Джордано Бруно и мистерия Феникса
...Вернулась с киевской игры «Две королевы». Из грустного:
1. Пост'ядерный полигон, озеро отравлено, земля не родит.
2. Нет воды. Какие-то баклажки, потребные к выставлению на тракт (чтоб их заполнил Господь) бывали продолбаны юношами из лаборатории Ди (пока Ученые Мужи добывали Магистерий).
3. Негде справить нужду, ибо лес прозрачен, подлеска нет, озеро отравлено, земля не родит. А плотность населения хорошая. Натурфилософия такая натурфилософия.
4. Единство времени и содержания весьма произвольны, в одной стране 1560 год, в другой 1580, Варфоломеевской Ночи так и не случилось. Последнее меня никак не трогало, а трогало, сколько мне лет. Вопрос не решился, так что имели платоновскую универсалию, несчастливо поделенную на мой личный пофигизм.
Прочее было отлично. Ну - то есть у меня отлично, игры не видела вообще.
Какая может быть внешняя игра, когда сбилась стая из Мишеля Нострадамуса, Джона Ди, Келли и Парацельса Бомбаста Теофраста? А на переферии товарищи их Хэмфри Гилберт, Роберт Фладд и Амбруаз Паре? То есть это знакомые друг другу люди, ядро которых - клуб «Старый Некрополь» (в пику «Новому Акрополю»), и некрополитанский их язык с бубонами, гуморами и изобильной латынью просто выносит мозг. Я понимала 70 % благодаря Хогвартсу, и наслаждение было абсолютным. Никогда не видела такого осознанного, страстного и аутентичного трепа за алхимию и герметизм на фоне припадочных предсказаний, при этом у каждого было свое выстраданное мнение, так что только бороды не рвали. И только Х.Гилберт во всех фигурах и начертаниях на зло консилиуму видел Осаду при Креси.
Я ни к какой игре особо готова не была и ехать не хотела. Правда, я посетила Рим и могла ностальгически плести про Родину, что сильно сближало меня с Джоном Ди в подаче Майринка. Ну, еще нам на киевском рынке попался правильный парик (его звездный час наступит в следующем году). Зато я выяснила главное: Джордано Бруно был Водолей. Собственно, тут моя подготовка к роли закончилась.
...На самом деле, я отношусь в Ролевому Движению не так, как порой пишу в жж, а иначе. Я думаю, это непревзойденный пример массового визионерства, когда сквозь смирившегося игрока, как сквозь пустой сосуд, проходит мощный поток чужой воли и энергии, позволяя ему в конечном итоге познать то, что не прочтешь ни в одной книге. Это практический опыт, который может завести очень и очень далеко, и этот опыт точен, если верно заданы окрестные условия. Например, соблюдены исторические реалии и правильное окружение.
Джордано Бруно - это одна из загадок моей жизни.
Я впервые увидела его имя в школьном учебнике по истории, где было написано про плохую церковь и мучеников науки. Там была целая галерея, но ни Коперник, ни Галилей меня не трогали. Прочие сожженные сатанисты и тамплиеры интересовали совокупно. А этот - персонально. Что-то подсказывало, что дело не в планетах и телескопах, и пожгли чувака не за то.
Позже мне стали попадаться статьи и намеки: мол, церковь не признается, за что сожгла Бруно, документов с процесса нет, дело вроде давнее, но запутанное. Ученый он, конечно, изрядный, тайны вселенной прозрел за весь 19 век, но что-то там было с религиозной философией не то. С Галилеем все просто: гелиоцетрическая система. А у Бруно справа мнемоника и техники развития памяти, слева алхимия, по центру - поэзия и виктимные сонеты, а сверху на всем - Доминиканский плащ. Что за бруновская работа «Пир на пепле»? Предвидение?.. Или совпадение?.. Зачем такие страстные сонеты со стрелами, входящими в глаза?.. Зачем язвительные сатиры? Монаха пожечь - дело ясное, потому что если ты монах - не выделывайся или расстригись. Но дело было не ясное, и мучило меня вплоть до вчерашнего дня.
...То есть, конечно, я догадывалась и раньше. Есть нечто в Герметическом Своде, что при многолетних медитациях вскрывается и высвечивает, так сказать, Киммерийские тени.
