.
Глаз твоих отметины
На броне предсердия.
Пробудись! Под покровом стены
Никто не увидит нас!
Пробудись! Насмешкою будет
Пламенный твой отказ!
Рвет платье
Жанна, Жанна, к телу своему отнеслась ты строго.
Жанна, Жанна, женщиною став, ты забудешь Бога.
Кошон:
Ты на грани прегрешения.
Мне известно утешение:
Опасайся совращения,
Совращение приводит в ад!
Вручает огромный крест
Жанна, Жанна, вечная причина порочной страсти!
Жанна, Жанна, в браке со Христом познается счастье!
Дюнуа:
Почему ты молчишь и не поднимаешь век?
Полководец мой, ты не ангел, ты – человек.
Неужели тебя не тронет моя любовь?
Я не верю, что ты действительно любишь кровь!
Я не верю, что ты ликуешь, врагов рубя,
Я не верю, и я хочу защитить тебя!
Вручает букет
Жанна, Жанна, чистая любовь недостойна кары!
Жанна, едем в тихий уголок к берегам Луары!
Англичанин:
Теперь за всех британских дам
Я даже шиллинга не дам:
Ты покорила Глостер, Ноттингам и Бристоль.
Лежит земля меж двух морей,
Где руки жадные парней
Тебе готовы оказать гостеприимство.
Вручает кандалы
Жанна, Жанна, почему француженки так несносны?
Жанна, Жанна, ждет тебя в томлении целый остров.
Карл (отбирает все подарки):
Мир жестокий полон ложью:
Чем дальше, тем горше мне.
Ты одна во мне, ничтожном,
Увидела большее!
Вручает соску
Жанна, Жанна, здесь, среди мужланов, тебе не место!
Жанна, Жанна, подари наследника королевству!
Трио вместе:
Жанна, Жанна, милая, проснись – ты всего добилась!
Жанна, Жанна, кто же твой избранник, скажи на милость!
Доминиканцы выходят на сцену, пародируя Сон Дюнуа.
Первый (вставая перед вторым на колени)
Ужели, бессердечный хам,
ты только хвастаться мастак?
Ты так же глух к моим мольбам?
И что я делаю не так?
Второй (напыжась):
Ты некрасив и очень глуп!
Третий:
Быть может я – твой сладкий сон?
Второй (театрально поднимает руки):
Я – папа без пяти минут!!!
Третий и Второй (потирая руки):
Я в митру папскую влюблен!
Потасовка. Смеются, очень довольные собой.
Садятся к столу
Третий
У нашей подопечной всеИдет на лад. Ликует люд.
Судьбы грохочет колесо,
В церквах осанну ей поют.
И грязный кнехт, и гордый граф
Мечтают породниться с ней…
Сюжет как в сказке. Я не прав?
Первый (мрачно)
Ага. Чем дальше, тем страшней.Мы знаем сказки той финал,
И оттого – вопросов тьма.
Где был король несчастный, Карл,
Где были Рец и Дюнуа,
Когда в Компьени враг не спал,
вязал силки и сети плел?
Второй
Металл куют, пока металлГоряч. Пока в упряжке вол
Не утомился и не пал,
Землицу надобно пахать!
Ну ладно, двор, ну ладно, Карл,
Но где же королева-мать
Была? Посредь большой войны,
Когда победа – далека,
И рати вражие – сильны,
А королевские войска
Идут в огонь, как в первый раз,
Не веря сами, что идут –
Она бросает карты – пас! –
И, словно спьяну иль в бреду,
Сдает ферзя?
Первый:
Сдает ферзя.Ей эта партия на кой?
Ей позавидовать нельзя –
Старушка за другой доской.
Сын вещью был – и стал дерзить.
Был связан – ныне стал крылат.
Третий:
Догнать! Связать! Остановить!
Второй:
Ох, матери! Ох, детский сад!
Жанна:
Мой государь, нас убьет промедление.
Изабелла:
Сын мой, к чему вам теперь рисковать?
