Первая Эпоха - послесловие
Я понимаю, что многие ждут от меня чувственного отчета о Нарготронде, потому что я написала «Финрод-Зонг» и, очевидно, очень глубоко в теме. А особенно те, кто по серии причин не посетил игру и хочет хотя бы через текст приобщиться к прекрасному к трагедии эльфийского народа.
Я не должна, на самом деле, ничего говорить - потому же, почему не могу серьезно написать рецензию на последний фильм о Супермене (в прокате называется «Человек из Стали»). Всем все ясно, планы режиссера раскрыты, много долларов вложено, актеры очень симпатичные, компьютерная техника отличная, 5/6 фильма занимает одиозная бойня за судьбу Земли, остальное отдано бессодержательным, пафосным диалогам из серии общих мест. Я, конечно, сходила сразу после игры - чтоб сократить количество квеньи в голове. Проспала все драки. Не знаю, как так вышло. Тем не менее случилось ровно то же, что и с Матрицей-2 - я пришла без особых ожиданий с целью посмотреть большое модное кино, но едва начался треск и блеск - сознание мое погрузилось в глубокую летаргию, потому что нигде не могло найти себе точки применения. Никаких сожалений я не чувствовала, кроме невеяного кем-то постулата - может, я что-то пропускаю. Но нет, конечно - вторичный пересмотр Матрицы-2 доказал: пропускать нечего.
Вот так и тут.
Еще недавно я прочла женский роман, который уже все, кроме меня, прочитали. Не «стопицот оттенков серого», а другой. Не осилила, ясное дело, дальше сотой страницы, но - как и в случае с Суперменом - рада, что приложилась. Бывает так, что, читая книгу, ты чувствуешь себя умней героя. Это позитивный прием, на котором построены многие комедии, он заставляет нас счастливо смеяться и даже сопереживать. А бывает, что чувствуешь себя умнее автора. Какое-то время ты полагаешь, что ошибся, и будет просвет впереди. Может быть, нужно просто всей душой принять эстетику и внутреннюю логику автора, и тогда все сложится. Но с каждой новой страницей ты проваливаешься все глубже в нечто одномерное, обильно обоснованное, патетично поданное, красиво изданное на мелованной бумаге.
Вот так и тут.
Еще, как известно, я написала пол-романа о Нуменоре, который никто из мастеров игры не читал, ибо незачем. При учете того, что главмастер ПЭ со мной не здоровается, это скорей благо (однако нет сомнений, что он все равно узнает про этот пост). И вот начинают на игре до меня доноситься слухи об устройстве Врага. То герой ранит его в Ногу. То ангбандский пленник кому проговорится. Я не верила, потому что так не бывает. Думала, команда меня подкалывает, в стиле запрещенного «лоризма-постмодернизма». Но оказалось, что все правда: Ангбанд представлял из себя реально четырех игротехников, Нога Врага, Другая Нога Врага, две Руки - и немного предваряющей себя Чудовищности в виде балрогов, больдогов, дракона и прочего, что мы любим. Описание Штурма Ангбанда, таким образом, можно прочитать ниже:
«...Помню, как мы играли за каменными складами, посреди разбитого щебня, в «ледышки». [...]
Сначала выбирали короля Дня и короля Ночи («черного» и «белого»). Крик стоял невообразимый, потому что каждый хотел, чтобы выбрали его. Потом выбранные короли набирали из оставшихся по войску. У белого там были братья и сыновья, у черного - Голова, Нога, Рука, Корона, Трон, Страж Ворот, Страж Стены, Советник и слуги (в зависимости от количества что-то убавляли или добавляли).
Потом черный король со своим войском прятался за кучу мусора и возводил там укрепления, как мог. Белый король расхаживал перед своими сородичами и держал речь. На самом деле, все обговаривали тактику. Дальше черный король свистел - и начиналось:
- Мы пришли, подлый вор, чтобы навалять тебе по первое число!
- Катитесь к мамке!
- Выходи, недородок, на честный бой, да захвати наши камни!
- Убирайтесь, пока не выхаркали зубы!
- Выходи, трус, подтяни штаны - и выходи!
- Я почиваю и кушаю, а вы грызите локти! Пошли вон!
Дальше оскорбления делились по соответствующим парам.
- Выходи, а то мы выломаем ворота!
- Замаешься меня ломать, хиляк!
- Выходи, а то мы пробьем стену!
- Руки сперва вымой, пугало!