Но не хватало самой важной компоненты.
Джордано Бруно был меркуриальный Водолей (1 декада Водолея, символ Пегас). Это значит следующее: человек очень устойчивой психики сильно опережает время за счет живого воображения и способности к анализу самого неподходящего материала с вычленением из него Главной Напряженности. С помощью острого ума, субъективного языка, поэтических способностей и образного мышления производится гениальный синтез блока идей, которые кое-кто может принять на «научную картину мира». Язык времени (16 век) довольно навороченный, наука описательная, с философским подтекстом, и сверху еще христианские умозаключения - из соображений Гармонии - так что отличить космогонию от астрофизики очень непросто.
Гелиоцетрическая космогония Бруно растет не из Коперника, а из Герметического свода и его египетских корней, где Бог Солнца Амон-Ра и есть Центр Вселенной. Гностическая троица в конечном итоге представляет собой Бога-Творца (солнечный аспект), Бога-Сына (Богочеловека) и Мировую Душу (разлитую в Природе). Это древняя вертикаль с одухотворенной природой и человеком в ней, который может стать подобным Богу, если напряжется и поработает над собой. Дух Святой натурально исходит от Бога-творца (который экстраполирует из себя всю Природу) и через Логос (в перспективе - Преображенный человек, а также суть Магистерий, который еще трансмутировать и трансмутировать, если хогвартский студент понимает, о чем речь). Взгляды алхимиков на Магистерий сильно различаются, хотя сходятся в том, что единственный удачный был при Вифлеемской Звезде. Но я зуб кладу только за Бруно и его этическую интерпретацию.
Надо сказать, двоичность мира (инь/ян) не могла пройти мимо, и всякую Троицу Бруно пытался свести к Тетрагамматону. Мариинские догматы сильно ему в этом помогли (троица+Мария). То есть, как я понимаю, деканы четырех Хогвартских факультетов по Бруно есть прямо на небе. Про Основные Напряженности можно почитать в книге «О Героическом энтузиазме» (но книга упала у меня под кровать еще до отъезда, и я одна ее оттуда не достану, ибо много надо двигать мебели).
Отдельного слова заслуживает предвосхищение системы Юнга.
Юнг при выделении Архетипов опирается на греческий пантеон. Не претендуя на глубокое знание вопроса, можно сказать, что в каждом человеке содержится определенное количество мужских и женских Архетипов (изначальные Идеи, формирующие творческую активность). Другими словами - в каждом человеке находится пантеистский Храм (Panteon), боги которого чертовски деятельны, и некоторые даже могут подчинить себе человека (поглощенность Архетипом). Этих «богов» в иное время можно назвать даймонами, врожденными психическими структурами, мифологическими символами или психическими силами. Для удобства сегодня их называют «Афродитой», «Гадесом», «Гермесом» и т.д. Ну, понятно, что каждый Архетип выступает из человека со своим Сюжетом (сюжет организуется в человеческой судьбе, например, Гера требует социально эффективного замужества, Дионис - экстатических состояний вплоть до расстрела на площади, Зевс - руководящей позиции отца народа и прочее). Современники Бруно, искавшие расширения официальной протестантской доктрины (либо уставшие от католической политики) были не прочь построить магический Город-Храм, окруженный статуями означенных божеств, через которые на население будут эманироваться соответствующие потоки благодати. Особенно, если воспользоваться каббалой и запереть в каждой статуе соответствующего «ангела». Бруно полагал, что этот храм находится внутри человека. А поскольку он был бунтующий водолей - он полагал, что сильно освежит и улучшит католицизм, если познакомит его со своей философией.
Это мы сегодня знаем, что католическая церковь наполняет все человеческие архетипы соответственным содержанием. То есть, приятно в это верить, поскольку заявлено достоверным источником. А в просвещенном 16 веке даже слов таких не было, одни вибрации, прима материя и квинтэссенция.
Бруно, конечно, был плохим католиком, но он был плохим католиком до мозга костей. Протестантизм или англиканство не влекли его, потому что одна узкая система ничуть не лучше другой. Он любил схоластов, хорошо знал Фому, и сожалел, что великие времена церковной революции прошли, дав хилый результат. Наверное, он мечтал повторить с ноги.
