Глава 7
К теме «История Магии в Британии»
_____________________________
• 1. Начало темных веков
• 2. Кто такие «истинные короли»
• 3. «Истинный король» новой Британии
→ Артур и Мерлин
• 4. «Истинные короли» новой Европы
• 5. Причины неудач
• 6. Начало эпохи Суверенных Домов
• 7. Английские короли - носители древней крови
• 8. Как уходили Плантагенеты
• 9. Повседневная жизнь магов во времена Суверенных Домов
• 10. Церковь и Маги
• 11. Раздел 1689 - 1692 годов
• 12. Знаменитые Английские замки в разрезе истории
История Королевских Домов Великобритании
В 407 году, в результате необратимой агонии Римского государства, Британия оказалась предоставлена сама себе. В одночасье исчезла власть, рухнули привычные для британских магов границы, устои, положение в обществе. Большая часть аристократов со своими домочадцами и слугами бежала на континент (на полуостров Арморика, который спустя века стал именоваться Бретанью). Однако война и хаос вскоре настигли магов и в других римских провинциях. В 486 году от магического Европейского Запада остались руины, управляемые маггловской военной знатью. Ослабленные в результате вековых распрей магические семьи либо были истреблены поодиночке, либо скрывались, единицы (наподобие Боэция) находили утешение в занятиях наукой, совмещая это с недавно еще казавшимся постыдным служением варварским королям.
Казалось, что скоро магия и маги навсегда уйдут в небытие, став частью маггловских сказаний. Впрочем, и мир магглов стремительно погружался в пучину голода, болезней, войны и привычного невежества. Однако Фортуне было угодно предоставить еще один шанс и волшебникам, и магглам. Речь, конечно, идет об Истинных Королях и Подлинном Королевстве.
2. Кто такие «Истинные короли»
Концепция «подлинного королевства» уходит корнями в седую древность - эпоху доримской Ирландии и Британии. Древние кельтские маги, восхищенно преклонявшиеся перед Героем в Истории, интуитивно нащупали и выстрадали совершенно иную модель общественного устройства. Это был бесконечно прекрасный мир, предъявлявший беспредельно суровые и безапелляционные требования к людям.
Истинный король, по мысли старых друидов, - мудрец (маг) и воин одновременно. Он не возвышается, подобно Богу, над жалкими воинами-магглами и простолюдинами. Он окружен себе подобными магами-воинами. Он и Они - герои в истории и герои историй. Истинный король и его подлинное королевство - понятия во многом тождественные. Как только король и его окружение перестает заботиться о защите всех своих подданных, королевство начинает рушится, повторяя путь личностной деградации короля. Пестование себя и своих «рыцарей» - это и гарант процветания и изобилия всех людей короля. Король и его «рыцари» должны быть прекрасны и безупречны (даже в физическом плане), так как только в этом случае их «проекция»/»отражение» (подданные и все королевство) будут равны им.
Первым «истинным» королем мы можем назвать Конхобара, сына Фахтны Фатаха, правившего в Эмайн-Махе (Ирландия) в III-II вв. до н.э.
«Блага и богатства были в изобилии у уладов, пока он правил. Мир был тогда, спокойствие и всем людям - добрый привет. Было вдоволь плодов и всякого урожая, а также жатвы морской. Были довольство, справедливость и доброе владычество над людьми Ирландии в течение всего этого времени».
К сожалению, первая же попытка создать «подлинное» королевство показала, насколько это сложная затея.
3. «Истинный король» новой Британии
Конечно, читатель этой книги наслышан о вторжениях континентальных магглов-варваров в Британию.
Первая волна завоевателей покатилась по острову около 441-442 гг. В междоусобный хаос кельтских маггловских королевств вмешалась чужеродная сила саксов, англов и ютов. Остров вкусил все ужасы великого маггловского переселения, от которого уже полвека захлебывался континент. В эти трагические годы Острову был явлен новый король. Об этом - нижеследующая глава.
Артур и Мерлин
Мерлин и Артур (Артуир ап Утир ап Кустеннин; Арторикс Вледиг; Артур Пендрагон) жили в конце V - начале VI век н.э.
Триады кельтских бардов гласят, что «Мирддин» было первым из имен в Британии, которая сама называлась «край Мирддина». Авторы, писавшие на латыни, передали это имя как «Мерлин». Так мы его и называем теперь, так называли его и наследники римлян в Британии. "Мирддин" был тогда самым Островом, он был его покровителем, его богом, и оленем и орлом. Он был и жрецом самого себя, он изрекал первые пророчества в Британии. Он был в Британии до римлян, остался и после них. Многие называют его «волшебным мальчиком». Мерлин был волшебным ребенком, ребенком без отца («он был сыном самого себя и отцом себе самому»). Его мать была женщиной высокого происхождения.
Итак, Мерлин попробовал спасти Британию и магов во второй половине V - первой половине VI вв.
Всем известно, что советники правителя Вортингера подсказали ему укрепить стены вечно рушащейся крепости кровью ребенка без отца. На самом деле, они узнали о том, что родившийся чародей превзойдет их всех в магии и желали избавиться от Мерлина. К Вортингеру привели Мерлина. В эти годы он по уровню развития был уже слишком зрелым для ребенка. Юноша впал в провидческий транс и открыл изумленному королю, что крепость не может устоять на подземном озере, в котором спят два дракона: белый и красный. Озеро было осушено, и драконы стали яростно биться. Сперва казалось, что победит белый, но в схватке победил красный дракон. Белый дракон - олицетворение бриттов, к которым принадлежал Вортингер, Красный - саксов, которым суждено было завоевать Британию.
Так Вортингер узнал больше, чем хотел узнать. Более того, записанные во время битвы драконов пророчества Мерлина иносказательным языком говорили и о дальнейшей смене династий и судьбе Британии
Нам известно, что для короля Амброзия он переносит из Ирландии «танец великанов» - гигантское кольцо камней, которое мы сегодня знаем как Стоунхендж. Королю Утеру Пендрагону он помог соблазнить «герцогиню» Игрейну. Он с помощью трансфигурационных чар придал Утеру облик супруга Игрейны и тот провел ночь с ней. В ту ночь герцог был убит, и Игрейна терялась в догадках, от кого же был зачат ее сын Артур (тоже «волшебный мальчик без отца»).