- Выходи, или мы убьем твоего советника!
- А ты понесешь домой свои кишки!
- ... твою корону!
- ...разлетелся!
- ...твой трон!
- ...седалища не хватит!
- ...твою голову!
- ... твою задницу!
- Я твоя смерть!
- Испугали!..
- Вперед!!!Следовал штурм мусорной кучи. Далее происходили поиски «врагов» среди руин и груд щебенки. Бить в спину было можно, поэтому прятались как можно хитрее, искали - как можно лучше. Дрались на палках парами. Короли подбадривали и не дрались. Сюжет строго соблюдался, но случались накладки. Если все формальности были соблюдены, оставалась пара королей. Они некоторое время желали друг другу всего наихудшего, после чего снимали рубахи и дрались на кулаках. Удивительно, что от этих варварских игр никто из нас не бывал побит так сильно, чтобы вызвать панику у родных. Синяки и ссадины на фоне витиеватых речей. Мы отлично понимали, что это всего лишь ритуал, он важен не для победы в конечном побоище, но и для чего-то иного. Как только это «что-то» пропадает - игра становится войной.
Мы сколотили уличную банду из сыновей первых семейств, которыми родители по какой-либо причине не интересовались. [...] Игра усложнилась и расцвела жуткими, невероятными подробностями. В ней теперь участвовали драконы (убивались с большим трудом специально назначенным и помеченным оружием, которое надо было найти и выторговать у товарища, сами же драконы сражались длинными веревочными «хвостами»), волшебство представляло из себя пузырь с подкрашенной водой или требухой - когда он лопался при попадании, все было залито вонючей жижей, так что не отвертишься; девочка, повязавшая «своему» воину платок на руку, набавляла ему одну «жизнь», а надо сказать, среди нас были три-четыре девочки, и пользовались они огромным спросом, потому что только им позволялось «лечить» ранения. Раненого клали на землю, щипали над ним пахучую траву, потом его перевязывали поясом или шарфом, и раненый давал какой-нибудь безумный обет целительнице - например, принести ей клок волос с головы Врага или сапог с его ноги, или драконий хвост. С поверженного противника можно было требовать что угодно - от одежды до страшного обещания. Нога Врага могла отправиться домой без сапога или без штанины, Рука Врага - без стальной безделушки, заменяющей нам древние перстни и самоцветы. На вражеской стороне все обстояло так же, даже веселее. У них было преимущество в «колдовстве», и делали его из чего попало - из муки, забивающей ноздри, из красного перца, из корабельного дегтя, которым смолят галеоны в Андуние и Азуладе. Одним словом, жизнь была восхитительна - родители имели тайны от нас, а мы от них.»
В общем, бывает, что ходишь в зеркальном коридоре, а господь все видит, да не скоро скажет.
Вот так и тут.
Еще бывает, ты по милосердию не лезешь в дела людей, которыe хотят состояться сами, в поле своих интересов. И верно, чужой опыт никогда не работает, а вот дебильные советы из тыла бесят. И едешь, стало быть, на Мероприятие ради друзей, рядовых игроков. Ни с кем не споришь, ничему не противоречишь. Но все равно находятся люди, которые никак не могут перенести твоего ментального присутствия. Даже сократившись до одноместной палатки и не отсвечивая, ты ломаешь им мозг и жизнь. Ну, раз все так, скажу свое слово.
1. Даже при полном понимании «фестивальности» заявленной игры отсутствие Сюжета - это скверно. Содержание комиксов Marvel - долгие бои и победа хороших над плохими - это не сюжетика, это стандартный ход любого бугурта. Я не имею ничего против бугуртов, но люди, желающие Первой Эпохи (сильмариллиона), со всей очевидностью хотят чего-то еще помимо квеньи, военного призыва и острых ушей. Чтобы развеять возможные подозрения скажу - я ничего не ждала, потому что вдруг я просто такая плохая, что меня вообще невозможно удовлетворить? Да и вообще, в одну реку дважды не зайти. Я ездила затыкать дыры.
