Хогвартс
Стихи
Проза
Фотографии
Песни
Тампль
Публицистика
Хогвартс
Драматургия
Книга снов
Рисунки и коллажи
Клипы и видео
Проекты и игры
Главная » Хогвартс » Учебники » Зельеварение » Текст Учебника » Зельеварение для начинающих


Искусство зельеварения для начинающих
 
 
Глава 1
 
Общее описание лаборатории, 
процесса приготовления составов,
а также их систематика
 

§1. Что должно быть в лаборатории

Один из самых важных принципов эстетики - отсутствие излишеств. В лаборатории зельевара мы сталкиваемся с ним же. Здесь не должны присутствовать никакие предметы сверх необходимого минимума. Но при этом, существует и вторая сторона проблемы - может случиться, что чего-то важного не окажется под рукой в нужный момент. Пока вы будете искать необходимое - состав погибнет (я не буду говорить о том, что разумные люди обычно перед началом варки сверяют списки необходимого и наличествующего). Таким образом, наполнение лаборатории должно подчиняться принципу «необходимое и достаточное».

Ниже приведен перечень основных предметов, которые должны находиться в лаборатории:

1. Атанор (печь). Тут все понятно. Параметры этого объекта вы можете выяснить в соответствующих магазинах и лавках.

2. Посуда (металлическая, керамическая, стеклянная). Большая её часть должна быть огнеупорной либо термостойкой. Вполне естественно, что должны присутствовать посудины разного размера. Флаконы желательно надписывать, для этого должны быть заведены специальные этикетки. Всю посуду необходимо мыть (как и руки, до и после работы). По этой причине заводится следующий предмет.

3. Рукомойник. И вообще, вода - необходимое сопровождение любой работы здесь.

4. Все ингредиенты зелий, а также посуда, должны храниться в шкафах и на полках. Сваленное грудой имущество быстро превращается в недифференцированную груду шелухи и осколков. В шкафах также обычно хранятся необходимые книги и рукописи.

5. Стол для работы.

6. Наличие второго стола позволит вам спокойно вести записи, не рискуя вылить на них разнообразные жидкости из разнообразных сосудов. Плоские поверхности в достаточном количестве позволят вам соблюдать искомый порядок наилучшим образом.

7. Обязательным является наличие различных источников света. Ваша палочка может вам понадобиться для массы самых разных вещей, поэтому не стоит полагаться на люмос. Следовательно, у вас под рукой должны быть разнообразные светильники, которые вы могли бы переносить с места на место, как только вам это понадобится.

8. Весы - очень важный измерительный прибор. Пользоваться ими рекомендуется регулярно: дисбаланс в пропорциях приводит к искажению действия состава.

9. Нужно вспомнить, что также важно соблюдать временной режим варки. Поэтому часы - второй важный измерительный прибор

10. Ну и, наконец, ингредиенты. Это отдельная и сложная тема, которая будет рассмотрена ниже. Они хранятся в соответствии с их назначением и свойствами.

11. Дополнением ко всему названному являются уже упоминавшиеся книги и рукописи, которые несмотря на свою необходимость, однако, не должны быть слишком многочисленны. Рекомендуется держать под рукой только самые необходимые тексты, а для хранения других пользоваться отдельной библиотекой (в частности, ввиду близости открытого огня).

Все, перечисленное в этом списке, является абсолютным необходимым для работы в лаборатории. Но при этом и достаточным. Подумайте как следует над тем нужно ли вам в действительности в вашей лаборатории ещё что-либо.

Отдельная тема - непременное отсутствие в этом пространстве некоторых объектов. Так, например, недоспустимо принимать и хранить пищу в лаборатории. Также к числу явно не подходящих вещей находятся посторонние пахучие субстанции, взрывоопасные вещества, а также живые организмы, не являющиеся ни зельеваром, ни его учениками либо помощниками. Имеются ввиду, как любопытствующие праздные субъекты, так и любые виды животных и птиц. Тут мы прямо переходим к следующему параграфу.

