Хогвартс
Стихи
Проза
Фотографии
Песни
Тампль
Публицистика
Хогвартс
Драматургия
Книга снов
Рисунки и коллажи
Клипы и видео
Проекты и игры
Главная » Хогвартс » Учебники » История Магии » Древняя История. Склепы Бессмертия


К теме «Древняя история» 

 
 

 

Семь склепов Бессмертия Древнего Египта

 

В одной из частей всемирно-известной волшебной книжки (кн. Исхода VII, 10-23) описывается происходившее свыше 32 веков назад соревнование при дворе фараона между египетскими магами - Моисеем и Аароном. Моисей - великий волшебник Иудейского Царства, был назван Принцем Египта, потому что все его детство и юность прошли на чужбине, в долине Фараонов. Это были времена «Египетского плена», когда потомки Ноя и его сыновей оказались заложниками великой магической державы, достигшей расцвета после Потопа - царства Египетского.

Своим названием эта страна обязана древним грекам, которые дали ей имя - Египет, что в переводе обозначает «тайна», «загадка». Самоназвание этой страны - «Кемет», что означает «черный» или «темный». В форме «Хеме» это слово было передано римлянам, сирийцам и арабам. С незапамятных времен египтяне славились своим умением обрабатывать металлы и попытками их превращения. По свидетельству греков, они выделяли золото и серебро из природных руд с помощью ртути. В результате этого процесса получался «черный» порошок. Считалось, что он обладает чудесной силой и заключает в себе индивидуальные свойства различных металлов, объединяя их подлинные сущности. В мистическом смысле этот «черный» порошок идентифицировался с телом Осириса в загробном мире: и тому и другому приписывались магические свойства, они считались источниками жизни и силы. Искусство манипуляции с металлами, изучение их состава и магических свойств было названо «хемейя», то есть «приготовление черной руды» (или «порошка») - активного начала при превращении металлов. К этому названию арабы добавили частицу аль, образовав таким образом слово «аль-хемейя» (или алхимия), которое увековечило египтян как блестящих исследователей «белой магии» и «черного» искусства.

Египет является самой древней из широко известных ныне цивилизаций. Возникнув вскоре после Потопа, это государство на протяжении сотен веков являлось величайшим царством, оказывающим влияние на всю политику тогдашнего мира. Египетские жрецы объясняли такую жизнеспособность государства «благоволением богов», которым нравилась щедрость египтян при строительстве храмов и других культовых сооружений. И хотя Древний Египет считается государством глубоко религиозным - ни от одного волшебника не укроется тот факт, что на деле он был государством мистическим и оккультным. Великий маг древности, родоначальник «герметики» Тот Гермес Трисмегист, основатель алхимии, астрологии, каббалы, был родом из Египта. Его «Изумрудная скрижаль» (Tabula smaragdina, табула смарагдина) была выбита на пластине из изумруда и оставлена в недрах одного из египетских храмов; она до сих пор является образцом зашифрованной передачи алхимических сведений, и до сих пор смущает многие умы. На этой пластине записан рецепт алхимической «Великой Работы» - другими словами рецепт получения философского камня. По преданию, Александр Македонский впоследствии приказал выбить этот текст на гранитном надгробии ее легендарного автора.

Египетские маги знали про устройство человеческого тела, и про Семь Тонких Тел каждого волшебника - это знание пришло к ним с допотопных времен. До расцвета Египта еще одна магическая держава знала об этом, и обогатила данное знание своими исследованиями - речь идет о Древней Индии. В Египте на основе теории семи тонких тел была совершена попытка первого в Истории достижения Бессмертия.

Основной вопрос Магии - это вопрос Бессмертия.

Мировое господство, власть, созидательные или разрушительные магические практики - всего-навсего комментарии или переферийные проблемы, вытекающие из этого основного вопроса.

Египетские храмы по всей стране располагались по определенным мистическим законам. Древняя столица Египта Фивы состояла из двух частей: города живых и города мертвых, связь между которыми поддерживалась жрецами. Левый и правый берега Нила - подобно берегам легендарных Ахеронта или Леты - считались соответственно сторонами Жизни и Смерти, на правом берегу реки возвышались светские жилые постройки, на левом - храмовые комплексы и некрополи.