Дальнейшая судьба Великого Мерлина надолго оказывается связана с Артуром. После смерти короля Утера, волшебник увозит мальчика и находит ему приемных родителей, так что Артур взрослеет вдали от принадлежащей ему славы короля и наследника и вдали от врагов. Мерлин сам организовывает вступление Артура на престол через ритуал извлечения меча из камня. Мерлин помогает Артуру добыть волшебный меч Эскалибур у Девы Озера, добывает для него знаменитый Круглый Стол.
Он передает Артуру свои знания и мудрость. Инициируя нового мага, истинный маг пытается сотворить истинного короля.
Мерлин (Мирддин Эмрис ап Ллейан) был друидом и верховным бардом Британии. Он знал на память обязательные 350 исторических поэм, мифологию бриттов, священный календарь и Битву Деревьев, и владел магическими ключами кельтского алфавита. И так же - как любой посвященный бард - музыку, астрономию, геометрию, и три варианта родного валлийского языка: повседневный, древний и священный ("птичий язык", на котором два барда или филида могли общаться друг с другом даже в самом людном обществе без опасения быть понятыми). Он говорил еще на паре языков - гэльском, ирландском, сакском и т.д. Коротко говоря, Мерлин был глубоко ученым человеком.
Как и у Артура, у Мерлина есть сакральная печать на рождении (кроме того, что в его родословной - как и у Артура - прослеживаются римляне): его родила Дева неясно от кого. То ли от дьявола (говорят монахи, содержавшие ее в монастыре), не то от местного духа поэзии и войны Гвидиона маб Дона (говорят традиции). Одним словом это "ребенок без отца", что всегда значит только одно: его отец - бог. Таково же было рождение Ромула и Рема и многих иных культовых персон. Мать Мерлина фигурирует в хрониках как реальная и вполне уважаемая женщина, иначе к ней не пошел бы Вортигерн лично (чтоб принести ее сына в жертву). Возможно, она была сама из рода друидов, иначе Мерлин не получил бы положенного ему образования.
Между Артуром и Мерлином фактически не было огромной разницы в возрасте, как это стало принято изображать позже: подросток и старик. Мерлин был старше Артура на 17 лет, ведь сразу после того, как Вортигерн построил свой замок (который он думал окропить детской кровью Мерлина) он проиграл битву с Утером Пендрагоном (делили власть; Вортигерн был военным вождем при старшем брате Утера, который к этому времени скончался, но Вортигерн не хотел на покой). Утер отпраздновал победу на Вортигерном - и прямо на этом пиру полюбил Игрейн, жену Горлойса Корнуолльского. Игрейн стала матерью Артура.
Мерлин исповедовал культ лунной Белой Богини - покровительницы поэзии. Это именно ее символами является чаша (котел Керридвен или Бригиты), все круглые столы (полная луна), бесконечные королевские олени и поединки рыцарей за сердце Дамы (эти поединки придуманы и введены в Артуриану в 12-15 вв; но древняя магия не сдает своих позиций, и любое изменение артуровского мифа возвращается к истоку). Артур отлично вписался в контекст, особенно когда он стал "старым королем", и Гвиневера морально "убила" его, предпочтя "молодого короля" (изначально - Мордреда, в поздних писаниях - Ланселота).
Историческая Гвиневера (Гвенхвивар) вышла замуж за Мордреда (Медрода ап Гурлойса), который был братом Гавейна, а оба они - племянники Артура от дочери Игрейн от первого или второго брака (до Горлойса она - подательница земли и власти - уже была замужем. Утер у нее третий муж). Связь Артура с родной сестрой и Мордред-сын являются позднем мифологическим наслоением. Мордред - его происхождение из старшей линии давало ему права - фактически захватил власть как новый правитель, и Артур был вынужден вернуться из военного похода, чтобы навести в стране порядок, и тогда же случилась знаменитая Битва при Камлане, принесшая всем действующим лицам смерть. Такое поведение женщины-королевы - канон для стран, не перешедших к патриархату, потому что там право на трон и власть дает только женщина. Поэтому же Утер женился на Игрейн (иначе на ее землях он считался бы проходимцем), и поэтому сам Артур - бастард - женился на дочери короля Гвиневере, и поэтому же Мордред женился на Гвиневере. С точки зрения кельтского культа смена женщиной старого мужа на молодого отражает смену времен года. Король всегда должен умереть. Молодой "король" обязан убить "старого". Что не делало ситуацию легкой для Мерлина, который оказывается психически словно разорван на две части: жрец в нем говорил одно, а политик и человек, любящий Артура - другое.
История Артура - это совершенная калька история Мабона, сына Модрон: священного ребенка Богини, отнятого у нее в детстве "на третий день по рождении", скрытого, воспитанного вдалеке, чтобы он "был найден" (прямо на рождество), "явил чудо" - меч в камне, и "воцарился", будучи признан народом. Таковы основные ключи кельтской мистерии Белой Богини, отраженные в священном календаре деревьев. Есть мнение, что это было сделано Мерлином намеренно, чтобы персона военного вождя Британии Артура сходу упала в народное бессознательное, и никто не смел бы сомневаться, что именно Артур истинный король, "сын Матери", "священный ребенок", он воссоединит Инис Придейн. Потому что Мерлину было видение, и Белая Богиня потребовала от него свое.
Как требовала всегда: заменить Артуру ту самую мудрую мать, которой у Артура не было; дважды в год с дубовым посохом и серповидным ножом, в зеленом венке - в круге из 24 друидов Британии - совершать сакральное действо, где льется кровь, где жертва умирает, будучи привязана к дереву, под ритмичную рецитацию священных текстов. Жертва - животное, но все знают, что однажды это будет человек. И в самом конце, когда Дело сделано.
Романы говорят нам о женщине Мерлина - Вивиане или Ненифер, в которую Мерлин якобы безумно влюбился и позволили ей себя похитить, заколдовать, запереть, запечатать в пещере на острове посреди озера или в хрустальном гроте. Это не правда.