 

 §2. Техника безопасности

В лаборатории невнимательных, ленивых, нервных или неуклюжих студентов ожидает огромное количество потенциальных неприятностей. Остальных же вместе с небольшой толикой веселья, которое естестевнным образом вызывает неуклюжесть ближнего, ожидают вполне ощутимые неожиданные опасности и подводные камни.

Основное правило работы в лаборатории - безукоризненное соблюдение порядка. Если вы будете, например, складывать ингредиенты где попало, не обессудьте уж - однажды спутаете одни фиолетовые кристаллы с совершенно другими или одну бесцветную жидкость с другой. Ваш актуальный путь при этом может кардинально измениться. С духовных высот алхимии вы рухнете в грубую прозу жизни.

Определите для себя основные правила сами - никто лучше вас не определится с тем, где вам лучше всего держать мандрагору и в каком шкафу будет склад эфирных масел. Но если уж вы решили, что все будет происходить определенным образом, то не стоит постоянно разнообразить обстановку и все менять по возникшей внезапно прихоти. Лучше всего будет, если вы, в конце концов, приобретете способность ориентироваться в лаборатории с закрытыми глазами, если вы будете в полной темноте, не ошибаясь, снимать с полки нужный ингредиент или нужную книгу.

В лаборатории стоит всегда соблюдать не только порядок, но и чистоту. Помимо обычных соображений эстетического характера этого требуют также многие другие причины. Так, нет ничего, что мешает при варке сильнее, чем запах гари от плохо помытого котла. Ваш нюх должен улавливать тонкие нюансы ароматов, исходящих от вашего зелья, а также от ингредиентов. Не говоря уж о том, что избыток дурного воздуха, конечно же, скажется на вашей способности соображать.

НЕ БРОСАЙТЕ НЕНАДПИСАННЫЕ БАНОЧКИ И ФЛАКОНЫ С СОДЕРЖИМЫМ!!! 

НИКОГДА НЕ ПРИНИМАЙТЕ ПИЩУ В ЛАБОРАТОРИИ!!!

НЕ РАБОТАЙТЕ С НЕМЫТОЙ ПОСУДОЙ!!!

НЕ ПРОБУЙТЕ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ЗЕЛЬЯ НА ВКУС!!!

Ни в коем случае не стоит пробовать на вкус то, что у вас получилось. По крайней мере, пока вы не уверены, что это именно то, что вы собирались сделать. Там может оказаться что-то очень для вас неожиданное. Последствия многих ошибок обратимы с трудом, а некоторых - необратимы вовсе.

Для того, чтобы тестировать ход процесса, следует пользоваться косвенными признаками, которые обычно указаны в описании тинктуры. К таким признакам относятся цвет, консистенция, запах зелья. Могут также отмечаться оттенки пара, реакция состава на изменение температурного режима, внешний вид поверхности зелья и характер его границ со стенками котла.

Далее, надлежит помнить, что вы работаете с огнем и летучими и горючими веществами. Не стоит подносить спичку к поверхности котла, чтобы посмотреть как там оно. Спирт, вазелин, воск - вещества с которыми нужно работать особенно осторожно, так как они весьма горючи.

Последнее, о чем хочется здесь сказать - это внешний вид зельевара. В какой бы степени вы не были приверженцем моды, попадая в лабораторию, стоит забывать обо всех её изысках. Недопустимы в одежде: широкие рукава; рюшки, манишки, жабо; обилие шнурков и завязочек; легковоспламеняющиеся ткани. И многое другое. Не буду утомлять себя и вас перечислением всех возможных деталей. Тем более, что все эти перечисления излишни: ваша рабочая одежда должна быть простой и удобной, не должна ограничивать свободы ваших движений. Волосы нужно приводить в такой вид, чтобы они не горели и не падали в котел. При незапланированном попадании в некоторые составы ваших волос неприятности трудноописуемы.