Я знаю, что ПЭ была заявлена как игра со свободным сюжетом. Эта оговорка как бы сразу намекает, что все может быть как попало, никто не гарантирует канон. Но я хотела бы понять разницу между «свободный сюжет» и «не вкладываемся в сюжет». Потому что по факту мы имеем натягивание событий на лекалы Сильмариллиона - и камень за морем, и эльфинит подвернулся (все книжку читали и понимают, кого надо послать - не гнома, например), и сильмарилл из Ангбанда доставили в Дориат (я сомневаюсь, что два игротехника в зверином, Кархарот и Хуан, рвали друг друга и так закатились за завесу, я думаю, они просто это проговорили кому надо, чтоб камень оказался у Тингола). Свободный сюжет - это камень в Гондолине или фишки бросили и решили, где он. Когда со свободным сюжетом мы жить не готовы - мы сворачиваем на знакомые колеи, порой не очень обосновано, порой потому что гладиолус. Одним словом в бессюжетном, но глубоко узнаваемом всеми пространстве, в конечном итоге проложены знакомые генеральные линии. Я полагаю, в этом было много воли игроков, которые тоже тяготеют к любимому и знакомому, порой - любой ценой. С этой точки зрения лучше узнаваемое, чем совершенно левое.
Но вернусь к боевику. Эпическая Первая Эпоха невозможна без битв, бессчетных слез, не возможна без Героев, без Клятв, трагедий, негаданных смертей, и всей этой звенящей печали и высоты в обстоятельствах, к которым в обычной жизни мы не способны. Игра типа «Первая Эпоха» - это великолепный и часто единственный шанс объединить эльфолюбов в нормальном серьезном формате и дать им счастье осуществления. Это блестящий Повод, за который люди и проголосовали ногами. Никогда ни у одного мастера, делающего Большую Игру по Толкиену, не бывает второго шанса, и нет в этой профессии никаких черновиков. Так вот, помимо Эпических Битв, Первая эпоха - это падение Скрытых Королевств, это предательства из-за страсти, эгоизма или алчной любви (один Маэглин - а сколько грохота!), это конфликт между позицией Лорда и Героя (Финрод), это история Искупления. Я думаю, обо всем этом мастера знали, и заложили некие механизмы вероятности (например, Клятвы и гейсы). Я знаю, что многие и многие игроки отлично подготовились к этой игре, так что на них тоже можно было рассчитывать как на сотрудников. Однако ни один из сюжетов этого поля «смастерен» и желанен не был, и мне кажется - даже расчета не было на них, потому что ведущий Архетип игры - это Осада Крепости (Троянская война). Игрой руководил этот Архетип, а не мастера по сюжету (не знаю, были ли). При Осаде Крепости в «скрытых королевствах» нет толку, им нет места на карте мира: они могут стать действующими и реальными, лишь перестав быть скрытыми. То есть - выйдя в поле боя под командованием своего Короля. Ну, еще есть шанс просто пасть под штурмом противника, если он «узнает», где вы (Осада Другой Крепости). Что-то такое приключилось с Форностом.
Надо сказать, тут проблем не было никаких: есть союзнические обеты и просто пацанская честь, отряды выходят на Осаду, и порой выходят короли (наш выходил периодически). Лагеря укрепляют свои ворота и готовятся к смерти. Архетип сыт. Далее уже никто не задается вопросом, где собственно сюжетный канон для Нарготронда (королевство, брошенное своим Королем в силу конфликта Клятв) или Гондолина (преданное королевство и подвиг Глорфиндейла, закрывшего собой Человека). Это как бы многого хотите вы, мечтатели. Работайте сами. Найдите, кому сунуть кольцо или девушку, и пинайте его, чтоб создал вам проблему. Или есть еще ОБВМ.
Пусть поймет меня читатель - я ничего не хотела лично для себя и по правилам обложилась Клятвами, которые должны были сработать, так как кроме Галадриели все дети Финарфина гибнут в Первую Эпоху. Никто не виноват в том, что Ангарато выиграл Войну, Финрод и Артаресто остались живы, Айканаро удачно женился. Может быть, в этом следует даже почуять тень толерастии и общего замирения, и начать всех их совокупно презирать. У меня на игре образовался гейс, ибо король поймал меня на слове. Я связала себя со своим Лордом почти нерасторжимыми узами, так что верность-верность, слово-закон, сказано - сделано. Но всего этого совершенно недостаточно.
2. Лэ о Лейтиан. За несколько месяцев перед игрой мне приснился сон, как П.Джексон снял Сильмариллион. Там было много драконов, людей, крови, кишок и горя, но совсем не было Лейтиан. К снам своим я отношусь с почтением, и поэтому начала ничего не ждать. Но надеяться не запретишь, вдруг люди лучше, чем ты подумал.