Жанна:
Мой государь, позабудьте сомнения!
Изабелла:
Сын мой, послушайте мудрую мать!
Сын мой, я знаю, что вам теперь надобно.
Жанна:
Мой государь, нужно страх побороть.
Изабелла:
Сын мой, она же посланница адова!
Жанна:
Мой государь, с нами будет Господь!
Изабелла:
Сын мой, вам с войной не справиться.
Карл:
Мне не справиться, мне не справиться...
Изабелла:
Вам же грязь и кровь не нравится.
Карл:
Мне не нравится грязь и кровь...
Жанна:
Государь, зовет вас Франция!
Карл:
К королю взывает Франция!
Жанна:
Ждет, как чуда, коронации!
Карл:
Коронации, как чуда ждет!
Изабелла:
Сын мой, этот путь убийственнен.
Карл:
Путь губителен, путь губителен...
Жанна:
Сбросьте страх и станьте истинным,
Станьте истинным,
Истинным Королем!
Жанна, Карл:
Реймс! Туда ведет надежда,
Реймс! Сквозь белые одежды
Облаков сияет нам звезда,
Карл (выпрямляясь):
Звезда великой славы,
Мощь и власть моей державы,
Франции победная звезда!
Жанна:
Звезда любви небесной,
Путь прямой и неизвестный,
Там, в конце пути - моя звезда!
Карл:
Моя звезда...
Жанна:
Моя звезда...
Карл:
Моя звезда...
Вместе:
Моя звезда!
Изабелла отступает назад.
Народ бросает под ноги Карлу цветы. Они останутся на сцене до конца спектакля, когда из них соорудят костер.
Хор:
Славься, славься, славься, славься!
Да здравствует король! (многократно)
Славься! Пробил час величья!
Славься! В царственном обличье
На престол восходит государь,
Увенчан блеском славы,
Он надежда всей державы,
Францию спасет наш государь!
наш государь!
наш государь!
наш государь!
наш государь!
Славься, славься, славься, славься!
Да здравствует король! (2 р.)
Жанна:
Примите, мой король, венец своей страны!
Сияет он, как нимб, но тяжек, словно крест.
Поверьте, мой король, мы продолжать должны!
Карл:
Опомнись, Жанна,
что ты говоришь?
Жанна:
Мой государь,
идемте на Париж!
Я вижу в том Господень перст!
Карл:
Но всякий нимб тяжел как крест!
Опомнись, Жанна!
Жанна:
Идемте на Париж!
Карл:
Опомнись, Жанна!
Жанна:
Идемте на Париж!
Карл:
Опомнись, Жанна!
Хор (изначальная мелодия, но в миноре)
Славься, славься, аллилуйя!
Славься, славься, аллилуйя! (2 р.)
Жанна:
Главная победа впереди,
мой государь,
Не бросайте все на пол-пути!
Карл:
Но, Жанна!
Этот праздник мой, зачем спешить, куда идти?
Слышишь, как чудесно хор поет осанну?
Хор:
Славься, славься, аллилуйя!
Славься, славься, аллилуйя! (2 р.)
Карл:
Пей за мой триумф и веселись - я так велю.
Жанна:
Время утекает, как песок меж пальцев.
Дайте мне войска, о государь - я вас молю!
Я должна идти!
Карл:
...Нет, ты должна остаться!
Хор:
Славься, славься, аллилуйя!
Славься, славься, аллилуйя! (2 р.)
Карл:
Ты нужна мне здесь!
Жанна:
Я слышу шелест белых крыл.
Карл:
Мне венца не снесть!
Жанна:
Конец дороги близок...
Карл:
Тут корысть и лесть, мне без тебя не хватит сил!
Жанна:
Каждый на свой путь, как на иглу, нанизан.
Кто пойдет со мною на Париж?
Хор:
Она сошла с ума - перечить государю!
Жанна:
Кто пойдет со мною на Париж?!
Трио:
Жанна, Жанна, что ты делаешь? (2 р.)
Там, куда ты собралась, не ходят строем -
Так иди одна!
