В первых же строках хочется заявить, что текст, изложенный ниже, не представляет собой сборника рецептов по приготовлению составов на все случаи жизни. Каждый, кто желает найти здесь нечто подобное, должен отправиться вновь туда, где взял эту книгу, и обменять её на адаптированное для волшебников пособие по кулинарии.
Искусство приготовления зелий, быть может, кому-то внешне напоминает обычное поварское дело, слегка отягощенное тонкими расчетами весов и мер. На самом деле, погрузившись по-настоящему в мир зелий, вы осознаете, что зельеварение представляет собой тесное сочетание науки и искусства, как, впрочем, и любые другие действия настоящих волшебников. Изготовление даже самого простого состава, помимо обычной внимательности, которая позволяет просто точно следовать инструкции, подразумевает сложное ментальное включение в процесс варки.
Перед зельеваром стоит задача напряжения всех сторон его душевной деятельности. Помимо знания рецептуры и особенностей её применения, необходимо, например, умение концентрировать волю на определенных сторонах ситуации, четко двигаясь во внутреннем пространстве к поставленной цели.
Хочется сделать несколько предварительных замечаний, прежде чем я приступлю к изложению основ работы зельевара в лаборатории.
Во-первых, следует сказать, что всего имеется три способа магического воздействия на объекты окружающего мира:
1) чары; то есть жесткое и моментальное воздействие на предмет, приводящее к его деформации, уничтожению, либо видоизменению способов его существования.
2) трансфигурация; то есть метаморфозы, производимые с предметом более мягко. В данном случае происходит чуть более длительное воздействие на форму предмета при том, что его сущностные свойства не изменяются
3) изготовление и употребление магических составов, то есть собственно врака зелий. Это медленное и мягкое воздействие на предмет за счет кропотливой работы. В результате происходит (часто достаточно стойкое) изменение широкого спектра свойств предмета.
Из них именно третий способ в наибольшей степени связан с внутренней свободой волшебника и возможностью преуспеть не в связи со способностями, отмеренными от рождения, а в связи с искренностью душевного вклада и объемом затраченнных усилий. Сила состава гораздо больше зависит от творческого подъема и уровня духовного развития, чем уровень владения чарами или способность трансфигурировать объект в определенное нечто.
И, безусловно, именно преобразование собственных душевных качеств в конечном итоге производит хороший зельевар, постоянно упражняясь в своем искусстве. Поэтому даже потеря магической силы (если такое несчастье вдруг случится с ним) не помешает продолжать использовать свои умения хотя бы в какой-то мере, сохраняя свой дар.
Во-вторых (здесь я повторяюсь), следует четко усвоить, что тинктура, то есть процесс приготовления любого состава, всегда происходит одновременно на разных уровнях: процессу соединения материальных ингредиентов соответствует процесс внутренний. Последний можно в общем виде представить как взаимодействие двух слоев. План символического соответствия стоит между планами материального изготовления и духовной работой.
В-третьих, при изготовлении зелий необходимо точнейшим образом соблюдать не только соотношения объемов составляющих, но и следить за порядком совершения операций. Слово тинктура буквально означает «окрашивание». Это может быть понято так, что основа состава (вода, спирт, эфир et cetera) вбирает в себя все входящие ингредиенты, приобретая соответствующую «окраску» (свойства). Работать с ингредиентами надлежит также, как художник работает с красками: если в беспорядке смешивать цвета, то может получиться исключительно грязь. Важно знать какие элементы следует сперва соединять между собой, приготавливая составную часть зелья, и лишь потом добавлять получившееся к основе состава.
И, наконец, надлежит знать, что не все составы могут быть созданы в обычной обстановке. Существует часть зелий, требующих при изготовлении ритуальной основы. Но зельеделие этого типа относится уже к высшим разделам этой науки, служит для специфических целей и школьниками не изучается.
Хотелось бы несколько подробнее остановиться на характеристиках уровней работы. Как уже говорилось, это уровни: материальный, символический и духовный.
Первый из них требует от зельевара знания свойств живых и неживых объетов материального мира. Систематизация ингредиентов, особенности их получения и хранения, а также правила работы с ними, должны быть хорошо знакомы мастеру зелий. Все этапы материльной работы требуют четкости выполнения, хорошего уровня концентрации внимания и безупречной аккуратности. Такие явления, как трясущиеся руки или нестойкая ориентация во времени и пространстве, несовместимы с успешной работой. Соблюдение временных рамок всех этапов варки, соотношений объемов, интенсивности пламени и других тонкостей обеспечат вам полный контроль за правильностью процесса.
Конечно, материальный план работы является наиболее простым из всех трех и, конечно же, научиться просто правильно смешивать, греть и засыпать ингредиенты довольно легко. Именно поэтому данная сторона работы должна безупречно выполняться, чтобы вы знали (в случае неуспеха), что проблемы связаны не с нарушением временного режима и не с тем, что вы ошиблись, добавив неподходящий ингредиент.