Самое печальное на ПЭ, помимо лица моего Короля, который остался без одежды на начало игры, это история Лютиен.
Не могу понять, как она не встретилась с Береном, который был ого-го - может он просто не родился вовремя. Но это мелочи - герой из Людей у нее был. Не могу понять, зачем ей был нужен именно сильмарилл, и при чем тут счастье всего мира, если запрос Тингола был амбивалентен (светоч из Ангбанда), и обращен с вероятностью к брачным планам дочери, а не к спасению всех и вся. Светочей со светом Двух Дерев в Ангбанде полно (бери любого пленного из Валинора с огнем в глазах, а там только нолдор и сидят), и зачем она при таком решении вообще пришла в Нарготронд. То есть, я могу просто всего не знать, и ни в чем не подозреваю красивую несчастную Лютиен, кроме того, что ей нужно было положить свою жизнь на некий алтарь с самого начала, и она искала его, и нашла. И взяла себе. Государь наш сказал - ей нужна была от него карта Ангбанда с тайными ходами. Ну, пришла, вытрясла нолдорского мужика, и пошла своим путем дальше. В принципе, на женщину вообще расчета нет, когда речь о жертве.
Это все не печаль, а данная данность, дурак тот, кто изумится. Печаль случилась в Ангбанде. В силу какого-то черного морока сильмарилл не дался в руки Человеческому Герою, потому что оценка его и Лютиен в Ангбанде оказалась ниже допустимого. Как ни хочешь забыть, что тебя оценивают на баллы - ибо лишь Истинному Герою поставит зачот волдеморт - никак не дают. Кого-то обвинили в жадности. Кого-то в тупости, вероятно - там был еще росток неведомого древа из валинорских семян, как пророс под Морготом - не ведаю, я б загнулась еще на фазе укоренения, так вот росток тоже канал. Моргот уснул под песню Лютиен и проснулся от выковыривания камня, и всех пленили и пытали, а потом толкнули к побегу, чтоб не заниматься пришельцами. На поле Лютиен снова усыпила врагов и окончательно сбежала в леса без камня и без Человека, который пришел в Нарготронд с поломанной клятвой и искал там минимального понимания или самоубийства. Камень тем временем независимо укатился в Дориат, а в гаванях независимо построили под него корабль. Люди работали над знакомым сюжетом, только герои-участники оказались не при чем. Как бы с точки зрения героического преодоления все можно объяснить и оправдать, ибо не бывает легко героям-участникам, и преодолевать надо постоянно. Но очень больно мне, наблюдателю, от того, что вышел такой пшик.
3. Чтобы не злить головной состав игры, напишу о личном. Я приехала затыкать дыры, и заткнула все, что мне подошло. Отдала королю свою одежду и ходила в жарком говне - ибо уже на полигоне выяснилось, что обещанное швеей надето быть не может, про деньги надо забыть, спасибо, что живой. Завязала Келегорму Узел Судьбы после аданского проклятья, в остальном не раздражая мастеров своим шибари. Но узел завязать было надо! Далее писала стихи и заклинала оружие. Майтимо «моим» мечом Алкарима (Рука Судьбы, он же Славнейший) ранил Врага, он был в «моих» доспехах, ура. Мои надписи были на воротах Нарготронда, потом на цепи засова, потом на таране, и прочее по мелочи. Надо сказать, я сильно против чипобола и эффективных речёвок, поэтому писала только то, что хотела, и что сделала бы в любом случае просто потому, что прет. Майтимо меня вдохновлял невыразимо! Так невыразимо, что я смазала ему протез маслом лотоса, и он, по-моему, стал скрипеть. А Майтимо странно пахнуть. Велика и иррациональна любовь в народе калаквенди! Ну и что за ворота без достойной телеги?.. Вообще я хотела бы всю свою вечность углублять реальность вокруг Словом. Мой опыт показывает, что это единственный способ сделать мечту былью.
Потом Берен отдал мне черный меч, с которым его народ не мог совладать (аналог меча Турина, судя по всему). Государь отсутствовал, дело было в три часа ночи, и я взяла грех на душу. Я вообще не просекла сперва, как зовут сего адана, и спрашивать не стала, чтоб не позориться потом, забыв. Но мой титул в Верных Короля был Меч Государя (там еще была Броня, Венец, Щит и прочее Государя, и если что - идея не моя). Магия-с! К несчастью для мироздания, Лейтиан уже осуществилась, и с Береном можно было только курить, а меч попрятать в складку местности (откуда его потом пытался извлечь командный мастер, но крепкая магия неодолима, и меч не дался затрял; мастер его не увидел).
