Юдхиштхира сказал:
«Кто среди этих трех человек, о Прародитель, более достоин того, чтобы ему преподносили дары: совершенно незнакомый чужак (о ком даритель ничего не знает), или тот, кто живет рядом и давно известен дарителю (о ком даритель хорошо знает), или тот, кто представляется дарителю, придя издалека (о ком даритель не знал, но теперь знает)?»
Бхишма сказал:
«Все они равны. Некоторые достойны даров потому, что они просят милостыню для выполнения жертвоприношений или для того, чтобы внести плату наставнику, или для содержания своих супругов и детей. Другие достойны даров, потому что они следуют обету скитаться по земле , ни о чем не прося, пользуясь тем, что дают.
Мы так же должны всегда подавать человеку то, в чем он нуждается.
Мы должны, однако, подавать дары, не причиняя страданий тем, кто зависит от нас. И это - то, что мы услышали (возможно, речь об "услышанном", т.е. о шрути). Тот, кто причиняет страдания зависящим от него людям (=домочадцам, подданным и тем, кого ты обязан содержать) - в итоге страдает сам.
К чужаку - т.е. к тому, кто прибыл впервые, - следует относиться как к человеку, вполне достойному дара. К тому, кто хорошо известен и знаком, и живет вместе с дарителем, следует относиться точно так же. Тот, кого ты узнал, и о ком известно, что он прибыл из отдаленного места - достоин такого же отношения».
Юдхиштхира сказал:
"Это правда, что мы должны преподносить дары, не причиняя никому вреда и не нарушая предписаний священных текстов. Нужно, однако, правильно понять, каков по сути тот человек, кому надлежит преподносить дар. Этот человек должен быть таков, чтобы преподнесенный ему дар не умалялся (Сноска 3.2)"
3: 2 Считается, что пища и других вещи, будучи преподнесены недостойному человеку, сами оскверняются. Поэтому Юдхиштхира спрашивает о том, кто собственно тот человек, кому могут быть преподнесены дары.
Бхишма сказал:
"Если очевидно, что Ритвик (священнослужитель, который совершает ведические жертвоприношения), Пурохита (родовой жрец-брамин), наставник (гуру), Ачарья (высокий учитель), ученик, родственник в браке (по мужу/жене) и родственники по крови обладают Знанием и не имеют преступного намерения - то они без сомнения должны считаться достойными уважения и почитания.
Люди, которые не обладают такими качествами, не могут быть расценены как достойные даров и гостеприимства. Следовательно, каждый должен внимательно изучить людей, с которыми вступает в контакт. Отсутствие гнева, правдивость речи, воздержанность от насилия, искренность, миролюбие, отсутствие гордости, скромность, самоограничение, сдержанность и спокойствие или удовлетворенность души, - тот, кто обладает этими качествами от природы, и в ком нет никаких злых действий (=злой кармы), должен быть расценен как надлежащий объект [для даров и гостеприимства]. Такой человек заслуживает почестей.
Будь то человек, хорошо известный и знакомый, или тот, кто приехал недавно, или тот, кого раньше никто не видел - если ему случится обладать этими качествами, то его следует рассматривать как достойного почестей и гостеприимства.
Тот, кто отрицает авторитет Вед или демонстрирует, что священные писания можно игнорировать, или одобряет любые нарушения и жестокость в обществе, - просто разрушает себя сам (и не должен быть расценен как достойный даров).
Тот Брамин, кто кичится приобретенными знаниями, кто плохо говорит о Ведах или кто посвящает себя бессмысленным дискуссиям, или кто, будучи помешан лишь на победе в спорах в собраниях почтенных мужей отказывается признавать, что в основе сущего лежат моральные и религиозные причины, и приписывает все воле случая, или кто потворствует осуждению и упрекам других, или кто порицает Браминов, или кто с подозрением относится ко всем людям, или кто глуп и лишен ясности суждения, или кто произносит горькие речи - такой человек достоин презрения, как собака. Как и собака при встрече с другими облаивает их и стремится укусить - так и такой человек напрасно тратит свое дыхание в тщеславии, стремясь уничтожить власть священных писаний.
Нужно проявлять внимание к тем практикам, которые поддерживают общество, к обязанностям праведности, и ко всем тем действиям, что идут человеку на пользу.
Человек, который живет, проявляя внимание к вышесказанному, возрастает в процветании нескончаемо. Платя установленный долг божествам посредством жертвоприношений, платя его Риши посредством изучения Вед, платя его Питри (=предкам) посредством рождения детей, платя его Браминам посредством преподнесения даров, платя его гостям посредством угощения едой - домохозяин, если он делает это должным образом, с чистым намерением, и в точности соблюдая постановления священных писаний - никогда не отпадает от праведности (сноска 4.1)".
4: 1 Все эти действия должны быть выполнены с чистотой намерений, и в соответствии с постановлениями Священного Писания. Например, жертвы не должны быть выполнены с тщеславием или гордостью.Веды не должны быть изучены без веры. Дети не должны быть порождены от похоти и т.д.