Лицо Атоса в мировом кинематографе
Каждый раз, как дело к весне, меня потихоньку накрывает 17 веком. В прошлом году я раскопала замок де Ля Фер, и с того времени все думаю, как написать про свою старую боль. Про лицо Атоса.
Суть в том, что "Мушкетеров" экранизируют постоянно, это самая кинематографичная книга, вроде как сто экранизаций (совокупно), и мимо нас прошло явно больше 10. Интеллигентные породистые лица на Западе кончились в середине века, последнее замечено в экранизации 1961 г. Америка их никогда не имела - разве что туда кто-то имигрирует, типа Белуши.
И вот я приметила закономерность: чем дальше - тем мордатей, картофеленосатей, грубей и блондистей становился Атос. Ришелье у них должен играть кто-то старый и знаменитый, часто это просто комический персонаж, д'Артаньяна - кто помоложе и посмазливей, остальное пох.
Я собрала коллекцию рож, глядя на которую начинаешь уважать и любить Россию. Это очень нужное патриотическое чувство! И возникает оно при сравнении изображения чуждой Франции у нас - и у них. Потому что русской душе очень близок алкоголик, подавшийся в окоп от трудной любви. Весь наш тюремный шансон об этом.
Итак!
"Возвращение мушкетеров" США, в роли Арамиса - Чемберлен (Казанова Феллини), тем фильм и знаменит.
Атос кто-то из крайних - но это мрак, и я даже не стала разбираться. Я видела этот фильм в свое время, говенный боевик.
Драный лысый Малкович в "Железной маске" с ди Каприо:
Мушкетеры с Йовович и дирижаблями. Канадский лесничий:
"Мушкетер" 2001 г.
"Три мушкетера 1993" - Сазерленд. Это который соломенный блондин с лицом бульдога:
"Мушкетеры ВВС": Мордатый персонаж из "Мушкетеров ВВС", снова канадский лесничий:
...Портос тут негр, да.
Тут надо заценить общий интерьер - он там везде такой, облупленный, минималистский, очень мрачный.
Далее просто неразобранный вал Атосов, где замечен сын Жерара Депардье Гильом
Гильом Депардье, фильм "Миледи":
Тут все страхолюдные, так что неважно, кто Атос, хотя он крайний слева:
...после всего увиденного, причем меня не оставляет ощущение, что у всех рож прослеживается нечто общее, словно оно и есть Главная Характеристика персонажа: простецкое незаметное лицо, короткий нос, желательно нашлепкой, отъетые щи, бурлацкая борода лопатой, сивая или соломенная масть (есть исключения), общая одутловатость и коренастость - после всего этого неудивительно, что Жигунов хотел видеть Атосом вот этого человека:
водила бумера
Потому что русских фильмов два (про древнее ч/б не знаю), и оба раза там просто серафим, в сравнении-то!
Раз:
Два:
Напоследок - цитата из первоисточника (Дюма!). Речь все это время шла о человеке, описанном так:
…мушкетер с благородным и красивым, но смертельно бледным лицом.
...он был среднего роста, но так строен и так хорошо сложен, что не раз, борясь с Портосом, побеждал этого гиганта, физическая сила которого успела войти в пословицу среди мушкетеров; лицо его, с проницательным взглядом, прямым носом, подбородком, как у Брута, носило неуловимый отпечаток властности и приветливости, а руки, на которые сам он не обращал никакого внимания, приводили в отчаяние Арамиса (...)
Однажды, сидя в кругу мушкетеров, он выиграл в один вечер тысячу пистолей, проиграл их вместе с шитой золотом праздничной перевязью, отыграл все это и еще сто луидоров, — и его красивые черные брови ни разу не дрогнули, руки не потеряли своего перламутрового оттенка, беседа, бывшая приятной в тот вечер, не перестала быть спокойной и приятной.
…Атос представлялся ему Ахиллом.
Его прекрасные глаза, без темных кругов от бессонницы и пьянства, казалось, стали еще больше и еще яснее, чем прежде. Его овальное лицо, утратив нервную подвижность, стало величавее. Он стал стройнее, чем прежде; его широкие, хорошо развитые плечи говорили о необыкновенной силе. Длинные черные волосы с чуть пробивающейся сединой, волнистые от природы, красиво падали на плечи. Голос был по-прежнему свеж, словно Атосу было все еще двадцать пять лет.
— Разве у вас нет четвертого товарища?— Есть, ваше величество: граф де Ла Фер.
— Чего же он требует?
— Он ничего не требует.
— Ничего?
— Ничего.
— Неужели есть на свете человек, который, имея возможность требовать, ничего не требует?
— Я говорю о графе де Ла Фер, ваше величество. Граф де Ла Фер — не человек.
— Кто же он?
— Граф де Ла Фер — полубог.