История двух царств - Египетского и Иудейского - связывают крепкие и неоднозначные узы, и многие исследователи сходятся во взглядах на то, что древние волшебники Иудейского царства проходили обучение в Египте либо так или иначе были знакомы с достижениями египетской магии. Египетская магия - это магия Знака, и то же самое впоследствии можно было сказать о Торе - магической Книге иудеев, а еще позже - и обо всей иудейской культуре.

Знаменитая колода Таро имеет египетское происхождение и является шагами храмовой инициации египетских Жрецов, однако 22 аркана Таро входят в каббалистическое учение о десяти чашах света на Древе Сефирот (том самом Древе Жизни, о котором шла речь в первой главе настоящей книги), так что большой вопрос, кто на кого повлиял, и в какое время. Цифра 10 сопровождает Иудейское царство так же, как цифра 7 - царство Египетское.  

 

Принц Египта

 

Иудеи жили на территории Египта, и были обращены в рабство из-за недоверия, которое один из египетских фараонов питал к вождям и волшебникам иудеев. Кровь волшебников в это время давно была смешана с магглской и между всеми магическими коленами, так как, по большому счету, ее никто не догадывался разделить, к тому же это было неразумно. Яростные выбросы стихийной магии приводили к катастрофам и войнам, оставляя в легендах образы чудовищных или чудесных небылиц.

Египетские магические круги занимались вопросом Крови, следуя древней традиции на свой лад: все волшебники были разделены на жречество (несущая в себе кровь потомков Сифа каста носителей Сакральной Маги) и светских правителей, которых называли фараонами (типичные носители Личной Магии. Однако огромное количество фараонов видели вещие сны, в которых они общались с богами, получали он них советы или нарекания - и об этом оставлены массовые письменные свидетельства).

Из-за недопустимости дальнейшего смешения крови Жрецы в массе были бездетны и не имели жен, тем временем фараоны практиковали близкородственные связи, и долгие столетия дети одного отца - брат и сестра - вступали в брак друг с другом, составляя «священную пару». Многие мифы древности несут на себе отпечаток такого положения вещей, сакрализируя подобные союзы.

Ко времени рождения Моисея находящиеся в рабстве у египтян иудеи сильно размножились, никакой каторжный труд не мог сократить их численность, и тогда фараон Сети приказал топить в Ниле всех новорожденных иудейских младенцев мужского пола. В эту пору в семье Амрама родился сын, впоследствии названный Моисеем. Его матери Йохевед удалось скрывать младенца у себя дома в течение трёх месяцев. Не имея более возможности его прятать, она спустила младенца в корзине по Нилу. Корзина запуталась в зарослях тростника, где ее и нашла дочь фараона, пришедшая к реке на купание.

Она нарекла младенцу имя Моисей (Моше), что значит «взятый (спасенный) из воды».

Когда дочь фараона - царица Египта - прижала мальчика к груди, по законам того времени и тех мест он стал считаться ее сыном. Так Моисей стал братом наследнику трона Рамзесу и принцем Египта. Существуют предположения, что этой доброй принцессой была Термутис, дочь Рамсеса II, или, по другому предположению, Хатшепсут, дочь Тотмеса I, знаменитая впоследствии самостоятельная правительница Египта из XVIII династии.

Моисей был посвящен «во всю мудрость египетскую», то есть во все тайны религиозного и политического миросозерцания Египта. Предание рассказывает, что он во главе египетского войска совершил блестящий поход в Эфиопию и женился на эфиопской принцессе Фарбис.

Моисей и Рамзес выросли как братья в богатстве и счастье. Но когда Моисей узнал правду о своем прошлом и о подлинном положении своего народа, он в отчаянии покинул дворец фараона и сам город. Из израильских источников известно, что в порыве ярости он убил египетского надзирателя, жестоко обращавшегося с рабами-иудеями, что способствовало его решению бежать.

Он остановился недалеко от подножия Синая у священника Иофора (Итро). Там он вторично женился на дочери Иофора Сепфоре. Выпасая на Синае скот своего тестя, Моисей увидел в пустыне чудесный свет и услышал Голос, говорящий с ним из Неопалимой Купины - волшебного кустарника, цветущего огненными цветами. Голос велел ему вывести из Египта иудейский народ в другую землю, где не будет не рабства, ни страданий.