Женщина, в которую был безумно влюблен Мерлин, которой он был околдован, которой он служил и которой он посвятилт свой Дар и саму жизнь - это девятиликая Белая Богиня. И именно она забрала к себе своего первого Жреца (своего мужа на британских берегах). Конец Мерлина был ритуальным, жестоким и в чаду.
Мерлин и Артур не просто осуществили рецепцию модели «подлинного королевства». Впервые целая группа магглов-воинов, пройдя процедуру Причащения, стала полноправной частью магического сообщества. Эти рыцари Круглого Стола стали основателями новых аристократических магических фамилий. Наконец, история Камелота, как и других «подлинных королевств», - это обоюдная попытка магов и Церкви, прочно завладевшей умами магглов, объединиться перед лицом очевидной угрозы.
Исторические параллели
Франки
Эпоха Святых Королей
- 498 - Святой Ремигий, еспископ Реймса, крестил Хлодвига, короля франков.
- 502 - Святая Женевьева вознеслась.
- 510 - Святой Альбин из Анже выступил против инцеста, а также стал почитаем за защиту бедных и заключенных.
- 511 - умер великий король Хлодвиг, что осаждал Париж 5 лет, прежде чем смог его взять.
- 512 - Франкония разделена на четыре части между сыновьями Хлодвига. Хлотарь сел в Суассоне. Хильдеберт сел в Париже. Хлодомер сел в Ордеане. Теодориху отошли Мец и Реймс.
- По воле Господа Хлотарь взял семь жен. Вот имена:
- 1-я: Ингунда,
- 2-я: Арнегунда,
- 3-я: Гунтека,
- 4-я: Радегунда,
- 5-я: Хунзинда,
- 6-я: Клотильда,
- 7-я: Вальдетрада.
- Хлотарь родил
- от 1-го брака сыновей: Гунтара, Хильдерика, Харибера, Гунтрамна, Сигиберта и дочь Хлодосвинту.
- От 2-го брака: сына Хильперика и дочь Блитхильду.
- От 5-го брака: сына Храмна
- От 6-го брака: сына Гундовальда.
- Господь дал Хильдеберту в Париже жену Вольтроготу и двух дочерей - Хродоберту и Хродесинду.
- Господь дал Теодориху двух жен: Эстер Вестготскую и Суавеготту.
- Теодорих родил
- от 1-го брака: сына Теодеберта.
- От 2-го брака: дочь: Теодехильду.
- 515 - Святой Альбин заступился перед королём франков Хильдебертом за женщину по имени Этерия, которую бросили в тюрьму. Святой Альбин посетил узницу в тюрьме, и охранник, пытавшийся воспрепятствовать ему, вдруг упал мёртвым у ног святого. Это так впечатлило короля, что тот позволил святому Альбину забрать женщину из тюрьмы.
- 521 - Теодорих бился с данами в верховьях Рейна и одолел их с помощью божьей и сына своего Теодеберта.
- 522 - Святой Аустоль вместе со святым Мевенном основали в Бретани бенедиктинское аббатство.
- 524 - умер правитель Орлеана Хлодомер, которому Господь ничего не дал.
- Орлеаном стал править сын Теодориха Теодеберт, чье имя происходит от франкского «Блистающий в народе». Он воевал с бургундами и сильно отличился.
- 525 - отошел к Господу Святой Авит, епископ Вьеннский.
- 527 - Святой Альбин молился до глубокой ночи за мужчин, заключенных в тюремной башне Анже. Вдруг большой камень рухнул со стены, что позволило им бежать на свободу.
- 531 - Хильдеберт разбил вестготов в сражении под Нарбонной и убил их короля Амалариха.
- 532 - Овернь восстала против Теодориха. Теодорих в это время бился с тюрингами. Он призвал своих братьев Хлотаря и Хильбедерта, вместе они пошли к Клермону и вторглись в Овернь. Тут у короля Теодориха было видение, он встал с постели и, побежав, сам не зная куда, был остановлен своей стражей, которая убеждала его оградиться крёстным знамением. Этого обстоятельства было достаточно, чтобы расположить короля к милосердию: он пощадил город и запретил грабёж на 8 миль окружности.
- 533 - Теодеберт женился на Деотерии, которая родила ему дочь в городе Клермоне. Брак их освятил епископ Клермона Каутин, что ненавидел язычников.
- 533 - Вознесся ко Господу святой Ремигий, епископ Реймса.
- 537 - Папа Римский Вигилий взошел на престол Ватикана.
Уэльс
Времена Святых
- 447 Дни темны как ночь.
- 453 Пасха перенесена на день Господень Львом, епископом римским.
- 454 Св. Бригитта родилась.
- 457 Св. Патрик отошел к Господу.
- 458 Св. Дэвид родился на тридцатом году после того, как Патрик покинул Меневию.
- 468 Смерть епископа Бенигнуса
- 475 Мирддин Эмрис ап Ллейан родился
- 490 Эйгир вышла за Утера Ужасного, на чьем знамени голова дракона.
- 501 Епископ Эбур отошел к Христу, ему было 350 лет.
- 506 Артур коронован, ему было 16 лет. Имя же его 'Arto-rix' означало 'король воинов'.
- 516 Битва при Бадоне, в которой Артур носил крест господа нашего Иисуса Христа три дня и три ночи на своих плечах и бритты были победителями.
- 521 Св.Колумбан родился. Смерть св. Бригитты.
- 537 Битва при Камлане
Битва при Камлане
Валлийские триады (фрагменты легенд и историй из древних манускриптов, собранные в группы по три сюжета на одну тему) заносят сражение при Камлане в число «Трех самых тщетных битв острова Британии».
О первой битве - Годдау - довольно загадочно говорится, что ее развязали «самка и самец косули и чибис». Вторая - при Ардеридде - произошла из-за гнезда жаворонка, а третья - при Камлане - оказалась самой отвратительной.
После победы над Фроло - префектом Галлии на Сене - к Артуру прибыл посол от императора Льва. Он повелел Артуру явиться к нему в Рим. Артур был осужден Римским сенатом за жестокость при покорении соседних королевств; его также ждало наказание за невыплату дани, которую императоры со времен Юлия Цезаря взымали с Британии.