§3. Систематизация ингредиентов

 Свойства ингредиентов - сложнейшая тема. Большая её часть остается за рамками нашего курса, так как существуют специальные диспциплины, уделяющие внимание этому вопросу (травология, магия камней, уход за магическими животными и т.д.).

Зельевару совершенно необходимы эти знания как для понимания принципов работы известных составов, так и для собственного творчества. Каждое вещество воздействует на какие-то сферы человеческой жизни и души. Некоторые элементы преимущественно затрагивают более грубые проявления материальной жизни (физическое тело), другие оказывают достаточно тонокое воздействие. Важно запомнить простое правило: ни один состав не образуется путем прямого сложения всех эффектов воздействия составляющих его ингредиентов. Иными словами, целое не равно сумме составляющих, соединение элементов состава образует особую ситуацию их взаимодействия, которая, собственно, и является настоящей причиной эффекта.


В любой тинктуре целое (весь состав) не равно сумме составляющих элементов (простому сложению свойств всех ингредиентов)

Но это не отменяет необходимости знания, как свойств отдельных ингредиентов зелья, так и аналитической работы над составом (из чего состоит, почему эффект именно таков). На практике это может потребоваться, например, в ситуации, когда необходимо проанализировать готовый состав и понять, как он был сделан.
Можно выделить следующие виды ингредиентов:

• 1) ингредиенты растительного происхождения;
• 2) ингредиенты животного происхождения;
• 3) ингредиенты, взятые у людей;
• 4) другие органические вещества;
• 5) металлы;
• 6) минералы.

Но на самом деле, ингредиенты классифицируются наилучшим образом по тому месту, которое они занимают внутри тинктуры.

Первую группу тогда будут составлять элементы, образующие основу. Наиболее типичные основы - это вода, спирт, соки растительного происхождения. Иногда в качестве основы могут использоваться выделения животных.

Вторую группу (наиболее обширную) образуют элементы, которые добавляются к основе. Здесь может оказаться все что угодно.

Третья группа - связующие элементы (они нужны, если зелье является двуосновным или содержит длинные перечень ингредиентов).

Червертая группа - специальные элементы. Это то, что придает направление действию состава (волос человека, в которого вы хотите превратиться (Оборотное зелье), пепел имени человека, которого вы хотите разлюбить (Отворотное зелье) et cetera).

И наконец, пятую группу составляют те элементы, которые создают преобразующий волшебный эффект. Это то, что отличается зелья от простых отваров или настоев, а также то, что придает им неповторимую индивидуальность. Сами они, конечно же, также индивидуальны. Несмотря на то, что зелье в целом - волшебный продукт, именно они называются Волшебными Элементами зелья.


§4. Правила тинктуры

 Как уже говорилось выше, под тинктурой понимается процесс создания состава в целом. Этот процесс включает в себя в том числе творческую работу, предваряющую процесс варки (непосредственного приготовления состава). Опять-таки, повторю вышесказанное, в переводе с латинского термин тинктура (tingo, tingere) буквально означает «окрашивание» либо «смачивание, пропитывание».

В тинктуре можно выделить составные части, каждая из которых необходима для полного понимания процесса:

- цель, ради которой создается состав; она озвучивается в описании эффекта и чаще всего метафорически задана в названии зелья;

- выбор основы зелья; он определяется многими факторами, например, формой использования состава; как правило, основой для зелий, предназначенных для питья, становится вода, спирт, вино, либо молоко; если зелье подразумевает наружное использование, то основой могут быть воск, жир или масло, достаточно часто в качестве таковой также используется гной бубонтюбера.

