Огам. Алфавит Деревьев
Друиды не вели никаких записей, одной причин чего является защита знаний. Вся их культура, система образования в друидических школах была мнемонической - знания передавались из уст в уста, ученики дословно запоминали то, что говорили им учителя, и так передавалась и хранилась традиция. Но письменные знаки все же существовали - это и был Огам, волшебный алфавит, который использовался исключительно редко, только когда это диктовалось религиозными или магическими соображениями.
Огамическое письмо не является вариантом запоминания или передачи знания, это практическое приложение магии и букв, подвластных богу-вязателю Огме: письмо, фиксация в материи формулы или имени, запечатлевается навеки, придает действенность проклятию или заклинанию на столько, сколько будет существовать материал надписи, дерево, камень или металл. Отсюда можно понять, какую угрозу и какое благо оно может представлять. Записанное проклятие было еще более серьезным, чем устная сатира, которой достаточно было всего-навсего умертвить того, кто стал ее жертвой.
Кроме основного огамического Алфавита Деревьев существуют еще более ста его разновидностей, представляющих собой искусственно разработанные средневековыми схоластами криптографические варианты, никогда или почти никогда реально не использовавшиеся, например, "огам свиней", "огам рек", "огам трав", "огам святых" и т.п. Реально зафиксирован на камнях только "огам деревьев". В отличие от ранних надписей на камне, в поздний период этот алфавит являлся магической тайнописью или служил для разного рода "ученых" упражнений и применялся в книжных вариантах.
Изобретение магического огамического письма приписывалось богу Огме, от имени которого и пошло название этого способа письменности. В ирландской традиции Огма - один из богов Племени Богини Дану.
Огма назывался "Солнечноликим", сочетал огромную физическую силу с провидческим даром и искушённостью в поэтическом ремесле, и пал во второй битве с фоморами при Мойтуре.
В "Книге из Баллимота" говорится: "Именно Огма, очень искусный в знании языков и в поэзии, был изобретателем огамов; они предназначаются для записей тайных речей, понятных только знающим и хранимых в секрете от бедняков и простых людей... Огамом эту письменность назвал сам Огма. Слово "огам" происходит от "ghuaim" или "guaim", то есть мудрость, посредством которой барды приобретают способность сочинительства, потому что ирландские барды произносят свои стихи при посредстве его ветвей. Первый стих, написанный огамом, называется "Soim". Он был написан на бересте и отдан Лугху, сыну Этлема..."
Греческий писатель Лукиан (II век н.э.) писал, что во время своего странствия по Галлии он увидел изображение старика, одетого в львиную шкуру, язык которого тонкими золотыми и янтарными цепочками был соединен с ушами следующих за ним людей. Один галл, знающий греческий, разъяснил Лукиану, что старик - это аллегория красноречия и имя ему Огмиос. Изображен Огмиос одетым в львиную шкуру, как Геракл, поскольку кельты считали, что красноречие обладает большей силой, чем физическая мощь, и достигает своей вершины в старости.
В ирландской мифологии бог Огма известен так же своей воинственностью, вместе с Лугом и Дагдой и другими богами он сражался против фоморов.
* * *
В классическом Огаме Деревьев 20 знаков (18 + 2, добавленных позже), они разделены на четыре Айкме (семьи) по пять знаков в каждой. Пятнадцать фэд обозначают согласные звуки, а пять - гласные. Согласные считались основными, а гласные - вспомогательными.
Каждая буква называется фэдой (или фид), это означает «древо».
Слова огама писались снизу вверх - так, как растут деревья. Вертикальная линия, от которой вычерчивались «веточки» фэд, называлась друим («ствол» или «хребет»). Только в христианское время на пергаменте и бумаге Огам стал писаться горизонтально, слева направо.
Если надпись была слишком длинна и не умещалась, то друим не прерывался, а только загибался в сторону, подобно гибкой лозе, и таким образом сохранялась магическая целостность надписи и ее сила.
Семьи Огама называются по названию первой фэды, и все они построены однотипно: первая фэда - одна ветвь, вторая - две ветви, третья - три и т.п. до пяти ветвей той или иной формы. На вопрос: "Как и на какие части делится огам?" дается такой ответ: "На четыре: "В" со своей пятеркой; "Н" со своей пятеркой; "М" со своей пятеркой; и "А" со своей пятеркой".