В общем, свелось все к Солнцу в центре видимой Вселенной и бесконечности макрокосма.
Остались безупречные афоризмы:
- «Разумней полагать Бога творцом бесконечной вселенной, чем конечной».
- «Мне говорят, что я своими утверждениями хочу перевернуть мир вверх дном. Но разве было бы плохо перевернуть перевернутый мир?»
- «Страх смерти хуже, чем сама смерть».
- «Ни одна вещь не является всем тем, чем может быть».
- «Мнение более общее не есть более истинное»
- «...мелкие и грязные вещи бывают семенами больших и прекрасных дел; глупости и безумства обыкновенно вызывают большие мысли, суждения и открытия. Не говорю уже о том, что ясно: ошибки и преступления много раз давали повод для важнейших норм справедливости и добра»
- «Все добродетели, превосходства и милости - женского рода».
- «Недостаток происходит не от света, но от глаз» (Ересь в глазах смотрящего!)
- «О божественной субстанции мы ничего не можем узнать, как потому, что она бесконечна, так и потому, что она весьма далеко отстоит от следствий, являющихся крайним пределом достижений нашей дискурсивной способности» (тут слово стало мясом и родился математик).
Джордано Бруно и мистерия Феникса
Эта статья или книжка должна быть написана.
Не секрет, что тема Феникса стояла ребром в ученых кругах елизаветинской Англии. Говорят так же, Бруно имел успех в оксфордских кругах, писал там хорошие стихи про Королеву и так отложился в культуре эпохи, что Шекспир (кем бы он ни был) вложил бруновские речи в уста Просперо в «Буре». "Бурю" я еще не перечитала, но непременно сделаю это!
Еще я прочитала, что Джордано Бруно и Джон Ди придумали розенкрейцеров.
...Я, конечно, могу в теории написать фальсификацию, потому что после Игры мир для меня не будет прежним)). Но вообще я за правду.
Однако надо сказать пару слов об игровых занятиях, иначе не будет мне покоя.
1. Да, мы отлично тусили с Ди, Нострадамусом, Парацельсом и Келли, при этом Келли приходил исповедоваться на предмет тяготы своих видений, енохианского языка и необходимости поправлять здоровье всякий раз, как его одолевал медиумизм. Сказать ему мне было нечего, только пили мрачно. Потому что завидно - у него целый ангел на связи, а у меня ни черта.
2. Парацельс имел мучительный зажим по поводу скорейшего изготовления Магистерия, иначе придет чума, и все погибнут. Не сразу выяснилось, что он, добыв однажды свою Панацею из препарированного чумного бубона, на деле изготовил чумной заразный штамм, и заразил пол-Европы. Так что теперь конечно надо было гнать коней! А план его Магистерия из крови Четырех Правителей Европы, двойной дистилляции и каких-то гуморов мне не нравился. Надо сказать, я только теперь различаю гуморы, бубоны и фурункулы, а до того все было одинаково, и вдохновенья не вызывало.
3. Джон Ди тоже хотел Магистерий, но не так рьяно, и вообще был эстет и светский человек. Через это речи его были гладкие и сладкие, интерпретации - гуманистические, а общий настрой - идеалистическим. Он постоянно расходился с Парацельсом на предмет первоматерии, порядка операций, и вообще на все предметы, так что было не ясно, азот ли брать, или квасцы, или прямо начать со спермы без всяких дополнительных гуморов. Мне казалось, он постоянно клеит королеву Елизавету, но Ди отрекался и отрекался.
4. Эдвард Келли не хотел Магистерий, он хотел что-то от Джона Ди, хромал и вопрошал карты. Карты говорили правду. Правда была тяжела.
5. Нострадамус, как выяснилось, в конечном итоге хотел жениться и продлиться в потомках, но Королевская Наука все не давала времени, а потом начались гонения инквизиции, и пришлось скрываться. Как так вышло, что милейшего Мишеля замели и чуть не поджарили, а со мной испанский кардинал любезничал в воротах Мадрида - не ведомо. Наверное, потому, что есть волшебные слова «Фома Аквинский» и «Ваши инквизиторы не компетентны». Очень рекомендую.
