Проза
Стихи
Проза
Фотографии
Песни
Тампль
Публицистика
Хогвартс
Драматургия
Книга снов
Рисунки и коллажи
Клипы и видео
Проекты и игры
Главная » Проза » МАХАБХАРАТА. Анушасанапарва. Перевод » Глава 4


 

Mahabharata

Book 13: Anusasana Parva 

 

 

Глава 4

Бхишма сказал:

«Слушай, сын Притхи, как в древние времена Вишвамитра возвысился до Брамина-Риши. Был некогда царь Аджамида, первый среди потомков Бхараты, совершивший жертвоприношения в обилии и славный своими благими делами. Его сыном был благородный и великий царь Яхну, имевший дочь Гангу и сына Синдхудвипа, который прославился не меньше своего отца.

От Синдхудвипы родился мудрец Валакшва, чей сын, Валлабха, был подобен воплощенной второй Дхарме. Его же сын по имени Кушика воссиял славой подобно тысячеглазому Индре. Сыном Кушики был славный царь Гадхи. Он был бесплоден и, желая обрести наследника, удалился в лес, где внутри него взросла дочь, названная Сатьявати, равной которой в красоте не было на земле.

Прославленный сын Чьяваны, известный по имени Ричика, из народы Бхригу, взявший на себя строгие обеты, искал руки Сатьявати. Гадхи, считая его бедняком, не желал этого брака.

Он сказал:

- Ты сможешь сделать мою дочь женой, только если предложишь достойное приданое.

На это Ричика спросил:

- Какое приданое, о царь, я должен предложить тебе в обмен на руку твоей дочери? Скажи мне это откровенно и без всяких сомнений!

И царь Гадхи ответил:

- О потомок Бхригу, дай мне 1000 лошадей, столь же быстрых, как ветер, цвета белой луны, и чтобы каждая была с черным ухом».

Бхишма продолжил:

«Тогда могучий сын Чьяваны, первый из народу Бхригу, взмолился Варуне, сыну Адити, владыке всех вод, с просьбой дать ему тысячу белых лошадей с черным ухом, быстрых как ветер. «Быть по-твоему» - ответил Варуна, - «Где бы ты ни искал их, там обретешь их». И как только Ричика подумал о лошадях, тут же они вышли из вод Ганги. До сих пор неподалеку от Каньякубьи почитается то место, где появились лошади.

Тогда довольный Ричика отдал этих лошадей как приданое, и царь Гадхи, в удивлении и страхе, отдал дочь сыну Бхригу. Так первый среди дваждырожденных Риши взял себе Сатьявати в жены, да и она была рада сочетаться с этим Брамином.

Ричика возжелал одарить свою супругу, та же обратилась к своей матери за советом, а после вернулась к первому среди дваждырожденных Риши с просьбой одарить сыновьями ее и ее мать. Ричика возвестил, что эта воля будет исполнена, и наказал им после купания обнять по дереву: матери - фикус, а дочери - смоковницу, а после принять чару (ритуальное подношение богам из риса, ячменя, сливочного масла и молока).

Мать же, выслушав наказ, посоветовала дочери обнять фикус, ей же отдать смоковницу, а после поменяться чару; так они и сделали. Ричика возрадовался, узрев нарождающееся дитя в чреве своей жены, но осудил ее за подмен деревьев. Смоковница была полна силы Браминов, а фикус - силы Кшатриев, чтобы сын Сатьявати стал великим Браминов, а сын ее матери - великим Кшатрием; но теперь же матери предстояло дать жизнь великому Брамину, а дочери - грозному Кшатрию.

В печали упала Сатьявати на землю и взмолила Ричику, чтобы не сын ее, а внук стал Кшатрием, которому суждено было прославиться ужасными делами, и Ричика исполнил ее просьбу.

Так Сатьявати дала жизнь сыну по имени Джамадагни, а жена Гадхи - дваждырожденному Риши Вишвамитре, который, хотя и был Кшатрием, возвысился до Брамина и положил начало роду Браминов: его сыновья -

Мадхушчанда и Деврат, Акшина, Сакунта, Вабхру, Калапатха, Яджнавалкья, Стхула, возвышенный клятвами, Улука, Мудгала и мудрый Сайндхавайяна, прославленный Вальгуджангха и великий Риши Галева, знаменитый риши Ваджра, и также Саланкайяна, Лиладхья и Нарада, Куршамука и Вахули, Мушала, также Вакшогрива, Ангхрика Найкадрик, Шилаюпта, Сита, Суши, Чакрака, Маррутантавья, Ватагхна, Асвалаяна, и Шьямаяна, Гаргья и Явали, а также Шушрута, Кариши, Шангсрутья и Пара Раурава, и Танту, великий мудрец Капила, Таракаяна, Упагахана, Асураяни, Маргама, Хираникша, Джангхари, Вхавраваяни, и Сути, Бибхути, Сута, Суракрит, Арани, Гашика, Чампея, Уджьяна, Наватанту, Ваканакха, Саянья, Йяти, Амбхоруха, Аматсьясин, Шришин, Гардхави Урджьяйони, Рудапекахин и великая Риши Нарадин - постигли строгие обеты, описанные в Ведах, и основали множество родов Браминов.

Так, царь Юдхиштхира, строгий и набожный Вишвамитра, хотя и будучи по происхождению Кшатрием, стал Брамином, ибо Ричика вложил в дерево высшую силу Браминов.

Так во всех деталях рассказал тебе я историю рождения Вишвамитры, обладавшего силой солнца, луны и огня. Если же, лучший из царей, есть у тебя сомнения в иных вопросах, дай знать мне, чтобы я их разрешил».

далее

Загрузка...