У меня была возможность вести поединки Воли, но противника все не было и не было, и в конце выяснилось, что и не будет - так как на поединок Воли будут давать врага только тогда, когда пройдут и огребут все рубаки. Кто мы такие, чтоб лезть вперед со своим обесцененным, если не кончились те, кто ценен (бойцы в мечи ценны, если кто не понял, а слово не ценно). В завершение этого абзаца приведу цитату.
Спасибо, что живой
- Ангбанд, у нас тут эльф хочет вызвать Гортхауэра на поединок воли!
- Какой эльф? Финрод?
- Ну, почти Финрод. Не совсем Финрод.
- А именно? Как зовут эльфа?
- Эммм... Если я вам скажу, что это Лора Бочарова, вас это обрадует?
(дикий хохот со всех сторон, где есть хотя бы один человек с рацией)
После паузы:
Ангбанд: Гортхауэр не выйдет на поединок.
Ринглин: Ну и что, что трус, зато живой!
Я не в претензии. У меня в жизни все было. Думаю, игрок на роль Финрода сильно промазал, что связался со мной. Конечно, у него оказались одежда и кольцо. Но тень бессмертия на нем лежала точно.
4. Красная Шапочка. Как наблюдает терпеливый читатель, отчет мой катится от тяжелого к легкому. Когда стало ясно, что голова моя красна и парик невозможен, я стала искать себе приключений на цвет волос. Мысли мои были еще шаловливы, а надежды на Исход Финрода к Саурону велики. Сколь причудливо, - думала я, - было бы приручить в лесу волка и выучить его звериный язык - а волк потом оказался бы Кархаротом. И вот плен, то-се, жрать подано, а тут я с печеньками. Драматический тупик животноводства! Рингл меня оборжал, конечно, но обещал подумать. И вот! В некий день говорит мне наш виночерпий, очень Верный не помню в каком статусе: под стенами Нарготронда воет волк, одна дева тут его приманила песней, и если я со своей красной шапочкой хочу продолжения банкета - надо выйти. И я лечу! К своему чудовищу! И идет за нами не то Корабль, не то Броня с оружием, защищать глупцов от темного майи, ибо нет оборотней в мире Толкиена кроме темных майар, а у нас с виночерпием на всю голову пипец. И, в общем, было очень мило. Волк с усатой мордой и горящими глазами пришел не один, а со своей девушкой, трещали кусты, светила луна, выли вдалеке варги за переправой Нарога, лес шептал резной листвой, и историю сплел оборотень очень ладную, пробивало на слезу. Как трезвый эльф, я понимала, что не моего ума это дело все от начала до конца, никто не вернет проклятому Гортхауэром слуге человечий облик, да и игротехника жаль мотать по кустам ради чего-то сомнительного (для игры), но я очень люблю чудовищ.
По приходу домой было мне откровение. Государь наш Финдарато органически не выносит больших собак и волков. Типа есть арахнофобия, когда так с пауками, а есть такое же с волками. Ну, блин. И не в том дело, что налажала я в рамках гос.служения, гуляя с противными животными по Нарогу. Какой неебический волчий Остров проимелся. А я бы, я бы!!!.. Государя-то от волков!... В камере-то!.. Но нех плакать по волосам, снявши голову, да.
Короче, знаю, чья была посылка с волком-оборотнем. Если, может, кто-то думает, что они это сделали зря пусть ктулху подавится - то не правы они. Два человека кроме меня в этом участвовали, и уверена - это было очень ценно. А волчеку лучи повышенной светимости.
Не могу завершить сей абзац на благословляющей ноте. Кто ж знал, что у мастеров ПЭ будут маркерами красные повязки на головах. Как эльфы из нашей команды мне на мою красную голову ткнули - все пошло прахом. Гигантский маркер, чего. Но я честно не пользовалась).
