Mahabharata
Book 13: Anusasana Parva
Глава 48
Юдхиштхира сказал:
По причине ли искушения богатством, по простой похоти, или по незнанию истинного порядка рождения (как мужчин, так и женщин), или же из-за глупости - порой происходит смешение разных варн. Каков, о прародитель, долг человека, рожденного в смешении классов, и что ему предписано совершать? Прошу, изъясни мне!
Бхишма сказал:
В начале Господь всех созданий сотворил четыре варны и изложил то, что предписано им для жертвоприношения (сноска 31:1).
31:1 т.е., каждая варна была создана для исполнения жертвоприношений. Шудра может приносить жертвы, но его жертвоприношения должны исполнять представители других варн.
Брамин может взять трех жен, по одной из каждой варны. От двух из них (от жены-брамини и жены-кшатрини) он рождается сам (рожденные от этих жен дети считаются обладателями того же статуса, что и он сам). Те же сыновья, которые рождены от него женами из двух следующих варн (вайшьи и шудры), уступают им, и их положение определяется не положением отца, а положением матери.
Сын, рожденный от брамина женой из шудр, называется "парашара", что подразумевает, что он рожден от трупа, ибо тело женщины из шудр столь же неблагодатно, сколь и труп. Такой сын должен служить людям варны своего отца. Воистину, для него неправильно будет отказаться от приготовленного для него служения. Делая все, что в его силах, должен он нести бремя своей семьи. Даже если он старше, он должен служить другим детям своего отца, хоть они и младше, и подносить им все, что он сможет заработать.
Кшатрий может взять трех жен. От двух из них (жены-кшатрини из его варны и жены-вайшьи), он рождается сам (рожденные здесь дети считаются обладателями того же статуса, что и он сам). Его жена из шудр считается намного уступающей им. Сын, рожденный ей, зовется "угра".
Вайшья может взять двух жен. От обеих из них (жены-вайшьи из его варны и от жены-шудры - низшей из четырех чистых варн), он рождается сам (рожденные от них дети считаются принадлежащими к его варне).
Шудра может взять лишь одну жену (из своей варны). Сын, рожденный ей, становится шудрой. Сын, рожденный при иных обстоятельствах, не перечисленных выше, считается весьма уступающим по положению.
Если от человека низшей варны женщина более высокой варны рождает сына, то сын этот считается не входящим в число четырех чистых варн. Несомненно, такой сын становится объектом порицания для четырех основных варн.
Если от кшатрия рождает сына женщина из варны браминов, то сын этот не входит в четыре варны, и считается "шутой". Все обязанности шуты связаны с провозглашением панегириков и восхвалений царей и прочих великих мужей.
Сын, рожденный от вайшьи у женщины из варны браминов, зовется вайдехака. На него возлагается обязанность следить за засовами и замками, защищающими частную жизнь женщин в доме. Для таких сыновей нет предписанных обрядов очищения (сноска 31:2).
31:2 Для них нет посвящения со священным шнуром.
Если шудра соединится с женщиной из наивысшей варны, рожденный от них сын будет зваться "чандала". Наделенный свирепым нравом, должен он жить на задворках городов и поселений, а долг его - быть палачом. К таким сыновьям всегда относятся как к изгоям.
Это, о первый из мудрых, и есть отпрыски смешения варн. Сын, рожденный от вайшьи женщиной из рода кшатриев, становится "ванди" или "магадхой". Его обязанность - красноречиво возносить хвалу.
Сын, рожденный в неправедном союзе шудры и женщины из варны кшатриев, становится "нишадой", и его обязанности связаны с ловлей рыбы.
Если шудра соединится с женщиной из вайшьев, то их сын будет зваться "айогава". Его обязанности - обязанности такшана (плотника). Брамины никогда не должны принимать дары от такого человека. Таким людям не полагается обладать никаким богатством.
Люди, принадлежащие к смешанным варнам, рождают потомство с женщинами из своих варн, и дети их имеют такой же статус. Когда детей от такого человека рождает женщина из варны ниже, дети эти наследуют положение матери, и таким образом становятся ниже своего отца по статусу. Таким же образом дети, рожденные женой, взятой из варны отца, или из варны ступенью ниже, наследуют статус отца.
Если же ребенок рождается от иных жен, он наделяется статусом, который находится за пределом четырех чистых варн. Когда такие дети обретают сыновей в женщинах иных классов, сыновья эти перенимают статус своего отца. Лишь дети, рожденные от женщин иной варны, наделяются статусом ниже статуса отца.
Можно привести такой пример: если шудра обретет сына от женщины высшей из варн, сын этот окажется за пределами четырех варн (ибо он рождается "чандалой", который гораздо ниже по статусу). Сын, находящийся за пределами четырех основных варн, от соединения с женщинами, принадлежащими к основным варнам, порождает потомство, которое еще ниже его по статусу. В случае союза того, кто сам находится за пределами четырех варн, с женщиной, которая еще дальше за этими пределами, дети их преумножают последствия союза с женщинами, стоящими выше по статусу.
Таким образом, от людей низшего статуса происходят классы, общим числом пятнадцать, которые стоят ниже - либо в той же мере, либо же еще более приниженные. Лишь от сексуального единения женщин с теми, кто не должен иметь с ними такого единения, рождаются смешанные классы. Среди этих классов, которые находятся за пределами четырех основных, или чистых, варн, есть дети, рожденные женщинами из класса "шаириндри" от мужчин класса "магадха".
