23 декабря
Безымянный день
День Освобождения - день после зимнего солнцестояния, день перед Рождеством, когда римляне праздновали середину зимы.
Плодородие, богатство, защита, лечение, возрождение, бессмертие - все это воплощает в себе Омела, волшебная "золотая ветвь" кельтов.
Как вечнозеленый паразит, который посреди зимы цветет желтыми цветами и дает белые ягоды, омела символизирует дальнейшую жизнь тех лиственных деревьев, на которых она обычно приживается. Омела, опутавшая дуб (редкий случай), считается символом женской плодовитости у друидов.
Почитание омелы (кельты думали, что она - порождение молнии), отразилось в "Энеиде" Вергилия (29-19 гг. до н. э.) Там Эней, чтобы безопасно пересечь загробное царство, держит в руках ветвь омелы. В скандинавских и германских мифах омела превращена в инструмент смерти. Бальдр, бог света, был убит стрелой, сделанной из омелы.
Эта очевидная инверсия охранительной символики означает переход от жизни к смерти и обратно при помощи священного растения. Кельтские ритуалы отразилась в рождественской традиции поцелуев под ветвью омелы, предвещающих плодотворный союз.
"Зерно бессмертия, которое падает в землю".
Грейвс объясняет этот день как сам «алфавит, который построен в виде дольмена из согласных с порогом из гласных».
Дольмены напрямую связаны с календарем в легенде о бегстве Граине и Диармойда от Финна Мак Коола.
Бегство продолжалось один год и один день, и любовники каждую ночь останавливались возле нового дольмена. Бесчисленные "ложа Диармайда и Граине" есть в Корке, Керри, Лимерике, Типперэри и на западе, и каждое из них отмечено дольменом. Таким образом, этот алфавит-дольмен послужит и как календарь с одним столбом для весны, другим - для осени, перемычкой - для лета и порогом - для Новогоднего дня».
Омела (лат. Víscum) - вечнозеленое паразитическое растение, растущее на деревьях - единственное, у которого зимой появляется новая листва . Тесным образом связана с долгоживущим дубом. Считалась фаллическим символом по причине семенной вязкости её плодов. Млечный сок ягод омелы (хилус) рассматривался как сперма дуба, обладающая сильным омолаживающим воздействием.
Омелу принимали за проявление живого духа, потому она была объектом многих колдовских обрядов. Ее двойные листья или ягоды обычно символизируют небесных близнецов.
У кельтов и геpманцев она священна.
Друиды торжественно собирали ее на шестой новолуния после зимнего Солнцестояния. Омелу срезали золотым серпом, символическим солнечным металлом, обертывали белым платком и клали на белые одежды - она не дложна была касаться земли. Этот магический обряд плодородия ставил целью добывание и сохранение дубовой воды - то есть жизненной силы, похищенной омелой у дуба летом.
При срезании омелы нельзя было пользоваться железом. Правую руку пропускали под одеждой так, чтобы она вышла с левой стороны, «как если бы пожелали что-то украсть». Жрецу надлежадло быть в белой одежде с босыми, омытыми ногами, и прежде принести жертву хлебом и вином.
Срезанную омелу несли, завернув в новое полотно. Галльские друиды утвуерждали, что ее дым исцеляет все болезни глаз.
Раздача омелы (торжественная, как и сбор) сопровождалась принесением в жертву белого быка, после чего друиды восклицали: «Пусть хлеб взойдет!» (аналогично пожеланием счастливого Нового года).
• Дж. Фрэзер отождествил Омелу с «Золотой ветвью», ссылаясь на Вергилия, который писал: «Чудесное растение, мерцающее золотым светом среди зеленой листвы. Именно холодной зимой омела, постоялец дерева, всегда инородный ему, неутомимо выставляет свежую зелень, пятная темный ствол желтизной своих ягод. Чем кажутся золотые листья среди зеленой листвы дуба, и что эти золотые листья шепчут кроткому ветру?» (Энеида, IV).
Полагают, что желтый цветок омелы - путем тайной магии - наделен силой открывать спрятанные сокровища.
Будучи ни деревом, ни кустом, омела олицетворяет все, что является «ни тем, ни другим». Человек, находясь под омелой, становится свободным от ограничений, но не имеет защиты - и вступает в мир хаоса. Омела олицетворяет женский принцип, противопоставленный мужскому в образе дуба.
Предания гласят, что омела родилась от удара молнии в ветвь дуба и, таким образом, облечена дополнительными духовными качествами. Сок её ягод - пища для тела и духа, истинная «панацея».
Некоторые авторитеты полагают, что собирание друидами плодов омелы при помощи золотого серпа связано с мифом о Кроносе, кастрирующем Урана. Но кельтская тематика дает исчерпывающий материал сама по себе: таков символический обряд лишения мужской силы старого царя, совершаемый его преемником-танистом (см. Падуб).
• Эней принес омелу в жертву Прозерпине и попал в подземное царство для свидания со своим отцом. Ритуал добывания омелы Энеем - как и друидический - связан с обычаем, при котором жрец святилища Дианы-Луны на озере Неми убивал своего предшественника (ритуальное убийство царя растительности).
В германской мифологии омела, из-за заговора злокозненного Локи, стала в руках слепого бога Хёда смертоносным копьем (стрелой), которое принесло смерть богу света и растительности Бальдру. Только после гибели богов и всего мира (Рагнарёк) Бальдр и его убийца получают возможность начать новую жизнь в новом мире Идаволле или Идаваллене. В этом мифе омела является орудием, которое само по себе безобидного, но из-за вредоносных чар становится гибельным.
Английский обычай вывешивать в рождественские дни ветки омелы, возможно, имеет свои истоки в высокой оценке этого растения кельтами. Ветвями омелы украшают дома снаружи и внутри, её развешивают в помещениях для скота с целью изгнания злых духов и ведьм. Согласно многочисленным поверьям «золотая ветвь» омелы способна открыть любой замок, а напиток из нее обеспечивает человеку неуязвимость.
Сок ягод омелы связан с мудростью и силой. Благодаря своему вечнозеленому естеству, омела стала символом бессмертия. Омела знаменует новую жизнь и возрождение во время зимнего солнцестояния.
Новокельтские языки сохранили до наших дней несколько любопытных названий омелы: "Словарь Шалона" приводит форму из венетского языка deur derhue "дубовая вода", а Дж. Лот в свое время обнаружил в Фауэ (Морбиан) название uhelvat (ihuvelvad), "хорошо выращенный", что намекает на медицинские свойства этого растения. Валлийский термин более точен: olliach, "всё исцеляющий", как указано в словаре Сил. Эванса. На ирландском языке в словаре O'Рейли значится родственное uile-iceadh, а на гэльском Шотландии - uile-ice.
Читать дальше - Деревья-вожди и деревья-крестьяне. Как построен этот учебник