5. Фальшивый сильмарилл. Это будет абзац о том, сколь дурно работать на опережение. Есть такой плохой, но популярный в творческих кругах прием: некое Единственное Событие/Предмет/Персонаж клонируется, размножается, и прежде Положенного показывается зрителю. Например, если Христа точно распнут в конце фильма (как мы все знаем по Писаниям), в начале кина надо показать распятых рабов вдоль дороги, по которой идет сын плотника, либо показать сына плотника в мастерской за сборкой этого самого креста, либо распять его дядю. Безусловно, бывают шедевры, например к Последнему Искушению с такой сценой я претензий не имею. Но в большинстве случаев так сказывается дурной вкус. Единственное Важное Событие обкрадывается постановщиком или режиссером, потому что он так «дополняет» оригинал, создает тревожную атмосферу, либо просто оригинальничает. Как бы понятно, что если фальш-событие уже показано - до Подлинного События могут руки уже не дойти, ибо не хватит энергии. Трижды прооравший «волки!» пастушок на последнем, реальном вопле, никого не дожидается. Одна беда, если это недомыслие или проба пера. Совсем другая - если за таким размножением и опережением стоит концепция: спрофанировать Главную Бирюльку Игры, чтоб было неповадно. Кому? Почему так надо поступать с Главной Бирюлькой? Чтоб, наверное, игрочки призадумались: туда ли идем, товарищи. В рамках Клятвы Феанора отказ от сильмариллов, как угодно опоганенных и концептуально переозначенных, невозможен. То есть даже Спрафанированная Бирюлька оказывается для Первого Дома той самой Ценностью, которую надо взять. Ничего, кроме рвотного чувства от чьего-то самоудовлетворения, ее размножение не вызывает. Это если вообще задуматься. А защита психики тут проста: просто не задумываться, типа, ветром нанесло чего-то, нас не касается, берем все, пока не возьмем То Самое. Остальные - не Первый Дом - которым вообще в массе дела нет до чужой семейной разборки, все заприметили и занедоумевали. Все же ясно. Либо надо, чтоб слоники набегали еще пару кругов, пока натуральный камень не войдет в игру, и воистину вымотались (в рамках Преодоления), либо нам намекают, что не в сильмариллах счастье. Что и так понятно. Поднять ценность на ступень выше ожидаемой - это Искусство. Кто им не владеет - опускает ценность вниз. Распадом энергии этой ценности можно некоторое время кормиться, но вкус так себе.
6. Беглая квенья. Зная, что меня постоянно обвиняют в невежестве относительно Толкиена, я смирилась со всем совокупно, и решила насладиться пространством, где Толкиена знают получше. У нас в королевстве были персонажи, переводившие на квенью прямо стихами. Ценность их для нашего народа была воистину велика! Я, как типовой толкинист, знаю корни и могу выдать Имя, или перевести по корням общий смысл высказывания. Но до грамматики никогда не доходили мои руки. И вот Нарог, духота, плещутся эльфы в воде. У пирса на мелководье сидит воин, собирает гальку или ракушки. Суровый черноволосый нолдо. Выходит на берег дева и спрашивает нолдо о чем-то, он отвечает, и слышу - эльфийская в натуре речь! Но не квенья, а родственное наречие. Даже что-то поняла, на свой уровень. Беглый и очень осмысленный разговор. Растаяла душа моя. Встала в воде, выжимая подол, и говорю: «Какой у вас беглый теларин!» И дева мне отвечает: «Это испанский. Мой муж испанец. Там у нас так никто не играет, так что он счастлив». «А почему такое мягкое произношение у вас?» «Потому что в России учат специфический испанский, выдаваемый за классический».
Не знаю, право, полностью перестать уважать себя за тупость, или поднять мораль от того, что беглой квеньи нет. Пусто душе моей без Эльфов, и жаждет она вернуться в дом свой.
7. Это точно будет последний пункт. Я посвящу его Ценностям нашей жизни.
