Ведьминский знак
(только для студентов, достигших 17 лет)
Формально ведьминский знак, считавшийся доказательством колдовства, - это дополнительные груди (polymastia) или соски (polythelia), причем последние более часто встречаются у мужчин, чем у женщин.
Так же в XVII в. распространилась традиция рассматривать в качестве ведьминских знаков геморроидальные шишки, длинные мясистые бородавки, родимые пятна особых форм и миндалевидную железу под языком. Однако в силу того, что очень немногие не имеют никаких личных меток на своем теле, таких как родинки или родимые пятна, эта практика периодически подвергалась язвительной критике.
...Мы поступаем чересчур опрометчиво, огульно зачисляя магглов в дураки из-за чудовищной, на наш взгляд, непоследовательности их представлений о колдовстве. В отношении зримого мира они были столь же разумны, а в понимании исторических аномалий столь же проницательны, как и мы. Раз допустив, что мир незримый существует и открыт для вторжения, чем они могли руководствоваться, прежде чем отвергнуть или принять на веру то или другое?
Если девы чахли, медленно угасая, в то время как таяли перед огнем их восковые изображения; если хлеба полегали и вихри вырывали с корнем дубы в лесу, а вертелы и котлы пускались в устрашающий пляс вокруг какой-нибудь сельской кухни, когда не было ни малейшего ветра - очевидно, что должен быть закон, управляющий такого рода явлениями.
Однако представления об «отметке на колдунах» и впрямь были дикими:
В книге Майкла Дальтона "Country Justice" (1618) в качестве признака ведьмы назван следующий: "Для так называемых домашних духов они имеют некие шишки или небольшие соски на своем теле и в некоторых других интимных местах, посредством которых духи сосут их". Большинство женщин, арестованных Хопкинсом, после того, как им не давали спать две, три или четыре ночи и принуждали оставаться в непрерывном движении, приходили в изнеможение и подтверждали слова Дальтона.
Так, на суде в Суффолке в 1645г. Маргарет, жена Бейтса из Фрамлинхема после двух или трех дней бодрствования призналась, что однажды во время работы она почувствовала, как нечто поднялось по ее ногам, вошло в ее интимные места и ущипнуло ее за эти места, где и были обнаружены эти метки. И в другое время, когда она была на церковном дворе, она почувствовала, что нечто снова щиплет ее в этих местах; и позднее она призналась, что имеет еще два соска, сделанные когда-то, чтобы можно было сосать ее.
Отчеты о судах над ведьмами в Англии, Шотландии и Новой Англии изобилуют описаниями ведьминских знаков. Так, у Элизабет Сойер, ведьмы из Эдмонтона (1621), обнаружили "нечто, подобное соску, толщиной в мизинец, длиной в полпальца, имевшее на конце пупырышек, похожий на сосок, и выглядевшее так, как будто кто-то сосал его". Мери Рид из Кента (1652) "имела явственно различимый сосок под своим языком и показывала его многим". Темпренс Ллойд, одна из последних женщин, повешенных в Англии за колдовство, (1682, Эксетер) была осмотрена Анной Уэйкли: "Во время осмотра на ее теле обнаружили в интимных местах два соска, висевших плотно и напоминавших кусочки мяса, которые сосал ребенок. И каждый из упомянутых сосков был около дюйма в длину" (Хоуэлл, "State Trials", 1816). При обследовании Бриджит Бишоп, одной из салемских ведьм (1692), "женщина-заседатель обнаружила необычный сосок на ее теле, но во время второго осмотра, через три или четыре часа не было найдено ничего похожего". (К. Мазер, "Чудеса невидимого мира", 1693г.)
Доводы, что подобные выступы имеют естественное происхождение, были бесполезны. Например, они не помогли Элизабет Райт и ее дочери Алисе Гудридж, обследованным в 1596г.
Они раздели старую женщину и обнаружили за ее правым плечом нечто, очень похожее на вымя овцы, с двумя сосками, подобными двум большим бородавкам: один сзади подмышкой, другой на ладонь выше, у самого ее плеча. На вопрос, давно ли у нее эти соски, она ответила, что родилась с ними. Тогда они осмотрели Алису Гудридж и обнаружили на ее животе дырку величиной в два пенса, свежую и кровоточащую, как будто некая большая бородавка была вырвана в этом месте" ("Удивительнейшая история ведьмы по имени Алиса Гудридж", 1597).
Алиса сказала, что она поранилась ножом два дня назад, поскользнувшись на лестнице, но врач сказал, "похоже, что отсюда сосали".
Осмотр обычно происходил публично. Так, не позднее 1717г. в Лестере одну старую женщину обследовали "перед большим количеством добропорядочных женщин этого города. Они показали под присягой, что обнаружили в ее секретных местах два белых куска мяса, похожих на вымя овцы или на сосок кошки". В некоторых случаях обследование производилось свидетелями обвинения, как на суде в Сен-Осайте над Сесиль Целлс. Даже мертвые не освобождались от публичного осмотра. Восьмидесятилетняя Алиса Самуэл была повешена как ведьма по показаниям пяти истеричных детей. В отчете о казни рассказывается:
"Тюремщик, чьей обязанностью является наблюдать за их погребением, снял с них одежду и, когда они были обнажены, обнаружил на теле старой женщины Алисы Самуэл маленький комок мякоти длиной полдюйма, выступающий, как будто сосок. Увидев его, тюремщик и его жена сначала намеревались не показывать его людям, поскольку он находился в таком интимном месте, которое неприлично видеть. Однако, все-таки не желая прятать столь необычную находку и прилично прикрыв интимное место немного выше соска, они позволили осмотреть его тем, кто стоял рядом. После того, как жена тюремщика взяла этот сосок в руки и слегка оттянула его, из него показалась сперва смесь желтого молока и воды, с виду похожая на молозиво (как сказал тюремщик). Во второй раз появилось нечто вроде чистого молока, и в самом конце - кровь" ("Самое необыкновенное и удивительное изобличение", 1593).
Ведьминские знаки часто путали с клеймом дьявола - естественными пятнами на коже, по общему мнению, нечувствительными к боли и считавшимися клеймом, определявшим владельца как дитя Сатаны. Так, Джон Белл, священник из Гледсмура, в начале XVIIIs. включал в одну категорию "нечто вроде синяка, или маленький сосок, или красные волдыри, подобные укусам блох, иногда заполненные мякотью, иногда пустые внутри".