ОЛЬХА F Fearn
18 марта - Весеннее Равноденствие - 14 апреля
Я - сияющее солнце в росинке
Ольха (лат. Álnus) - дерево огня, оно также заключает в себе силу воды (в цветках) и земли (в ветках). Сила огня позволяет избавить землю от излишков влаги.
Отличительная черта месяца ольхи - осушение весенним солнцем потоков из растаявшего снега. В месяц ольхи происходит перелом, когда дни становятся длиннее ночей и солнце обретает силу. «Выражаясь поэтически, если ясени - это весла и каркас плетеных из ивняка лодок, в которых Дух Года перевозят на сухую землю, то ольха - это сваи, поднимающие дома над потоками растаявшего снега», - пишет Р. Грейвс, чрезвычайно сильный волшебник.
Месяц Ольхи служит мостом между темной и светлой половинами года. Согласно кельтской магии, отраженной в песне Амергина, «это и есть настоящее начало священного года, когда олени и дикие быки заводят потомство и когда рождается младенец, который был зачат во время летних оргий».
Многие народы в древности начинали свой календарь с Весеннего Равноденствия, приходящего на Месяц Ольхи. См. ДРОК, Весеннее Равноденствие
В этот период Жизнь теснит Смерть, тепло - холод. Бран - бог Ольхи - живет после своей смерти, его отрубленная голова продолжает развлекать своих друзей, заставляя забыть о горечи потери и утратить чувство времени.
Ольха - дерево Брана
В Битве Деревьев ольха сражалась в переднем ряду, что говорит о положении буквы Р как одной из пяти первых согласных букв в Огаме. В ирландской "Песне лесных деревьев", считающейся творением Ойсина, ольха описана как "самая воинственная колдунья из всех», как «дерево - самое горячее в битве".
• В сельских районах Ирландии за рубку священной ольхи можно поплатиться сожженным домом.
• Ольха защищает от разрушающей силы воды, ее листья дольше других сопротивляются зимним дождям, а сама древесина не гниет очень долго, если из нее сделать сосуды для воды или сваи.
• В древней Ирландии из ольхи делали ведра для молока и другую посуду. Отсюда ее поэтическое название в «Книге Баллимота» - Comet lachta («стерегущая молоко»).
• Биржа в Венеции стоит на сваях из ольхи, подобно нескольким средневековым соборам. Римский архитектор Витрувий говорит, что ольха была использована для гатей в болотах в Равенне.
Связь Брана с ольхой показана в "Сказании о Бранвен", где свинопасы (жрецы-оракулы) короля Ирландии Матолуха видят лес в море и не могут понять, что бы это значило. Бранвен говорит им, что это флот Брана Благословенного идет отомстить за нее. Корабли встают на якорь недалеко от берега, и Бран идет вброд, перенося на руках свои богатства и своих людей. Потом он ложится мостом на реке Линон, хотя она защищена магической силой, а сверху на него кладут доски. Другими словами, на сваях из ольхи строят сначала пристань, а затем мост. О Бране сказано: "Ни в каком доме ему не поместиться". Таким образом, на загадку: "Чего не может вместить никакой дом?" - ответить легко: "Сваи, на которых он стоит". Самые давние европейские дома строились на ольховых сваях на берегах озер. С одной стороны, "поющая голова" Брана - мумифицированная пророчествующая голова священного царя, с другой - "голова" (верхушка) ольхи.
Из зеленых ольховых веток хорошо делать свирели. Для этого с них нужно ободрать кору. Точно таким же способом делаются и дудки с несколькими отверстиями. Поэтому поющая голова Брана - может быть свирелью из ольхи. В Харлехе, где голова пела семь лет, река бежит мимо горы, как нельзя лучше подходящей для священной рощи. Возможно, легенда об Аполлоне, победившем Марсия, - отголосок отделения коры от ветки ольхи, когда делают флейту.
Ольха дает три замечательные краски: красную можно получить из коры, зеленую - из цветов и коричневую - из молодых веток; эти три цвета символизируют огонь, воду и землю.
В "Словаре" Кормака, который относится к десятому веку, ольха называется ro-eim, что переводится как "та, что красит красным лицо". Предположительно "краснолицые герои" валлийских "Триад" - они же священные короли - связаны с культом ольхи Брана.
Одна из причин обожествления ольхи заключается в том, что, когда ольху срубают, древесина, сначала белая, становится красной, словно истекающий кровью человек.
Однако в первую очередь ольха - огненное дерево, которое имеет власть защитить землю от воды, и ольховая ветка, благодаря которой Бран был узнан в Саd Goddeu - это знак воскрешения, ибо почки на ней расположены в виде спирали (см. виноград и плющ).
Феарн (Бран) - в греческой мифологии соответствует царю Форонею, правителю Пелопоннеса, которому поклонялись в Аргосе. Павсаний, посетивший Аргос, пишет, что женой Форонея была Кердо (Белая Нимфа), а его отцом был речной бог Инах, матерью же - нимфа Мелия (ясень). Поскольку ольха наследует ясеню в календаре деревьев и растет обычно на берегу реки, это вполне разумная родословная. Павсаний отождествляет Форонея с Феарном, Гигин называет его мать "Аргия" (Argeia), то есть "ослепительно белая" - это намек на Белую Богиню. Итак, Фороней, подобно Брану и другим священным царям и королям, был рожден, взят в мужья и умерщвлен Белой Богиней: его убийцей была богиня смерти Гера Аргия, которой, как говорят, он первый принес жертвы.
Фороней, таким образом, является Fearineus, богом весны, которому ежегодные жертвы приносились на горе Крона в Олимпии во время весеннего равноденствия. Его поющая голова напоминает об Орфее, чье имя, вероятно, является укороченным от Orphruoeis (растущий на берегу реки), то есть "ольха".
Читать дальше по календарю - Дрок