Бхишма сказал:
«О благословенный царь, Брамины единственно по рождению (сноска 160.2), становятся объектом поклонения со стороны всех существ, и как гости имеют привилегию съесть первую порцию любой приготовленной пищи (=первыми приступить к трапезе).
160.2 Смысл в том, что некто становится брамином лишь в силу рождения, без помощи очистительных обрядов, которые были описаны в священных писаниях. Когда еда приготовлена, никто другой, кроме брамина, не имеет права на первую порцию.
От них проистекают все великие блага жизни (а именно, Праведность и Богатство, Наслаждение и Освобождение). Они - друзья всех живых существ во всех мирах. Они - рты божеств (всё, что влагается в их рты, становится пищей богов).
Почитаемые искренне, они желают нам процветания, произнося слова, полные благости. Оставляемые же без внимания нашими врагами, пусть они гневятся на них и пусть желают зла своим недоброжелателям, произнося слова тяжких проклятий.
В этой связи знатоки древней истории повторяют следующие строфы, спетые прежде - как в древние времена Творец, сотворив Браминов, установил их обязанности. Брамины никогда не должны делать ничего другого, чем то, что было предначертано им.
Защищенные, они должны защищать других. Следуя этому пути, они несомненно достигнут сильной выгоды для себя. Совершая те деяния, что предопределены для них, они могут быть уверены, что достигнут процветания на своей стезе. Они должны стать образцом для всех живых существ и вожжами, сдерживающими их.
Брамин, обладающий знаниями, никогда не должен делать то, что пристало Шудрам. Совершая такие деяния, Брамин теряет заслуги (сноска 161.1).
161.1 Комментатор думает, что карма Шудр заключает в себе служение (видимо, в значении "прислуживание") другим. Следовательно, прислуживание другим людям - препятствие для брамина.
Согласно знанию Вед, Брамин получает и процветание, и мудрость, и энергию, и могущество, позволяющее сжечь все вещи, а также славу самого возвышенного рода. Жертвуя топленое масло божествам, Брамин достигает возвышенного блаженства и становится первым в принятии любой приготовленной пищи даже перед детьми (сноска 161.2), и наделяется процветанием.
161.2 В этой стране по сей день, когда пища приготовлена с учетом гостей, приглашенных в дом, никакая часть такой пищи не может быть предложена кому-то прежде, чем она будет посвящена божествам и расположена перед теми, для кого она предназначается. Исключение, однако, сделано для детей.
Наделенный сострадательной верой, посвященной самоограничению и изучению Вед, ты достигнешь осуществления всех своих желаний. Всё, что существует в мире людей, всё, что возможно в области божеств, - это всё может быть достигнуто при помощи аскез, знания и соблюдения обетов и ограничений.
Таким образом я рассказал тебе, о безгрешный, стихи, которые были спеты самим Брахмой. Наделенный высшим разумом и мудростью, сам Творец предустановил сказанное через сострадание к Браминам. Могущество тех из них, кто привержен аскезе, равно мощи царей.
Они воистину неодолимы, неистовы, обладают быстротой молнии и чрезвычайно скоры в исполнении того, за что взялись. Есть среди них те, которые обладают мощью львов и те, которые обладают мощью тигров. Некоторые из них наделены мощью кабанов, некоторые - оленей, и некоторые - крокодилов. Есть среди них те, чье прикосновение напоминает укус ядовитых змей, и те, чьи касания напоминают укус акул. Некоторые среди них способны одной только речью уничтожить тех, кто выступает против них; некоторые способны уничтожить лишь взглядом своих глаза. Некоторые среди них, как уже сказано, похожи на ядовитых змей, некоторые обладают очень мягким характером. Нрав Браминов, о Юдхиштхира, может иметь разные виды.
Мекалы, Дравиды, Латхи, Пундры*, Конвасиры, Саундики, Дарады, Дарвы, Чауры, Савары, Варвары, Кираты, Яваны и многочисленные другие племена Кшатриев деградируют, превращаясь в Шудр из-за гнева Браминов. Из-за проявленного пренебрежения к Браминам Асуры укрылись в глубинах океана. Благодаря милости Браминов, Дэвы стали обитателями счастливых регионов небес.
Эфир не может быть осязаем. Горы Химавана не могут быть сдвинуты с их места. Текущая Ганга не может быть сдержана плотиной. Брамины не могут быть подчинены.
Кшатрии неспособны править Миром без благоволения Браминов. Брамины являются благородными существами. Они - божества самих божеств. Ты всегда должен поклоняться им, принося дары и угождая им, если действительно желаешь насладиться владычеством над всей Землёй и поясом ее морей. Энергия и могущество Браминов, о безгрешный, умеряются вследствие принятия подарка. Ты должен защищать свой народ, о царь, от тех Браминов, которые не желают принимать подарки!» (сноска 162.1)
162.1 Заявлено, что те Брамины, которые не принимают подарки, наделены большей силой и энергией, и превосходят остальных. Бхишма насталяет Юдхиштхиру соблюдать осторожность в обращении с ними.
______________________
*Царь королевства Пундра соперничал с Кришной, одевался как он, использовал подобные атрибуты и называл себя Paundraka Vasudeva («Васудева Пундракский» в значении "сын Васудевы" - также имя Кришны). Был убит в бою Кришной (по англ. Википедии).