Вообще же основа выбирается исходя из свойств используемых веществ с учетом цели приготовления состава;

• выбор основных игредиентов определяется также их химическими и прочими свойствами; каждый эелмент преимущественно воздействует на определенные аспекты человеческого организма и личности; в подборе участвуют также некоторые иные факторы, например, астрологические соображения;

• выбор связующих и закрепляющих элементов зелья (подбираются исходя из списка основных ингредиентов и цели);

• выбор Волшебного Элемента - основной акт, обеспечивающий успех;

• при необходимости определяются также направляющие элементы; обычно довольно очевидно, что же должно выступать в качестве таковых, если четко ясна цель; если же последнее условие не соблюдается, значит что-то не так с вашей тинктурой;

• соединение всех элементов зелья должно происходить в определенном порядке, который иногда дополняется специальными условиями (например, высыпать элемент в основу тонкой струйкой или обязательно использовать при этом серебряный нож);

• часто состав требует произнесения Волшебной Формулы - обычно это латинская фраза либо слово, которое нужно произнести в определенный момент;

• как правило, в процессе варки используется волшебная палочка; нужно либо определенным образом расположить её, либо помешивать зелье; по часовой стрелке (посолонь) составы помешиваются для усиления придаваемых свойств, а также все составы, имеющие позитивный эффект (полезное, правильное изменение объекта); против часовой стрелки (противусолонь, против Солнца) составы помешиваются либо для ослабления свойств, либо если зелье имеет негативный эффект (отнятие чего-то или трансформация объекта в негативную сторону); яды мешаются против Солнца, противоядия - по солнцу;

• принимать зелье тоже часто нужно совершенно особым образом; например, только в мантии, вывернутой наизнанку, или только вместе с кем-то (не в одиночестве), либо в определенном месте или в какое-то конкретное время;

• дополнительно учитываются время суток при приготовлении и приеме; интервал между последней операцией и приемом зелья; особенности посуды (материал, форма, размер); при наличии ритуальной основы - одежда волшебника (все составы, готовящиеся подобным образом находятся вне школьной программы!)

Отдельно хотелось бы также дополнить сказанное несколькими замечаниями о Волшебных Формулах. Помимо того, что они могут произносится на разных языках (но чаще все же на латыни), они ещё бывают разными по форме. Короткие, большие похожие на формулу Чар (используются обычно в составах с узко заданной целью и небольшим сроком действия); напоминающие стихотворную строку (более стойкий эффект, более широкое действие). Также возможно использование формул-наговоров. Обычно это довольно длинные (для формул) стихотворные произведения, которые отчасти описывают внешнюю сторону процесса, отчасти желаемый эффект. Этот вид формул используется обычно в очень узко заданных рамках (персонифицированно или направлено на конкретное свойство - появление его или ликвидацию).

 Символическая работа с составами

Каждая операция тинктуры, а также большинство ингредиентов могут быть воплощены в определенных символах.

Как всегда, в таких вопросах существует некоторая динамичность образов, этот слой работы допускает (и даже скорее требует) большей свободы, чем нижний (материальный). Символический пласт требует активного участия творческого воображения даже тогда, когда речь идет о тех образах, которые прочно закреплены за некоторыми этапами работы. Так, например, в алхимии традиционно подчеркивается связь между образом черной птицы (Ворона) и первой стадией алхимического Делания ( или между образом Павлина и так называемой цветной стадией).

В большей же части случаев существует не конкретный образ для определенных этапов, а набор образов, подходящих для потенциального использования. От этого алхимические тексты часто оказываются трудными для восприятия и понимания. Их образной структуре присуща полисемантичногсть.

В дальнейшем при описании тинктуры лишь иногда будут делаться конкретные упоминания об этой стороне работы. Обычно, объяснение этого вопроса остается в ведении преподавателя, а также является важной частью творческой самоактуализации студента.

Пример работы

Зелье «Пустая голова» (бурая вариация)

Цель: развлечение, возможность эффективно расслабиться в течение недолгого времени, облегчение душевных терзаний

Результат: переживание в течение некоторого времени бездумной эйфории, сопровождаемой снижением болевого порога, повышенной импульсивностью и некоторым количеством видений, как правило, вызывающих безостановочный громкий смех

Состав: вода, зеленый чай, лист облепихи, чабер, мелисса, шалфей, имбирь, мускатный орех; по вкусу можно добавить 1-2 пряности мягкой гаммы; коктейль «маггловские пузырьки», коньяк («зеленая» вариация отличается, собственно, двумя последними составляющими - коктейль «тархун», абсент)

Тинктура:

Главная особенность тинктуры этого зелья состоит я том, что его категорически нельзя готовить в одиночестве. Требуется минимум один ассистент. Но лучше, если их будет два или три. При одиночном приготовлении этого зелья эффект поменяется на обратный (полная апатия, депрессивные видения, неостановимо текущие слезы).

