Проза
Стихи
Проза
Фотографии
Песни
Тампль
Публицистика
Хогвартс
Драматургия
Книга снов
Рисунки и коллажи
Клипы и видео
Проекты и игры
Главная » Проза » МАХАБХАРАТА. Анушасанапарва. Перевод » Глава 7


Mahabharata

Book 13: Anusasana Parva
 
 
Глава 7

Юдхиштхира сказал:

- О, лучший из рода Бхараты и первейший из великих людей, я желаю знать, какие плоды приносит благой поступок. Просвети меня в этом вопросе.

Бхишма сказал:

- Я расскажу тебе то, о чем ты просишь.

Ты же, о Юдхиштхира, послушай, как изложены тайные знания Риши. Послушай - я расскажу, какие цели, столь желанные, бывают достигнуты людьми после смерти.

В какой бы материальной форме ни находился человек, совершая те или иные поступки, плоды их он пожинает, пребывая в такой же материальной форме; например, плоды поступков, совершенных мысленно, являются во сне, а тех поступков, которые были совершены в физическом теле, проявляются в виде физических действий.

Независимо от того, в какой ипостаси существа совершают добрые или злые поступки, они пожинают плоды этого в такой же ипостаси в последующих жизнях.

Никакой поступок, совершенный при помощи пяти органов чувственного восприятия, никогда не теряется. Пять органов чувств и бессмертная душа, - которая является шестым, - остаются его свидетелями.

Следует посвятить один глаз служению гостю и тому же следует посвятить сердце; следует произносить приятные речи; следует также сопровождать и почитать гостя.

Это называется Жертвоприношение Панчадакшин (Пять великих жертвоприношений). Тот, кто предлагает хорошую еду незнакомцам и усталым путешественникам, утомившимся от долгого пути, достигает большой заслуги.

Те, кто используют жертвенный алтарь как единственное ложе, получают просторные особняки и постели (в последующих рождениях). Те, кто носят только отрепье и кору деревьев в качестве одежды, получают хорошую одежду и украшения в следующей жизни.

Предающийся покаянию и погружающий свою душу в йогу получит повозки и ездовых животных (как плод его отречения в этой жизни). Правитель, который ложится рядом с жертвенным огнем, достигает силы и доблести.

Человек, который отказывается от наслаждения всевозможными изысканными блюдами, достигает процветания, а тот, кто воздерживается от животной пищи, получает детей и скот; тот, кто ложится головой вниз, или живет в воде, или живет уединенно и в одиночестве практикует Брахмачарью, достигает всех желаемых целей.

Тот, кто предлагает убежище гостю и встречает его с водой, чтобы омыть его ноги, а также с пищей, светом и постелью, достигает заслуги Пяти великих жертвоприношений.

Тот, кто ложится в воинскую постель на поле боя в позе воина, удаляется в ту вечную обитель, где все желания осуществятся.

Человек, о Царь, достигает лишь того богатства, которое заслужил щедрыми дарами.

Достижение послушания обеспечивают соблюдением обета молчания, всех наслаждений жизни - путем практики аскезы, длинной жизни - соблюдением обета Брахмачарья, и красоты, процветания и избавления от болезней - путем воздержания от причинения вреда другим.

Всевластие выпадает на долю тех, кто живет, питаясь только плодами и кореньями. Пребывание на небесах достигается теми, кто живет, питаясь только листьями деревьев.

Человек, о Царь, говорят, получает счастье, воздерживаясь от пищи. Ограничиваясь в употреблении пищи одними травами, становятся подобными священным коровам. Путем употребления в пищу травы достигают небесных сфер.

Путем воздержания от вступления в связь с женой и совершения омовений по три раза в течение дня, и путем употребления в пищу одного только вдыхаемого воздуха, обретают заслугу жертвоприношения.

Небес достигают путем постижения Истины, рождения в знатном роду - путем жертвоприношений.

Брамины, чистые в поведении, что существуют, питаясь одной водой, непрестанно совершая Агнихотру и читая Гаятри-мантру, получают царство. Воздерживаясь от пищи или ограничивая ее, человек достигает жизни на небесах.

О Царь, воздерживаясь от всего, кроме предписанной пищи, осуществляя в то же время жертвоприношения и совершая паломничества в течение двенадцати лет, человек достигает место лучшего, чем обитель, уготованная для героев. Путем чтения Вед незамедлительно освобождаешься от несчастий, а путем соблюдения праведности в мыслях достигаешь небесных сфер.

Человек, который способен отринуть желания своего сердца, жаждущего блаженства и материальных благ (то есть того, что в бессмысленной борьбе приводит к уменьшению физической силы и цепляется к нему, как смертельная болезнь) - способен обрести счастье.

Как маленький теленок способен узнать свою мать из тысячи коров, так предыдущие деяния человека находят его во всех его различных перерождениях.

Подобно плодам и цветам, появляющимся без постороннего указания в нужное время, Карма, созданная в прошлых жизнях, не может нарушить законов времени, и ее плоды проявляются тогда, когда они должны проявиться.

С возрастом у человека волосы становят седые, его зубы ослабевают; мутнеет зрение, слабеет слух; и только одна вещь не ослабевает - его желание наслаждений.

Праджапати бывает доволен теми действиями, которые радуют Отца, также Земля бывает довольна теми действиями, которые радуют Мать, и также Брахма благоволит тем действиям, которые радуют Наставника.

Добродетель достигается теми, кто почитает этих троих. Деяния же тех, кто пренебрегает этими тремя, не приносят им пользы.

Вайшампаяна сказал:

«Принцы из рода Куру преисполнились изумлением, выслушав эту речь Бхишмы. Все они мысленно обрадовались и преисполнились радостью.

Как использование мантр с желанием завоевать победу, или совершение жертвоприношения Сомы, выполненного без надлежащих даров; или возлияние жертвенного масла на огонь без надлежащих гимнов становятся бесполезными и приводят к пагубным последствиям - такой же грех и зло исходят от лжи в словах».

О принц, я изложил тебе это учение о последствиях добрых и дурных поступков, как повествовали Риши в древности. Что еще ты хочешь услышать? 

 
Загрузка...