Получив такое известие, Артур обратился за советом к собравшейся знати и в своей речи превозносил предков, не покорявшихся Риму в прошлом: братьев Бели и Брана, победивших римскую армию и приведших из Рима заложников, и Элен, которая с помощью мужа-римлянина Максена и братьев правила Римом. Речь свою он закончил словами, что это Рим должен платить дань бриттам, а не наоборот. Знатные люди с этим тезисом согласились, собрали крупное войско в своих землях и выступили на Рим.
Артур высадился в землях франков и продвинулся к югу, когда из Придейна (Уэльса) явился вестник с известием о том, что Медрод женился на Гвенхвивар и завладел королевством. Услышав такую новость, Артур оставил Хивела (Хоэля) во главе своих полков и возвратился в Придейн, чтобы встретиться лицом к лицу с Медродом. Тем временем Медрод набрал большую рать из саксов, пиктов и скоттов «и от всякого племени, о котором было известно ему, что они ненавидят Артура». Медрод обещал им за помощь против Артура земли, расположенные к западу от реки Северн, и область Кейнт (Гвент), как за сто лет до того поступил Вортигерн с Хенгистом и саксами. В войске Медрода насчитывалось 80 000 мужей, его армия пришла к Порт Хамо, чтобы не позволить Артуру высадиться на берегах Придейна.
Битва при Камлане произошла в бриттских болотах в 537 году. Артур убил Мордреда. Модред убил Артура. В живых после боя осталось лишь несколько человек.
Валлийское предание расходится с поздними свидетельствами относительно числа выживший в Битве при Камлане. Существуют два списка воинов, переживших великую битву, различающиеся именами и числом выживших ратников. Самое раннее из упоминаний присутствует в «Кулохе и Олвен»:
- Морвран an Тегид (никто не коснулся его оружием в битве при Камлане, настолько уродливым был он; все думали, что он дьявол, пришедший на помощь. Волосы торчали на нем как рога на олене),
- и Сандде Ангелоликий (никто не ударил его копьем при Камлане, настолько красив он был; все думали, что он ангел, пришедший на помощь),
- и Кинуил святой (один из троих мужей, что выжили при Камлане. Он последним отъехал от Артура на Хенгроене - Старой Шкуре, его коне.
Второй список присутствует лишь в манускрипте, датирующемся XVII столетием, однако в нем содержатся некоторые имена, также упоминаемые бардами в отношении Камлана:
Вот имена семерых мужей, уцелевших в битве при Камлане:
- Сандде Брид Ангел (Ангелоликий), потому что из-за красоты его принимали за ангела;
- Морвран an Тегид, потому что из-за уродства его принимали за беса;
- св. Кинвелин, спасшийся благодаря быстроте своего коня;
- св. Кедвин по мирскому благословению;
- св. Педрог силой своего копья;
- Дервел Гадарн собственной силой;
- Генейд Хир своей быстротой.
Если рассмотреть ту скудную информацию, что сохранилась об этих людях и связанных с ними местностях, можно без всяких сомнений убедиться в том, что битва произошла в Северном Уэльсе.
4. «Истинные короли» новой Европы
Ранний этап темных веков - это забавная череда повторения британского опыта магами континентальных государств. К сожалению, им не удалось создать долговечного «подлинного королевства», но общими усилиями стали вырисовываться контуры новой цивилизации, о которой речь пойдет чуть позже. Кто же они - «истинные короли»?
Это Карл Великий (768-814) - первый император Запада со времени падения Римской державы. Карл и его паладины обеспечили процветание Франкского королевства и, обретя Грааль, стали гордостью мира магии и мира магглов. К несчастью, большая часть соратников Карла пала в Ронсевальской битве 778 года, спасая Испанию и Европу от новой чужеземной агрессии. А после смерти Карла, его королевство деградировало в ходе междоусобной династической войны и распалось в 843 году.
Это Оттон Великий (936-973) - основатель Священной Римской империи германской нации. Оттон и его рыцари, наследники благодати, подарили несколько десятилетий процветания Германии. К сожалению, сын и внук Оттона, завязшие в бесконечном «натиске на Восток», были лишь слабой тенью своего мудрого предка.
Это Сид Кампеадор (ок.1043-1099) - отвоевавший у арабов Валенсию, выстрадавший для Испании Великое Знамя и подаривший надежду. После гибели Сида его соратники... Нет, они не струсили. Они потеряли Веру и Волю. Их было всего несколько десятков против сотен тысяч врагов. И они просто ушли. Остался только плач одинокой женщины о ЕЕ мужчине («Песнь о моем Сиде»).
5. Причины неудач
Глядя на магов «подлинных королевств», наш современник остро ощущает свое несовершенство. Однако в те века любое «подлинное королевство» было обречено погибнуть. Хотя бы потому, что это смелая попытка построить благое царство, очень напоминающая по разношерстности исполнителей постройку Вавилонской Башни.
Далеко не все старые маги, пусть их и оставалось совсем немного, поддерживали идею обращения вчерашних магглов в равноправных магов.
Истинные короли и рыцари были «безупречны», но не были идеальны. Вот, например:
«О друг Роланд, скорей трубите в рог.
На перевале Карл услышит зов.
Ручаюсь вам, он войско повернет».
Роланд ему в ответ: «Не дай господь!
Пускай не скажет обо мне никто,
Что от испуга позабыл я долг.
Не посрамлю я никогда свой род...»
Паладин безупречен, если оценивать его по критериям Кодекса. Но, очевидно, излишне горд. А он наиболее идеален... Вдобавок, новая аристократия весьма ревностно относилась к успехам своих собратьев. Здоровое соперничество стало выливаться в плохо скрываемую зависть и вражду.
Магам было нелегко признать магглов равноправными подданными. С одной стороны, магглы - «люди, которых надо защищать». С другой - «они - подлые, низкие, развратные, страшные, грязные, вонючие, неопрятные, пьяницы, обжоры, глупцы, животные, развратники, богохульники, пройдохи, воры, выскочки, хамы, разрушители, продажные, неблагодарные и неверные».
Магглам было свойственно враждебно относится ко всему необычному. Их консерватизм и косность вошла в пословицы. С одной стороны, рыцари - «люди, которые их защищают». С другой - «они - жестокие изуверы, колдуны, хамы, лжецы, пожирающие урожай».