Взяв в руки жезл, увитый змеями, отправился Моисей назад к берегам Нила, чтобы поговорить со своим «братом» фараоном и выполнить услышанную волю.

Однако фараон не желал ни говорить, ни слышать о подобном, со своей стороны предлагая Моисею править вдвоем Египтом, а наиболее вероятно - чтобы правил Рамзес, а Моисей скрашивал его дни. Упорство Рамзеса вынудило Моисея объявить ему и всему Египту магическую войну, известную в истории как «Десяти казней египетских». Ее сопровождали превращение вод Нила в кровь; нашествие жаб; мор скота; болезнь на людях и животных, выразившаяся в воспалениях с нарывами; град и огонь между градом; нашествие саранчи; тьма; смерть первенцев в семьях египетских и всего первородного из их скота.

Неизвестно, какую магию применял Моисей, поводя своим жезлом со змеями, и куда смотрели египетские маги, и как возмещался ущерб. В конце это войны народ иудейский совершил выход из Египта, однако их преследовала армия Рамзеса, и Моисей словом раздвинул воды Красного моря, так что его люди прошли по морскому дну, как посуху, а египтян безжалостно затопило.

...Однако известно, что после этого иудеи блуждали по пустыне 40 лет, и в какой-то момент отвернулись от своего вождя, предавшись поклонению золотой и обожествленной ими статуе тельца. Хотя Моисей выбивал им посохом источники из камня и просил не делать глупостей в заигрывании с магическими силами и чужими культами.

В конце концов иудеи вышли на благословенную и обещанную им землю, которая после их воцарения там до сегодняшнего дня тонет в крови. История неоплаченного долга Египетским Магам ждет своего исследователя. Сам Моисей, написавший своему народу скрижали Закона и не прекращавший общения с божественной силой, оформивший иудеев в нацию со сводом моральных заповедей и более-менее устойчивых верований, так и не вошел в благословенную землю. Говорят, это оттого, что на нем был грех убийства, так что он умер на пороге обещенной ему родины. Его могила находится в Синае на горе Нево, она скрыта и запечатана мощнейшими чарами иллюзии, чтобы падкий на изготовление идолов иудейский народ тут же не сделал из нее культа.

 

Самого же Моисея видели более тысячи лет спустя рядом с пророком Илией на горе Елеонской, и утверждают, что он прекрасно сохранился. Моисей беседовал с сыном плотника из Назарета, которому будет посвящена отдельная глава.

 

Египетская Книга Мертвых 

или Путешествие на Запад

 

До нас дошло несколько произведений эпохи Нового царства, которые можно назвать "Книгой мертвых". Каждое из них разделяется на 12 частей - на "12 часов ночи" или на 12 ступеней посвящения. Их можно понять только в единстве текста и символических изображений, сопровождающих рассказ. Наиболее доступна для современного восприятия "Книга Амдуат" (Запретная Секция, полка древностей).

 

В древнеегипетской Книге Мертвых человеческая душа вслед за закатным солнцем путешествует то по страшному миру Дуат (преисподняя), то по светлому - «полям Иалу». Путешествие происходит в солнечной барке, плывущей на Запад, где свет умирает, и где находится страна мертвых душ. "Рог Заката" - это гора, за которой садится Солнце.

По дороге описываются встающие перед инициируемым читателем картины и называются имена божеств данного часа, их вид, и имена самих этих часов. В процессе следование, в сердце ночи, происходит битва змея, опоясывающего мир и имеющего много имен, в частности - «Душа - Того - Кто - Позволяет - Жить - Богам»  с Атумом (Амоном-Ра) - скрытым Солнцем или Мировой Душой.

В Книге Амдуат не действует логика будничного мира, исчезают привычные представления о структуре пространства и времени - в ней властвует вечность. В конце пути читателя ждет возрождение Солнца и человека, но дойти до этого мига трудно, а сам он - далеко. Солнце вступает в первый час ночи...

Почти все описания Книги Мертвых и философия ее образов не отличаются от представлений наших современников об аде и рае, где, по представлениям, находятся человеческие души умерших. Знаменитая «Божественная комедия» Данте вообще почти сливается с представлениями древних египтян. Так что можно утверждать: как и многое другое догма о рае и аде берет начало из религии Древнего Египта, который в свою очередь коррелирует с санскритскими источниками..

