Юдиштира сказал:
- Ты поведал мне в полной мере о тех, от кого пища может быть принята, и о тех, от кого она не должна быть взята. Но у меня есть серьезные сомнения в одном вопросе. Научи меня, о прародитель, как брамин должен очиститься от вины, если он принял столь различные виды пищи, особенно принесенные в честь богов и предложенные в жертву Предкам.
Бхишма сказал:
- Я скажу тебе, о принц, о том, как благородные Брамины могут быть освобождены от всех грехов, понесенных при приеме пищи от других. При принятии освященного масла искупление производится путем выливания подношения огню и рецитацией при том гимна Савитри. Принимая кунжут, о Юдиштира, должно сделать такое же искупление. Принимая мясо, или мед, или соль, Брамин очищается стоянием до восхода солнца.
Если Брамин принимает золото от кого-либо, его очищение от греха - молча рецитировать Гаятри-мантру, публично держа в руке кусочек железа. Принимая деньги или одежду, женщин или золото, он должен совершить такое же очищение, как сказано прежде.
Принимая пищу или рис, сваренный в молоке и сахаре, или сахарный сок, или сахарный тростник, или масло, или какие-либо священные вещи, он очищается путем троекратного омовения в течение дня, а именно: утром, в полдень и вечером.
Если принимать рис, цветы, фрукты, воду, полузрелый ячмень, молоко или простоквашу, или что-либо, сделанное из мяса или муки - искупление производится рецитированием Гаятри-мантры сто раз.
Принимая обувь или одежду на обрядовых церемониях, Брамин уничтожит грех рецитированием той же мантры те же сто раз. Принятие в дар земли во время затмения или в период нечистоты очистит обет поста в течение трех ночей.
Брамин, который принимает приношения для умерших предков в темную половину месяца, очищается постом, что длится один день и одну ночь. Брамин, не совершивший омовений, не должен произносить свои вечерние молитвы и не должен предаваться религиозной медитации, или принимать свою пищу во второй раз. Поступая таким образом, он остается чистым. По этой причине Шраддха (обряд в честь умерших предков) назначается во второй половине дня, и потому Брамина, который был приглашен, следует заранее накормить.
Брамин, который принимает пищу в доме умершего человека на третий день после его смерти, очищается путем омовения трижды в день в течение двенадцати дней. По истечении двенадцати дней и надлежащей церемонии очищения грех уничтожается, когда брамину подают освященное масло.
Если человек принимает пищу в доме мертвого человека, то в течение десяти дней после его смерти он должен пройти все искупления, упомянутые выше, и должен прочесть гимн Савитри и совершить уничтожающее грех покаяние Ишти и Кушманды.
Брамин, который принимает пищу в доме человека три ночи, очищается, выполняя свои омовения три раза в день в течение семи дней и, таким образом, достигает всех своих желаний и никогда не бывает настигнут несчастьями.
Брамин, который принимает свою пищу в обществе Шудр, очищается от всей нечистоты, должным образом соблюдая церемонию очищения. Брамин, который принимает свою пищу в обществе Вайшьев, освобождается от греха, живя на милостыню в течение трех ночей подряд. Если Брамин принимает пищу с Кшатриями, он должен искупить грех, совершая омовения в одежде.
Если человек ест с другими с одного блюда, Шудра теряет уважение семьи; Вайшью теряет свой скот и друзей. Кшатрий теряет свое процветание, а Брамин - свой блеск и энергию. В таких случаях должны быть совершены умиротворяющие обряды и даны приношения богам. Гимн Савитри должен быть прочитан, а обряды Ревати и аскеза Кушманды - соблюдены с целью уничтожения греха.
Если кто-либо из вышеупомянутых четырех классов общества вкушает пищу, частично съеденную человеком любой другой варны, искупление, несомненно, производится путем намазывания на тело таких благоприятных веществ, как Рочана, трава Дурва и куркума.