Проза
Стихи
Проза
Фотографии
Песни
Тампль
Публицистика
Хогвартс
Драматургия
Книга снов
Рисунки и коллажи
Клипы и видео
Проекты и игры
Главная » Проза » МАХАБХАРАТА. Анушасанапарва. Перевод » ВТОРАЯ ЧАСТЬ » ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ » Глава 159


Mahabharata

Book 13: Anusasana Parva
 
Глава 159

Юдхиштхира сказал:

- Скажи же нам, о убийцу Мадху, какие блага влечет за собой поклонение браминам. Ты хорошо знаком с этой темой. А наш прародитель, воистину, знает Тебя.

Васудева сказал:

"Слушай меня, о царь, с пристальным вниманием, о главный среди народа Бхарата, и я перескажу тебе, каковы заслуги браминов в соответствии с истиной, о первейший из семейства Куру!

Однажды, когда я был в Двараке, о отрада Кауравов, мой сын Прадьюмна, разъяренный некоторыми браминами, пришел ко мне и молвил: «О, убийца Мадху, какими заслугами обладают столь почитаемые брамины? Откуда дана им эта власть, что наследуется ими и здесь и после? О раздающий почести, какие награды достигаются непрестанным поклонением браминам? Любезно объясни мне все с полной ясностью, ибо ум мой колеблется в сомнениях относительно этого».

Услышав эти речи, адресованные мне Прадьюмной, я ответил ему - послушай же, о царь, с чутким вниманием, что это были за слова:

"О дитя Рукмини, послушай меня, и я поведаю тебе, какого процветания может достичь человек, поклоняясь браминам. Когда кто-либо настраивает себя на приобретение известной совокупности трех благ (а именно, праведности, богатства и удовольствия), или на достижение Освобождения, или славы и благосостояния, или на целительство и лечение болезней, или на поклонение божествам и Питри, такому человеку следует позаботиться, чтобы удовлетворить Дваждырожденных.

Каждый из них как царь Сома, который разливает свет, что так приятен, по небесной тверди. Они - мера счастья и несчастья. O дитя Рукмини, будь оно в этом или в следующем мире, о сын - всё благое имеет свое происхождение в браминах. Я не сомневаюсь в этом! В поклонении браминам берут исток великие деяния, и слава, и сила. Обитатели каждого из миров и наместники вселенной - все они поклоняются браминам. Как же тогда, о сын, возможно нам игнорировать их, отдавшись идее, будто это мы владыки земли?

О могучерукий, не дозволяй гневу твоему избрать браминов в качестве своего объекта. В этом, как и в ином мире, Брамины считаются сутью. Они обладают непосредственным знанием обо всем во Вселенной. Воистину, они способны все обратить в пепел, если разгневаются. Они способны создавать другие миры и других наместников в этих мирах (отличных от тех, которые существуют). Почему же тогда людям, что обладают энергией и верными знаниями, не повести себя с послушанием и уважением к ним?

Раньше в моем доме, о сын, жил брамин Дурваса, чье лицо было зеленым и темно-желтым. Одевался он в лохмотья и имел при себе палку, изготовленную из дерева Бильва (сноска 373:1).

373:1  Aеgle marmеlos - Баиль или каменное яблоко. В шиваизме листьями бильвы, растущими по три на черешке и оттого напоминающими трезубец Шивы, осыпают Шивалингам на праздник зимнего новолуния. 

Его борода была длинна, и сам он был чрезвычайно истощен. Статью он был выше, чем самый высокий человек на земле. Бродя по всем мирам - а именно, тем, что принадлежат человеческим существам, и тем, что уготованы для божеств и других высших существ - пел он следующий стих непрестанно, среди сборищ и на площадях: "Есть ли здесь кто-нибудь, кто позволит брамину Дурвасе остановиться в доме своем, исполняя акт гостеприимства для него? Он гневается на каждого, если находит хоть малейшее преступление! Услышав это о нраве моем, отыщется ли здесь тот, кто даст мне приют? Истинно, тот, кто согласится дать мне убежище как гостю, не должен содеять ничего такого, что разозлит меня!"

Когда я увидел, что никто не решается принять его в своем доме, я пригласил его и убедил обосноваться в моей обители. В некоторые дни он ел пищу, достаточную для тысячи мужей. В другие дни он ел очень мало. В некоторые дни он уходил из моего дома и не возвращался. Иногда он смеялся без явной причины, а иногда плакал без повода.

В те времена не было никого на земле, кто был бы равен ему по годам. Однажды, войдя в покои, предоставленные для него, он сжег все кровати и покрывала, и всех изысканно украшенных девиц, что были там, дабы служить ему. Сделав это, он вышел. Весьма довольный своими обетами, он сразу же встретился со мной  и сказал: «О Кришна, я хочу без промедления поесть сладкой пшеничной каши на молоке, приправленной корицей!»

Заранее разгадав его мысли, я уже наказал моим слугам подготовить все виды еды и питья. В самом деле, многие отличные яства были уже приготовлены. И как только он попросил меня, я распорядился, чтобы принесли сладкую пшеничную кашу на молоке, приправленную корицей, и предложил подвижнику. 

Съев немного, он быстро сказал мне: «Почему бы тебе, о Кришна, не съесть немного этой каши и не измазать ей все свои конечности!» Без стеснения я сделал, как было им указано. В самом деле, остатками этой сладкой каши я смазал свое тело и голову.