Основа готовится на воде. Вода доводится до кипения и туда кидаются в соотношении 4:1 зеленый чай и листья облепихи. Пока основа настаивается, в отдельной порции воды в течение двух минут кипятятся травы. По истечении этого срока в травяной отвар следует добавить пряности и продолжить кипячение ещё в течение одной минуты.

Соединение основы с травами и пряностями следует сопровождать неразборчивым бормотанием (лучше будет, если бормочут все участники процесса).

Самый последний этап определяется количеством участников и желаемой интенсивностью эффекта. В полученную смесь добавляют два ингредиента: коньяк и маггловские пузырьки. Участники варки по очереди выливают порцию одного из составляющих, мешая варево палочкой три раза по часовой стрелке. При этом составляющие чередуются. Если участников мало, то имеет смысл наливать и мешать по два раза.

После добавления последнего ингредиента, следует произнести формулу: caput cavum est


СИМВОЛИЧЕСКАЯ ПРОРАБОТКА СОСТАВА

 Вообразите себе большую бальную залу, где в вальсе кружатся пары. В тот момент, когда сложилась компания зельеваров и начат процесс приготовления основы в вашей голове начинает как бы издалека звучать трехдольный ритм. Он должен становиться явственнее с увеличением степени готовности основы, а затем и остальных составляющих. Лица, достигшие большого искусства в приготовлении подобных составов, могут чуть увеличивать интенсивность ритма с добавлением каждой следующей составляющей.

При добавлении последних двух элементов каждый из участников представляет себя в паре с кем-то (непременно очень приятным) погружающимся в танец. Три помешивающих движения палочки должны соответствовать трем тактам трехдольного ритма.
Чем свободнее и веселее вы танцуете, тем лучше эффект.

Духовный уровень варки

Обычно на этом уровне и происходит основное, ради чего и затевается весь процесс. Но осознание происходящего (особенно при отсутствии опыта) чрезвычайно затруднено, обычно работа в этой области в сильной мере опирается на интуицию. Для адекватной работы, таким образом, важно уметь слышать свой внутренний голос, не подавлять творческое начало и не поддаваться на обманчивую яркость внешних эффектов.

Остальное мы полагаем преждевременным для изложения и посему переходим к следующемй разделу.


§5. Систематика зелий

 Наука зельеварения позволяет достичь небывалого разнообразия. Всевозможные составы уже существующие и широко используемые в Волшебном Сообществе невозможно даже просто перечислить на страницах этой небольшой книги. Кроме того, следует учитывать также постоянный процесс изобретения новых составов. Несмотря на то, что они чаще всего направлены на реализацию тех же целей, что и давно известные составы, в их действии, конечно, имеются интересные нюансы.

По этой причне для удобства работы следует классифицировать имеющиеся зелья. Это можно сделать по-разному (как и в случае с ингредиентами), так как при классификации возможно отталкиваться от совершенно разных оснований. Мы рассмотрим два самых очевидных из этих оснований.

