Юдхиштхира сказал:
Ты уже часто объяснял, что ненасилие (ахимса) - наивысшая добродетель. В Шраддхах же, которые проводятся в честь предков, должно на благо себе жертвовать разные виды мяса. Это ты сам говорил относительно предписаний для Шраддх. Но как добывать мясо, не убивая существ?
Тут я вижу противоречия в твоих учениях, и у меня возникают сомнения насчет потребления мяса. Какие заслуги и какие пороки связаны с мясом? Какой грех в убийстве живого существа для потребления его мяса? Какая заслуга в потреблении мяса живого существа, которое убили другие? Каковы заслуги и пороки того, кто убивает живое существо для кого-то другого, или того, кто ест мясо, которое он покупал у других?
О Безгрешный, поведай, пожалуйста, об этом! Я желаю в этом удостовериться. Поистине, как обрести долголетие, силу, здоровье и благополучие на этом пути?
Бхишма сказал:
О потомок Куру, слушай про заслуги отказа от потребления мяса. Слушай, как я разъясняю эти превосходные предписания в соответствии с истиной.
Тем высокодуховным людям, которые желают здоровье, красоту, долголетие, интеллект, духовную и телесную силу и хорошую память, должно воздерживаться от всех вредоносных деяний. На эту тему, о потомок Куру, было много обсуждений между риши. Слушай их мнение, о Юдхиштхира.
Кто с устойчивостью обета отказывается от потребления алкоголя и мяса, о Юдхиштхира, тот имеет настолько великую заслугу, будто бы он каждый месяц проводил жертвоприношения коня. Семь божественных риши, валакхильи (группа низших божеств - мудрецы-карлики) и те риши, которые пьют лучи солнца, с великой мудростью восхваляют отказ от мяса. Также Саморожденный Ману провозгласил, что человек, который не ест мясо, не забивает живых существ и не побуждает убивать, является другом всех существ. Такой человек не может быть подавлен ни одним существом, так как он пользуется их доверием и похвалой праведных.
Также высокодуховный Нарада учил, что человек, который пытается увеличить свою плоть потреблением мяса других, получит много проблем. А Брихаспати говорил, что тот, кто воздерживается от алкоголя и мяса, обретает высокие заслуги даров, жертвоприношений и покаяний. И я тоже думаю, что заслуга отказа от потребления алкоголя и мяса равна заслугам почитания богов ежемесячным жертвоприношением коня на протяжении ста лет.
Благодаря лишь одному только отказу от потребления мяса человек считается устойчивым почитателем богов жертвоприношениями или благотворителем, который жертвует дары, или аскетом, который выполняет строгое самоотречение.
Кто по привычке ел мясо и отказался от него позже, обретает этим поступком великую заслугу, равную изучению всех Вед или же достижениям всех жертвоприношений, о Бхарата. Ибо крайне сложно отказаться от потребления мяса после того, как привык к его вкусу. Поистине, для такого человека весьма трудно выполнять высокий обет отказа от мяса, обет, который утверждает всех существ в бесстрашии по отношению к нему. Тот знающий, кто преподносит всем живым существам дар безопасности, без сомнений рассматривается в этом мире как жертвователь жизненного дыхания. В этом заключается добродетель, которую мудрые люди восхваляют. Таким людям жизненное дыхание других существ так же дорого, как и свое собственное.
Люди, обладающие интеллектом и чистой душой, обращаются с другими существами так, как они бы того желали от других [по отношению к себе]. Однако заметно, что даже образованные люди, которые пытаются достичь наивысшего блага в форме Освобождения, полностью не свободны от страха смерти. Что же говорить о тех невинных и обычных существах, которые привязаны к своей жизни, и которых забивают алчные люди, дабы ими насытиться?
Поэтому пойми, о правитель, что отказ от потребления мяса является наивысшей опорой небесной религии и благополучия. Ибо ненасилие считается наивысшей добродетелью и даже наивысшим отречением. Оно является и наивысшей истиной, из которой происходят все жизненные цели. Мясо не получается из травы, дерева или камня. Для этого нужно убить живое существо* (*которое подобно нам), а это великий порок, присущий потреблению мяса. Боги, которые существуют за счет ритуальных восклицаний (сваха), сладкого напитка (свадха) и нектара, посвящают себя искренности и правде. Тот же, кто удовлетворяет лишь свой вкус, должен быть известен как ракшас, который полон страстей.