Иди одна!
Иди одна!
Иди одна!
Хор:
Славься, славься, аллилуйя!
Славься, славься, аллилуйя! (2 р.)
Жанна:
Кто пойдет со мною на Париж?
Карл:
Не оставляй меня!
Жанна:
Государь, ну что же ты молчишь?
Карл:
Не оставляй меня!
Послушай, Жанна, подожди...
Жанна:
Но ждать нельзя ни дня!
Хор:
Славься, славься, аллилуйя!
Славься, славься, аллилуйя! (2р.)
Жанна:
Кто пойдет со мною на Париж?
Кто пойдет со мною на Париж?
Кто пойдет со мною на Париж?
Кто пойдет со мной?..
Изабелла:
Может быть, ты и родился мужчиной -
Я затрудняюсь что-либо сказать.
Может быть, ты назовешь мне причины
Хоть для проформы тебя уважать?
Карл:
Жанна берет города без сражений и скоро до моря дойдет!
Изабелла (швыряет тряпку):
На! Вышивай ее юбку и верь в чудеса!
Можешь ли ты хоть на что-то решиться?
Ну же, мой мальчик, сыграй эту роль.
Ты понимаешь, что можешь лишиться
Франции? Франция! Вот твой король!
Карл:
Жанна - мой пес, и покуда мне служит, моя не померкнет звезда!
Изабелла:
Порван ошейник. Твой пес неподвластен тебе!
Ты коронован. Теперь в твоей власти
Строить империи, рушить дворцы.
Не навлекай на корону напасти!
С Жанной остались одни лишь глупцы!
Карл:
С ними она, а со мной? Кто со мною? Кто же остался со мной?
Изабелла:
Жанне нужна только слава. Ты ей ни к чему.
Мой сын, избавься от нее!
Меч развернется острием!
Ее звезда затмит твою!
Ее дела тебя убьют!
Ты стал посмешищем для всех!
Железом выжги этот смех!
Король ты или не король,
Сказать немедленно изволь!
Карл:
Я король, но не напрасно ли
Ты учила осторожности?
Или ты себя мнишь пастырем,
Чтоб просчитывать возможности?
Изабелла:
Послушай, сын, родную мать!
Настало время выбирать!
Возьми правленье в свой кулак!
Карл:
Но Жанна мне явила знак!
Но Жанна стала флагом нам...
Изабелла:
Нам таких побед не надобно.
Пойми, она обречена!
Ее пожрет сама Война!
Карл:
Я знаю, что я делаю!..
Изабелла:
Как вы мудры, мой государь!
Карл:
Правлю я рукою смелою...
Изабелла:
Вы, сын мой, истинный король!
Направляется к столу подписывать показания.
Карл:(вслед ей)
Я король! Долой сомнения!
Предоставь мне все решения!..
Свет тускнеет. Появляются слуги с подсвечниками и подушками. Один несет простыню, другой – мантию, третий умывальный кувшин, четвертый ночной колпак (не горшок!:-)). Это опочивальня. Карл отправляется ко сну.
В течение всей сцены слуги раздевают Карла, развязывают ему шнурки, снимают с него башмаки, надевают колпак, расчесывыают волосы, натирают руки благовониями.
Карл:
Ах, какой тяжелый груз
Политический союз.
Отвратительная роль -
Даму бьет король.
Как все быстро совершилось -
Почти за мгновение!
Ты мне лучше всех служила,
Но мать ждет решения!
Как бы было хорошо,
Кабы был вопрос решен,
Сам себя похороня
Тихо, без меня.
Я один стою над бездной
Во власти обмана!
Отчего же бесполезной
Ты сделалась, Жанна?
Нет, не быть мне Карлом Смелым,
Ни Людовиком Святым.
В сонмах прошлых поколений
Буду лишь Седьмым...
Где теперь твои знамения,
Где птицы по осени?
Я искал в тебе спасенья,
А ты меня бросила!
Ты прошла сквозь эти двери
Божественным пламенем...
