Проза
Стихи
Проза
Фотографии
Песни
Тампль
Публицистика
Хогвартс
Драматургия
Книга снов
Рисунки и коллажи
Клипы и видео
Проекты и игры
Главная » Проза » МАХАБХАРАТА. Анушасанапарва. Перевод » ВТОРАЯ ЧАСТЬ » ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ » Глава 161


Mahabharata

Book 13: Anusasana Parva
 

Глава 161 


Васудева сказал:

О могучерукий Юдхиштхира, послушай меня, я перечислю тебе многие имена Рудры, так же высоко благословенные, как и он сам, прекрасный духом. Риши описывают Махадеву как Агни, и Стхану (=обитель бога) и Махешвару, как одноглазого и трехглазого, обладателя вселенской формы, и как Шиву или великого благостью.

Брамины, знакомые с Ведами, говорят, что этот бог имеет две формы. Одна из них ужасная, другая же мягкая и благостная. И эти две формы, в свою очередь, снова подразделяются на множество иных форм. Тот образ, что является неистовым и ужасным, считается идентичным с Агни, и с Несущим Молнии, и с Сурьей.

Другая форма, которая представляется легкой и благой, совпадает с Праведностью, и с Водой, и с Чандрамой (=Луна). Но говорят, что половина его тела огонь, а половина - Сома (или луна). Эта форма Его, мягкая и благая, считается вечно прибывающей в практике обета Брахмачарьи. Другая же Его форма, что в высшей степени ужасна, связана со всеми процессами уничтожения во Вселенной.

Поскольку он велик (Махат) и является Верховным Господом всех (Ишварой), его называют Махешвара. Поскольку он воспламеняет и угнетает, пронзителен и неистов, наделен огромной энергией, поглощает мясо, кровь и костный мозг - о нем говорят так же как о Рудре.

Так как он является первейшим из всех божеств, и власть его, как и воля его, обширна, и поскольку он защищает эту огромную вселенную - его называют Махадэва. Так как он существует в форме и цвете дыма, то имя его Дхурджати («с заплетенными волосами»). Поскольку любое его действие - это Жертва каждому из живущих, он ищет блага для всех существ - его называют Шива или Единственно Благой.

Пребывая высоко (в небесах), он сжигает жизни всех существ, но все же неизменен в деталях и никогда не меняет направления. Символ его зафиксирован и недвижим во все времена. И по этим причинам называют его Стхану.

У него так же множество аспектов. Он является настоящим, прошлым, и будущим. Он подвижен и неподвижен, за это имя ему Вахурупа (многоликий принцип).

Божества, именуемые вишвадевы, пребывают в его теле. Поэтому он зовется Вишварупа (=универсальная форма). У него тысячи, мириады глаз. Можно сказать, что он имеет глаза со всех сторон, на каждой частичке собственного тела. Его энергия струится из этих глаз. И нет предела глазам его.

C тех пор как он непрерывно питает любое из существ и состязается с ними, он является их господин и хозяином, поэтому его именуют Пашупати (=господин всех существ).

Поскольку его символ [эмблема] всегда исполняет обет Брахмачарьев, все миры поклоняться этому знаку соответствующим образом. Данный акт поклонения, как говорят, особо ублажает и радует его. Если один поклоняются ему, создавая его образ, а другой поклоняется его символу, то в конечном итоге и тот и другой достигнут великого и вечного процветания. Риши, божества, Гандхарвы, и Апсары поклоняются его символу, что всегда прям и поднят. Когда его символу поклоняются, Махешвара остается особо удовлетворен своим почитателем. Нежный со своими преданными, он дарует им счастье с веселой душой.

Этот великий бог любит пребывать в крематориях, и там он сжигает и поглощает все трупы. Те люди, что приносят ему жертвы в таких местах, за служение это достигают в конце концов областей, предназначенных для героев. Исполняя свою законную функцию, он - тот, что является Смертью, которая покоится в телах всех живых существ. А так же он - дыхания, что именуются Праной и Апаной в телах всех воплощенных существ. Он имеет множество сиятельных и страшных форм. Всем этим формам поклоняется мир, и все они известны браминам, обладателям знаний.

Среди богов он имеет бессчетные имена, все из которых связаны с полным упразднением с нисхождением в могилу. Воистину, значения всех этих имен происходят от его величия либо от его необъятности, или от его деяний, или от поведения. Брамины всегда читают прекрасный гимн ШатаРудрия в его честь, что записан в Ведах и был составлен Вьясой. Воистину, брамины и Риши называют его старшим из всех существ.

Он первый из всех божеств, и именно из своих уст он сотворил Агни. Этот праведный душой Бог всегда жаждет дать защиту каждому, и никогда не откажется от просящего. Он скорее предпочтет отказаться от своих собственных жизненных сил и возьмет все возможные недуги на себя. Долгая жизнь, здоровье и свобода от болезней, достаток, богатство, разнообразные удовольствия и наслаждения, даруются им. Но именно он и тот, кто отнимает это все.

Свет и изобилие, что иные видят в Шакре (=Индре) и других божествах - на самом деле его. Именно он причина всех добрых и злых дел в трех мирах. Благодаря полному контролю над всеми объектами наслаждения он называется Ишвара (Верховный Господь и Учитель). Поскольку он владыка огромной вселенной, он называется Махешвара. Вся вселенная пронизана им в его многообразных формах. Это то божество, чей рот ревет и сжигает воды моря в облике головы огромной кобылы!»*
_____________________

*Аллюзия на огненную кобылу, что, говорят, скитается по океану (ср. огненная лошадь Солнца бродит над океаном).

 
Загрузка...