Mahabharata
Book 13: Anusasana Parva
Глава 2
Юдхиштхира сказал:
О Прародитель, о Мудрейший из мужчин, о Ты, чье мастерство опирается на священные писания! Я выслушал эту великую историю, о умнейший из людей. Я жажду выслушать во всех подробностях другие истории, полные религиозных наставлений, и тебе приличествует удовлетворить меня. О Владыка Земли, преуспевал ли некогда какой-либо домохозяин (=глава семьи) в том, чтобы поюедить Мритью практикой добродетели? Расскажи мне об этом во всех деталях.
Бхишма сказал:
Эта история из древнейших времен как раз показывает как домохозяин победил Мритью практикой добродетели. У Праджапати Ману* (= один из эпохальных владык Человечества) был сын, о Царь, названный Икшваку (=основатель Солнечной династии). У того правителя, прославленного как Сурья, родились сто сыновей. Его десятого сына, о Бхарата, назвали Дашашва, и этот добродетельный принц с непогрешимой доблестью стал царем Махисмати.
Сын Дашашвы, о Царь, был справедливым принцем, разум которого был постоянно посвящен делам правды, милосердия и преданности. Он был известен под именем Мадирашва и правил Землей как ее владыка. Он постоянно предавался изучению Вед и науки об Оружии (был мудрецом и воином).
Сыном Мадирашвы был царь по имени Дьютимат, он обладал большой удачей, властью, силой и энергией.
Сын Дьютимата был очень набожным и благочестивым царем, он был известен во всех мирах под именем Сувира.
Его душа была полна решимости в вере, и он обладал богатством как новый Индра, царь богов. У Сувиры также был сын, непобедимый в сражениях, который был лучшим из всех воинов и именовался Судурджая («Очень трудно победимый»). И у Дурджаи (= ТрудноПобедимый, сокращение Су-дурджаи) также был сын, чье тело, подобно Индре, лучилось блеском огня.
Он был великим Правителем по имени Дурьодхана, и первым мудрецом в царстве.
Индра щедро проливал дожди в царстве этого правителя, который никогда не бежал с поля битвы и был одарен доблестью, как и сам Индра. Города и земли этого царя были заполнены богатством и драгоценными камнями, и рогатым скотом, и зерном различных видов.
Не было ни одного скупца в его царстве, и ни одного человека, сокрушенного горем или бедностью. И при этом никто в его землях не был слаб телом или болен. Этот царь был очень умен, красноречив, лишен зависти, владел своими страстями, был наделен справедливой душой, полной сострадания, и умениями, чуждыми хвастовству.
Он выполнял жертвоприношения и был аскетичен и интеллектуален, предан Браминам и Правде. Он никогда не оскорблял других, был милосердным и искушенным в Ведах и веданте.
Небесная река Нармада, полная благоприятных, священных и прохладных вод, по собственной склонности, о Бхарата, встречалась с ним. Он породил с этой рекой лотосоокую дочь по имени Сударшана, которая была, о Царь, наделена большой красотой.
Никакое существо, о Юдхиштира, никогда не рождалось прежде среди женщин, что было бы одарено такой красотой, как та превосходная девица, дочь Дурьодханы. Сам бог Агни ухаживал за прекрасной принцессой Сударшаной, и, приняв форму Брамина, о Владыка, искал ее руки у царя.
Царь не желал отдать в жены свою дочь Брамину, который беден и не равен ему по рангу. В результате этого Агни исчез из его (царя) великого жертвоприношения.
Царь, огорченный до глубины души, обратился к Браминам и сказал:
«Какой грех на мне, превосходные брамины, и кто виновен в том, что Агни исчез из этого жертвоприношения, как хороший поступок исчезает в суждении злых людей? Должно быть, наш грех действительно велик, если Агни исчез подобным образом.
Может быть, этот грех ваш, а может быть - он мой. Прошу вас, полностью изучите этот вопрос».
Выслушав слова царя, о первый из принцев Бхараты, брамины напрягли способности своей речи и обратились за защитой к Богу Огня.
Божественный перевозчик жертвоприношений (считается, что Анги «связывает» землю и небо, доставляя посредством своего пламени жертвы людей в Сваргу, на небеса богов. Поэтому он назван «перевозчиком жертвоприношений»), великолепный как осеннее Солнце, появился перед ними, окутав их самих великолепным сиянием.
И тогда возвышенный Агни обратился к превосходным браминам, сказав:
- Я ищу дочь Дурьодханы для себя.
Пораженные этим брамины были удивлены, и с возрастающим изумлением на следующий день связались с царем, передав ему слова Бога Огня.