Все наше российское Ролевое Движение вышло из Толкиена. Поэтому на нем ломаются и будут ломаться копья. И пока они ломаются - есть жизнь и огонь. В рамках той религиозной войны, которая порой разворачивается над интерпретацией Толкиена, безусловно есть сторона добра и есть сторона зла. Они не в поднятых на очередной флаг идеях. Они в том, кем мы остаемся, когда битва затихает, кто мы, и как ведем себя в ЭТОМ бою. Недоверие, ненависть, паника, истерия, ужас за свою репутацию, призыв к зачисткам от инакомыслия, отказ собеседнику в человечности, приклеенные за спиной ярлыки, экстраполяция на другого человека всех своих говен - это зло. Может быть, это даже похоже местами на северное мужество, когда бьешь и бьешь ради иррациональной цели, или потому, что когда-то подписался бить. Но по факту это зло. Как много, понимаете, есть теперь людей, которые не видели Начала, которые никогда не слышали песни «Ты славить его не проси меня», для которых НЕТ этой поразительной связи времен, когда внезапно ожили и снова стали уместны древние песни, про землю, что была без пятен. Двадцать лет назад мы все были без пятен. Мы знали, как страшно слово «халтура», и мы готовы были смывать ее позор. Мы знали, что талантливо, а что нет, и не стремились выдать одно за другое. За истекший срок кто-то сломался в самом натуральном смысле слова. Озлобился, измельчал душой, возгордился, изолгался, утратил веру в лучшее, стал циничен. Променял свой подлинный голос на рейтинги, оценки коллег и лицемерное ми-ми-ми , чтобы не избили и не отвергли. Откуда столько трусости и агрессии?.. Почему эти слова в текстах Толкиена несли для нас очевидный смысл, но мы совершенно не применяем их к своим жизням?..
Я поражаюсь, как скоро, с пары первых слов, игроки видят в мастерах лжецов, в подмастерьях - их продажных слуг, а мастера в игроках - нахлебников и тупых упырков, которым только и надо выбить себе плюшку, упырков, которые их тяготят. «Что это вы тут делаете?» «Мы хотим объединить женщин нашего королевства и затеять игру для выращивания зерна, заклиная северный ветер. Игра будет в метаморфозы Талиесина. Правила такие-то и такие-то». «Мой долг сказать тебе пренеприятную вещь: ваша попытка обречена¸ зерно не вызреет, таким манером вы не добьетесь от меня как от мастера урожая». «Услышь меня, прошу: мы хотим объединить женщин нашего королевства с помощью игры». «Но зерно не вызреет». «Да ебись уже твое зерно, женщин-то объединить и метаморфозами побаловаться ты нам не запретишь». Ебись такие разговоры, если вы меня понимаете.
Насколько вообще невозможен порой диалог, и видимо не нужен - ибо люди кричат и устраивают срачи не для понимания Другого, не для понимания самих себя, а лишь для того, что войти «в вечность» Правыми. Чтобы получить хорошую оценку у авторитетной группы лиц. А порой - и это самое страшное - чтобы почувствовать себя Живыми. Ты орешь - и ты живешь. Доходит же до комичного - загадили свои спец.делянки, перекинулись в левый журнал, вовсе казалось бы не причастный - и там продолжили тем же составом. Кому после твоей смерти, что наступит лет через сорок, будет важно, что ты был прав в интернетиках по левой косой проблеме, или сделал некую игру, где развлеклись несколько сотен рыл? Ты будешь тлен со всеми своими победами. А шанс на консолидацию и человечность ты утратил уже сейчас. И все чудеса, что могли произойти с тобой по благодати, не случатся тоже сейчас, потому что ты стал безблагодатен.
А потом приходит время сытости и усталости, и все улыбаются, спасибо, спасибо. До следующего раза.
Откуда пришло это поветрие - оценочность в игре? Оцените свое удовольствие от игры. Оцените своего игрока. Оцените свою работу по пятибалльной шкале. Оцени пришедшего к тебе персонажа и либо дай ему, что хочет (если крут либо именит, либо друг твой по бизнесу), либо нах пошли, все равно вопли его не создадут погоды.
Господи, если бы ты знал, читатель, как сильно зависит лицо Власть Имущего от этих маленьких, частных криков по-настоящему обиженных несправедливостью людей. От их растоптанной веры в лучшее или хотя бы возможное. Насколько истинны именно эти незаметные песчинки и насколько не важны крупные, связанные круговой порукой глыбы.
Сколь многое на самом деле создают именно эти маленькие, невидимые Центру люди-хоббиты.
Плохой правитель дает по общему ранжиру или по статусу. Истинный Правитель всегда дает по нехватке. Этот жест бескорыстия и иррациональной Веры в человека и есть та самая эссенция, которая возвращает на землю благодать. Лучше ошибиться десять раз в человеке, посчитав его лучше, чем он есть, чем один раз промазать в противоположную сторону.
Но знай, читатель: не так и мало осталось людей, которые видели Начало. Чем больше времени будет проходить - тем славнее и подлиннее они будут выглядеть. Даже если они кажутся нам чудовищами - надо беречь их. Это они - а не фальшивые герои с лампочкой - настоящие Эпические Герои. Я видела одного из них. В принципе, я совершенно счастлива.
4 июля, 2013