* * *

Обычай класть в гроб покойника листок с молитвой так же идет из Египта, где в саркофаг к умершему клали листок с магическими формулами, чтобы при их помощи он мог оправдаться перед Владыкой душ на Загробном Суде. Именно в древнем Египте впервые в мире начали писаться иконы, которые затем вошли в христианство. Даже монашество своими корнями уходит в египетские культы, являясь отображением мистерий, то есть инициаций духовной смерти для мирского общества и посвящения себя миру «горнему». Известное всем слово «скит» (т. е. поселение монахов) так же образовано от египетских слов «ши хот», что значит «вес сердца».

 

Мумификация или семь частей одной души

Знаменитый египетский «культ мертвых», огромные некрополи и Пирамиды, являющиеся местами захоронения правителей, обычай бальзамировать трупы и превращать их в мумии, сохранившиеся по сей день и насчитывающие уже по 35 веков; обилие церемоний, связанных с погребением, смертью и последующим путешествием души на запад в Золотой Лодке Солнца (Ра); изготовление и помещение в горло мумий капсулы с «эликсиром вечной молодости» (за которым охотятся нынешние разорители египетских гробниц) - не что иное как попытки преодолеть смерть и уверенность в возможности Возврата в Собственное Тело.

Магические практики, применяемые для этого, в современном обществе почти невозможно повторить. Прежде всего, тело умершего мага подвергалось омовению, над ним читались особые тексты и заклинания, долженствующие вернуть астральное тело обратно. Если этого не происходило, то жрецы-парасхиты очищали тело и вскрывали его, из него вынимались все органы, включая мозг и глаза. Для изъятия мозга применялась не самая легкая и не самая приятная процедура: раскаленной кочергой пробивали носовую перегородку в черепе, взбалтывали мозг, и в таком состоянии вынимали его через ноздри.

Внутренние органы - сердце, печень, почки, легкие, язык и т.д. извлекались и помещались в семь богато украшенных сосудов с крышками. По магическим представлениям такое изъятие обеспечивало не только сохранность тела, но и его дальнейшую работоспособность - когда после возвращения двойника Ка (души) через эти законсервированные по-отдельности и сохраненные в золотых ковчегах органы воскресший человек восстановит свои силы и вернет подлинное имя своей душе. В органах тела сохранялась и магия крови, и сама личность волшебнка.

Герметичные сосуды для органов назывались назывались канопами или хорусами.

Далее полое тело обкладывалось солью, которая его высушивала. Через несколько дней внутренние полости тела заполнялись особыми веществами и составами, в горло мумии помещалась капсула с эликсиром молодости, чтобы в тот момент, когда душа умершего снова вернется в плоть (египтяне называли ее Ка, «двойник») - тело оказалось бы молодым, и оставалось таковым вечно. Затем тело заворачивали в льняные покровы, между которых клали различные амулеты и драгоценности. Среди амулетов преобладали анх - символ жизни и бессмертия, уджат (уаджет)- символическое изображение глаза, чтобы через него покойник мог видеть солнце, а также изображение солнечного (утреннего) жука скоробея.

После этого на лицо возлагалась портретная маска, которая наиболее точно воспроизводила черты лица усопшего, чтобы Ка, при возвращении назад, могла узнать своё тело. Делать слепки таких масок и впоследствии отливать их было непросто, так как тут мало одного «художественного таланта». Золотые лики фараонов производят живое впечатление, они очень красивы как чертами лица, так и выражением, и египтяне до сих пор утверждают, что такие мастера по лицам рождаются лишь в определенных семьях, один человек на тысячу.

Кроме маски приготовленное к вечности тело украшалось на саркофаге ожерельями, кольцами и браслетами, драгоценным поясом, голову венчал венец в виде змеи и глаза - урей. Соединение образов крылатого змея и глаза обозначало предвечную, довременную форму Атума - Великого Бога Ночного Солнца, который символизирует начало и конец бытия Вселенной, то есть время. Надписи рядом со змеем гласили: "Тот - Который - Забирает - Часы".

* * *

Необходимо знать, что у древних волшебников магия текла в крови и действительно прописывала все их тело. При определенной степени знаний и искусства достаточно было отнять от живого тела некоторую его часть, чтобы потом иметь возможность возродиться через нее, как через некий резервный запас, законсервированный и оставленный до своего срока.