Аскет в это время увидел твою мать, сладколикую, что стояла рядом. Тут же рассмеявшись, он измазал и ее тело этой кашей. Затем подвижник приказал, что бы твою мать, чье тело было измазано пшеничной кашей, без промедления запрягли в колесницу. Направившись к этой колеснице, он вышел из моего дома. Наделенный большим умом, этот брамин пылал сиянием, словно огонь, и ударил в моем присутствии мою Рукмини, наделенную молодостью, будто она была животным, которому суждено тащить на себе колесницу, полную людей.

Видя это, я не чувствовал ни малейшего ростка горя или злобы, или желания нанести увечье этому Риши. Истинно, когда он запряг Рукмини в колесницу, он пожелал держать путь по главной дороге города. Видя это необычное зрелище, некоторые дашархи (Дашарха - древнее название Двараки. Дашархи - потомки Дашархи, ядавы). наполненные гневом, стали говорить между собой следующие вещи: «Кто на этой земле продолжит дышать после того, как Рукмини впрягли в колесницу? Воистину, пусть мир будет наполнен только браминами! Пусть никакие другие варны не родятся здесь. Яд опасной змеи чрезвычайно смертоносен. А брамин опаснее, чем яд. И нет врачевателя для человека, который был укушен и обожжен смертоносным змеем-брамином».

Пока неотразимый Дурваса ехал в колеснице, Рукмини, шатаясь, шла по дороге и часто падала. На что Дваждырожденный риши разгневался и стал подгонять Рукмини, ударяя ее кнутом. Наконец, наполненный неистовой страстью, этот брамин спрыгнул с колесницы и убежал в сторону юга по бездорожью на своих ногах. Видя, что этот лучший из браминов бежит по непроходимым местам, мы последовали за ним, хотя были измазаны сладкой кашей, восклицая ему вслед: «Будь же доволен нами, о святой человек!»

Наделенный огромной энергией, этот брамин, увидев меня, сказал:

«О могучерукий Кришна, ты покорил гнев силой своей природы? О праведный в обетах, я не нашел ни малейшего изъяна в тебе! О Говинда, я очень доволен тобой. Проси любых плодов своих желаний, что будут угодны тебе! Узри же, о сын, каково мое могущество, когда я кем-то удовлетворен!

Пока божества и люди будут любить вкусную еду, до тех пор каждый из них будет лелеять такую же любовь к тебе, что и к своей еде! Пока будет встречаться Праведность хотя бы в одном из миров, до тех пор слава о твоих деяниях будет жива! Истинно, так же долго тебя будут чтить во всех трех мирах! О Джанардана, ты будешь приятным для всех и каждого! Все твои вещи, что были разбиты или сожжены, или полностью разрушены мной, ты увидишь восстановленными, о Джанардана, в прежнем виде, или же они появятся даже в лучшей форме! О неувядающий в своей славе, сколь долго ты ни пожелаешь жить - дотоле тебе не придется бояться, что смерть достанет тебя через те части тела, что были измазаны в сладкой пшеничной каше на молоке с корицей, что я протянул тебе! О сын, почему ты не измазал этой кашей подошвы своих ног?.. Не сделав это, ты совершил поступок, который я не могу одобрить!»

Такими были слова, которые он сказал, будучи довольным мной. После того, как он закончил говорить, я увидел, как мое тело стало наделено необычайной красотой и великолепием. Будучи особо доволен Рукмини, этот Риши сказал ей следующее:

«О, прекрасная госпожа, ты будешь первейшей среди всех жен в своей славе, великий почет и достижения уготованы для тебя. Дряхлость, болезнь или потеря красоты никогда не постигнут тебя! Каждый будет видеть, как ты занята служением Кришне, окруженная благоуханием, что всегда присуще тебе. Ты станешь самой славной из всех его супруг, коих шестнадцать тысяч, о Кешава. Наконец, когда придет время твоего ухода из мира, ты будешь неразделима с Кришной и за пределами этого существования!»

Сказав эту речь твоей матери, риши еще раз обратился ко мне и, пробормотав нижеследующие слова, покинул то место. Действительно, риши Дурваса, пылающий как огонь, сказал: «О Кешава, пусть твое сознание всегда будет обращено к Брахме!»

Истинно, сказав эти слова, брамин тут же исчез с моих глаз. После его исчезновения приступил исполнению ритуала, и очень тихо прочел определенные мантры, чтобы не быть никем услышанным. Воистину, с этого дня я решил исполнять все заветы, что получу от браминов.

Приняв этот обет, о сын, вместе с твоей матерью, с сердцами, наполненными радостью, мы вновь вернулись в наш дворец. Входя в наш дом, я увидел, что все вещи, которые Риши сломал или сжег, опять появились и стали новыми. Увидев обновленные предметы, которые к тому же стали более долговечны, я наполнился удивлением. Воистину, о сын Рукмини, с этого дня я всегда поклонялся браминам в своих мыслях!»

...Вот что, о владыка народа Бхарата, хотел я сказать по поводу величия браминов, что есть первейшие вреди всех варн. Следует и тебе, о сын Кунти, поклоняться благословенным браминам каждый день с подношениями богатств и коров, о могущественный! Именно так я приобрел процветание, которым наслаждаюсь, процветание, что происходит от благодати браминов. И все что Бхишма сказал обо мне, о владыка Бхарата - все это правда!"

 

Загрузка...