Проза
Стихи
Проза
Фотографии
Песни
Тампль
Публицистика
Хогвартс
Драматургия
Книга снов
Рисунки и коллажи
Клипы и видео
Проекты и игры
Главная » Проза » МАХАБХАРАТА. Анушасанапарва. Перевод » ВТОРАЯ ЧАСТЬ » Глава 47


Mahabharata

Book 13: Anusasana Parva
 
Глава 47

Юдхиштхира сказал:

- Твои деяния полностью подчинены законам всех священных писаний. Ты знаешь свой долг лучше остальных царей. Тебя знают во всем мире как великого избавителя от сомнений. У меня есть сомнения, развей же их, о Прародитель!

Никого иного я не попрошу развеять сомнение, смутившее мой разум. Тебе надлежит, о Мощнорукий, говорить, как должно поступать человеку, желающему идти по пути долга и справедливости.

Брамину предписывается, о Прародитель, что он может иметь четыре жены - одну из его касты, одну из кшатриев, одну из вайшьев и одну из шудр, если брамин пожелает обладать ими. Скажи, о лучший из Куру, какой же порядок наследования должен быть среди таких сыновей? Кому из них, о Прародитель, надлежит унаследовать блага отца? Я желаю узнать, как распределить меж ними богатства их отца.

Бхишма сказал:

«Брамин, Кшатрий и Вайшья считаются Дваждырождёнными. Женитьба на женщинах из этих трёх каст предопределена долгом брамина, о Юдхиштхира. По ошибке, или из-за алчности, или из-за похоти, о сокрушитель врагов, брамин берёт в жёны шудру. Однако, согласно Писанию, он не может принять такую жену.

Брамина, разделившего ложе с женщиной-шудрой, ждет низкое перерождение в следующем мире. Совершив такое деяние, брамин должен пройти искупление обрядами, изложенными в священных писаниях. Это искупление должно быть в два раза тяжелее или строже, если в результате этого деяния, о Юдхиштхира, брамин получает потомков.

Сейчас я скажу тебе, о Бхарата, как должно распределить богатства отца среди детей от разных жён.

Сын, рождённый женой-брамини, в первую очередь должен получить, в соответствии с богатством своего отца, быка доброй стати и лучшую колесницу или повозку. То, что после этого останется от имущества брамина, о Юдхиштхира, должно быть разделено на десять равных частей.

Сын от жены-брамини получает четыре таких частей отцовского богатства. Сын, рожденный женой из касты кшатриев, обладает, без сомнения, статусом брамина. Однако, по причине происхождения своей матери, он должен получить три десятых части, на которые было разделено имущество.

Сын, который был рожден женой, принадлежащей третьей варне, а именно, женщиной из варны вайшьев от отца брамина, получает, о Юдхиштхира, две из трех оставшихся частей имущества отца.

Как было сказано - сын, рожденный от отца брамина женой-шудрой, не имеет права ни на какую часть богатства отца, ибо он не считается наследником. Однако из сострадания немного отцовских богатств следует отдать сыну, рождённому женой-шудрой. Следовательно, одну оставшуюся долю следует отдать ему. Но эта доля должна быть из тех десяти частей, на которые следует поделить богатство брамина.

Все сыновья, рождённые от одной матери или матерей одной варны, должны получить равные части наследства. Сына, рождённого женой-шудрой, не следует считать наделенным статусом брамина из-за его незаконнорожденности (согласно писаниям и обязанностям, предписанным брамину). Только дети, рождённые от жен, принадлежащих к трем высшим варнам, наследуют принадлежность к варне браминов.

Было сказано, что есть только четыре варны, и среди перечисленных нет пятой варны. Сын от жены-шудры получит десятую часть богатств своего отца (что останется после раздачи другим, как было сказано). Эту долю, однако, он может взять только в том случае, если отец сам ему даст её. Он может взять ее только с позволения отца. Без сомнения, некоторая часть богатства отца должна быть отдана, о Бхарата, сыну жены из варны шудр. Сострадание является одной из самых высоких добродетелей. Именно из сострадания сыну жены-шудры следует что-нибудь дать.

Каким бы ни был объект, сострадание всегда вознаграждается, ибо является важнейшей добродетелью. Имеет ли отец детей от супруги, принадлежащей к другим варнам, или не имеет детей (от таких супруг), сыну жены-шудры, о Бхарата, должно отдавать не более чем десятую часть богатства отца.

