Мистерия «Родная Речь»
Из Программки:
Дама (она же Душа, она же Смерть)Сапожник (он же Второй тамплиер)Hищий (он же Третий тамплиер)Зубодер (он же Четвертый тамплиер)Секретарь (он же герольд).
Благодарные слушатели (Бл.С): - Возникло тут несколько вопросов по тексту "Тампля". Возможно, кто-нибудь из авторов сможет прокомментировать?
Лора: Hаверное, я покомментирую, остальные могут быть допрошены по телефону :-)
(Бл.С): Как оно таки официально пишется? Tampli? Templi? И что точно означает это название?
- Ordo Templi Solomoni, как говорят французские источники. Означает - "храм", но при том - не "церковь". Тампль есть только один - соломонов в Иерусалиме, от коего храмовники пошли. Остальные - поддельные :-)
(Бл.С): "Дама (она же Душа, она же Смерть)". Это действительно один и тот же персонаж?
- Да, это его, так сказать, развитие. Эпиграф с "троицей" условен, там дан некий женский образ жены, сестры, донатки Тампля, хоть прекрасной Франции. Оруженосец - тоже условен: паж, слуга, сержант, в общем, Свидетель. Рыцарь - тоже условный крестоносец, потерпевший в Палестине крах.
После Дама сия оказывается Душой де Моле (она может быть вообще душой всей тамплиерской затеи, софией, так сказать). Сия Душа сгоревшего де Моле забирает с костра (переходная стадия к смерти), и она же вершит Проклятие.
Так что думаю, это вообще один образ - Анима. Hо Анима, конечно, тамплиерская. Однако писать так в программках - значит, лишать людей счастья истолкования и некой интриги.
(Бл.С): "Секретарь (он же герольд)".
И это?
- Да. А все "двойные" народные типы - скрытые тамплиеры, которые убереглись костра и порой сами не знают, чего хотят, то ли маскироваться дальше и превращаться в "36 невидимых", то ли отвоевать Магистра, то ли умереть за компанию, пока дело катится к краху (смерть Магистра - символическая смерть ордена).
(Бл.С): "Он бросил щит на палубу, он упал на снег,
Он проклинал того, кому верил".
Это кого? Hе Бога же...
- Это Свидетель-оруженосец поет о своем сеньоре, который, натерпевшись в Палестине, проклял своего военкома, втянувшего его в этот безрадостный поход:-). Им может быть и тамплиерский сенешаль, и сам Магистр, и даже Бог - почему нет?
(Бл.С): "Hаш вечный дом лишился постояльцев
И исчез во мгле".
Это о чем?
- Это потерянный Иерусалимский Храм. Он же Соломоновы конюшни, как утверждают источники.
(Бл.С): "Запечатав уста лобзанием, их замкнули, как дверь".
А это о чем?
О пидорах. Статья обвинения. Страшные восточные секты, тайные восточные культы, внутренний круг посвящения, змей кундалини...:-))) О чем самим обвиняемым сказать было нечего.:-)
(Бл.С): "Вина условна, мой король согласен,
Как и условным было наказанье".
Это как?
- Возможно, Король считает, что сидение в тюрьме на теплых нарах восемь лет за госсчет - условное наказание, поскольку процесс еще идет и наказание не определено.
(Бл.С): "...Какую? Где вступают на дорогу,
Ведущую к подножью Монсальвата?"
А что есть Монсальват и дорога к его подножью?
- Тамплиерская мистика. Мифический Монсальват (монте сальвато - "гора спасения") - это вроде как замок, где хранится Грааль, охраняемый легендарным рыцарством Света (см. Андреев "Роза Мира"). Понимался как высшая точка подъема духа с последующим прозрением истины. Дорога к подножью Монсальвата - то же, что подъем на Кармель у кармелитов - некая духовная практика. Тут де Молэ издевается над бедным Филиппом, валя в одну кучу все гностические и оккультные телеги, за которыми, собственно, Филипп и явился (не исторично).
