Исторических материалов по костюму Древнего Рима множество, и большинство из них проблемны: они противоречивы, вызывают хаос, сопровождены уродливыми рисунками, где изображенный тип одежды не соответствует ее описанию.
Одежда на Ролевой Игре кроме обычной декоративно-антуражной функции несет и функцию социальную: по костюму должно быть возможно «почесть», кто перед тобой. Поэтому предлагаются следующие принципы создания костюма на игру.
1. Общий костюмный стиль игры: ампир. Это та самая эстетика, которая вдохновила Наполеона Бонапарта и в свое время переодела всю Европу. До сих пор, если хочешь выглядеть по высшему классу – выбирай ампир. В женской одежде это касается просто всего общего облика – от длинного струящегося платья на бретельках без утянутой в корсет талии до высокой прически с парой локонов. У мужчин это прежде всего касается прически и лица: короткая «банковская» стрижка, иногда зачесанная на лоб, в некоторых случаях аккуратные бакенбарды, чисто выбритый подбородок.
2. Ампир предполагает роскошь в выборе отделок и материалов. А также простоту кроя, где основной акцент делается на драпировку и аксессуары. Чтобы никого не пугать, следует сказать: простым квиритам и не гражданскому населению можно не заморачиваться, а завернуться во что попало.
3. Прически. Как говорилось выше, мужские прически коротки и вполне обыденны (без косых длинных челок и прямого пробора). Длинные волосы допустимы только у юнцов до совершеннолетия, иностранцев и рабов. Артистические слои населения – мимы, актеры, поэты и ветераны шоу-бизнеса - носят на голове то, что им кажется «прекрасным», и на них, как на изначально «не гражданскую» среду, не распространяется строгость дресс-кода.
Женские прически устроены прямо противоположным образом: стриженными могут быть только рабыни. Свободная женщина Рима обязана иметь длинные уложенные волосы либо соответствующий парик. В прическе должны быть украшения: лента, блестящие акценты, диадема, заколки и проч. Одном словом, это бальная прическа с эротическим акцентом. Простой римлянке подойдут просто забранные наверх волосы, чтобы в результате была «аккуратная голова».
Если девушка не осиливает аутентичную высокую прическу с шиньоном и локонами - собственными или из канеколона – подойдет то, что выкидывает гугл на запрос «свадебная прическа из длинных волос». Помните: челка – это вульгарно. Челку носят только германские рабыни и труженицы порно, которых приличная женщина не возьмет, потому что те драчливы.
Женские прически:
Свадебные прически ампир:
Мужские "римские" головы:
4. Историчность костюма желательна, но без фанатизма, и с ней мы поступим так (вся расшифровка «что есть что на нашей игре» ниже).
Граждане-квириты: в зависимости от достатка и амбиций одежда имеет 2 или 3 слоя.
Патриции и Всадники
МУЖЧИНЫ:
- Туника + тога. Цветовая диффенециация ниже.
- Туника + доспех + палудаментум (на службе либо на параде, в иных случаях ношение военной формы в Городе запрещено)
ЖЕНЩИНЫ:
- Туника + стола + палла
Плебеи
МУЖЧИНЫ:
- Туника + малый паллий;
- Туника + малый паллий + большой паллий, и попестрее, потому что деньги должны быть видны издалека.
- Туника + тога в особых случаях.
ЖЕНЩИНЫ:
- Туника + стола
Не квириты, Не граждане:
не более 2 слоев одежды, однослойная одежда у рабов.
Вольноотпущенники
МУЖЧИНЫ:
- Туника + большой паллий
ЖЕНЩИНЫ:
- Туника + палла
Рабы:
- Туника
Иностранцы:
- Своя национальная одежда
ТУНИКА. Просто говоря, это футболка любой длины, хоть до щиколоток. «Рубаха из шерсти с короткими рукавами или без них, скроенная без шейного выреза». Существуют греческие образцы без рукавов, скрепленные на плечах цацкой. Цвет ТУНИКИ может быть любым, от формальной белой с одной либо двумя пурпурными клавами (продольными полосами) до цветной с каймой поперек груди и по подолу, либо с блестящими орнаментальными клавами, либо полностью пестрой из варварских шелков. Сенаторы и нобилитет носят тунику ниже колена; молодые и активные всадники - по колено или чуть выше (миди). Золотая молодежь и нувориши могут изощряться, радикально укорачивая либо удлинняя подол (мини-макси).