Я почти тебе поверил,
А ты предала меня!
Слуги удаляются, Карлу оставляют свечу.
Жанна! Падшие ангелы
Жанна! С небес не видны.
Жанна! Боюсь, твои дни сочтены.
Жанна! Так нужно для Франции.
Жанна! Всему есть цена.
Жанна! Теперь ты осталась одна.
Карл подходит к столу комиссии и продписывает свои показания. Задувает свечу.
На сцену выходят два солдата и растягивают поперек нее от задника до авансцены полосатую ленту. Это госуданственная граница. С противоположных сторон выходят англичане во главе с Английским маршалом и французы во главе с Кошоном.
(Так будет происходить передача Жанны врагам. Вместо Жанны англичанам передается орифламма).
Англичанин:
Доброго дня вам, джентельмены!
Мир по весне ждут перемены.
Майский пейзаж возле Компьена
Радует глаз и слух!
Кошон:
Но не для тех, кто из гордыни
Против основ действует ныне,
Кто посягнуть смел на святыни,
Кто был к советам глух!
Вместе:
Это война.
Одно предательство – отнюдь не цена,
Одно предательство – отнюдь не цена
Одно предательство – отнюдь не цена
За мир.
Меньшее зло!
Одно предательство ахейцев спасло,
Одно предательство ахейцев спасло
Пора и нам сходить троянским конем,
Мессир!
Кошон:
Как Альбион?
Англичанин:
Те же туманы! Как ваш приход?
Кошон:
Старая рана!
Впрочем, у нас нынче в Шампани
Чудно цветет лоза...
Англичанин:
Будет зима теплой и сытой,
Все к Рождеству будет забыто.
Кошон:
...Я и тогда так же открыто
Вам посмотрю в глаза!
Вместе:
Верный подход -
Одно предательство, конечно, не в счет,
Одно предательство, конечно, не в счет,
Одно предательство для знатных господ
Не грех!
Трубы – отбой!
Одно предательство – и долгий покой
Одно предательство – и долгий покой
Одно предательство – и долгий покой
Для всех!
Кошон:
Смутная мысль мною владеет,
Словно другой ту же идею
Осуществил...
Англичанин:
Где?
Кошон:
В Иудее,
в месяц и век иной.
Англичанин:
Те, кто надел плащ дипломата,
В этой игре тоже солдаты!
Пешка ведет партию к пату?
Вместе:
Пешку с доски долой!
Тридцать монет –
Для дипломатии священного нет,
Для дипломатии священного нет,
Одно предательство не более чем пустяк!
Разве не так?
Одно предательство – осознанный шаг,
Одно предательство – осознанный шаг,
Одно предательство – осознанный нами шаг!
После сцены Английский маршал подходит к столу и подписывает свои показания.
КОМИССИЯ
Доминиканцы в угрюмом молчании, смотрят в разные стороны.
Первый
Брат из Тосканы прислал извещение –
матушка чем-то серьезно больна.
Второй
Мне непонятно двора промедление –
Мы не на сцене. Бушует война,
Да и солдаты не прочь порезвиться –
К черту интриги, седлайте коней!
Третий
Годы идут, и мне уже тридцать,
Я – эмигрант без страны и корней.
Второй
Дело могло бы решиться без крови:
Женщине меч – как корове седло!
Двор платит выкуп, с Жанны оковы
Сняли – и все! И обратно в село,
Голой, униженной, неумытой,
В тот же коровник, где родилась.
В те же покосы, в то же корыто,
В ту же, родную, эльзасскую грязь!
Мол, это шутка такая, французы,
Мы ведь веселый народ, ву а ля?
Первый
Брат Доменико из Вера-Круса
Стал террористом. Такие дела.
Рясу крест-накрест он подпоясал
Лентой патронной – и церковь взорвал.
Третий
Кто мы для церкви? Поющее мясо!
Кто мы для мира? Прогнивший штурвал!
Кто мы для Господа?
Второй
Все же, коллеги,
Дело не кончено, хватит болтать!