«Ветви» первой семьи направлены направо, второй - налево, третьей - пересекают «ствол» наискось, а пятая семья может чертиться горизонтальными чертами или точками, «узлами» на вертикальной линии.
К этим двадцати знакам позднее были добавлены еще пять знаков несколько иной формы (см.Форфэда)
Знаменитая «Битва Деревьев» Cad Goddau - древняя магическая поэма Талиесина - говорит о тайнах этого алфавита.
____________________________
Первая семья называется Aicme Beth, Семья Берёзы.
Фэды и деревья, входящие в нее:
- Бьех (Beth), берёза;
- Льис (Luis), рябина;
- Фьярн (Fearn), ольха;
- Саил (Saille), ива;
- Ньин (Nuin), ясень.
Вторая семья - Aicme Huath, Семья Боярышника.
Ее фэды:
- Хуах (Huath), боярышник;
- Дуир (Duir), дуб;
- Тьинен (Tinne), падуб;
- Колл (Coll), орешник;
- Квэрт (Ceirt) - яблоня.
Третья семья - Aicme Muin, Семья Виноградника.
Ее фэды:
- Муин (Muin), виноградная лоза или ежевика;
- Горт (Gort), плющ;
- Нгетал, или Гьетал (Gétal), тростник или калина;
- Страф (Straif), терновник;
- Руис, или Руш (Ruis) - черная бузина.
Четвертая семья - Aicme Ailm, Семья Пихты.
Её фэды - гласные:
- Альм (Ailm), пихта или ель;
- Онэн (Onn), дрок или утёсник;
- Ур (Ur), вереск;
- Эйе (Eadha), осина;
- Ивэр (Iubhar), тис.
Безымянной буквой Огама и безымянным Днем друидического Календаря является священная Омела.
23 декабря | Y | Кто, кроме меня, знает тайны неотесанных дольменов? | Омела | Wyrd* |
*пустота
__________________________________________
Много позже появилось еще пять фэд, так называемая Форфэда (буквально это переводится как «дополнительные фэды»). Необходимость в Форфэде связана с тем, что язык изменялся, появлялись новые, часто заимствованные слова, и для их записи двадцати изначальных букв не хватало. Форфэда - это по большей части дифтонги или звуки, которых не было в гэльском языке.
В Форфэду включены следующие знаки:
- Эва (Eubhad) - священная роща,
- Ойр (Oir) - бересклет,
- Илэн (Uillean) - жимолость,
- Ифин (Iphin) - крыжовник и
- Эменколл (Emancoll) - бук («раздвоённый орешник»).
Знаки Огама - и фэда, и записанные ими слова - вырезаются на камнях и деревьях. В ирландской и валлийской литературе есть множество упоминаний о магии Огама. Например, Кухулин с помощью знаков Огама, начертанных особым образом на срезанной дубовой ветке, останавливает целое войско. Друид Даланн с помощью фэд Огама, вырезанных на тисовых ветках, находит пропажу, а маг из волшебного народа Гвидион ап-Дон, начертив заклинание на живой ветке орешника и свернув её в кольцо, заставил своих преследователей ходить в лесу по кругу.
Огам можно использовать для гаданий и предсказания будущего. В гэльских языках до сих пор сохранились фразы, которые переводятся как «гадать» - но в подстрочном переводе означают «бросать дерево», «бросать фэды». Официальная практика гадания на Огаме сохранялась очень долго: на нём гадали в судах, если другими способами не удавалось установить вину или невиновность человека. Знаки наносили на кусочки дерева, и они вслепую выбрасывались или выкладывались, чтобы получить предсказание.
Этот Путеводитель по Огаму отличается от других руководств, поскольку построен по календарному, а не по буквенному принципу. Мы будем изучать Время, а не Буквы. Возможно, это не худший способ выучить и Язык.
Обычно всякий друидический календарь начитается с первой фэды первого ствола - с Березы (буква B). И пока не пройдут все согласные буквы - кости языка - не следует переходить к стволу гласных.
Мы начнем с Рождества - точки отчета Нового времени. С гласной буквы А, с которой начинается год и с которой начинаются все современные алфавиты. Ствол (семья) гласных будет выделена алым цветом.
Начать читать Алфавит Деревьев - Пихта