Глава 69
Юдхиштхира сказал:
- Можешь ли ты, о превосходнейший из рода Куру, в очередной беседе со мной дать высокочтимые наставления насчет даров, с особенным уточнением, о мудрейший, насчет дарования земель. Кшатрию следует одаривать землями добродетельного брамина. Брамину надлежит принять дары с подобающими обрядами. Никто, кроме кшатриев, не вправе одаривать землями. Поэтому теперь расскажи мне, какие дары могут преподносить люди разных варн, движимые желанием приобрести заслуги перед богами, а также то, что сказано в Ведах по этому вопросу.
Бхишма сказал:
- Есть три дара, которые идут под схожими именами и обладают одинаковыми достоинствами. Они действительно способны послужить исполнению всех желаний. Блага, дарование которых описано мной - это коровы, земли и знание. Тот человек, который говорит своим ученикам слова о праведном подношении, взятые из Вед, приобретает заслугу, равную той, что обретается дарованием земель и коров.
Так же похвально поднесение даров коровам. Нет одариваемых существ выше, чем они. Преподносящий дары коровам немедленно получает заслугу. O Юдхиштхира, дарение им не может не приносить большую заслугу. Коровы - матери всех существ. Они - источник счастья для каждого. Человек, который желает себе процветания, всегда должен делать им подношения. Никто не должен пинать коров или проходить посередине стада. Коровы - это богини и обители благости. По этой причине они всегда заслуживают поклонения.
Ранее божества, подготавливая землю для совершения жертвоприношения, использовали стрекала для удара волов, привязанных к плугу. Следовательно, при обработке земли для этой цели можно, не боясь порицания или греха, применять этот инструмент к волам. В других случаях, однако, волам нельзя причинять боль стрекалом или хлыстом.
Когда коровы пасутся или ложатся, никто не должен беспокоить их, что бы ни происходило. Когда коровы испытывают жажду, но не получают воду, оттого что некто препятствует их доступу к бассейну, водоему или реке, они, просто взглянув на такого человека, могут уничтожить его со всеми его родственниками и друзьями. Какие создания могут быть более священны, чем коровы, если их навозом очищаются и освящаются алтари, на которых проводятся обряды в честь усопших предков и поклонения божествам?
Заслуги человека, который в течение года прежде чем насытить себя, каждый день дает даже горстку травы коровам, принадлежащим другому, приравниваются к соблюдению обета и приносят исполнение любых желаний. Такой человек обретает детей, славу, богатство и процветание, и рассеивает все зло и иллюзии.
Юдхиштхира сказал:
- Какими признаками должны быть отмечены коровы, которые имеют право быть дарованными? Как выбрать тех из них, что должны быть переданы в дар? Каким должен быть характер тех людей, кому следует преподнести такой дар? И, с другой стороны, как распознать тех, кого не следует одаривать коровами?
Бхишма сказал:
- Корова никогда не должна дароваться тому, кто несправедлив в поведении, или тому, кто греховен, или тому, кто жаден, или тому, кто неправдив в речи, или тому, кто не делает подношений праотцам и божествам. Человек, преподносящий десять коров браминам, знающим Веды, не ищущим земного богатства, обладающим многими детьми и любящим свою семью, достигает во многих сферах великого счастья.
Когда человек совершает действия, направленные на приобретение заслуг благодаря дарам, полученным от другого человека, то часть заслуг, связанных с этим действием, переходит к дарителю.
Тот, кто создает человека, кто спасает его и протягивает хлеб ему, когда он нуждается, подобен трем родителям.
Покорное служение своему наставнику уничтожает грех. Гордость способна разрушить даже великую славу. Воспитание троих детей устраняет позор бездетности, и обладание десятью коровами развеивает упрек в бедности.
Только тому, кто посвятил себя Веданте, то есть наделен большой ученостью, тому, кто наполнен мудростью, кто имеет полный контроль над своими чувствами, то есть соблюдает ограничения, заложенные в священных писаниях, кто удалился от всех мирских привязанностей, тому, кто славословит все живые существа, тому, кто никогда не будет делать плохое, даже побуждаемый голодом, тому, кто имеет мягкий и спокойный нрав, тому, кто рад всем гостям - истинно такому брамину должен человек, обладающий подобным поведением и имеющий детей и жен, преподнести средства к существованию.
Мера заслуги, которую обретает человек, дарящий коров, является в точности мерилом греха, что ложится на того, кто посмеет ограбить брамина. В любом случае надлежит избегать присвоения того, что принадлежит браминам, и не искать близкого общения с их супругами.