Это доносят до нас легенды об Озирисе, древнем волшебнике с оливковой кожей, который был разъят на части, и сестра-супруга которого - Изида - собрала его вновь из многих частей. Последнюю из них ей предоставил ее сын Гор. Кровь сына запустила жизненные механизмы отца. Озирис, переживший свою смерть и восстановление из мертвых, почитался в Египте как божество загробного мира и одновременно как проводник туда.

Отраженная мифами мумификация тела Озириса Анубисом и Изидой наложила отпечаток на этот процесс вплоть до самых тонких мелочей. Так, отрезание кожи со ступней умершего должно было помочь ему не совершить ложного шага, когда он вновь ступит на землю. Вложенный вместо сердца камень показывал, что в теле не присутствует более телесный символ жизни, замененный символом вечности, камнем воскресения. На тканях изображались колдовские формулы, не позволявшие телу последовать за душой, и так далее.

Итак, жизнь, согласно египетской философии, состояла из постоянно чередующихся процессов жизни и смерти, где человек уподоблялся шагающему путнику. В конце дороги стоял Амон-Ра, скрытая Мировая Душа, с которой человек мечтал слиться воедино. Египтяне практиковали перерождение души в одно и то же тело. Для достижения этого обязательным условием являлась мумификация.

 

Саркофаги или Семь ковчегов тела

Мумию, готовую вновь принять в себя душу мага, хоронили в семи гробах-саркофагах, вложенных один в другой.

Саркофаги - изначально это название известкового камня особой породы, который добывался близ Accoca, в Троаде, и имел свойство в течение не более как сорока дней уничтожать без остатка заключенное в нем тело мертвеца, даже его кости, за исключением зубов. Этот "телопожирающий" камень в древние времена употреблялся в большом количестве для изготовления гробов в тех случаях, когда трупы покойников не сжигались, а хоронились. Впоследствии, в позднейшую эпоху древнегреческой и римской культуры, название саркофага перешло вообще ко всяким гробницам, из какого бы материала они ни были сделаны.

Итак, мумию хоронили в семи саркофагах. Три из них, повторяющие форму человеческого тела, соответствовали трем высшим тонким телам волшебника: атманическому, буддхиальному и каузальному. Как известно, три эти тела соответствуют духовному миру, построенному на триадах, и не имеют пола. Эти саркофаги состояли из золота или были обшиты им. Их украшали символы бессмертия - крылатые фигуры соколов, защитников человека, крылатые богини, глаза, змеи и священные рисунки.

Мумию хоронили в «озирической» форме - спеленутое тело со скрещенными на груди руками. Саркофаги воспроизводили эту позу, в руках отлитая в металле фигура держала символы власти земной и потусторонней - изогнутый посох и плеть. К подбородку прикреплялась узкая загнутая вверх золотая борода. Четыре следующих саркофага были деревянными и квадратными (их иногда называют «часовнями»). Они соответствовали четырем низшим телам человека и воплощали четверичный принцип материи. Иногда последний - самый большой саркофаг - был каменным. Эти «внешние» саркофаги так же покрывали золотой краской, изнутри расписывали священными текстами, крылатыми фигурами Истины и знаками. У «тела» был готов Дом, дом фараона.

У входа в гробницу жрец совершал над мумией церемонию "Открытия уст", которая была призвана восстановить телесные функции и силы усопшего.

Пирамида, в центр которой погружали «дом фараона», в силу магического расчета пропорций и общих свойств волшебной архитектуры, препятствовала тлению. Кроме того, в некоторых некрополях Египта температура летом поднимается до + 60 градусов, что, учитывая сухость климата и подступающие пески пустыни, высушивало мумии до пергаментного состояния. Зная взаимоотношения египтян со смертью и магией, можно предположить, что ни один здравомыслящий волшебник никогда не полезет заниматься раскопками готовых в восстановлению трупов. Однако законы об осквернении могил, карающие нарушителей по некромантической статье, не распространяются на глупых магглов, которые вынимают мумии на свет, коллекционируют их украшения и портретные маски, после чего умирают от неизвестных болезней в самые сжатые сроки.