Третий (не слушая)
Мы – как ломимые ветром побеги
В мокром асфальте. Опять и опять
Бьемся о панцирь, падаем в битве,
Были зерном – стали прахом земли.
Снова зерном прорастаем в молитве,
Хоть сорняки плодовиты и злы,
Нас разбросает сеятель снова.
Жатва за жатвой – а где же плоды?
закрыв лицо руками, убегает за кулисы
Второй
Брат мой! По делу скажите хоть слово!
(первому) Где он там? Что с ним?
хочет идти за третьим
Первый (хватая его за рукав)
Постой. Не ходи.
20. ТЮРЬМА
ТРЕТИЙ ДУЭТ МИХАИЛА И ЖАННЫ
Жанна одна, вокруг нее стоят три стражника. Двое ближайших в течение сцены снимают с Жанны доспех и одевают ее в санбенито.
Жанна:
Где золотое пламя,
Бьющее сквозь облака?
Я - словно это знамя,
Сорванное с древка.
Все, кто мне верил, ныне
Стали ко мне спиной.
Здесь, посреди пустыни
Мне умирать одной.
Знаю, никто не может
Сделать добро из зла.
Есть ли та сила, Боже,
Чтобы меня спасла?
Стражники связывают Жанне руки и расходятся.
Ангел мой в белой стали,
Сердце мое молчит.
Чем твое слово стало,
Чем обратился щит?
Стражник у задника поворачивается к Жанне и приближается. Это Михаил.
Михаил:
Кратки часы победы.
Ныне горят мосты.
Кто бы тебя не предал -
Что предавала ты?
Жанна:
Воду, ветра и сушу,
Даже саму себя
Я предала бы лучше,
Но не тебя, не тебя!
Михаил:
Пуст виноградник, Жанна,
Сердце едва стучит.
Голос мой, голос, Жанна,
Больше не прозвучит.
Жанна:
День тишиной охвачен,
Раны небес горят.
Среди всего, что утрачу,
Ты - большая из утрат.
Да! Значит, так того желал Господь!
Да! Значит, так того желал Господь!
Михаил:
Пуст виноградник, Жанна,
Тьма застилает дверь.
Жанна:
Среди всего, что теряю,
Ты - большая из потерь.
Михаил:
Слушай меня: в сраженьях
Ты шла впереди мужчин.
Тот, кто искал служенья,
Должен идти один.
Жанна:
Да! Значит, так того желал Господь!
Да! Значит, так того желал Господь!
Михаил:
Должен идти один!
Удаляется
Жанна:
Если бы предложили -
Все приняла бы вновь.
Среди всего, что любила,
Ты лишь и есть - любовь.
Церковь, зеркальная той, что была в 1 действии. По обстановке это Церковь Возмездия (или Страшного Суда).
Входит паства – хор.
Кошон (проповедует у алтаря):
Следует ли женщине, как мужу, одеваться?
Следует ли женщине тратить в битвах дни?
Следует ли женщине девицей оставаться?
Следует ли женщине жить средь солдатни?
Все:
Нет, нет, нет - такова наша вера!
Заходит по очереди знать.
Карл (крестясь):
Следует ли женщине путаться у трона?
Изабелла (крестясь):
Следует ли женщине осквернять корону?
Кошон (благословляя):
Следут ли женщине так менять личину?
Следует ли женщине унижать мужчину?
Все:
Нет, нет, нет - такова наша вера!Де Рец (не крестится, просто касается лба):
Следует ли женщине нежной быть в постели?
Дюнуа (преклоняет колени, войдя):
Следует ли женщине рваться под венец?
Кошон (одобрительно кивая):
Следует ли женщине петь у колыбели?
Все:
Следует ли женщине стать мадам де Рец?
Да, да, да! Такова наша вера!
Кошон (нависая вперед):
Может, к этой женщине просто стать суровей?
Может, этой женщине чувства не даны?
Может, эта женщина просто жаждет крови?
Может, эта женщина - семя Сатаны?