Тот, кто воздерживается от потребления мяса, о царь, никогда не будет вынужден бояться других существ, независимо от того, где он находится - в дикой местности или в недоступной крепости, днем, ночью или в сумерках, в открытых городских местах, в собраниях людей, перед поднятым оружием или в местах, где опасаются диких животных или змей. Такому человеку все доверяют, и все ищут его защиту. Он не вызывает страха в других, и поэтому сам не должен страшиться.
Если бы никто не ел мясо, никто не был бы вынужден для этого забивать животных. Ибо мясник, который забивает животных, делает это для тех, кто ест мясо. Если бы мясо считалось несъедобным, никому бы не приходилось забивать животных. Поэтому из-за мясоедов так много животных вынуждены умирать от руки человека.
О превосходный, так как жизнь людей, которые забивают живых существ или побуждают к забою, сокращается, становится ясным, что каждый, кто желает себе благо, должен отказаться от потребления мяса. Те страстные люди, которые поощряют забой животных, никогда не найдут покровителей, когда будут в них нуждаться. Они, словно хищники, всегда станут чувствовать, будто их преследуют.
Ради силы и энергии, из-за алчности и замутненного разума или из-за общества с грешниками возникает этот порочный образ мыслей. Кто стремится увеличить свое мясо, потребляя мясо других, тот будет испытывать великий страх в этом мире, и после смерти примет рождение в низких семьях и племенах.
Великие мудрецы, которые посветили себя обетам и самообузданию, провозгласили, что воздержание от мяса достойно всякой похвалы, оно ведет к благородной славе и открывает путь на небеса, а также является великим благом для всех существ. О сын Кунти, все это я давным-давно услышал от Маркандеи - в то время, когда этот риши рассказывал о пороках потребления мяса. Кто ест мясо животных, которые желают жить, но напрямую или косвенно забиваются им, тот накапливает грех убийства - деяния, полного жестокости.
Кто покупает мясо, тот убивает живых существ своим богатством.
Кто ест мясо, тот убивает живых существ своей страстью.
Кто привязывает, ловит и убивает животных, тот убивает их своим насилием.
Таковы три вида забоя и таким образом - убийства. Даже тот, кто сам не ест мясо, но поддерживает процесс забоя, оскверняется этим пороком.
Кто отказывается от потребления мяса и проявляет сострадание ко всем существам, не может быть подавлен ни одним существом, он обретает долголетие, здоровье и счастье.
Так же мы слышали, что заслуга отказа от потребления мяса выше, чем дары золота, коров и земли. Поэтому не стоит есть мясо животных, которых не посвятили богам и предкам в жертвоприношениях (Сноска 1), в соответствии со священными предписаниями, и которые таким образом умерли без смысла.
1. Существует мнение, что в текущей эпохе (кали-юга) не существует таких браминов, что были бы в состоянии трансформировать негативную энергию, которая выделяется при убиении животного. Согласно таким понятиям даже ритуальное убийство животного, посвященное богам или предкам, не рекомендуется (прим. переводчика главы).
Без сомнений такой человек отправится в ад. Кто, напротив, ест мясо, которое освятили в жертвоприношении и как дар преподнесли браминам в качестве еды, тот накапливает лишь мало пороков. Любая другая мотивация, соответственно, связана с наибольшим грехом.
Невежественный человек, что убивает животных ради насыщения, накапливает грех убийства. Грех того, кто лишь ест животных - меньше. Кто следует праведным путем ритуалов и жертвоприношений, которые предписываются Ведами, но все равно убивает живое существо из-за привязанности к потреблению мяса - тот, без сомнений, станет обитателем ада. Поэтому всегда достойно преодолевать привычку мясоедения. Кто заготавливает мясо, поддерживает этот процесс, забивает животных, покупает их мясо, продает, готовит или ест - все они считаются мясоедами.
Сейчас я по этому поводу приведу еще один авторитет. Слушай, что Брахма, будучи всевышним водителем, сам разъяснил и провозгласил через Веды.
Сказано, о вождь царей, что путь действенных задач создан в первую очередь для домохозяев, и меньше для аскетов, которые стремятся к Освобождению. Сам Ману сказал, что мясо, которое освещено мантрами и должным образом, в соответствии с ведическими предписаниями, преподнесено в честь богов и предков в жертвоприношениях, является чистым. Другое же мясо считается бесполезно забитым, и его не стоит есть, поскольку убийство ведет к пороку и в чистилище. Поэтому, о вождь Бхаратов, никогда не стоит как ракшас есть такое мясо, обретенное запретными способами против священных предписаний.
Поистине, никогда не стоит есть бесполезно забитое мясо, ибо это против священных предписаний. И кто желает обезопасить себя от каких бы то ни было бедствий, должен полностью отказаться от него.