Основные правила работы в лаборатории будут изложены ниже, а пока вам только следует утвердиться в желании развивать у себя навыки тонких движений рук, способность четко соблюдать простые инструкции и конечно же, совершенствовать все стороны вашей памяти. Безусловно, то, что вы не будете лезть в книгу, чтобы прочитать заново описание каждого шага, очень улучшит вам жизнь.
Работа с составом в символическом плане должна в наибольшей степени привлекать внимание новичка, так как помогает в достаточно глубокой мере осознать, что же собственно происходит в процессе варки.
Проживание третьего (духовного) уровня работы для неопытных зельеваров происходит почти целиком на бессознательном уровне. Соответственно, контролировать процесс или даже просто пребывать в нем, ориентируясь в первую очередь на эту сферу, будет почти невозможно. Поэтому для того, чтобы не превратиться из волшебника в кулинара, новичку следует сконцентрироваться на втором уровне, то есть символических процессах. Они очень часто могут быть представлены в очень простых для восприятия образах и не потребуют от вас даже особого напряжения воли (при том, конечно, что у вас уровень интереса к миру является достаточным для добровольного сосредоточения на идеях, не носящих просто развлекательного характера).
Иногда процесс приготовления зелья на символическом уровне может даже укладываться в некий сюжет, сказку или притчу. Но чаще это взаимодействие с символами неким несобытийным образом связанных между собой объектов. Тут любому волшебнику поможет яркое воображение и внимание к нюансам переживаний. Последнее необходимо для правильного понимания происходящего. Например, существует разница между любовью и страстью. Если вы нечувствительны к ней, не осознаете её, то сюжет (или факт наличия отношений между объектами) будет вами понят неправильно, процесс пойдет неудачно и ваше зелье будет работать либо не в полную силу, либо, уж извините, с неожиданными побочными эффектами.
Расскажу вам две истории о людях, котрые не осознавали разницы между сутью своих желаний и формой, в которую они в воображении своем эти желания облекали.
Первая история рассказывает о некоем зельеделе, который желал создать состав для быстрого выращивания искусственно созданного вечнозеленого дерева. Зелье это он выдумывал сам и, поразмыслив, не нашел ничего лучше, чем в первую очередь обеспечить дереву усиленное питание. В качестве основы для состава был взят мясной бульон с питательными добавками. И, действительно, дерево выросло очень быстро, можно сказать волшебно быстро. Но вместо вечно зеленого, оно неожиданно для горе-зельедела оказалось вечноголодным. Несчастный скормил ему все запасы не только мясного бульона, но и прочих продуктов и, в конце концов, вынужден был спасаться бегством от собственного творения, ибо также являл собой объект органической природы.
Что уж говорить о такой печально известной истории, как легенда о царе Мидасе. Мидас, насколько, я надеюсь вы помните, был царь, безумно любивший свою дочь и желавший для неё счастья. О нем повествуют греческие предания. Доводилось ему слышать много о том, что абсолютное счастье заключено в золоте. Решил он тогда, что это значит, что нужно собрать вокруг того, кого желаешь сделать счастливым, как можно больше золота. И вот, когда представилась ему счастливая возможность просить великого Диониса о некоем даре, попросил он возможность превращать в золото все, до чего дотронется. Дионис только усмехнулся, дернул краем язвительного рта и сказал «Будь по твоему». Вернулся Мидас в свой дворец счастливый. Решил он приготовить сюрприз для своей дочери - на рассвете вышел в сад и прикасался к каждому кусту роз, пока не превратил в золото все живые цветы. Когда утром девочка выбежала в сад и обнаружила, что её любимые розы погибли, она горько расплакалась. Охваченный ужасом Мидас обнял свою дочь и тут же превратил её в золотую статую. Когда Мидас вновь явился к Дионису, тот не стал ни о чем спрашивать, просто избавил Мидаса от страшного дара и оживил его дочь.
Урок, который мудрый зельевар может извлечь из подобных историй заключается в том, что одно из самых важных умений, которое следует вырабатывать в себе - это способность понимать чего же ты действительно хочешь и адекватно воплощать желаемое в образах, а также широко и при этом достаточно тонко трактовать смыслы. От этого в первую очередь зависит ваше зельеварное творчество. Но это высший уровнь зельеварного мастерства. Что касается простых и очень известных составов, то там символический план уже задан его автором, ваша задача только освоить его.
Работа с символами (как, впрочем, и варка состава в целом) - это игра, искусство и тяжелый труд одновременно. Соответственно, вам никогда не удастся делать то, что необходимо, если вы не будете одновременно играющим ребенком, талантливым художником и глубоким ученым. Интересно то, что сложности часто возникают не с последним и даже не со вторым, а именно с первым. Нет ничего страшеннее зануды над котлом с готовящимся составом. Помните - лучше мало знать и полагаться на интуицию, как в мерах, так и в осмыслении сути происходящего, чем относится к процессу со звериной серьезностью.