Все:
Да, да, да! Такова наша вера!
Служки выносят чашу, поднос с облатками, щит и потир. Чаша и поднос отдаются Кошону, щит служки ставят на себя (на одном колене стоят, другим подпирают, теперь это стол, накрытый скатертью, а служки – вместо мебели). Кошон служит – крестит чашу и облатки, поднимает их над головой, ставит обратно и погружается в молитву. Во время всего этого действия готовящаяся к причастию паства поет «молитву»:
Паства:
Господи, смиренно молим
В этот час:
Не покинь в земной юдоли
Грешных нас.
Силы божьей верный образ
Покажи
И отступников сурово
Накажи.
Чтоб взошло обильно просо и пшено,
Чтоб у нашего соседа не взошло.
Все разом опускаются на колени, крестясь.
Женщины:
Чтобы муж обогатился на войне,
Чтобы разорился наш сосед вдвойне.
Мужчины:
Чтоб жена не изменяла с четверга,
Чтобы у соседа отросли рога.
Все (молитвенно сложив руки):
Чтобы спасшиеся души вознеслись,
Чтобы нашему соседу не спастись.
Все разом встают:
Чтобы праведным и смелым,
Не скорбя,
Въехал в рай дорогой белой
Только я.
Начинается причастие. Персонажи составляют очередь, упирающуюся в Кошона – впереди королевская чета, потом Дюнуа и де Рец, дальше как попало. Каждый принимает с колен облатку, потом возвращается на место и стоит там на коленях с закрытыми глазами. На фоне этого действия меняется музыка – это будет псалом, в который потом включатся те, кому есть что сказать: тот псалом, что идет изнутри каждого героя, а не из ритуальной надобности, как было до того.
Голос Жанны (из-за кулис):
Agnus Dei, miserere mei,
Agnus Dei, miserere mei,
Qui tollis
Peccata mundi,
Dona nobis pacem Dei.
Агнец Божий, помилуй нас,
Агнец Божий, помилуй нас.
Агнец, взявший грехи мира,
Одари своим миром нас.
(Нижние голоса Хора постоянно идут каноном)
Agnus Dei ,
miserere,
Agnus Dei,
Miserere)
Война (выходя из-за постамента и оставаясь у него):
Агнец Божий, спаси ее!
Ag- nus De- i
Агнец Божий, спаси ее!
mi- se- re-re,
Я жива ее трудами –
Ag-nus De- i
В ней продление мое.
Mi- se- re- re
Нищий (встает у постамента, голосом Михаила):
Агнец Божий прими ее,
Агнец Божий прими ее,
Среди всех, кто шел сквозь пламя,
Только Жанна – дитя твое!
Вместе:
На руинах моих надежд,
В мире мытарей и невежд,
Средь молящих и зовущих
Лишь она перешла рубеж.
Дюнуа (вставая с колен):
Боже праведный, Боже Сил!
Я же звал, я тебя просил!..
Почему у тех, кто верит,
Ни на что не хватает сил!
Без нее мир похож на склеп.
Что мне кровь твоя, что твой хлеб?
Отчего же, Боже Правый,
Ты так мстителен и так слеп??
Де Рец (вставая со своего места):
Лживый бог человечьих стад!
Сам твой вид источает яд.
Будь она хоть трижды ведьма –
Вместе с ней я сошел бы в ад.
Ты же иначе рассудил:
Взял ее, а меня простил.
Я отныне – твой противник,
Если только достанет сил.
Вместе с вставшим Карлом (втроем):
Боже мой, как ее спасти?
Сердце бьется птенцом в горсти.
Почему у тех, кто верит,
Так извилисты пути?
Кошон (бросая чашу):
Боже мой, я схожу с ума!
От сомнений душа пьяна.
Почему у тех, кто верит,
В сердце вечно идет война?
Война (к Кошону):
– Ты, стоящий у врат молитв!
Заперт слух, а ковчег открыт.
Ты забыл, что во вселенной
Битва духа – есть битва битв.