Мудрый царь, услышав слова Превозносящих Брахму, обрадовался в глубине души и сказал:
- Быть посему, - Царь жаждал благ прославленного Бога Огня, - поскольку дар брака таков, что теперь Ты, о Агни, всегда сможешь оставаться здесь, с нами.
- Быть посему, - сказал божественный Агни тому правителю Земли.
Поэтому Агни всегда присутствует в королевстве Махисмати по сей день, и был там замечен Сахадевой во время его завоевательного похода на юг (имеется в виду ритуал Раджасуя, когда четверо Пандавов отправились каждый в свою сторону света, чтобы утвердить право Юдхиштхиры стать Имперетором).
Тогда царь подвел свою дочь, одетую в новые одежды и украшенную драгоценностями, к возвышенному божеству, и Агни принял, согласно ведическим обрядам, принцессу Сударшану как свою невесту. Словно возлиянием жертвенного очищенного масла, Агни был очень доволен ее внешностью, ее красотой, изяществом, характером и благородством рождения, и желал иметь от нее потомков.
И скоро у них по имени Сударшана. Сударшана внешне был так же красив, как полная луна, и еще в детстве достиг знания высшего и постоянного Брахмы.
Жил также царь по имени Огават, он был дедушкой Нриги (Нрига - имя царя Солнечной династии). У него были дочь Огавати (название реки близ Курукшетры) и сын Огаратха, родившиеся от него. Король Огават отдал свою дочь Огавати, красивую как богиня, в жены мудрому Сударшане. Сударшана, о Царь, стал домохозяином, и зажил с Огавати на Курукшетре (область Индостана, а не просто знаменитое поле битвы).
Этот умный принц, в блеске силы, взял клятву, о правитель, завоевать Смерть, даже ведя жизнь домовладельца. Сын Агни, о Царь, сказал Огавати:
- Никогда не действуй вопреки желаниям тех, кто ищет гостеприимства. Не сомневайся в средствах, необходимых для приветствия гостей, даже если им следует предложить самого себя. O красивая, всегда держи этот обет уме, ибо для домохозяев нет ничего выше добродетели гостеприимства. Всегда принимай его во внимание, никогда не сомневаясь в нем, если мои слова имеют над тобой власть. O безгрешная и благословленная, если у тебя есть вера в меня, сделай так - никогда не игнорируй гостя, буду ли я рядом с тобой или вдалеке от тебя!
С его руками, возложенными на ее голову (ритуальный жест, подтверждающий обязанность мужа защищать жену), Огавати ответила:
- Я не отменю ничего из того, что Ты мне приказал.
Тогда Мритью, о Царь, желая перехитрить Сударшану, начал наблюдать за ним и результатами его ухищрений. Однажды, когда сын Агни вышел, чтобы принести дрова из леса, изящный Брамин пришел искать гостеприимства Огавати с этими словами:
- O прекрасная госпожа, если у Тебя есть вера в достоинство радушия, как предписано домовладельцам, я просил бы тебя сегодня расширить для меня обряды гостеприимства.
Знаменитая принцесса, к которой таким образом обращался Брамин, о Царь, приветствовала его согласно обрядам, предписанным в Ведах. Предложив ему место и воду для омовения ног, она спросила:
- Нужно ли тебе что-нибудь? Что я могу тебе предложить?
Брамин сказал ей:
- Мне нужна лично Ты, о благословенная, лишенная колебаний. Если обязанности, предписанные для домовладельцев, приемлемы для тебя - сделай так, о Принцесса: удовлетвори меня, предложив мне себя.
Хотя принцесса соблазняла его предложениями разнообразных других вещей, Брамин, однако, не просил никакой другой подарок, кроме как ее саму. Видя его решимость и помня путь, указанный ей мужем, женщина преодолела стыд и сказала прекрасному Брамину:
- Быть посему.
Помня слова своего мужа, который решил приобрести добродетели домохозяев, она охотно приблизилась к дваждырожденному Риши.
Между тем сын Агни, собрав дрова, возвратился в свой дом. Мритью, жестокий и непреклонный характером, был все это время рядом с ним, внемля ему, как внемлют вернейшим из друзей. Когда сын Паваки («Павака» - Очиститель, одно их имен Огня) вернулся к своей обители, он позвал Огавати по имени и, не получив ответа, выкрикнул повторно:
- O куда же ты удалилась?..
Но целомудренная госпожа, преданная мужу, была заключена в объятиях Брамина, и не откликнулась. Действительно, эта непорочная женщина, считая себя оскверненной, безмолвствовала, борясь со стыдом. Сударшана, обращаясь к ней снова, воскликнул:
- Где может быть моя целомудренная жена? Куда она пошла? Ничто сейчас не важно для меня, кроме ее исчезновения. Увы, почему доверчивая и искренняя женщина, посвященная своему мужу, не отвечает сегодня на мой зов, хотя раньше она делала это со сладкими улыбками?
