Кто-то может стремиться к богатству сотнями способов - и все же оказаться не в состоянии обрести его; в то время как иной, без какого либо намерения сыскать благо, становится счастливым его обладателем. Люди постоянно могут совершать злые деяния ради богатства и неизменно терпеть поражение. Другие же наслаждаются богатством, никогда не совершая злых дел. Третьи, кто внимательны в исполнении предписанных им обязанностей, не получают ничего.
Бывают люди, что не обретают знания о морали или о политике даже после того, как они изучат все трактаты на избранную тему. Или же, случается, что Первым Министром короля назначают человека, совершенно не имеющего представления о науке морали и науке управления. Ученый муж может быть обладателем богатства. Так же, может владеть богатством иной, обделенный знаниями человек.
Однако и тот и другой могут оказаться абсолютно лишенными достатка. Если бы, обретая знания, человек приобретал бы и счастье богатства, то ни один ученый муж не жил бы под покровительством людей, обделенных знаниями, ради собственного существования. Истинно, если обретая знания, можно было бы получить все желаемое - как мучимый жаждой утоляет свою жажду водой - то ни один человек в этом мире не относился бы к пути знания с пренебрежением.
Если время человека еще не истекло, он не умирает даже будучи пронзенным сотнями клинков. Но тот, чей час настал, оставляет свою жизнь, даже если всего лишь лезвие травинки поразило его".
Бхишма сказал:
Если человек поставил своей целью обретение чего-либо, но не был успешен в достижении блага, ему следует практиковать строгую аскезу. Пока не будут посеяны семена, не вырастет урожая. Принося дары (достойным людям в этой жизни), человек приобретает (в своей следующей жизни) многие радости и наслаждения, точно так же человек получает мудрость и ум, уповая на тех, кто уже многие годы слывет достопочтенным.
Мудрецы говорят, что снискать дар долголетия возможно, практикуя воздержание от жестокости в обращении со всеми существами. Таким образом, следует быть щедрым на дары. Не вымогать их, но и уметь принимать, когда дарует другой.
Следует почитать тех, кто праведны. Воистину, нужно быть приветливым с каждым, и всегда делать то, что для других приемлемо. Следует стремиться к достижению чистоты (как в своем сознании, так и внешне).
Воистину, всегда следует воздержаться от нанесения увечий любому живому существу. В вопросах же счастье и горя, даже если речь идет о насекомых или муравьях, причина всегда лежит в деяниях этой и прошлых жизней, а так же Природа сама является причиной, поэтому и ты, о Юдхиштхира, должен быть спокоен! *)
*) Сказанное здесь заключается в следующем: бытие всех живых существ определяется их действиями в этой и прошлых жизнях. Природа, тем не менее - так же причина происходящего.
И блаженство и страдания, которые человек испытывает в этом мире, коренятся в этих двух причинах.
Что касается тебя, о Юдхиштхира, ты не освобождаешься от этого вселенского закона; если ты, вдруг, еще лелеял какие-то сомнения на этот счет. Если ты видишь, образованного человека, живущего в бедности, или невежественного человека, который богат, если ты видишь, что люди терпят неудачу, когда затрачено много сил или же имеют легкий успех - тебе должно всегда приписывать это действию Природы.