И, наконец, Церковь.
Разрабатывая идеи сакрального характера королевской власти, епископы ориентировали подданных на сохранение верности королю. Вот только несколько цитат.
«Власть короля есть власть Бога; [она] принадлежит Богу по природе и королю по милости. Король есть в то же время и Бог, но по милости, и все, что он ни делает, он делает не только в качестве человека, но как наделенный милостью Божьей».
«У короля есть два тела, тело естественное и тело политическое. Его естественное тело, заключенное в нем самом, есть тело смертное, подверженное всем недугам, происходящим естественно или в результате несчастного случая, по недомыслию детского или почтенного возраста или вследствие других недостатков, присущих естественным телам обычных людей. Но его политическое тело, которое нельзя увидеть или потрогать, существует для наставления народа и для осуществления общественного блага».
Вместе с тем, не отрицая факта существования волшебства и волшебных существ, Церковь была готова принимать этот факт как проявление Чуда. Нетрудно догадаться, что «концепция Чуда» превращает человека в простой инструмент, демонстрирующий публике Силу и Волю единственного Творца. А наличие магов, заявляющих о своих «активных» волшебных способностях, поднимает этих людей на уровень богочеловека. Поскольку человек лишь подобие Абсолюта, то нарушители этого канона неизбежно становились пособниками/творениями Антитезы Добра. И если первоначально в «покаянных книгах» (руководствах по наказанию нерадивых христиан) делалось различие между «белой» магией и «вредоносной порчей», то очень скоро ситуация изменилась кардинально.
6. Начало эпохи Суверенных Домов
После гибели Артура и многих рыцарей Круглого Стола в сражении при Каламе 537 года, Остров и осколки магического мира вновь погрузились в море хаоса, магглы торжествовали. Саксы, англы и юты создают свои варварские государства, наступил период семикоролевья (VI-VIII вв.).
Маги были растеряны.
Некоторые нашли себя, пытаясь спасать людей, стонущих под бременем многочисленных болезней. Таким альтруистом мы можем считать Кентигерна, жившего во второй половине VI века. Кентигерн - имя, которым его называли магглы. Первое имя этого старого кельтского мага - Мунго (по-кельтски «Мой дорогой друг») - было дано ему его учителем Серфом. Имя Мунго сделалось популярным среди магов-целителей и магглов, канонизировавших его. Вероятно, название известной лечебницы, отрытой в XVI веке, происходит не от имени создателя, а от имени Кентигерна.
Многие выжившие после катастрофы 537 года магические фамилии замыкаются в своих поместьях. Ожидая возвращения короля, они пытались сохранить Кодекс «подлинного королевства» и себя, скрывая свои волшебные способности от магглов и ведя образ жизни германской военной знати.
И уж совсем малое число магов не оставляло попыток «облагородить» островные королевства, связав свою жизнь со службой маггловским королям в качестве советников.
Однако, процесс разложения Острова приобретал ужасающий размах: войны, голод, эпидемии, природные катаклизмы, всеобщая озлобленность, каннибализм... Маги понимали, что мало бороться с признаками гниения тела королевства. Надо было вновь исцелить и королевский престол.
7. Английские короли - носители древней крови
Мучительный поиск династии, являющейся носителем магической крови начался сразу после начала вторжения датских магглов-викингов. 793 год, год когда вновь стала литься кровь магов и магглов - год пробуждения магической Британии.
Первый камень нового союза трона и магии был заложен во времена правления короля Уэссекса Альфреда (871-899).
Магическая аристократия (известные в мире магглов как «эрлы») плечом к плечу с магглами тэнами короля остановили продвижение захватчиков. Многие маги, смирив гордыню, стали совместно с людьми церкви обучать грамоте детей короля и его приближенных. Альфред стал себя именовать «королём англов и саксов», но его владения состояли из территории Уэссекса, Западной Мерсии и большей части Уэльса.
После смерти Альфреда до 924 года правил Эдуард, продолживший войну с датчанами. При нем под власть Уэссекса перешла вся Мерсия и Восточная Англия. Затем, до 940 года, правил Этельстан, присоединивший к своим владениям Нортумбрию. На монетах Этельстана, отчеканенных в 20 - 30 гг. X в., появилась надпись «король всей Британии» и изображение коронованного монарха. Сумел он одержать победу и над объединенными силами датчан, Шотландии и Уэльса.
Затем правил Эдмунд (940 - 946), при котором была неудачная попытка местной нортумберлендской знати при помощи Олафа Гутфритсона стать самостоятельным королевством.
Король Эдред (946 - 955 гг.) правил успешно и сумел утихомирить Нортумбрию. В 954 году ему покорилась область датского права. «Уэссекс» и «Англия» становятся синонимами.
Наконец, при Эдгаре (959-975) старое название «Британия» меняется на «Англия». «Собирание земель» было закончено. Требовалось закрепить успех и решить вопрос престолонаследия.
Здесь магическая аристократия впервые столкнулась с острым противодействием людей Церкви. В 979 году маги возвели на престол Этельреда (979-1016), отдаленного потомка боковой «артуровской» ветви. Но Церковь сделала ставку на маггла-завоевателя Канута (Кнута) Великого (1017-1035), который правил опираясь исключительно на Церковь и тэнов-магглов.
Борьба придворных группировок продолжилась после смерти Кнута и завершилась временной победой магов - в 1042 году они сделали королем сына Этельреда - Эдуарда Исповедника, воспитанного в Нормандии.
1066 год - очередная знаковая дата в истории Острова. В противовес магглу Гарольду, ставленнику своих оппонентов, магическая аристократия поддержала Вильгельма Завоевателя (1066-1087), который был носителем крови истинных королей Франции.
Вместе с Вильгельмом Завоевателем в Англию возвратились потомки магических семей, бежавших на континент после событий 407 года.
Вильгельм I Завоеватель положил начало правлению в Англии Нормандской династии. С 1066 по 1154 год на английском троне сменились четыре нормандских короля, последним был Стефан Блуасский. Вильгельм стал королем Англии, во главе нормандского войска одержав победу в битве при Гастингсе. После чего начался процесс вытеснения старого саксонского дворянства новым, сначала нормандским, а затем и анжуйским.