Если случается так, что брамин обладает благосостоянием большим, чем необходимо для содержания себя и своей семьи в течение трех лет, он должен совершить жертвоприношение от этого изобилия. Брамин не должен обретать богатства бесцельно (сноска 27.1).

27: 1 То есть, он не должен приобретать что-либо для хранения. Он может приобретать это для совершения жертвоприношений и даров, или чтобы обеспечить себя и свою семью.

Самое большее, что муж должен дать жене, это три тысячи монет (из сложившегося состояния). Жена может потратить их или распорядится богатством, данным ей мужем, как она пожелает.

После смерти бездетного мужа жена пользуется всем его состоянием. (Она не должна, однако, продавать или иным образом распоряжаться любой ее частью). Жена никогда не должна брать (без ведома мужа) любую часть его богатств.

Неважно, о Юдхиштхира, получила ли жена брамина состояние в подарок от своего отца, после её смерти его наследует её дочь, ибо дочь как сын. Дочь, о Царь, согласно Священным Писаниям, равна сыну, о великолепный Куру. Даже закон о наследовании описывает это, о бык рода Бхараты. Помня эти наставления о распределении и использовании благосостояния, никогда не следует приобретать его впустую».

Юдхиштхира сказал:

- Если сын, рождённый женщиной-шудрой от отца брамина, лишается любого наследия, как было сказано в Писании, по какому исключительному правилу тогда десятая часть отцовского имущества отходит ему? Сын, рождённый женой-брамини от брамина, несомненно, является брамином. Рождённый женой-кшатрини или вайшьей, со стороны мужа-брамина так же наследует касту брамина. Почему же тогда, о лучший из царей, эти сыновья делят богатство отца не поровну? Все они, ты сказал, брамины, родившиеся от матерей, которые принадлежат к трем высшим варнам, и одинаково имеют право называться Дваждырождёнными.

Бхишма сказал:

«О сокрушитель врагов, все супруги в этом мире нарекаются по имени Дара (Data, «дарованная»). Но, пусть все и называются одинаково, все же имеется великое различие. Если, уже имея трёх жён, принадлежащих к трём другим варнам, брамин последней возьмёт в жены женщину из касты браминов, то она станет первой по рангу среди прочих его жён, и она будет достойна величайшего уважения.

В самом деле, среди прочих жен её следует уважать больше остальных. В её покоях должны иметься все принадлежности, необходимые для омовения мужа, средства очищения зубов, личные украшения и примочки для глаз. В её покоях должна быть жертвенная пища (Хавья) и поминальные приношения (Кавья), и все остальное, что муж может потребовать для исполнения своих религиозных обрядов.

Если жена-брамини дома, ни одна другая жена не имеет права помогать мужу совершать обряды. Только жена-брамини, о Юдхиштхира, должна оказывать помощь мужу в его деяниях.

Еда и питье, и гирлянды, и украшения, и одежды для мужа, все это супругу должна подавать жена-брамини, как первая среди всех жён. Эти наставления Священных Писаний изложены устами Ману, о великолепный Куру! Одного этого, о Правитель, достаточно, чтобы соблюдать их вечно.

Если Брамин, о Юдхиштхира, ведомый вожделением, поступает иначе, его следует считать чандалой (=неприкасаемым) среди браминов (сноска 28.1).

28: 1 То есть, если брамин, ведомый влечением к любой другой жене, игнорирует жену, принадлежащую к его варне, и показывает предпочтение жёнам из других варн, тогда он сам навлекает на себя презрение, как неприкасаемый среди браминов.

Сказано, что сын, рождённый женой-кшатрини, равен по рангу сыну, рождённому женой-брамини. Всё отличие сына кшатрини заключается в происхождении, так как происхождение от Брамина выше, чем от Кшатрия. Происхождение от женщины-кшатрини нельзя считать равным происхождению от женщины-брамини. Следовательно, о лучший из царей, сына, рождённого женой-брамини, следует считать первым по рангу, и он выше сына, рожденного женой-кшатрини.

Как было сказано, происхождение от брамини выше происхождения от кшатрини, потому сын жены-брамини получает все лучшее, о Юдхиштхира, из владений своего отца.

Так же, происхождение от Вайшьи не может быть равным происхождению от Кшатрия. Процветание, царство и благосостояние, о Юдхиштхира, принадлежат Кшатриям. Все это предназначено для Кшатрия. Вся земля, о Царь, опоясанная морями, принадлежит ему. Следуя долгу своей варны, Кшатрий приобретает великие богатства. Скипетр царской власти он держит в своей руке. Без Кшатрия, о Царь, не было бы защиты слабым.