Дело таких отпрысков - украшение человеческих тел, в том числе тел родичей. Они хорошо знают, как готовить мази, плести гирлянды, и изготавливать украшения. Хоть они и свободны по статусу, который получают при рождении, им надлежит вести жизнь в служении.
От соединения магадх с женщинами-шаириндри происходит другая каста, называемая "айогава". Их работа состоит в изготовлении сетей (для ловли рыбы, дичи и животных).
"Вайдехи", соединяясь с женщинами из касты "шаириндхри", порождают детей, которых зовут "маирейка", и чье занятие состоит в изготовлении вин и других спиртных напитков.
От "нишад" происходит каста "мадгура", и другая, известная как "дашас", чье занятие состоит в работе с лодками.
От "чандал" рождаются зовущиеся "швапака", чье занятие - охранять мертвых.
Женщины касты "магадхи", соединившись с этими четырьмя злонравными кастами, производят на свет другие четыре, живущие обманом. Касты эти называются: манса, швадукара, кшаудра и саугандха.
От вайдехи рождается жестокая и порочная каста, живущая во лжи.
От нишадас порождается каста "мадранабха", представителей которых мы видим правящими повозками со впряженным ослами.
От чандал происходит каста, называемая "пуккаса", представители которой, как можно увидеть, едят плоть ослов, коней и слонов. Одежду, которой они покрывают себя, они снимают с трупов. Также видно, как они едят из битой глиняной посуды (сноска 33:1).
33:1 Битую посуду всегда выбрасывают. Иногда ей пользуются люди низших варн.
Эти три касты очень низкого ранга рождаются женщинами касты айогава (от отцов из иных каст). Каста под названием "кшудра" происходит от вайдехаки. Каста "андхра", селящаяся на задворках малых и больших городов, также происходят от касты вайдехака. Также и чармакара, соединяясь с женщиной из касты нишада, порождает класс, который зовут "каравара".
От чандалы вновь порождается каста, называемая "пандусаупака", чье занятие - изготавливать корзины и другие предметы из расщепленного бамбука. От союза нишады и женщины из касты вайдехи происходит тот, кого зовут ахиндака.
Сын, рожденный от чандалы женщиной из касты шаупака, не отличается по статусу от чандады по статусу и занятию. Женщина из касты нишада, соединившись с чандалой, рождает сына, который живет на задворках деревень и городов. Члены такой касты воистину живут в крематориях, и низшие варны считают, что те недостойны быть перечисленными среди них.
Таким образом эти смешанные касты порождаются от неверного и порочного союза отцов и матерей, принадлежащих к разным кастам. Живут ли они в открытую или скрываясь, их должно узнавать по их занятиям.
В писаниях изложены обязанности только для четырех основных варн. Относительно других писания хранят полное молчание. Во всех варнах члены тех каст, обязанности которых не изожены в писаниях, свободны от страха относительно того, что они делают (чтобы заработать пропитание). Люди, не привыкшие к исполнению обязанностей, или те, для кого не предписаны жертвоприношения, кто лишен общества и наставлений праведных - как из четырех основных варн, так за их пределами - соединяясь с женщинами из других каст, ведомые не заботой о праведности, а необузданной похотью, приводят к появлению множества смешанных каст, чьи занятия и жилище зависят от обстоятельств того неправильного союза, что привел к ее появлению.
Имея прибежище на месте встречи четырех дорог, или в крематории, или в холмах и горах, или в лесах и на деревьях, они строят там свое жилище. Украшения, которые они носят, сделаны из железа. Живя в таких местах открыто, они предаются своим занятиям, чтобы заработать на жизнь. Порой можно увидеть, как они живут, украшая себя и занимаясь изготовлением домашней и прочей утвари.
Несомненно, помогая коровам и браминам, а также практикуя такие добродетели, как воздержание от жестокости, сострадание, честность в словах и прощение, а также, если необходимо, полагая жизнь свою для защиты других, представители смешанных каст могут достичь успеха.
У меня нет сомнений, о владыка, что эти добродетели становятся причиной их успеха. Обладающий рассудком должен, учитывая все это, рождать потомство согласно указаниям писаний, соединяясь с женщиной, которая соответствует ему. Сын, рожденный женщиной, принадлежащей к низкой касте, вместо того, чтобы спасти своего отца, приносит ему скорбь, как тяжелое бремя отягощает пловца, желающего пересечь воды. Обладает муж знанием или нет, похоть и гнев - естественные качества человеческого рода в этом мире. Следовательно, всегда можно видеть, как женщины утягивают мужчин на неверный путь. Этот естественный для женщин порядок вещей состоит в том, что контакт мужчины с ней становится причиной его горя. Потому мужи, обладающие мудростью, не причиняют себе страданий излишней привязанностью к женщинам.
Юдхиштхира сказал:
Есть мужи, принадлежащие к смешанным кастам, весьма нечистого рождения. Имеющие вид благоприличия, они на самом деле не заслуживают уважения. В связи с этими внешними аспектами мы не всегда можем знать правду об их рождении. Есть ли признаки, о прародитель, по которым можно узнать правду о таких людях?