Бхишма сказал:
- В подтверждение этому, о наследник рода Куру, я расскажу правдивую историю о великом бедствии, которое настигло царя Нригу из-за совершенного им ограбления брамина. Некоторое время назад молодые люди из рода Яду в поисках воды натолкнулись на большой колодец, поросший травой и лианами. Желая вытащить из него воду, они приложили очень много сил, чтобы убрать все растения, покрывшие поверхность колодца. После того, как поверхность был очищена, они увидели в глубине колодца огромную ящерицу, обитавшую в нем. Молодые люди прилагали большие и неоднократные усилия для спасения ящерицы. Ящерица, размерами подобная горе, и сама пыталась выбраться при помощи веревок и кожаных петель.
Увидев бесплодность своих усилий, юноши направились к Джанардане (т.е. к Кришне Васудэве. Джанарана - «мучитель людей» - эпитет Вишну). Обращаясь к нему, они сказали:
- В колодце, занимая собой все его пространство, сидит самая большая ящерица, которую только можно увидеть. Несмотря на все наши усилия, нам не удалось ее вытащить оттуда.
Так они представили ситуацию Кришне. Тогда Васудева пошел к колодцу, достал ящерицу и спросил ее, кто она. Ящерица сказала, что в ней воплотилась душа короля Нриги, который процветал в древние времена и много жертвовал во славу богам.
Мадхава произнес, обращаясь к ящерице:
- Ты совершил много праведных деяний, и нет за тобой никакого греха. Почему же, царь, ты пришел к такому мучительному концу? Объясни мне, как и чем это было вызвано. Мы слышали, что ты много раз одаривал браминов сотнями сотен тысяч и сверх того восемьюдесятью сотнями тысяч коров. Почему же тебя постигла такая участь?
Нрига ответил Кришне:
- Однажды корова, принадлежащая брамину, который регулярно поклонялся своему внутреннему огню, сбежав из владений хозяина, пока он отсутствовал дома, пришла в стадо, которым владел я. Те из моих слуг, кто следил за скотом и вел его пересчет, включили ее в мое тысячное стадо. Со временем эту корову я даровал другому брамину; я действовал так, желая себе счастья на небесах.
Настоящий хозяин, вернувшись домой, искал свою потерянную корову и наконец увидел ее в доме другого. Найдя ее, хозяин воскликнул: «Эта корова моя!» Новый хозяин коровы начал оспаривать его притязание, а затем оба, раздраженные от споров и гнева, пришли ко мне. Обращаясь ко мне, один из них сказал: «Ты был дарителем этой коровы!» Другой сказал: «Ты отнял у меня эту корову - она моя!»
Тогда я попросил брамина, которому я дал эту корову, вернуть этот дар в обмен на сотни и сотни других коров. Не вняв моим искренним просьбам, он обратился ко мне:
«У меня есть корова, которая хорошо пришлась ко времени и к месту. Она дает большое количество молока, кроме того, она очень спокойна и любит нас. Молоко, которое она дает, очень сладкое. Она заслужила множество всяческих похвал в моем доме. Она питает, кроме того, моего слабого ребенка, которого только что отняли от груди. Ты не можешь забрать ее у меня".
Сказав эти слова, брамин ушел. Тогда я обратился с просьбой к другому брамину, предложив ему обмен: «Возьми сто тысяч коров за эту корову».
Брамин, однако, ответил мне так: «Я не принимаю даров от тех, кто наделен царской властью. Я могу жить без посторонней помощи. Так не теряй времени, отдай мне ту самую корову, которая была моей».
Вот так, о победитель Мадху, брамин ответил мне. Я предложил ему дары из золота и серебра, колесницы и лошадей. Но брамин отказался от каждого из этих даров и удалился.
Тем временем под влиянием непреодолимого хода времени я должен был уйти из этого мира. В обители Праотцов меня пригласили к трону властителя мертвых. Поклонившись мне, Яма обратился ко мне с такими словами:
- Невозможно принять окончательное решение по твоим делам, о царь. Существует, однако, небольшой грех, который был бессознательно совершенен Тобой. Ты можешь выбрать, как тебе угодно: потерпишь ли ты наказание за этот грех сейчас или позже. Ты (при своем вступлении на престол) поклялся защищать права людей на их собственное имущество. Эта клятва не была строго соблюдена тобой. Ты присвоил то, что принадлежало брамину. Это стало двойным грехом для тебя.
Я ответил:
- Вначале я приму тяжкое наказание, и когда оно закончится, я буду наслаждаться счастьем, которое мне предстоит, господин!
После того, как я сказал эти слова царю мертвых, я начал опускаться к земле. Хотя я падал, я все еще мог слышать слова, которые Яма говорил мне очень громко. Эти слова были:
«Джанардана, сын Васудевы, спасет тебя! По прошествии целой тысячи лет, когда ты искупишь свой грех, ты достигнешь неисчерпаемого блаженства во многих сферах за твои бесчисленные праведные деяния».
Так я упал головой вниз в этот колодец, превратившись в рептилию. Однако память не оставила меня. Сегодня ты спасл меня - о чем же еще может свидетельствовать твое участие в моей судьбе? Позволь мне получить твое разрешение, о Кришна! Я хочу подняться на небеса!
Услышав одобрение Кришны, царь Нрига склонил голову к нему, а затем сел на небесную колесницу и отправился на небеса. После того, как Нрига таким образом вознесся, о лучший из сынов Бхараты, Васудева прочел этот стих, о радость рода Куру!
- Никто недолжен распоряжаться чем-либо, принадлежащим брамину. Собственность брамина, присвоенная кем-либо, уничтожает захватчика так же, как корова брамина уничтожила когда-то царя Нригу!
Я снова говорю тебе, о Партха, что совершение добрых дел никогда не оказывается бесплодным. Вот царь Нрига был спасен из ада благодаря своим заслугам. Поднесение даров всегда принесет заслуги дарящему, равно как и завладение чужим имуществом всегда приносит ущерб захватчику. Следовательно, также, о Юдхиштхира, следует избегать причинения вреда коровам.