По подсчету императора Наполеона, который очень увлекался Древним Египтом, каменных блоков от трех пирамид в Гизе хватило бы, чтобы опоясать всю Францию стеной высотой в три метра и толщиной в 30 сантиметров. Какую магию использовали египетские строители, чтобы поднять эту груду камней в столь безупречную форму, в которой заложены самые важные астрономические величины вроде расстояния от земли до солнца, величины окружности земного шара, его радиуса и тому подобное - неизвестно. Но факт остается фактом - ни одна современная нам магглская техника ни подобраться к разбору пирамиды, ни поднять хотя бы один из ее камней-блоков не может.

Все на свете боится времени, - писал историк, - но время боится Пирамид.

 

Три стадии алхимии для фараона

Здания из камня начал строить фараон Джейсер (что значит "великолепный"), правитель III династии. Его знаменитая Ступенчатая Пирамида, созданная архитектором Имхотепом и расположенная подобно всем пирамидам на левом берегу Нила, является первым сооружением подобного рода. Спроектировал эту пирамиду «тот, кто над фараном» - жрец Хетти, посвященный в сан бога Ра (и записанный в летописях как Хеси-Ра) за «разработку эстетических принципов Канона, отражающего гармоничные основы мироздания...»

Статуя самого Джейсера, находящаяся в Каирском музее Египетской истории, представляет его сидящим в окружении львов - защитников человека и в горе и в счастье. Незримый защитник-сокол прикрывает единственное место у фараона, которое не видит зритель - основание его черепа (крылья по вискам, тело в затылочной..впадине).

В скульптуре существует только три формы изображения фараона:

- Сидящий и правящий (с символами Северного и Южного Египта в руках, в окружении лотоса и папируса, Сокола/Орла и Змеи. Земной, «черный», плодоносный период.

- Идущий по дороге жизни и смерти, с пристегнутой бородой-столбиком (символ мудрости), левая нога впереди правой. Последнее означает, в силу привычки определять левую сторону как плохую, что следующий, Первый свой шаг Фараон сделает с доброй и хорошей Правой ноги. Это переходный период «белизны», этап происходящих изменений.

- Посмертное озирическое изображение в спеленутом состоянии (чаще всего - лежа, но есть исключения), руки сложены крест-накрест, священные символы вокруг, на голове - змеевидный венец-урей. Непременна загнутая кверху борода.Это поза бессмертия для последующего воскрешения. Алая фаза, посвященная солнечному диску.

...Представления о двойнике, связанные с необходимостью оживления статуи, привели египетских скульпторов к употреблению инкрустированных вставных глаз. Так, например, радужная оболочка в статуях Рахотепа и Нофрет сделана из серовато-голубого халцедона. 

Оттого...смотреть...в...глаза...фараонам...жутко.

 

Каждый третий - андрогин 
 
(ПЕЧАЛЬНЫЕ И ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ СТРАНИЦЫ)

В истории правления Египта есть примеры царствования андрогинов: Это фараон Аменхотеп 4, более известный как Эхнатон, и царица Хатшепсут, которую весь народ Египта принимал за мужчину-фараона.

Царица Хатшепсут была вымарана писцами и архивистами древности из всех каменных царских списков, и лишь по незавершенному черновику ее изображения с надписями каирские египтологи опознали, кто именно был изображен на безымянной статуе красивого фараона с бородой! По забавному стечению обстоятельств именно безвременная смерть царицы привела к сохранению памяти о ней: статуи фараонов в разный период их жизни делались по различым шаблонам, и незавершенная при жизни статуя

Шагающего Правителя (в мужской одежде и с пристяжной бородой) не могла быть закончена после смерти царицы, так как в ней пропал всякий магический и культовый смысл. Скульптура осталась незавершенной, и была погребена в каменоломнях. Вместо нее была выбита новая статуя в Озирической форме.

 

Лицо царицы Хатшепсут на фигуре Сфинкса 

Царица Хатшепсут (т.е. «Лучшая по благородству») была дочерью третьего фараона XVIII династии Тутмоса I и царицы Яхмес. При жизни отца Хатшепсут стала «Супругой Бога» - верховной жрицей фиванского бога Амона. После смерти отца Царица вышла замуж за своего брата-фараона Тутмоса II, матерью которого была некая второстепенная жена их общего отца, тогда как Хатшепсут была чистых царских кровей. Престол же в Египте передавался по женской линии.