6. На самом деле, если б Церковь зверствовала и реально расползалась реакцией по всей Европе - был бы смысл сопротивляться. А так был только один импульс: помочь. Поэтому мы с собратом долго перелопачивали библиотеку Мадрида в присутствии главы Инквизиции и в результате помогли ему найти пропущенный накануне еретический труд. Мне вообще по жизни жалко мальчиков, которые путаются в латинизмах, показаниях и текстах, потому что может у них возможности нет прочитать, может, у них интернет не работает или там они работают на стройке круглосуточно, а тут какие-то греческие компиляты. Но столб под сожжение с вязанкой хвороста и трогательными двумя ступеньками к подножью меня впечатлил. Я написалЪ пламенные вирши, куплетов семь. И потом еще, что с первого раза не вышло - куплетов восемь.
7. Вообще, все время, которое нормальные натурфилософы посвящали лекциям, вскрытию трупов, медицине и астрологии, я писалЪ стихи. Делай, как говорится, что должен. В первую ночь в темноте мне встретилась королева Елизавета, и была так собой прекрасна и умна, и с такими адекватными амбициями, что крышей поехалЪ, и потекло. Она хотела шекспировской атмосферы, и был ей Ариель. Первый мой сонет точно канул в Лету, поскольку был отдан не в те руки (монах, как мне казалось, не может соваться к королевской персоне с виршами, читать же их вслух и вовсе безобразие). Но с прочими мой напарник-монах Франческо обошелся гениально: он отдавал их на перепись «в народ», где они умножались или терялись, неведомо. Все они были подписаны «Dr. Canopus» потому что постмодернизм - это реализм.
Сохраненное рифмоплетство - тут
8. Одним словом, нас было пятеро, готовых осуществить Магистерий, и Квинтэссенцию надо было выбирать методом тыка из своих рядов. Хотя правильным и привлекательным представлялось найти жертву из постороннего населения. Найти и без предупреждения трансмутировать методом того, сего, смиренного принятия, омовения ног, предательства, заключения и смерти. Чтобы Феникс потом воскрес, если все удачно выйдет. Ну, сами понимаете. Парацельс пошутил про мою первоматерию - «начните с причастного вина!» То есть, я допускаю, что это была шутка, хотя звучало очень убедительно, особенно же в моменте двоичной природы (до пресуществления и после, огонь/вода в природе спирта и прочие дихотомии). С причастным вином у нас только один План. Но постоянно мешали натальные карты, видения Нострадамуса, положение светил, двенадцатый дом, уточнения, полученные медиумизмом, и ангелоидная информация. Едва не свернув голову, мы наконец вычислили «меркурий», который надо было превратить в Феникс. Это оказался Парацельс.
9. Дальнейшее было бесподобно! Ученые мужи выбрали для Делания «двенадцатый дом заключения» - корабль. Вот действительно, кто имеет уши - тот услышит). Это полный Остров Шестого Дня. Но, может, всплыл Нуменор, не знаю. Время было рекомендовано с 23-00 до 01-00, и, конечно, все случилось в полночь. Ди переосмыслил План и подогнал девять человек, четыре на внутренний круг (с предметами из Пророчества), четыре на внешний (по границам Корабля), Меркурий в центре. Сам Ди был кормчий, он передавал огни и заклинал стихии. В полученной ангелоидной информации говорилось о трех жалах Марса, каковые надо привлечь. Первое решение - пули из мушкетов - трансформировалось в три кинжала, потому видать, что каков атанор - таковы и ингредиенты. Я, Келли и Нострадамус стояли по краям корабля с кинжалами и ждали очереди. Парацельс принял от каждого его Предмет в варку и вернул его вместе с одним из своих многих швейцарских имен, дистиллировался и умалился, потом Кормчий отказался от Богатства и Выгод (как того требовало пророчество. Ди расплавил свою нагрудную цепь). Потом нам дали знак, и мы убили Парацельса.
10. ...То есть - его надо было только ранить (соединить жала Марса и Меркурий)! Я честный человек, и со словами «Да помилует нас Господь!» расхерачил тока ноги. Миша Нострадамус попал в почку. А Келли просто вогнал кинжал в сердце со спины, на которую наш Меркурий и упал. Как он орал!! У меня еще были иллюзии, что все обойдется. Но Парацельс лег прямо на рукоять торчащего в нем кинжала, и его агония не оставила ни одного сомневающегося.