Откуда же взялись Плантагенеты?
- Вильгельму Завоевателю наследовал король Вильгельм Рыжий (1087-1100), далее правил король Генрих I (1100-1135), дочь которого Матильда вышла замуж за представителя рода каролингов-капетингов Жоффруа Красивого (Плантагенета).
- Жоффруа или Готфрид Красивый является отцом Генриха II, графа Анжуйского, основателя династии Плантагенетов, правившей в Англии в 1154-1399 годах. Название "Плантагенеты" произошло от того, что Жоффруа Красивый украшал свой шлем веткой дрока (лат. planta genista).
- Сын Готфрида и Матильды Генрих II Плантагенет стал королем в 1154 году.
- Женой Генриха II Плантагенета стала прованская колдунья Алиенор (Элеонора) Аквитанская. Элеонора развелась с королем Франции Людовиком VII Капетом и в тридцать лет вышла замуж за Генриха II, которому тогда было всего девятнадцать. У них было семеро детей, двое из которых - Ричард Львиное Сердце и Принц Джон - известны далеко за пределами магического мира. Сама Элеонора благополучно прожила 82 года, возраст по тем временам - чрезвычайно почтенный, и избежала преследований за колдовство, хотя была признана виновной.
Итак, подобие порядка в Англии было установлено. Плантагенеты обладали магическими способностями, но не проходили обучения. Это и был своеобразный компромисс магов и магглов - король дуалистичный. Доказательства наличия магических способностей, которыми обладали Плантагенеты, ярко проявил себя в «королевском чуде». Именно «чуде». Автор смеет надеяться, что церковное отношение к магии уважаемый читатель еще не успел забыть.
Короли могли «возложением рук» лечить золотуху, судорогу, эпилепсию. Некоторые умели еще больше. Например, так «раскрылся» Генрих II - он спасал больных бубонной чумой. Эдуард II (1307-1327) первым стал проводить еще и обряд «зарядки» колец и лечения больных магическими кольцами. На это в бюджете королевства шла целая статья, а королю помогал специальный департамент его двора, штат которого набирался из числа магов. Из золота и серебра они делали специальные cramp-ring (кольца от «судорог»).
Кроме того, у Плантагенетов существовала метка на теле (возможно, идущая еще от меровингов, «магических королей» Франции), по которой всегда можно было определить, является ли дитя носителем истинной крови: красный крест/лев/шпага.
Наконец, Плантагенеты обладали потрясающим (для непосвященных магглов) умением усмирять взглядом диких зверей. Мы помним Эдуарда III (1327-1377), который предлагал первому из Валуа войти в клетку со львами и доказать, что тот является чистокровным. Филипп Валуа отказался.
...Говорят, в противном случае Столетней войны можно было бы и избежать.
Кровь Плантагенета лечила вообще все известные болезни. Последний зафиксированный случай - платок, пропитанный кровью казненного Карла I, спас умирающего.
8. Как уходили Плантагенеты
А. Плантагенеты
В 1377 году умер Эдуард III Плантагенет. У него было три значимых для нашей истории сына.
Первая линия крови Плантагенетов:
Старший сын - Эдуард (Черный Принц) умер в 1376 году. Посему на престол в 1377 г. под именем Ричарда II взошел его сын. Эта линия закончилась в 1400 году со смертью короля.
Вторая линия крови Плантагенетов:
Джон Гонт, герцог Ланкастер. Он был дважды женат. От законного брака с Бланкой Ланкастер идет прямая линия Плантегенетов - Генрих IV Ланкастер (ум. 1413), Генрих V Ланкастер (ум. 1422), Генрих VI Ланкастер (уб. 1471), Эдуард, принц Уэльский (уб. 1471). Эта прямая законная линия пресеклась в 1471 г.
Но вот любвеобильный Джон Гонт наплодил еще и бастардов (от Екатерины Суинфорд, например). Ряд плодов этого мезальянса был узаконен. Нам известны легитимизированные бастарды - Джон Бофор, граф Соммерсет и епископ Генрих Бофор.
Внучка Джона Бофора Маргарита Бофора вышла муж за Эдмунда Тюдора, графа Ричмонда и родила в браке Генриха Тюдора (будущего Генриха VII, с 1485 года являвшегося английским королем).
Таким образом, Тюдоры - это Плантагенеты по женской линии, которая ведет свое происхождение от бастарда.
Третья линия крови Плантагенетов:
Эдмунд, герцог Ланкастер. Его родословная линия выглядит следующим образом:
- Ричард, граф Кембридж →
- Ричард, герцог Йорк →
- Эдуард IV Йорк (ум. 1483) и Ричард III Йорк (уб. 1485,. детей не оставил).
Теперь о потомстве Эдуарда IV Йорка. Его дети - Эдуард V Йорка (уб. 1483), Ричард Йорк (уб. 1483) и Елизавета Йорк.
Итак, после победы над Ричардом III Йорком в 1485 Генрих VII Тюдор женился на Елизавете Йорк. Так соединились вторая боковая и третья прямая линия крови Плантагенетов.
Тюдоры - законные короли, но большинство носителей крови было уничтожено в Войну Роз.
Б. Тюдоры
От Генриха и Елизаветы снова идут три линии крови Тюдоров-Плантагенетов.
Первая линия крови:
Генрих VIII (1509-1547) → Эдуард VI (1547-1553), Мария (1553-1558) и Елизавета (1558-1603). В 1603 году эта линия пресеклась.
Вторая линия крови:
Генрих VIII (1509-1547) → Мария. Она вышла замуж за Карла Брандона, их дочь Франциска Брандон вышла замуж за Генриха Грея, а дочь Джен Грей была казнена в 1554 году. Линия пресеклась.
Третья линия крови:
Генрих VIII (1509-1547) → Маргарита, выданная в 1503 году за короля Шотландии Якова IV Стюарта.
В. Стюарты
У Марго было два ребенка - Яков V Стюарт (его дочь Мария Стюарт, была год королевой Франции и во втором браке за своим кузеном Генрихом Дарнлеем) и Маргарита (вышла замуж за Матвея Стюарта, их сын Генрих Стюарт, лорд Дарнлей).
