Книга снов
Стихи
Проза
Фотографии
Песни
Тампль
Публицистика
Хогвартс
Драматургия
Книга снов
Рисунки и коллажи
Клипы и видео
Проекты и игры
Главная » Книга снов » 41. Сильмариллион Питера Джексона



Как я посмотрела Сильмариллион 

П.Джексона

 

Снял - снится - П.Джексон "Сильмариллион". Рекламная компания огромная, все дела, трейлеры, пивные ларьки обвешаны, сети лихорадит. Дело-то привычное, умным людям сразу ясно – будет мясисто и не фонтан, но на своем веку иной экранизации они уже не дождутся, поэтому надо есть, что дали.

Короче, посмотрела я этот Сильм. Общий просмотр занимает 5 часов. В фильме условные три части. Все в нем перетекает одно в другое, как чешуя змеи, но все равно подразумевается деление по-взрослому: первая часть совершенно фантастична и мифична, сотворение мира, голос за кадром, движутся армии со знаменами, по льду, после льда, по туману, по небу, по водам, все это шевелится и искрит, много красного и серого, и даже копыта коней от кутюр, но состарены - то побитыми косичками по суставным щеткам, то сосульками, эльфопрически на конях, но в общем все это ожидаемо, несколько тяжеловесно, много инфы и много лиц, так что придавливает, но не питает. Кончилась такая часть Смертью Феанора и Верховным Финголфином.

Вторая условная часть – драма и жестокая лирика.

Началось снова с войны – Кольцо Осады, и продолжилось личными историями эльфов. Лица все стали четко различимы, народу хоть и много, но уже ясно, кто откуда. Ретроспекция со скалой Маэдроса, гонимые и разбитые дети Феанора, ну и Лейтиан. Ужесен был лик Карантира или Келегорма – сроду их не различаю – мордатый и отъетый, холеный англосакский хлыщ. Намечалась трехдневная щетина. Черная, конечно. Метра два ростом выглядел, с плотной талией, весь в чешуйчатой броне, и конь косматый - прямо до полу грива и волосня над копытами, не прибрано, месяц без парикмахерского ухода. А сзади еще множатся, животами от бедра наступая, феаноровы воины; и все такое гнетущее, массивное, меж огромных плакучих деревьев во мху, плетется под дырявым флагом – крепость-то не удержали, продолбали. Музыка тоже качественная была, хоральная, в стиле X-Ray Dog.

Но не это срубило меня, а начавшие появляться Люди.

Сразу оговорюсь, что Лейтиан у Джексона снята неудачно. Во-первых, Финрод не вышел внешне – блеклый, тусклой желтизны, как Леголас, и жидковолосый. Кончики глаз опущены, веки под надбровными дугами погребены, то есть обычный англичанин из затрапезных, и харизмы ноль – одна работа гримера и видна. Но добряк. Радагаст и Гендальф такие же у Джексона, наверное потому, что надо не на внешность, а на духовность внимание обращать. Во-вторых, истории этой мало – пунктиром пробежала, осталась недоговоренность. Параллельно же столько зрелищного пиздеца происходит, все надо снять, и неизбежна выборка. А главное у Джексона во всей эпопее – это Люди, их старение, несмиренность с судьбой, их трагедия и озарения. Это было мощно. Поэтому так случилось, что вся Лейтин прошла как чужие воспоминания, некий пример связи эльфов и людей, ретроспекция в речи рассказчика-атани.

Рассказчиком второй части Сильма была женщина, как только люди появились – она там врезалась в сюжет, и дальше мы все видим ее глазами. Этот персонаж был собирательным, мудрая женщина с очень долгой судьбой, в ней были куски Андрет и какие-то личные Джексоновы навороты. Сначала она была примитивная и молодая, вроде снулой Йовин из ВК. Таскалась за левым Эльфом, то есть они эпично встречались где-то в кущах, и глаза ее были все время коровьими. Потому что секса нет, нельзя, и потому что где ты, а где Он. Но Он был ласковым, и поселил ее у себя на землях, познакомил с родней, с сестрой, типа тут не стреляют. Приняли ее очень хорошо, просто образцово, и так по-честному. Потом Эльф где-то загиб по канону, а женщина осталась воспитывать ребенка сестры, и вот внезапно оказалось, что она живет уже очень долго, стареет, чувства ее гаснут – то есть она перестала влюбляться, перестала гневаться, чего-то лично себе хотеть, стала любить глазами, и век ее – оттого, что при Эльфах живет – ужасно долог. Длинней, чем у всех ее сородичей.

И она все это рассказывала, рассказывала – что Эльфы суть пламя, что это огонь жизни, что ее кровь с годами все более горяча, что эльфийские дети – это сгустки света, они греют ее изнутри, что они поняла суть бессмертия, и что жар ломит ее старые кости, но пока она тут – она живее всех живых, говорила-говорила, а сама от старости отяжелела вся, раздалась, еле ходит. Пошла из чертога, оперлась на резной стол, а сама все гонит – ну, упала, и так под резными обломками умерла.

Было очень страшно. Страшен был внутренний ребенок этой женщины, который с годами никуда не делся, а стал более продвинутым в игрушках, в надеждах на грядущее и в жажде бескорыстной любви. В своей непосредственности. Еще страшно было смотреть, как Эльфы вглядываются в ее стареющее лицо и растущую душу, словно одно за счет другого кормится, и как они стремятся понять старость и удел Людей. И как им трудно. И как постоянно мерещится вопрос на переферии – прав был Финрод с Андрет, когда запретил брату своему с ней встречаться – или не прав. Ведь Эльфы Людям реально нужны и полезны. И высказалась Эльфийка – не в старости, говорит, дело, когда с каргой юноша, и всем неуместно, и не в чужой смерти даже, за которой одиночество. А в том, что Бессмертный если полюбит – для него это и есть вечность, и вот когда его женщина умирает от старости – он не может этого простить. Ей, Морготу, Творцу. Экзистенциальный тупик. Это только кажется, что с годами все образуется, так только у людей. Люди прощают, смиряются, ослабевают чувствам, устают, утешаются в детях. А Эльфы нет, и это Непрощение может быть для них падением. Никогда не смогут они после такого смотреть без гнева на Людей. Потому что Люди будут их главным разочарованием и самой сильной болью. Молодец, хорошо объяснила зрителям фишку про неравный брак.

Третья часть была мясной эпикой с Детьми Хурина, Турина и прочими драконологами, космами, зимним ветром, громыханием, кровищей и общей атмосферой Игры Престолов. Может, виноват Железный Трон. Я не досмотрела. Вначале последней части камера поднялась, чтоб дать полную перспективу Плоского Мира, окольцованного Мировым Океаном – и стало видно, что это кольцо воды – гигантский сияющий змей, дракон без лап и крыльев, и каждая его чешуйка – это сюжет, судьба, кусок мирового полотна, потом камера упала на одну чешуйку – и началась очередная история.

Поскольку фильм шел пять часов, его перебивала реклама пива, потому что в фильме пиво тоже варили древние пивовары, и пена у него была на четыре пальца плотная и белая, как слюни тролля, и в процессе просмотра я тоже выпила две кружки - от нервов.

И вот теперь я вымотана увиденным, спать не могу, на душе смутно, и эта змея с сияющей сюжетной чешуей все ползает где-то там, из раскрытой пасти игла языка, и глаза калейдоскопом.

Спасибо, дорогие читатели, надеюсь теперь, когда я выписала всю эту херню, она растворится в мировом океане и оставит меня в покое. Упомянутый саундтрек:


Listen or download X-Ray Dog Artifact Orchestral for free on Prostopleer
Загрузка...