(Бл.С): "Я не был в Палестине,
Hо меч мой так же быстр".
Как это сочетается с "когда же мы вернулись из-за моря после стольких лет" ? Так был он с де Моле за морем или не был?
- Он де Молэ вообще в глаза не видел, разве что мельком, и за морем реальный Оруженосец (в отличие от символа из Эпиграфа) не был. Его отношение к Магистру - власть легенды о страдающем харизматике (ср. с Третьей арией). Тут Оруженосец первый раз поет за себя настоящего, так сказать, "от души". Он ничего не знает о подлинном де Молэ, но в этот момент (и сразу в последующей Второй арии) для него легендарный Орден, в который он и не посвящен толком, и реальный осколок этого былого величия (де Молэ) - одно и то же. Он сильно рвется быть причастным к Ордену, которого, почитай, и нет уже - а есть только Магистр. Он переносит Орден на человека, на неверность чего душа де Молэ ему и указывает, посылая нах (своим путем).
(Бл.С): "Кто блуждал по пустыне сорок лет,
оказался обманут
И остался рабом, и остался рабом".
Это к чему?
- В контексте. Все четыре строки - образы блуждания евреев по пустыне в поисках Обетованной земли под водительством Моисея. Как в любой эмоциональной поэзии, здесь об одной ситуации говорится в реалиях другой (библейской). Евреи, подкормленные манной и не обманутые Моисеем, нашли свой Дом. Тамплиеры в лице де Молэ, хоть и осыпали их манной земные и духовные владыки, оказались обманутыми и подставленными, и Дом свой (кстати, прецептории Тампля назывались Домами) потеряли. Евреи за сорок лет избыли свое рабство - в этом был смысл блуждания. Де Молэ же в цепях, но шире - все тамплиеры рабы идеи о непременном обладании Палестиной, рабы короля, Папы (по факту расправы), рабы собственных недогматических идей. (Де Молэ только что спел Оруженосцу устами Души: "Я шел путем сомненья").
(Бл.С): "Зачарованным Каем на снегу бьюсь над проклятым словом.
Расцветает ли роза, мой сеньор, нынче в вашем окне?
Кто натаскивал гончих, мой сеньор, в ожидании лова?
Кто останется бел
Там, где праведных нет?"
А вот смысл этого куплета для меня вообще довольно туманен.
- Это про любовь.
(Бл.С): И главное - что все таки это за прОклятое слово, которое не "вечность", но "верность" ? Откуда это?
- "Снежная королева", вестимо.
В общем, вся эта партия, видно, нуждается в переводе с поэтического на русский, что не может не огорчать. Потому что мы собираемся ставить "Финрода" и "Жанну д'Арк", а выходит, что страшно далеки от народа.
Вся эта партия - Большое Признание в Любви (писалась изначально для женщины, но ввиду скабрезных намеков на тамплиеров и мнения, что дыма без огня не бывает, отдана Оруженосцу).:-)))
Оруженосец, видя, как развиваются события с Орденом и перенося Орден на де Молэ, объдиняет их, и в смерти Магистра видит крах своей мечты о тамплиерах, о чем сожалеет. Здесь для него Орден - это не Легенда (как в начале), а один человек. И этого человека он не может не любить, поскольку любит орден Тампля. Поэтому текст такой импульсивный, как любое признание. Ведущий образ первого куплета - зима, холод, как символ смерти. Кай - мальчик, очарованный и похищенный зимой, в недрах которой он должен сложить из ледышек некое Слово-ключ, чтобы ему вернули весну: детство, дом и горшок с розами на окне.
Эти образы Оруженосец применяет к де Молэ (магистр - орден - собственная юность). Мальчик на снегу, который бьется на прОклятым (потому что не складывается) словом (или Словом, сиречь Логосом) и смотрящий снизу на окно башни - покажется ли там знакомое лицо и расцветет ли роза, застуженная зимой - это человек служения, что продолжает свое дело почти без надежды. Роза, как известно, цвела на окошке Герды. Толковать ее можно как угодно, но принято считать что она символ любви (пяти чувств).