11. Дальше пала египетская тьма и заколосились Киммерийские тени. Мой южный стремительный мозг показал мне всю панораму алхимического Театра, где многодневная подготовка и рвание бород приводят лишь к одному трупу и кукишу. Ну, зато быстро. Тут Киммерийские тени заколосились снова, и Ди достал из атанора свою Цепь. Она была целехонька, и безусловно обладала супер-свойствами. «Вот наш Магистерий!» - раздалось над водой.
12. Мой южный мозг тут же начал складывать Сатиру на тему «Остывший труп лежит без сил, но золотишко получил!» Однако Ди приложил цепь к Парацельсу, и тот ожил. То есть, вроде, все сканало. Но что-то было не так. Парацельс вел себя как полный Ребис. Лет трех от роду. И гугукал только по-немецки. Он не мог быть нашим Магистерием. Так что да, итогом все же оказалось золотишко, что очень горько, но очень верно.
13. По истечении времени, на фоне войны с Испанией, стало ясно, что Ди имеет собственный План переустройства Вселенной с помощью полученного магистерия, при этом он сильно помолодел, далее вылечил от хромоты, алкоголизма и неприятия енохианского языка Келли, скорешился с каким-то герцогом и теперь более последовательно клеит Королеву, предлагая ей обойти Англию с цепью на груди. При этом не говоря ей, что это за шняга. По словам Ди, кругом постепенно, но непреложно наступит Гармония, мир и благоденствие. Что-то еще было сделано с испанцами, но, признаться, не помню. Страшные сомнения закрались в наши души, даже ребис Парацельс гугукал тематично и страшно. Выходило, что Магистерий по базе у нас разделен, жертва не принята, а искушение властью и контроль над Господом - это такая штука, которая и Ди не плечу. Надо было цепь погрузить в Меркурий и оставить там (=на мертвом Парацельсе, чтоб он ее аннигилировал и аккумулировал). А теперь ад двойственности и полный пипец. Стали мы подступать к Джону Ди с осторожными намеками и гневными обличениями, но тот, как истинный эстет, только пел сладко и гнул свое.
14. Далее мы поняли, что прежний План был верней и лучше, а поскольку все так далеко зашло - предавать, арестовывать и сублимировать мы будем Джона Ди. Цепку же его надо бросить в воды мирового океана, благо Англия - остров. Соль и есть соль, что еще надо для счастья Сульфуру и Меркурию. Мировой океан гораздо справедливее и ровнее разнесет панацею по миру человеков, чем английская корона, направляемая одним честолюбцем. Наденет цепку ребис Парацельс, все равно ему так не жить - а если дуальность преодолеется, может он хоть душу свою спасет через водное крещение. А предать Ди должен его ближайший друг по Писаниям. Сиречь Келли. Для этого просто надо сказать Елизавете Правду. Что водит ее за нос подданный ее. Келли обещал все сделать, и перед началом Страшного цепь забрать. А я, как тот Матфей, написалЪ Сатиру:
Итак, их было ровно девять
На королевском корабле:
Науки преданная челядь
С печатью веры на челе.
Ушли сомнений отголоски,
Явили гуморы свой лик.
Хуяк! - и Камень Философский
Меж них на палубе возник.
И вот умерший встал на ноги!
И вот болезный исцелен!
И Просвещенье на пороге,
И божий мир почти спасен!
Но чу! - меж девятью мужами
Согласья нету с этих пор,
И мысли черными ужами
Змеятся, разжигая спор:
Не одержим ли Предводитель?
Не слишком ли помолодел?
И верит ли своей он свите?
Не многовато ль «Личных дел»?
Великой мощью осененный,
Того ли он приводит в Круг?..
Поскольку Камень воплощенный
Чутка «эш назг дурбатулук»
15. Далее мы с временно обретшим речь Парацельсом написали манифест RC (Rex Creatorum, а не Роза-Крест, как некоторые ожидали). Семь его тезисов не приведу, но было кратко и по Делу. Не греши, не воруй, одним словом. А приведу я вместо этого редкий, но меткий документ, подтверждающий, что подлинное Делание происходит не в пробирке, а в Голове.