Кошон (хватаясь за сердце):
Что вам надобно от меня,
Голоса темноты и дня?
Голос церкви – глас народа.
Выбор мой – не моя вина!
Михаил:
Человечья душа черна,
Никому не дойти до дна.
Между ней и Божим Градом –
Нескончаемая война.
Война:
Сердце слабо, а плоть сильна.
Выбор твой – вот твоя цена.
Между истиной и правдой –
Нескончаемая война.
Кошон (падая на колени):
Всемогущий, предвечный Бог!
Голос твой я понять не смог.
В судный день мой, в день печали,
Дай мне силы исполнить долг.
Все:
Агнец Божий, принявший мир!
Сохрани короля и клир.
Помолись о нас, заблудших,
Пощади и даруй нам мир!
Тихо расходятся под голос Жанны. Кошон бессильно опирается на служек, благословляя прихожан.
Голос Жанны (из-за кулис)
Agnus Dei, miserere mei,
Agnus Dei, miserere mei,
Qui tollis
Peccata mundi,
Dona nobis pacem Dei.
Хор:
Ветвь бесплодная
Вон исторгнута –
Это господа Христа слова.
Правду высветит
Суд епископа –
Вера праведная такова.
Кошон:
А коли так, а коли так, что наша вера такова,
Я вижу знак, что Жанна д’Арк - всего лишь сорная трава.
Сорняк теряет по зиме свой привлекательный наряд,
Она - сухой чертополох, что источает только яд!
А этот век жесток и дик, здесь даже вера - от ума,
В нем не родятся Бенедикт или Франциск или Фома.
Святым пристала благодать, а не распутство и тюрьма!
А коли так, то все обман, а коли так, то все - обман!
Жанна:
Я не обманывала вас вчера, сегодня, и всегда.
Что говорила одному – скажу и в зале для суда.
Хор:
Какие гордые слова, и какова же их цена?
Ответа просим у суда, у справедливого суда!
Кошон:
Во имя троицы святой и всех апостолов святых
Девица Жанна, встань и стой, и не веди речей пустых.
Лишь на вопросы отвечать. Не лгать. Смотреть всегда в глаза.
Наш долг – свидетельства сличать, без коих осудить нельзя.
Ты ведьма?
Жанна
Нет.
Кошон
Запишем – да. Прислужник верный Сатаны
Обучен лгать везде, всегда, и тут нам факты не нужны.
Жанна:
Со мною был защитник мой, меня от гибели храня.
А вы – вы предали меня, зачем вы предали меня?
Хор:
Где тот герой, что спасет тебя, Франция?
Где тот герой, что спасет тебя, Франция?
Де Рец (вырываясь на середину):
Юный герольд
Знает пароль.
Разве то, что в ней вижу я,
Плод чернокнижия?
(Кошону):
Ты Орлеанский видел бой? Ты видел крепости в огне?
Там каждый камень повторял: иди за ней! Иди за ней!
Кошон:
Вы обманулись, шевалье. И вы, и войско, и народ.
Вас вел не долг, вас вел не Бог, - вас вел обычный приворот!
Хор:
Да, нами вертят, как хотят, поборы, голод и родство.
А нынче это – колдовство, а нынче это – колдовство!
Хор и Кошон:
А нынче это – приворот, обычный ведьмин приворот!
И обездоленный народ – расправы требует народ!
Дюнуа (из толпы):
Я спасу тебя, Жанна – я и моя любовь!
Я не верю, что ты действительно любишь кровь!
Я же знаю – ночами ты не смыкала век!
Я же видел – твоя молитва чиста как снег!
Кошон: (подхватывает мелодию Дюнуа):
Если бесам себя ты, Жанна, не отдала,
Прочитай нам молитву прямо здесь!
Музыка играет, Жанна молчит
Дюнуа:
Смелее, Жанна!
Жанна:
...Я прочла.
Кошон:
Коль ты невинна – вслух молись. Но ты молчишь!
Дюнуа (закрывает лицо руками):
Она молчит!
Кошон
Ты – ведьма!
Хор:
Ведьма! Ведьма! Ведьма!
Ведьма!
Ведьма!!!
Кем ты была околдована, Франция?
Кем ты была околдована, Франция?
Проигрыш Столетней Войны.
Появляются Карл и Изабелла
Кошон:
Встать! Августейшая чета! Король и матерь короля!
Прошу занять свои места по эту строну стола.
Вам слово, сир.
Карл:
Там, во дворце… ее прямой и дерзкий взгляд…
И все тогда ослепли, все! Ее устами блеял ад!
Я потерял и речь, и слух, я – кролик бедный в пасти льва!
Она меня, и знать, и слуг, и армию околдова…
Кошон:
Околдовала?.. Или нет?..
Ну! Договаривайте, сир!
От изреченных вами слов зависит наш непрочный мир.
Околдовала?
Изабелла:
Ну же, сын! Хоть раз явите нрав мужской!
(к окружающим):
Он так и в прошлый раз застыл – всю жизнь с протянутой рукой…
Кошон:
Сомнений нет! Король сражен
Мечом любовной ворожбы
Де Рец:
Не только Карл. И ты, Кошон.
Кошон:
Не только я. И вы. И вы.
Девица Жанна! Жизнь твоя
В твоих руках, и с нею – смерть.
Ответь, проклятая змея,
Твое свободно сердце?
Жанна (с отсутствующей улыбкой)
Нет.
Хор:
В чем твоя вера, несчастная Франция?В чем твоя вера, несчастная Франция?
Кто же твой пастырь, несчастная Франция?
Кто же твой пастырь, несчастная Франция?
Кошон:
А коли так, то ты грешна,
и всю страну ввела в соблазн,
А это страшная вина,
ее искупит только казнь!
Ужасный век, ужасный год, глухой к спасенью и мольбе!
Я проклинаю тот народ, что соблазнился о тебе!
Пред славой бренной и пустой никто не в силах устоять,
Мы под овечьей белизной не разглядели волчью стать.
Во испытание тебя послал не Бог, а Сатана,
Но наша бедная страна волкам не будет отдана!
Церковный суд – не балаган, его за горло не возьмешь!
А ты – виновна и умрешь!
Все:
А ты виновна – и умрешь!
Далее не поют. Музыкальный гул:
Комиссия:
Зато у нас назрел вопрос: участье в деле высших сил.
Ведь ей являлись голоса и сам Архангел Михаил!
Кошон:
Известно: дьявол отродясь рядился в ангельский наряд.
Покажет крылья дураку, и тот дурак до смерти рад.
Комиссия:
Она прочла благую весть не в книге, а на облаках!
Кошон:
И я читал благую весть. Я инквизитор. Я монах.
Комиссия:
Ты так спешишь ее убить… Ты не боишься адских врат?
Кошон:
Я не свободен в жизни сей. Я исполнитель. Я – солдат.
Де Рец (Жанне):
Твоя судьба предрешена. У них вопросов больше нет.
Карл (Жанне):
Сломались чаши на весах, тебе навеки – двадцать лет.
Дюнуа (Жанне):
Полуребенок, полусон - тебя запомнят на костре.
Тебя не станет на заре. И нас не станет на заре.
Комиссия (Жанне):
Тебя не станет на заре. Истлеет плоть, как старый лист,
А ваших запоздалых слез не зафиксирует хронист.
Четыре старца в свой черед сойдут во тьму, и с ними боль.
Епископ, рыцарь, чародей – и твой король, и твой король.
У ног твоих - огня букет. Вступи, вступи в блаженный хор!
Тебе навеки – двадцать лет.
Кошон (в тишине)
Виновна.
(палачу): Зажигай костер.
Музыка Знамения.
Из зала выходит архангел Михаил, вспрыгивает на помост и обнимает Жанну крыльями.
Полный алхимический брак.
Кардиналы заходят внутрь действия и преклоняют колени.
Иконографическая картинка.
ФИНАЛ