От брака сестры (1/4 крови Плантагенетов) и брата (1/4 крови Плантагенетов) появился на свет Яков VI Стюарт, который в 1603 году стал королем Англии под именем Яков I Стюарт (ум. 1625).
Сын Якова - Карл I Стюарт (казнен в 1649 году). В 1649 году маги не порвали с троном и добились возвращения династии. У казненного было два сына, которые правили в годы Реставрации - Карл II Стюарт (ум. 1685) и Яков II Стюарт (низложен в 1689 году).
9. Повседневная жизнь магов
во времена Суверенных Домов
Магическая аристократия активно использовала возможности административного, судебного, экономического и, отчасти, политического иммунитета. Главным условием сохранения суверенности того или иного Дома являлась нежелательность демонстрации собственных магических способностей за пределами собственных владений. Неискушенный наблюдатель вряд ли сумел бы отличить аристократа-мага от рыцаря-маггла.
Величайшей заслугой потомков рыцарей Артура и Карла явилось распространение рыцарского кодекса «подлинного королевства» в среде грубых и невежественных магглов-воинов.
Так типовой набор качеств, необходимых для рыцаря (храбрость, правдивость, верность, куртуазность, набожность, щедрость, умеренность, немногословность, доброта, великодушие, вежливость, чувство юмора и живость ума), генетически восходит к заповедям Камелота:
Нельзя быть рыцарем, не будучи крещенным.
Рыцарь должен охранять Церковь.
Важно защищать слабых, вдов и сирот.
Необходимо быть мужественным.
Рыцарь не должен словом и делом повредить Даме.
Рыцаря украшает щедрость.
Рыцарь обязан бороться со Злом и защищать Добро.
Рыцарь обязан говорить правду и держать слово.
Рыцарь обязан хранить верность сеньору.
Конечно, нельзя поставить знак равенства между аристократом-магом и подражающим ему магглом. Так, например, аристократия много сил потратила на объяснение магглу-рыцарю очевидной истины, что дефлорация спасенной Дамы возможна только при наличии согласия женщины.
Еще сложнее обстояли дела с научением должному этикету. Ну, например:
«...Будьте скромными, не позволяйте себя обнимать, даже в шутку; не стройте глазки, не лукавьте, не принимайте ухаживаний людей с дурной репутацией, умейте вежливо, но твердо отказывать нескромным влюбленным... Учитесь (красиво) есть. За столом много не смейтесь, не болтайте. Не хватайте лучших кусков, а в гостях не ешьте без меры. Не браните предложенные вам блюда. Вытирайте рот, но не вытирайте нос, тем более скатертью...».
«...Между людьми, равными по положению, в тех случаях, когда нет слуги, обязанность разрезать пищу возлагается на того, у правой руки коего окажется нож, чтобы рука, способная использовать нож, находилась со стороны сотрапезника, ибо, если бы дело обстояло наоборот, ты бы не мог как следует укладывать мясо с его стороны, поскольку с той же стороны было бы и блюдо с мясом, и рука, которая должна держать мясо, а не только место, куда следует, укладывать нарезанные куски...».
«В одежде и нарядах соображайся с твоими доходами. Хорошее платье и красивые украшения располагают к нам людей. Платье заказывай искусному мастеру, чтобы полы были приличного покроя и рукава вшиты как следует. Старайся тоже, чтобы у тебя были почаще новые полусапожки и туфли со шнуровкою, и обрати внимание, чтобы они были впору. Таким образом, ты посрамишь завистников на каждом шагу. Пусть у тебя будут перчатки и кошелек шелковые. На платье носи пояс. И если ты не из богатых, то будь бережлив. Но одевайся как можно лучше, чтобы не ударить лицом в грязь. Венок из цветов, недорогой, и розан дикий доступны всякому. Не допускай на себе нечистоты, мой чаще руки, чисть зубы, держи ногти в чистоте и не слишком отращивай их. Расчесывай волосы, не натирай себя румянами, пуще же всего не делай никому глазки, ибо это свойственно разве только непотребным женщинам, у которых одно притворство и лукавство заменяют истинную любовь».
Подражательство мы можем наблюдать и в области геральдики, и в увлечении турнирами.
Магические турниры были широко распространены в среде волшебников. Первое упоминание о возрожденных турнирах относится к 1176 году. Граф Рис ап Груффит, владетель Кардиганского замка, устроит состязание в искусстве для всех магов Уэльса. Мода на турниры стала стремительно распространяться. И уже в XIII веке стали проводиться общие турниры королевства. История сохранила для нас имя волшебницы Альберты Тусхилл (1391-1483), ставшей первой женщиной победившей на состязаниях 1430 года.
Еще одним излюбленным развлечением магов была охота на волшебных существ. Каждый ребенок сегодня знаком, благодаря шоколадным карточкам, с именем Гиффорда Оллертона (1390-1441), знаменитого охотника на гигантов. В ходе таких забав оттачивались боевые навыки рыцарей, как защитные, так и атакующие. Гораздо меньшую известность получила война магов с лесными бандами Годекина, известного среди магглов под именен Робина Гудфеллоу (хорошего парня).
Самой большой проблемой в магических семьях в начале темных веков являлось обучение и подготовка детей. Придворная Академия Альфреда не давала нужных познаний, поскольку в ней обучались в том числе и дети не имеющие магических способности. Вдобавок сильнейшее влияние на это заведение оказывала и Церковь.
В десятом веке, отсутствие школы воспринималось как одно из проявлений разложения королевства. В числе громких пророчеств, сделанных в канун 1000 года, было и предсказание об основании великой школы тем магом, который перейдет великую реку и окажется в правильное время в наиболее подходящем месте.
