Юдхиштхира сказал:
Увы, те жестокие люди, что пренебрегают разнообразным питанием и страстно желают употреблять в пищу только мясо, живут как великие ракшасы! Увы, они не наслаждаются разновидностями пирогов и сочных трав, луковиц и других растений так, как наслаждаются мясом. Поэтому мой ум полностью растерян.
Мне кажется, если люди будут продолжать жить так, то не будет ничего, что могло бы сравниться со вкусом мяса. Поэтому, о могучий, я желаю еще раз услышать про пороки потребления мяса и заслуги, обретаемые отречением от него. О вождь Бхаратов, тебе известны все жизненные уроки. Так поведай же мне подробно о предписаниях относительно этого.
Расскажи мне, что съедобно, а что несъедобно. Разъясни мне, о прародитель, что такое мясо, откуда оно происходит, и какие заслуги и пороки связаны с ним.
Бхишма сказал:
Все так, как ты говоришь, о могучерукий. Нет ничего на земле, что превосходило бы вкус мяса, и ничего, что было бы полезнее для людей, которые слабы и худы, страдают от болезни, привыкли к половому влечению или устали от поездок туда и обратно. Ибо мясо быстро умножает силу и побуждает к действию. В связи с этим нет пищи, которая была бы лучше, чем мясо, о уничтожитель врагов. Тем не менее, о радость Куру, великие заслуги сопровождают отказ от мяса. Слушай внимательно мой рассказ об этом!
Нет, пожалуй, никого более жестокого, чем тот, кто хочет умножать свое мясо мясом других живущих. Ибо для существ в этом мире нет ничего дороже собственной жизни. Поэтому должно сострадать жизни других, как и своей собственной.
Без сомнений, о сын, мясо берет свое начало в жизненном семени. Поэтому существуют определенный порок в потреблении мяса и определенная заслуга в отказе от него. Только если мясо является чистым в соответствии с ведическими предписаниями и преподнесено в качестве жертвоприношения, человек остается свободным от порока, ибо мы услышали, что животных создали для жертвоприношений. Кто с другим намерением ест мясо, тот следует обычаям ракшасов. Послушай меня, я перечислю предписания, которые в связи с этим установили для кшатриев.
Они не накапливают порок, если едят мясо оленя, которое они добыли за счет своих собственных усилий, поскольку однажды Агастья посвятил всех оленей в дикой местности богам и предкам. Поэтому охота на оленей не осуждается. Также не существует охоты без риска собственной жизни. Угроза для охотника и дичи одинакова - либо умирает животное, либо охотник. Из-за этого, о Бхарата, даже царские мудрецы имеют привычку охотиться. Таким поведением они не накапливают пороки. Воистину это деяние не является греховным, и все же, о радость Куру, не существует более высокой заслуги для этого и следующего мира, чем практика сострадания ко всем живым существам.
Человеку, наполненному состраданием, не нужно больше бояться. Таким безвредным людям, которые исполнены сострадания, принадлежит как этот, так и потусторонний мир. Знающие цели жизни говорят, что добродетель достойна называться добродетелью, если она предусматривает ненасилие к существам. Человек с чистой душой должен всегда действовать с таким состраданием. Поэтому любое мясо должно посвящать в жертвоприношениях во славу богам и предкам, дабы оно стало хави (чистой жертвенной пищей)
Человек, который посвятил себя великому состраданию и постоянно поступает с другими умиротворяюще, больше не будет страшиться никаких существ. Ибо сказано, что все существа перестают нагонять на него страх. Ранен ли он, упал ли, лежит ли простираясь, слаб ли, или преследуется ли иным образом - все существа будут его защищать. Поистине, они это будут делать при любых обстоятельствах и в любом месте. Ни змеи, ни дикие животные, ни духи и ни ракшасы не смогут ему навредить. Во всех опасных ситуациях он будет свободен от любого страха, так как ни одно животное больше не будет его бояться. Ибо не было, нет, и никогда не будет дара, превосходящего саму жизнь.
Любое живое существо привязано больше всего к своей жизни. Смерть является для них трагедией, о Бхарата. Когда приближается смерть, тела всех существ дрожат. Везде можно увидеть, как они переносят рождение, болезнь, старость и смерть в этом океане мира, постоянно уходя из него и возвращаясь вновь. Любое живое существо страдает от смерти. Даже рождение болезненно и переносится с трудом. Пока существа растут в материнской утробе, они варятся в острых, кислых и горьких соках тела, окруженные мочой, слизью и калом. Там они вынуждены в беспомощном состоянии жить внутри матки, и вновь и вновь их толкают и давят.
Таким образом, мы видим, что те существа, которые желают мяса, варятся уже в материнской утробе, будучи полностью беспомощными. А после того, как они обретут различные перерождения, они будут вариться в аду по имени Кумбхипака (букв. «в больших котлах» - собственно ад). На них нападают и их убивают, и они, таким образом, крутятся в колесе перерождений. Кто приходит на эту землю, тот превыше всего любит свою жизнь. Поэтому все люди с очищенной душой обязаны практиковать всеобъемлющее сострадание ко всем чувствующим существам. О царь, тот, кто воздерживается от любого вида мяса от рождения, без сомнений обретает великую славу на небесах.
Кто ест мясо животных, которые хотят жить, тот сам будет съеден животными. В этом у меня нет сомнений. Отсюда и произошло слово мясо (санскр. «манса») со смыслом: «он («са») будет есть меня («мам»), равно как я ел его». Это, о Бхарата, является глубинным смыслом мясоедения. Кто убивает, того будут убивать. Это та участь, которая повторяется в круге перерождений.
Кто ведет себя враждебно с другими, сам окажется жертвой других в похожей ситуации. Какая бы карма не накапливалась в различных телах, ее следствия должны переживаться в телах похожих. Ненасилие - высшая добродетель. Ненасилие - высший самоконтроль. Ненасилие - высший дар. Ненасилие - высшее отречение. Ненасилие - высшее жертвоприношение. Ненасилие - высшая сила. Ненасилие - лучший друг. Ненасилие - высшее счастье. Ненасилие - наивысшая истина. А также ненасилие - глубокое и наивысшее учение.
Подношения во всех жертвоприношениях, омовение во всех священных водоемах и все дары в соответствии со священными писаниями не приносят столько заслуги, сколько приносит отречение от насилия. Это отречение человека, который воздерживается от всех повреждений, поистине неисчерпаемо. Такой преисполненный сострадания человек считается постоянно проводящим жертвоприношение. Человек, преисполненный сострадания, является отцом и матерью всех существ.
Это, о вождь Куру, всего лишь некоторые заслуги ненасилия, так как, по большому счету, заслуги, связанные с ним, неисчислимы, даже если бы их обсуждали на протяжении ста лет.