Духовная трансмутация
Души можно преобразовывать (трансмутировать), так же, как металлы и элементы, из одного состояния в другое, от градации к градации, от условия к условию, от полюса к полюсу, от вибрации к вибрации. Истинное Герметическое превращение является Искусством Разума.
Семь герметических принципов
1. Принцип Ментализма
Всё есть Мысль. Вселенная представляет собой мысленный образ.
Согласно этому принципу всё, что существует в мире видимом и в мирах невидимых - есть мысленный образ Единого.
2. Принцип Соответствия (аналогии)
Что вверху, то и внизу, как внизу, так и вверху.
Согласно этому принципу существует соответствие между различными плоскостями Бытия и жизни, всё подчинено единым законам, а потому подобно. Существует аналогия между жизнью мира видимого и миров невидимых, между жизнью микрокосма и макрокосма.
3. Принцип Вибрации
Ничто не покоится - всё движется, всё вибрирует.
Этот принцип объясняет, что различие между проявлениями бытия, таких как материя, энергия, разум и дух - лишь видоизменения одной первичной субстанции, «праматерии» - всё это различается лишь частотой своих вибраций.
4. Принцип Полярности
Всё двойственно, всё имеет полюса. Всё имеет свой антипод (свою противоположность), противоположности идентичны по природе, но различны в степени. Крайности сходятся. Все истины не что иное, как полуистины. Все парадоксы можно примирить.
Согласно этому принципу, тезис и антитезис идентичны по природе, но различны в степени, различны в своей полярности, имеют сдвиг фаз между собою в 180°.
5. Принцип Ритма
Всё течёт, всё втекает и вытекает, всё имеет свои приливы, всё поднимается и падает, маятникообразное колебание проявляется во всём. Мера колебания налево есть мера колебания направо. Ритмы компенсируются.
Этот принцип объясняет, что всё, что существует, никогда не пребывает в одном состоянии. Всё переходит из одного состояния в противоположное, и обратно.
6. Принцип Причины и Следствия
Каждый принцип имеет свое следствие, каждое следствие имеет свою причину. Случай есть не что иное, как имя закона, который не распознан. Существует много планов причинности, но ничто не ускользнёт от Закона.
Согласно этому закону случайностей нет, всё подчинено тому или иному закону, всё имеет свою причину. Но уровней причинности несколько, поскольку существует несколько планов бытия, и все они связаны Принципом Соответствия. Начало процесса на одном плане означает начало аналогичных процессов на других планах.
7. Принцип Рода
Всё имеет свой Мужской и Женский принцип. Род проявляется во всех плоскостях .
Согласно этому принципу, все вещи содержат два начала: мужское и женское. Взаимодействие этих начал - причина любого творчества: физического, душевного или духовного.
16. В конечном итоге мы покинули пределы Страны волею архонтов, не дожидаясь окончания Операции.
В чужом городском доме я всей своей огненной южной натурой влезЪ в воду, дабы смыть лондонскую грязь. Вода была только холодная, но грязь мучительней. В результате через 20 минут меня накрыло адовой простудой, и все гуморы встали на рога. Посему теперь я в тягостной болезни с лихорадкою, но в великом просветлении пишу эти строки.
17. Что бы там ни было, это единственное в моей жизни «алхимическое» событие, имевшее внятное начало и внятный конец, со всеми христоматийными последствиями. Через его призму вся христианская магия становится выпуклой и доказуемой, а масонов отчаянно жаль. На несколько часов мне показалось, что страсть моя к Алхимии прошла навсегда.
Но, думаю, нет. Поэтому напоследок расскажу анекдот от Парацельса:
Идет по полю молодой барашек, и видит: сидит старый гриф над трупом мертвой коровы и медленно клюет смердящее ребро.
- Что вы делаете? - восклицает барашек. - Это же ужасно!
...Гриф продолжает клевать.
- Как вы можете, - продолжает барашек, - вам, наверное, совсем не вкусно!
...Гриф продолжает клевать.
- Послушайте, - говорит барашек. - В конце концов, если вы хотите есть - возьмите меня! Посмотрите: я беленький, шерстка шелковая, глазки черненькие...
- Молодой человек, - поворачивается к нему гриф. - Я понимаю ваши амбиции. Но это же классика!
В общем, за барашка.