Мы также слышали, что в прошлой кальпе люди, которые желали достойных обителей, совершали жертвоприношения семенами растений вместо того, чтобы жертвовать для этого посвященных животных. Будучи исполнены сомнений относительно влияния мяса, риши расспросили Васу, повелителя чедиев. Даже несмотря на то, что царь Васу знал, что следует избегать мяса, он ответил, что оно, преподнесенное в жертвоприношении, пригодно в пищу, о правитель. В тот же миг Васу из-за этого мнения потерял способность подниматься на небеса и упал на землю. А поскольку он и там повторил свое мнение, он был вынужден дополнительно опуститься под землю. (См. MHB 12.338: читать)
Так же случилось, что высокодуховный Агастья благодаря своей аскезе на благо человечества раз и навсегда посвятил диких оленей богам. Поэтому больше нет необходимости очищать этих животных, чтобы преподнести их богам и предкам в качестве жертвоприношения. Если преподносить предкам это мясо в соответствии с ведическими предписаниями, тогда они удовлетворяются.
Слушай меня, о царь царей, что я буду рассказывать в дальнейшем. О безгрешный, отказ от мяса несет с собой блаженство и заслугу, равную ста годам суровых аскез. Поистине - это и мое мнение. Особенно в светлую лунную половину месяца картика следует отказаться от мяса. Это считается очень достойным.
Кто в течение 4 месяцев сезона дождей воздерживается от потребления мяса, обретает четыре прославленных достижения, долголетие, славу и власть.
Кто на протяжении всего месяца картика воздерживается от всякого мяса, преодолевает все страдания и будет жить в блаженстве.
Кто постоянно, на протяжении месяцев, отказывается от потребления мяса, тот обретает благодаря своему ненасилию обиталища Брахмы.
О сын Притхи, многие цари давних времен, которые стали душой всех существ и узрели истину во всех проявлениях - а именно то, что является Я и не-Я - воздерживались от потребления мяса либо на протяжении всего месяца картика, либо на протяжении всей светлой лунной половины этого месяца.
К ним принадлежат Набхага, Амбариша, высокодуховный Гайя, Аю, Анаранья, Дилипа, Рагху, Пуру, Картавирья, Анируддха, Нахуша, Яяти, Нрига, Вишваксена, Шатабинду, Юванашва, Шиби, сын Ушинары, Мучукунда, Мандхатри и Харишчандра. Они всегда жили праведно и никогда не говорили лжи.
Следуй за ними, о Юдхиштхира! Ибо праведность - вечная цель жизни. Благодаря одной только праведности Харишчандра гуляет по небесам как вторая луна (царь Солнечной династии, известный добродетелью и щедростью. Боги предложили ему в награду рай Индры, но Харишчандра согласился войти в рай лишь после того, как вместе с ним были взяты на небо его родичи, друзья и подданные). Также другие цари: Сеначитра, Сомака, Врика, Райвата, Рантидева, Васу, Шринджайя, Душманта, Карушма, Рама, Аларка, Нала, Вирупашва, Ними, Джанака, Айла, Притху, Вирасена, Икшваку, Шамбху, Швета, Шагар, Аджа, Дхундху, Суваху, Харьяшва, Кшупа и Бхарата, о правитель, отказывались от потребления мяса в месяц картика и достигали за счет этого небес, где они великолепно сияют в обители Брахмы, почитаемые гандхарвами и апсарами.
Поистине, эти люди высокого духа, которые практиковали непревзойдённую добродетель ненасилия, смогли тем самым достичь местожительства на небесах. Те праведники, которые с рождения держаться в стороне от мяса и алкоголя, могут даже считаться муни. Кто практикует эту добродетель воздержания от наслаждений и является примером для других, тот никогда не будет вынужден идти через ад, даже если он порой еще грешит.
О царь, тот, кто слушает или читает эти заповеди о воздержании от потребления мяса, которые так благотворны и восхваляются риши, тот очищается от пороков и обретает великое блаженство благодаря исполнению всех его желаний.
Он так же, несомненно, еще в этой жизни получит большое уважение своих ближних. Если ему встретятся бедствия, он легко освободится от них. Если он заболеет, то быстро излечится, и если его настигнут беспокойства, то он их легко рассеет.
Такой человек никогда уже не будет вынужден рождаться в мучительных телах птиц и других диких животных. Будучи рожден среди людей, он достигнет великолепия, огромного богатства и долгой славы.
Так я рассказал тебе, о царь, все, что нужно было рассказать относительно воздержания от потребления мяса, в соответствии с ведическими предписаниями деяния и не-деяния, как это провозгласили риши.