1. Зелья по-разному готовятся.
2. Зелья оказывают воздействие на разные стороны натуры реципиента

Типы зелий по способу приготовления:

Перечислим основные процессы, задействованные в создании зелий:

1) сильное нагревание;

2) кипячение;

3) настой;

4) экстрагирование;

5) брожение и гниение (две разновидности одного и того же процесса, при разложении элементы выделяют тепло и характерный запах; увядание цветка - это процесс, происходящий под влиянием времени, света или жара; выделение излучения, которое происходит в данном случае, связано с появлением света и тепла; этот свет не видим обычным зрением, лучи, выделяющиеся в этом случае, чаще всего имеют зеленую окраску )

6) холодные смеси (элементы могут находиться в растворенном или взвешенном виде

7) сливание без смешения (слоистая жидкость)

Возможные формы, в которых может находиться ингредиент:

1) сырой, свежий, принесенный с цветущих полей или взятый только что со старого кладбища;

2) сушеный;

3) вяленый или копченый;

4) дробленый или молотый (подвергнутый иному виду механической обработки, вплоть до порошка);

5) в виде экстракта, эссенции или вытяжки [латин. essentia, букв. сущность]; (от лат. extraho - извлекаю, вытягиваю); основным типом вытяжки, упоминаемой в данной книге является спиртовая;

6) настойка (объект заливался холодной или горячей жидкостью на некоторое время);

7) отвар (объект находился в кипящей воде какое-то время)


Типы зелий по способу воздействия:

Считается непреложной истиной то, что каждый волшебник состоит из семи тел, имеющих разный уровень плотности. Эти тела исполняют разные функции, каждое из них нуждается в специальном развитии. При этом они вместе образуют сложную систему.

Ограничимся для начала простым обозначением уровней и общей характеристикой системы:

1. уровень физического тела;
2. эфирное тело;
3. астральное тело;
4. ментальное тело;
5. каузальное тело (тело событий и судьбы);
6. буддхиальное тело (тело мировоззрения)
7. атманическое тело (тело идеалов).

Такую же внутреннюю структуру, как и волшебники, имеют магглы, но за века существования в неволшебной среде, они утеряли возможность обнаруживать в себе все перечисленные тела. Причиной этого в основном является то, что они не имели такого стремления к самопознанию как волшебники. Из-за отсутствия регулярного обращения к этой части существования деление превратилось в своего рода рудимент. Все семь тел, присущих магглам, можно понимать не как систему, а как одну субстанцию. При этом дифференциация, если она происходит, приводит к выделению трех структур: первая - это сплав физического и эфирного тел, далее следуют астральное (тело чувств) и ментальное (рациональность). В самосознании магглов они отражаются как тело, разум и чувства.

Волшебники разделяют эти тела, между телами есть границы, поэтому они достигают неких высот в воздействии на окружающую среду в отличие от магглов. При этом белые маги в первую очередь развивиют три своих высших тела, черные маги - три низших (не считая физического). Черными они являются как раз потому, что не стремятся наверх, верхние сферы иногда осваиваются ими в неком виде, но все что там происходит не имеет для них достаточной ценности. Те из них, кто достигает определенного уровня эффективности в обращении к верхним уровням обретают особое могущество. Условно говоря, их трудно победить. Белый маг никогда не теряет направленность к верхним телам.

Непременно нужно учесть, что все что говорится выше, на каком-то уровне является грубым упрощением, так как человек представляет собой нерасторжимую целостность. Конечно же развитие верхних тел неизбежно приводит к развитию остальных. Иначе говоря, нельзя развивать как следует высшие тела, не затрагивая состояния нижних.

Дальнейшее углубление в эти вопросы здесь представляется излишним. Для зельевара необходимо понимание того, к какому уровню внутренней иерархии адресуется состав. Все составы, рассматриваемые ниже, классифицируются согласно этой системе.

________________________________________ 

• Что должно находиться в лаборатории зельевара?
• Чего ни в коем случае нельзя делать в лаборатории зельевара?
• Охарактеризуйте понятие тинктуры
• Перечислите уровни тинктуры
• Что вам известно о царе Мидасе?
• Перечислите основные ингредиенты зелья «Пустая голова»
• Какие виды Волшебных Формул вам известны?
• Что такое основа зелья?
• Что такое Волшебный элемент Зелья, какова его особая роль?
• Какие виды ингредиентов вы знаете?
• Какие виды составов вам известны?

 


 

Загрузка...