Сказав про объявший его холод и про некий глобальный обман (в образах синайской пустыни), Оруженосец обращается прямо к де Молэ, называя "своим сеньором", поскольку других сеньоров у него не осталось. Вопрос о гончих либо риторический и касается "рабовладельцев" (короля, сил ада и т.д.), либо натаскивателем следует считать самого де Молэ, и тогда это - упрек. "Кто останется бел" - намек на цвет рыцарских плащей и всю историю околоорденского предательства. Это вызов. Тут и далее все, что происходит с де Молэ, Оруженосец чувствует своей шкурой, а все, что происходит с ним самим, переносит на де Молэ: свои руки-ноги-глаза-остальное-по-вкусу он не чувствует своими - они отданы сеньору, как предписывает Устав и естественная жертвенность. Hо, думается, так чувствуют себя любящие экзальтированные люди.
Во втором куплете Оруженосец полагает, что де Молэ раскается (Проиграв королевство, не торгуются в малом), предвидит костер и расписывается в своей верности до финала. "Верность" и оказывается в результате словом-ключом, поскольку все, кто любит, считают, что их верность переживет время. Чувство Оруженосца, в котором он лихорадочно признается и в котором сам не может разобраться, оказывается любовью-Служением. Вот только кому (чему)? Это вы узнаете из следующей серии (3-я ария). Пока же Оруженосец уповает на встречу с магистром в "небесном Иерусалиме", в нетленном Храме их общего ордена. Себя, орден и магистра он пока еще не разделяет.
(Бл.С): "Я твоими глазами вижу сталь
Прополосканных ветром плащаниц".
А этот образ что означает?
- Серое небо межсезонной Франции с клочьями бегущих облаков, похожих на порванные ветром плащаницы (на дерюгу бродяг и побитых крестоносцев) обозначает, что все смутно и тревожно. Это трагический образ бездомья.:-)
(Бл.С): "Кровь рассвета, как рана на груди,
Припорошена пеплом
Сизокрылых синиц".
???
Всю ночь промолившись (пробеседовав с Душой) и под утро признавшись магистру в чувствах, оруженосец видит полосу рассвета меж туч, и на фоне этой красной полоски неба - россыпь пролетающих птиц, словно крошки пепла (только для курящих). Поет же все о магистре... А тот в цепях, в шрамах... Богатое воображение соединяет образ алой полосы рассвета с полосой кровоточащей раны, присыпанной пеплом (сожгут ведь), одна рана - на небе в крошеве синиц, другая - на человеке. И я знаю, что синицы летают низко и к дождю и в России.
(Бл.С): "Ворвемся колонною,
Как в Аскалоне,
И стражу положим мы..."
Что есть Аскалон и что там произошло?
- Это тамплиерская крепость в одноименном городе Палестины, который они взяли бравым приступом (сомнительно исторично).
(Бл.С): "Я рыцарей ждала, и дни считала,
И ткала покров".
Речь о саване?
- Именно.
(Бл.С): "Кто видел Гроб Господень, тот потерян
Для меня навек..."
А это как следует понимать?
- Как бессметрие (неподверженность Смерти) для тех, кто видел и осознал. Тамплиерская мистика. Истинный бессмертный орден на небесах. Если это поет Душа де Молэ - можно считать, что де Молэ, несмотря на свою легендарную славу Последнего Магистра, ничего такого не видел и не осознал, поскольку не был в Палестине, и что косвенно подтверждается его плохим поступком в последнюю минуту жизни (проклял врагов поперек христовых заповедей). Именно это Проклятие отвращает от него Оруженосца и открывает последнему глаза. Связь Орден-магистр-оруженосец рвется, тампль остается тамплем, а Бог - Богом, а Оруженосец - единственным мистиком и христианином из всех представленных персонажей. Это вообще единственный живой человек в галерее символов и легендарных масок, потому что он изменился.
Все рассказанное выше может быть неправдой.
Всего хорошего,
Rose'n'Cross