У Хатшепсут и Тутмоса II было в браке две дочери, и старшей Нефруре царица прочила трон. Подозревают, что отцом ее младшей дочери Меритры был воспитатель старшей - великолепный зодчий и архитектор Сенмут. Но это не имело значения, поскольку все дети официальной жены фараона автоматически становились наследниками престола. Сенмут поддерживал политику строительства (при Хатшепсут строили, как ни при ком другом), и возвел царице после ее смерти Заупокойный Комплекс в три террасы.

Муж царицы Хатшепсут фараон Тутмос II имел множество любовниц, и от одной из них - официально признанного им сына Тутмоса III, которого уже в свою очередь мечтал посадить на трон. Но поскольку основные будни фараона занимали походы по войнам и женщинам, сын его остался без присмотра, а Египтом правила его сестра Хатшепсут. Царица Хатшепсут не желала видеть на троне фараонов бастарда своего брата от любовинцы, и потому под предлогом получения необходимого для всякого правителя Высшего Магического Образования сдала мальчика в Храм на обучение. Единственное, о чем она умолчала - это о том, что два-три года в Храме делают из волшебника полноценного Жреца, которому уже нет дороги обратно. Права править он более не имел.

Вернувшийся из длительной отлучки фараон страшно разгневался, и между Хатшепсут и ее братом разгорелась холодная война. Однако Тутмос II правил недолго.

При жизни мужа - пока он отсутствовал - царица Хатсепсут выходила к народу в мужском набедренном фартуке и чуть более длинных "ушах" головного убора, традиционно касающихся верха груди. Никто из ее подданных не знал, что это женщина, поскольку она носила Статусную Одежду Мужчин. После восхождения на престол Хатшепсут была провозглашена фараоном Египта под именем Мааткара Хенеметамон со всеми регалиями

Приняв титулатуру фараонов, Хатшепсут стала изображаться в головном уборе хат с уреем и с накладной бородкой. Первоначально статуи и изображения Хатшепсут представляли её с женской фигурой, но в мужских одеждах, а в позднейших аналогах её образ был окончательно трансформирован в мужской. До Хатшепсут то же самое произошло со статуями царицы Нефрусебек, для которых также характерна комбинация мужского и женского канона. Тем не менее, в надписях на стенах храмов царица продолжала называть себя прекраснейшей из женщин и отказалась от одного из царских титулов - «Могучий бык».

Хатшепсут лично возглавляла один из двух совершенных во время её правления военных походов в Нубию, а также контролировала Синайский полуостров, Финикийское побережье, Южную Сирию и Палестину. В частности, ведение военных кампаний царицей подтверждает надпись в Тангуре - победная реляция, высеченная на скале в районе Второго порога Нила. Возможно, она командовала египетскими войсками и в ряде походов против мятежных сирийских и палестинских городов. Известно, что Хатшепсут допустила своего пасынка Тутмоса III к военной службе, что открыло ему путь как первому великому воителю в истории Египта (он прославился Битвой при Мегиддо в 1480-м году до н.э.)

Тутмосу III удалось после смерти Хатшепсут так настроить жрецов против нее, лишившей его престола, что даже памяти о ней не должно было остаться. С этой целью были сбиты все каменные надписи со статуй и уничтожены все таблицы.

* * *

Прекрасный Эхнатон, которому не удалось монотеизировать Египет, изображен с женским телом. Есть версия, что это в высшей степени точное его изображение, и есть версия, что причина этого - в гневе ведающих заказом изображений жрецов, разгневанные царскими нововведениями: они хотели таким образом унизить персону Эхнатона (делая из него химерического урода).

 

Эхнатон, десятый фараон XVIII династии, сын Аменхотепа III и царицы Тии, знаменит тем, что за свою недолгую жизнь осуществил религиозную реформу, подойдя к утверждению единобожия. В детстве Эхнатон болел, и его жизнь была в опасности из-за решения Фиванского оракула. Сделавшись фараоном, он прибавил к своему имени прозвище «Выживший, чтобы жить долго», так что в его судьбе не исключено наличие неизвестного нам Волшбеного События, повлиявшего на всю систему его мировоззрения.