Тогда тот Брамин, что был в хижине, ответил Сударшане так:
- Знай, о Сын Паваки, к тебе в гости прибыл Брамин, и хотя твоя жена соблазняла меня множеством других предложений гостеприимства, о Лучший из мудрецов, я желал только ее саму, и эта красивая женщина сейчас занята приветствием меня должным образом! Хочешь Ты этого или нет - она делает то, что подходит этому случаю.
Мритью, вооруженный железной дубиной, в тот момент рассматривал Риши, настроенный раздробить Того, Кто, как он думал, отклонится от собственного Обещания.
Сударшана застыл в изумлении, но отбросив всю ревность и ни гневаясь ни словом, ни взглядом, ни поступком, ни мыслью - сказал:
- Наслаждайся, о Брамин. Это для меня большое удовольствие. Домовладелец получает самую высокую заслугу, чтя гостя. Сказано мудрыми, что у домовладельца нет никакой более высокой заслуги, чем плоды от пребывания гостя, что покидает его дом полностью удовлетворенным. Моя жизнь, моя жена и любое другое мирское имущество, которое имею - все это посвящено моим гостям. Это - клятва, которую я дал.
Поскольку я действительно заявил так, этой клятвой, о Брамин, я достигну Просветления. O, первейший из добродетельных людей! Пять элементов - огонь, воздух, земля, вода и эфир - а также Разум, и Сознание, и Душа, и время, и пространство, и десять органов даны каждому, чтобы свидетельствовать о делах добра и зла, что совершают люди. Я сказал свое слово, и пусть боги благословят меня, если мои слова истинны, или уничтожат меня, если я говорил ложь.
Тут, о Бхарата, со всех сторон эхом откликнулись голоса:
- Это истина, это не ложь!
Тогда Брамин вышел из лачуги, и - словно поднявшийся ветер, что охватывает Землю и Небо, и в трех мирах разносит эхо ведических звуков - назвал по имени добродетельного человека, чествуя его:
- O безгрешный, я - Дхарма; будь же прославлен. Я прибыл сюда, о Любящий правду, чтобы судить тебя, и я очень доволен тобой, понимая, что ты добродетелен. Ты подчинил и завоевал Мритью, который всегда теснил тебя, следя, не просрочены ли твои дни. O лучший из мужчин, никто в трех мирах не способен оскорбить даже взглядом эту целомудренную женщину, преданную мужу, и тем более затронуть ее личность. Она была защищена от осквернения твоей добродетелью и ее собственным целомудрием. Да не скажет никто о ней дурного слова!
Она, Говорящая от лица Брахмы, наделенная способностью к Очищению, для спасения мира должна быть превращена в могущественную реку. Ты же должен достигнуть всех Миров в своем теле; и так же действительно, как наука о Йоге в пределах ее контроля, следующее: исполненная благословения госпожа будет следовать за тобой только половиной своей материальности. Другая ее половина будет почитаться как река Огавати!
И вы должны достигнуть с нею всех Миров, которые приобретают через покаяние. Те вечные и нерушимые миры, из которых ни один не умалится, будут достигнуты тобой даже в этом грубом теле. Вы преодолели Смерть и достигли самого высокого счастья, обретя скорость мысли, Вы поднялись выше власти этих пяти элементов! Таким образом, придерживаясь обязанностей домовладельца, Ты победил свои страсти, желания и гнев, и эта принцесса, о добродетельный Принц, служа тебе, победила несчастье, желание, иллюзию, вражду и безразличие!
Бхишма продолжал:
Произнеся это, тот Брамин уподобился великолепному Васаве («владыке богов», т.е. Индре), в прекрасной колеснице, запряженной тысячей белых лошадей. Смерть и Душа, все миры, все элементы, сознание, ум, время и пространство, так же как желание и гнев, все было преодолено. Поэтому, о Лучший из людей, прими это во внимание: для домовладельца нет никакого более высокого божества, чем гость.
Сказано мудрыми, что благословения почетного гостя более эффективны, чем заслуга ста жертв. Каждый раз, когда гость ищет и не получает гостеприимство домовладельца, и не чтится им, он забирает все достоинства последнего, и отдает ему все свои грехи.
Теперь я рассказал тебе, дитя мое, эту превосходную историю о том, как Смерть в древности была побеждена домовладельцем. Тот, кто слушает эту прекрасную историю, обретает славу, известность и долголетие. Человек, который ищет мирское процветание, должен руководствоваться ею в удалении всякого зла. И, о Бхарата, ученый человек, который ежедневно рассказывает эту историю из жизни Сударшаны, достигает областей Счастья.