По известному закону пророчество порождает само себя. В 990 году маги Слизерин, Гриффиндор, Ревенкло, Хаффлпафф пересекли реку Твид. Путешествуя на север, они миновали Эдинбург и встретились в деревеньке Хогсмид, выросшей вокруг постоялого двора Гендиста из Вудкрофта «Три Метлы». Каждый из них мечтал о школе, в которой должны были обучаться исключительно маги. Каждый из них был готов преподавать в этой школе. Они были молоды и вдоволь понасмехались над глупым пророчеством (разве Твид можно назвать великой рекой?). Однако, местечко близ Хогсмида было удобным во всех отношениях - Юго-Восточный Лоуленд был оазисом мира в воинственной пустыне; шотландский король Кеннет II (971-995) довольствовался малым, а английский король Этельред выжимал из всех своих подданных ежегодно кругленькую сумму на войну с датчанами (даже Основатели не могли предположить, что тихая сельская Шотландия через столетия войдет в состав сумасшедшей Англии); наконец, в «Трех Метлах» вкусно готовили, там стояли удобные кресла и никому никуда не хотелось уходить.
Так родилась великая Школа.
Во Франции и в Германии маги, недовольные королевскими Академиями, также создали школы чародейства. Споры о том, какая из школ магии является лучшей, стали выявлять путем Тремудрого Турнира, на котором состязались в магическом искусстве ученики Хогвартса, Шармбатона и Друмштранга.
Вот тут-то и пригодился совет артуровских рыцарей, согласно которому настоящий рыцарь мог быть воспитан только вне отцовского дома. Мальчики из магических семей Англии отсылались в Хогвартс, а магглы в исчезновении детей ничего странного. Что касается девочек, то здесь не требовалась никому ничего объяснять, поскольку в маггловской среде в эпоху темных веков женщины ценились только в качестве бесплатного приложения к получаемому земельному владению.
Большинство глав Суверенных магических Домов, занимали высокие наследственные должности в королевском Совете. Неотъемлемым атрибутом этой эпохи магической истории была бесконечная вражда между лордами за влияние на короля. Смена фамилий в одном только 14-ом столетии способна вызвать головокружение - Ленгтоны, Гавестоны, Линкольны, Уорики, Деспенсеры, Мортимеры, Уоррены...
Исключительное положение магической аристократии было освящено
Великой Хартией Вольностей, которую они вырвали у короля Иоанна в 1215 году:
«21. Графы и бароны будут штрафоваться не иначе, как при посредстве своих пэров, и не иначе, как сообразно роду проступка.
39. Ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо(иным) способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных его (его пэров) и по закону страны.
45. Мы будем назначать судей, констеблей, шерифов и бэйлифов лишь из тех, которые знают закон королевства и имеют желание его добросовестно исполнять.
51. И немедленно же после восстановления мира удалим из королевства всех иноземных рыцарей, стрелков, сержантов, наемников, которые прибыли с лошадьми и оружием во вред королевству.
54. Никто не должен подвергаться аресту и заключению в тюрьму по жалобе женщины, если она жалуется по случаю смерти кого-либо иного, а не своего мужа.
55. Все пошлины, которые были уплачены нам несправедливо и против закона страны, и все штрафы, уплаченные несправедливо и против закона страны, пусть будут преданы полному забвению...
61. После же того, как мы, для Бога и для улучшения королевства нашего и для более успешного умиротворения раздора, родившегося между нами и баронами нашими, все это вышеназванное пожаловали, желая, чтобы они пользовались этим прочно и нерушимо на вечные времена, создаем и жалуем им нижеписанную гарантию, именно: чтобы бароны избрали двадцать пять баронов из королевства, кого пожелают, которые должны всеми силами блюсти и охранять и заставлять блюсти мир и вольности, какие мы им пожаловали и этой настоящей xapтией нашей подтвердили...»
Аристократия заседала в Палате Лордов. Оказывала покровительство сельским и городским волшебникам. В годы эпидемии драконьей оспы, начавшейся в 1379 году, зависимость простых магов от владельных особ возросла еще больше.
Наконец, в январе 1348 года Двенадцать магов-аристократов, совместно с королем Эдуардом III, стали основателями известнейшего общества - «собрания рыцарей голубой Подвязки».
10. Церковь и Маги
Несмотря на принятые Советом Магов меры предосторожности (настоятельные требования играть в квиддич на расстоянии сначала 10, потом 50, затем сотни миль от поселений магглов; запрет проводить собрания магов в тех местах, где, магглы способны их обнаружить), мир магии оставался видимым для мира магглов.
Магглы были наслышаны о волшебных местах и замках; они сталкивались с целительством и прорицательством; они боялись волшебных существ и боролись с ними; они случайно находили оберегающие артефакты, дающие силу предметы. Все, связанное с миром магии, вызывало у магглов недоверие, раздражение, страх и ненависть.
Человеку свойственно бояться непонятного. Церковь искусно подогревала эту боязнь. Язык жестов и активные движения руками были уже давно объявлен показателем дьявольской одержимости. Причиной Черной Смерти 1347-1348 гг. (эпидемии чумы, унесшей жизни почти половины населения маггловского мира) было названо вредоносное колдовство. Вина за неурожаи, высокие налоги возлагалась на магов.
Так в Европе зарождалась истерия, вошедшая в историю как процесс «охоты на ведьм». Конечно, прежде всего от инквизиторов и магглов-охотников пострадали деревенские колдуны. Однако даже аристократы не были уверены в своей безопасности, если сведения об их волшебных способностях просочатся за пределы поместий.
Пропасть между двумя мирами нарастала.
11. Раздел 1689 - 1692 годов
В 1689 году новое маггловское дворянство, тесно связанное с финансовыми воротилами, возводит на престол королевства законченного маггла Вильгельма III.
Вильгельм III был правителем Нидердандов с 1672 г., и именовался принцем Оранским, Виллемом ван Оранье-Нассау (нидерл. Willem Hendrik, Prins van Oranje). Он родился 4 ноября 1650 в Гааге.
Вильгельм III насмехался над самой природой «королевского чуда» и магией. Яков II «лечил» по 300-400 человек за год, а новый король именовал это «суеверием». Началось наступление на политические и имущественные права магов.
В условиях, когда почти 300 лет идет «охота на ведьм»; когда магглы перестали верить в магию и даже перестали сочинять волшебные сказки; когда магглы сделали своим идолом технику, маги, ведомые аристократией, вновь идут на осознанную изоляцию и закрытие. В 1692 году Международная Конфедерация Волшебников вводит в обращение принятый в 1689 г. Статут магической секретности.
_____________________________
12.
Английские замки: Гонты и Певереллы