Брамины высоко блаженны, ибо их благословляют сами боги. Следуя законам, изложенным Риши, Кшатрии должны поклоняться Браминам, совершая положенные обряды. И так должно быть вечно. Владения людей, желанные для воров и прочих [нечестивцев], защищают Кшатрии, соблюдая долг, возложенный на их варну.

Действительно, богатство и супруги, и любое другое владение, которым обладают люди, можно было бы насильственно забрать, если бы не защита Кшатриев. Кшатрий, как царь, должен защищать и избавлять от напастей всех прочих людей. Следовательно, сын жены-кшатрини должен, без сомнения, почитаться выше сына, рождённого женой-вайшьей. Поэтому сын кшатрини получает большую долю отцовского имущества, чем сын матери-вайшьи».

Юдхиштхира сказал:

- Ты сказал о законах, которым должны следовать Брамины. Каким же законам должны следовать прочие?

Бхишма сказал:

«Кшатриям, о великолепный Куру, полагается иметь двух жён. Кшатрий может взять третью жену из касты шудр. Так поступают многие, это правда, но это не одобряется в Писаниях. Даже среди супругов-кшатриев, о Юдхиштхира, должен быть порядок.

Имущество кшатрия следует, о Царь, разделить на восемь частей. Сын жены-кшатрини получает четыре части отцовского состояния. Сын жены-вайшьи должен получить три части. Оставшуюся часть или восьмую долю получает сын жены-шудры. Сын жены-шудры, однако, может получить только то, что даст ему отец, и ничего сверх того.

Для вайшьи полагается только одна жена. Вторая жена берется из касты шудр. Так многие поступают, это правда, но это не поощряется в Священных Писаниях.

Если вайшья имеет двух жен, одна из которых является вайшьей, а другая шудрой, существует разница между ними по статусу. Богатство вайшьи, о глава рода Бхараты, должно быть поделено на пять частей. Теперь я буду говорить о сыновьях вайшьи, рождённых женой его варны и рождённых женой низшей варны, а также о том, каким образом, о Царь, его богатство следует делить меж его детьми.

Сын, рождённый женой-вайшьей, получает четыре части богатства отца. Было сказано, о Бхарата, что пятая доля принадлежит сыну, рождённому женой-шудрой. Такой сын, однако, может взять свою долю только с позволения отца. Он не должен брать ничего сверх данного ему отцом.

Сын, рождённый женой-шудрой от отца из трех высших варн, всегда лишается какой-либо части наследия отца.

Шудра должен иметь только одну жену из своей касты. Он ни при каких обстоятельствах не может принять иную супругу. И если случается, что он имеет множество сыновей от такой супруги, все они в равной мере наследуют богатство, которое он оставит после себя.

Согласно всем законам, дети, рожденные супругой, принадлежащей к варне мужа, должны поровну разделить наследие отца между собой. Доля старшего сына должна быть больше, чем доля остальных сыновей: он должен получить на одну долю, состоящую из лучших вещей отца, больше своих братьев. И этот закон о наследовании, о сын Притхи, был дан самим Саморожденным.

Среди детей, рожденных женой из варны мужа, есть и другое различие, о Царь! Первыми вступать в брак должны всегда старшие дети прежде младших. Супруги не равны меж собой по порядку рождения, и между детьми так же нет равенства из-за статуса их матерей. Сын, родившийся первым, наследует на одну долю больше, чем каждый из его братьев. Сын, следующий за первенцем по возрасту, получает долю немного меньшую, а самый младший сын получает долю, причитающуюся молодым (сноска 30.1).

Так, среди супругов всех варн, те, которые принадлежат к одной варне с мужем, почитаются первыми. Так сказал великий Риши Кашьяпа, сын Маричи».

30: 1 Смысл этого стиха, вероятно, таков: Если брамин женится подряд на трёх женщинах, принадлежащих к его варне, то старший сын первой жены получит долю, которая полагается старшему; старший сын второй жены получит долю, следующую по стоимости; и старший сын, рождённый младшей женой, получит долю, причитающуюся молодым. После этого остаток имущества будет разделен на равные части, и каждый из детей получает по одной. Если эта интерпретация верна, то опровергается утверждение, принятое несколько лет назад в Бенгалии, что Священные Писания не позволяют человеку брать более одного супруга из его собственной варны. Так же это утверждение абсурдно на том основани, что цари-кшатрии часто брали более одной жены-кшатрини.

 
Загрузка...