Глава 33
Юдхиштхира сказал:
- О прародитель, какие деяния среди всех, установленных для Царя, являются важнейшими? Где тот путь, следуя которому Царь принесет блаженство и в этот мир, и за его пределы?
Бхишма сказал:
"Без сомнений, преклонение перед Браминами, о Бхарата, является самым важным деянием для Царя, если конечно он желает обрести великое счастье. Именно к этому все цари должны приложить свои усилия в первую очередь; не забывай об этом, глава рода Бхараты.
С благоговением Царь должен поклоняться всем праведникам, Браминам, обладающим ведическими знаниями. Делать это Царю надлежит с поклонами, хвалебными речами и дарами, приносящими всевозможные удовольствия, перед всеми мудрейшими Браминами, обитающими в городе и окрестностях. Такова важнейшая из обязанностей, возложенных на Царя, и к исполнению ее должно быть направлено неусыпное внимание правителя. Царь должен защищать и оберегать Браминов в той же степени, в которой заботится о себе или о своих детях.
Наибольшего почитания заслуживают самые достойные из Браминов, превосходящие других по святости и учености. Когда они освободятся от тревог, все царство засияет в красоте. Такие мудрецы достойны глубокого поклонения, и сам Царь должен склонить голову перед ними. Восславлять Браминов должно искренне - так, как славят отцов и дедов царственного рода.
От благоволения Браминов зависит судьба продолжения человеческого рода в той же степени, в которой существование всех живых существ обусловлено милостью Васавы (Индры). Их невозможно сбить с толку, силы их огромны, и в ярости они способны разрушить все царство до основания, применив только усилие воли, заклинание или любое другое средство, дарованное им свыше для акта искупления (аскезы). Я не знаю ничего, что может их уничтожить, и сила их, кажущаяся неуправляемой, способна достичь другого конца вселенной.
Когда Брамин разгневан, взгляд его, падающий на людей и предметы, пылает словно неистовый пожар в лесу. В это время страх поражает даже самых смелых мужчин. Их достоинства и силы неизмеримы и несравнимы ни с чем. Некоторые из них подобны колодцам или глубоким скважинам, окруженным травой и кореньями, в то время как другие напоминают небесную твердь, незамутненную облаками и тьмой.
Некоторые из них обладают лютым нравом (как Дурваса и другие мудрецы того же склада). Другие же мягки и покладисты, словно цветы хлопка (как Гаутама и другие). Некоторые из них очень хитры (как Агастья, который поглотил Асуру Ватапи*; или как Риши этого же класса (вероятно Саптариши)). Некоторые из них посвятили свою жизнь практике аскезы. Некоторые из них возделывают землю (как учитель Уддалака). Некоторые из них ухаживают за коровами (как Упаманью во время служения у своего наставника). Некоторые среди них живут на милостыню. Некоторые из них даже подворовывают (как Вальмики в раннем возрасте и Вишвамитра во время голода). Некоторые из них находят удовольствие в разжигании споров и вражды (например, Нарада). Некоторые среди них актеры и танцоры (например, Бхарата). Некоторые из них обладают поистине чудесными способностями (как Агастья, выпивший весь океан, будто горсть воды).
Брамины, о глава рода Бхараты, отличаются по характеру и поведению. Всегда будет возносить хвалу Браминам тот, кто праведен и ответственен за свои поступки, кто не отрекается от разнообразных деяний своих, и кто в результате, как можно наблюдать, получает пользу от всего, за что бы ни взялся.
O правитель людей, благословленный свыше, Брамины по происхождению древнее, чем Питри (=предки), божества, человеческий род (принадлежащий к трем другим варнам), Змеи и Ракшасы. Эти дваждырожденные люди не могут быть побеждены божествами или Питри, или Гандхарвами или Ракшасами или Асурами или Пишачами.
Брахманы обладают силой сделать божественным того, кто божеством не является. Но с той же легкостью они могут любого лишить божественных атрибутов. Тот, кого они хотят видеть на троне, становится царями. С другой стороны, любой из них может быть повержен, если пришелся им не по нраву.
Я скажу тебе правду, Царь, те глупцы, что решатся осуждать Браминов или клеветать на них, без сомнений, будут сокрушены. Искусные в похвале и порицании, сами становящиеся причиной славы и поражения других людей, Брамины всегда гневаются на тех, кто стремится навредить другим. Человек, поклоняющийся Браминам, обретает благополучие в жизни. Другой же человек, осудивший и отвергнувший Браминов, вскоре сталкивается с несчастьем. Оттого, что в их числе не было Браминов, Шаки, Яваны, Камбоджи и другие племена Кшатриев начали вырождаться и стали шудрами. Дравиды, Калинги, Пуланды, Ушинары, Колисарпы, Махишаки и другие Кшатрии из-за отсутствия между ними Брахманов также становятся шудрами.
Поражение от их рук предпочтительнее победы над ними. O первейший из победителей! Даже убийство всех живых существ менее отвратительный грех, чем убийство одного Брамина. Великие Риши сказали, что убийство Брамина - чудовищный грех. Никогда не следует осуждать Браминов или клеветать на них. Если человек слышит хулу на Браминов, он должен опустить голову или покинуть это место (чтобы избегнуть как говорящего, так и его слов).
Не родился еще тот человек, и не родится - кто, поссорившись с Браминами, сможет сделать свою жизнь счастливой.
Невозможно поймать руками ветер. Никому не под силу коснуться Луны. Никто не может удерживать всю Землю на своих руках. Таким же образом, Царь, ни один человек в мире не в состоянии подчинить себе Браминов".
___________________
* Ватапи - младший из двух братьев Асуров, умевший превращаться в барана. Не знавшие этого люди порой приносили его в жертву. Убив барана, они готовили его мясо и угощали им родственников и гостей. Когда мясо было съедено, старший брат Илвала призывал брата своей оккультной силой - тут Ватапи вырывался из желудков людей, и все они погибали. Затем Ватапи снова превращался в барана. Так продолжалось долгое время. Однажды братья попытались проделать этот трюк и с Агастьей. Агастья съел барана, и стремительно его переварил. Когда Илвала позвал Ватапи, Агастья только рассмеялся, и номер не прошел.