Вся юность Эхнатона прошла вдали от Фив, а частично и за пределами Египта. О его существовании не упоминается ни в одной из надписей времен правления его отца Аменхотепа III.

После смерти Аменхотепа III государством управляла его жена Тия в качестве регента. Тия призвала своего сына в Фивы, где он был возведен на трон под именем Аменхотепа IV.

Новый фараон вступил в острый конфликт с жрецами Амона, провозгласил себя почитателем лучезарного бога Атона (обычно олицетворяемого солнечным диском - атеном), культ которого уже был частично распространен. Возведение фараоном храма Атона в Фивах привело к полному разрыву с культом Амона и его жрецами. Аменхотеп сменил свое тронное имя («Амон доволен») на Эхнатон («слуга Атону»). Более того, он уничтожил имя «Аменхотеп» на памятниках своего отца (что для мага-египтянина было актом отнюдь не символического убийства) и разрушил связанные с ним скульптуры сфинксов, сбросив их с обрыва в окрестностях Фив. К пятому году своего правления при поддержке жрецов из Гелиополя - древнего соперника Фив - он перенес царскую резиденцию в новую столицу, за планировкой, строительством и украшением которой следил самолично. Столица получила название Ахетатон («Место власти Атона»). Сейчас она известна как Амарна.

Эхнатон сам выступал в качестве верховного жреца Атона, слагал многочисленные гимны в честь этого божества и распространял свое учение среди последователей. В центре культа Атона стояла Маат - одновременно богиня правды и само понятие «истина». Свое имя Эхнатон обычно писал, добавляя прозвище ankh-en-maat - «живущий в правде/истине».

Религия Атона означала поклонение свету, и приношения совершались на алтарях, поставленных правильными рядами на просторных дворах храма этого бога. Церемония составляла разительный контраст с культом «потаенного» Амона, святилища которого были скрыты во тьме (сравни с иудейским «скрытым богом»). Атона не изображали, но представляли в виде диска или шара, испускающего лучи, каждый из которых заканчивался дарующей жизнь рукой.

Эхнатон женился на своей двоюродной сестре, красавице Нефертити (дочери Эйе, брата Тии), от которой имел мере четырех дочерей. Однако Тия сохранила свое могущество. На 12-м году правления Эхнатона ее изображали как лицо, по своему рангу превосходящее жену Эхнатона - в двойной короне и в сопровождающих надписях соответственного толка. В том же году Нефертити, разведенная или впавшая в немилость, исчезает с исторической сцены. Между тем политика Эхнатона в отношении близившегося распада восточной части державы, что грозило серьезными экономическими трудностями, помогла жрецам Амона ускорить внутренний кризис.

На 17-м, последнем засвидетельствованном в источниках, году правления Эхнатона один из его сыновей Сменхкара (имя его матери не установлено) - был назначен его соправителем. Вскоре Эхнатон был свергнут и, по-видимому, ослеплен. Сменхкара, процарствовав всего год, передал корону своему младшему брату Тутанхатону, который сменил имя на Тутанхамон и перебрался в Фивы. Реформа провалилась.

Несколькими годами позже Сменхкара попытался вернуть трон, что привело к смерти и его самого, и Тутанхамона. Тутанхамон был удостоен пышного погребения, его семь золотых саркофагов и посмертная маска до сих пор изумляют зрителей, тогда как тело его старшего брата в итоге было найдено в простой яме, как и тело Тии, возможно, покончившей жизнь самоубийством.

 

Заключение

Попытки магглских египтологов выдать древний Египет за мрачную теократию, подчиненную смерти и некромантии, не выдерживают критики: древнейшие культы египтян были сосредоточены вокруг бога солнца Ра и бога духовного света Амона. По сей день в соблюдении дня солнца, седьмого дня недели, когда не следует работать, а следует заниматься чем попало, сохранился отголосок египетского культа солнца, посвященный храмовым службам и отдыху. Неделю замыкает «солнечный день» или «день солнца», и именно так он звучит на английском, немецком, французском и голландском языках.

Ни в одной другой цивилизации протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте.

В древнеегипетском тексте мы читаем:

"Существует нечто, перед чем отступают и безразличие созвездий, и вечный шепот волн, - деяния человека, отнимающего у смерти ее добычу".

 

Читать дальше. Правители Египта 

Загрузка...