Важно:
- Рукава на тунике считались признаком изнеженности и, следовательно, являлись прерогативой аристократии.
- Выбирая ткань для туники, нужно смотреть на ее пластичность. Всегда хорош трикотаж, египетские, турецкие и индийские ткани, чрезвычайно хорош и очень дорог натуральный шелк. Чем качественнее ткань – тем богаче и статусней ее обладатель.
- Туника – единственная сшитая одежда из всего римского костюма для обоих полов. Все остальное – плод драпировок, и должно держаться на честном слове, булавках, фибулах, живой нитке, труде рабынь и неколебимой воле. Потому что в ином случае это не сядет и не ляжет аутентично).
Туника:
ТОГА (от лат. tego — «покрываю»). Основное достоинство римского квирита, статусная одежда. Тога – это отрез ткани 6 м в длину и 1,5 в ширину, вырезанный полуовалом. Вероятно, в древние времена это просто был огромный овал, сложенный вдвое. Назначение тоги понятно: укутывать и греть, а также украшать квирита. В республиканскую древность тогу носили на голое тело.
Тога может быть любого цвета, с каймой и без.
Латиклавия - Toga laticlavia – сенаторская тога с широкой пурпурной полосой. Ширина каймы – по самому широкому месту ладони (10 см).
Претекста - Toga praetexta — тога молодого патриция, жреца и магистрата (должностного лица) с узкой пурпурной полосой. Ширина каймы – три пальца (6 см).
Пулла - Toga pulla — серая или чёрная тога, которую носили скорбящие.
Верилис - Toga virilis — изначально тога «грязного цвета» из неокрашенной шерсти. Ее надевал молодой римлянин в честь вступления в гражданское общество. Шире – тога любого цвета, кроме белого, черного, алого и пурпурного. Повседневная тога, может быть украшена.
Пура - Toga pura — повседневная тога молочного цвета, без цветных орнаментов.
Кандида - Toga candida — снежно-белая, специально отбеленная тога, которую носил претендент на пост чиновника (отсюда слово «кандидат»). Есть желание объединить пуру и кандиду.
Трабея - Trabea — пурпурная или красная тога, украшенная полосами либо нет. Три вида трабеи:
- Жреческая: полностью из пурпурной ткани, посвящённая богам; это одежда императора как Понтифика и авгуров.
- Царская: алого цвета с пурпурной каймой/ с золотой каймой — одежда латинских и ранних римских царей; ее носят Верховный Фламин Юпитера (=царя небес) и император как пожизненный Консул.
- Триумфальная - «трабея триумфалис»: пурпурная тога, на которой золотом вышиты сцены из римской истории. Надевает триумфатор.
Важно:
- Отправленный в ссылку гражданин терял право носить тогу, а иностранцам и рабам эта привилегия вообще не предоставлялась.
- Изначально тога была и мужской и женской одеждой. Со временем Женская мода усложнилась, и тогу сменила стола.
- Скажи простыни: нет. Купи трикотаж, все равно подшивать не придется.
Верилис:
Жреческая трабея:
Царская трабея:
Претекста:
Латиклавия:
Кандида:
Понтифик/фламин в тоге (покрыта голова)
ПАЛУДАМЕНТУМ. Особая разновидность АЛОГО воинского плаща; доходит до лодыжек. Его носят только на плечах (крепится на наплечники доспеха); один конец можно набросить на левую руку. Палудаментум явился «родоначальником» императорской мантии и носится военными.
Палудаментум
ПАЛЛИЙ. Общее название гражданского плаща, по сути «одежда поверх туники». Большой прямоугольный кусок ткани, закутывающий фигуру полностью; либо небольшой задрапированный или убранный под пояс туники, или свисающий с одного плеча, или иным образом тщащийся изобразить тогу. Носится гораздо проще тоги, раскраска любая. Паллии бывают легкие и яркие, исполняющие роль шарфа; грубые и плотные, исполняющие роль покрывала.
Вольноотпущенник - паллий из дерюги, скверная туника:
Богатый плебей - туника, малый паллий, модная обувь:
Паллии; плебей в двух паллиях:
Модный плебей-эстет, обернут малым паллием:
ТУНИКА – то же самое, что у мужчин. Чаще без рукавов. У знатных и богатых женщин выполняет роль комбинации – может быть с тонкими «бретельками», либо с несколькими «бретельками», некоторые из которых свисают с плеча, бывает отделана легкой экзотической тканью и расшита бусинами и стразами – чтобы было что показать, когда часть туники торчит из-под столы.
Ниже - светлая туники выглядывают из-под столы:
Важно: в древнем Риме красивой считалась женская фигура с широкими бедрами и плоской грудью. Это связано с воинским акцентом всей культуры, а может с мнением о том, что до деторождения грудь женщины еще не выросла, а может потому, что у всех мужчин был тайный комплекс, или потому, что трясти большой грудью после 30 без бюстгалтера, когда к ней уже приложилось пятеро сыновей, не айс. Поэтому римлянки часто перебинтовывали грудь (как и в древнем Китае); эта повязка, достаточно гуманная, исполняла функцию нижнего белья. Мораль: если грудь не умещается в ладони – надо спасать капитал от чужих глаз.
СТОЛА – аналог мужской ТОГИ. По сути это верхнее платье. Оно не должно быть полностью сшитым, оставляя куски ткани для последующей драпировки, шлейфа, разного рода хвостов и завлекалок. Вероятно, это то самое, что имеется в виду под «дизайнерской одеждой», которую без чужой помощи не надеть: что-то надо подколоть, что-то закрепить на тунике, что-то где-то обмотать. Стола – это одежда в пол, может быть хорошо приталенной либо убранной под пояс, часто не сшитая по бокам, откуда выглядывает туника или голая нога. Очень приветствуется открытая спина. В первоначальном виде была одеждой матрон, и до сих пор столу не имеют права носить вольноотпущенницы, рабыни и куртизанки.
Стола имперских времен не имеет права быть скучной. Она ассиметрична, сочетает ткань двух цветов, может иметь кайму, пущенную через грудь.
Простая стола нищей плебейки, конечно, может быть однотонной и попроще.
Стола:
Туника торчит из-под столы:
ПАЛЛА. То же самое, что паллий у мужчин. Широкий длинный шарф-накидка. Бывает однотонной и с орнаментом по краям.
Важно: По традиции замужние женщины должны носить головной убор: это мог быть кончик паллы, укреплённый на голове, либо отдельная ткань, по принципу фаты закрепленная в прическе и ниспадавшая складками на затылок и спину (лат. rica)
Туника и паллий (плохо изображает траурную тогу) на мужчине; женщина держит в руках паллу
Столы и кое-где паллы. Туники аутентично торчат:
Вся обувь римлян делится на сандалии, кальцеи (ботинки) и калиги (сапоги).
Класс обуви различается высотой голенища либо его отсутствием. Голенище никогда не бывает целым, а состоит из ремней и дыр, потому что температура в Риме летом достигает +45, а честный гражданин должен хорошо пахнуть. Далее внутри своего класса возможны вариации с закрытыми/открытыми пальцами, закрытой/открытой пяткой, армированными украшениями либо без оных, с различной толщиной подошвы.
Аутентичные сенаторы носят красные кальцеи. Женская обувь может быть украшена «драг.камнями». Калиги женщины не носят, потому что это походная обувь для марш-бросков.
Греческие обвязки сандалий крест-накрест до колена не приветствуются как лузерство.
Кальцеи: