Краткий справочник для младших курсов
Цветы
пахнут похоронами
и любовью.
Но они
ни в чем не виноваты.
Иногда
ими осыпают негодяев,
иногда
их дарят круглым дурам,
иногда
их воруют на кладбище
и продают втридорога влюбленным.
Но цветы
ни в чем не виноваты.
Им не стыдно,
что Джордано Бруно
был сожжен на площади Цветов.
(с)
Мертвые как воплощение
духа растительности
Представление о возрождающемся духе растительности в мифологическом понимании древних людей, возможно, слилось с совершенно конкретным представлением о душах умерших, которые весной возвращаются к жизни вместе с первыми цветами, нежной зеленью посевов и цветущими деревьями.
Известно, что у земледельческих народов восточной части Средиземноморского бассейна воплощениями духа злаков были люди, которых приносили в жертву на поле жатвы. Считалось, вероятно, что души принесенных в жертву людей возвращались к жизни в виде колосьев, которые взошли на их крови, и во второй раз найдут смерть во время жатвы. Но ведь души людей, умерших насильственной смертью, полны гнева и при первой возможности способны обрушить на убийц свою месть. Поэтому в народных поверьях стремление умилостивить души убитых людей сливается со стремлением задобрить убитого духа злаков. И как дух зерна оживает в зеленеющих побегах, так, согласно поверью, и принесенные в жертву люди возрождаются к жизни с весенними цветами, пробужденными от долгого сна нежным дыханием весны. Да, их кости упокоились в земле. Но что может быть естественней мысли о том, что из их праха пробились фиалки и гиацинты, розы и анемоны, что это кровь жертв окрасила цветы в пурпурный и розовый тона, что цветы содержат в себе частицу души принесенных в жертву людей?
После битвы при Ландене (Бельгия), самой кровопролитной в XVII веке, земля, напоенная кровью двадцати тысяч убитых, проросла летом миллионами маков, и, проходя по огромному алому ковру, путешественник мог без труда вообразить себе, что земля возвратила кровь погибших.
В Афинах великий праздник поминовения усопших приходился на середину марта, когда зацветали первые цветы. Считалось, что мертвые восстают в это время из могил и бродят по улицам, тщетно пытаясь войти в храмы и жилища, которые преграждались от козней потревоженных духов веревками, стеблями крушины и насыпями. Название этого праздника «праздник цветов» как нельзя лучше гармонирует со смыслом отправляемых обрядов, поскольку греки действительно полагали, что, когда распускаются цветы, несчастные духи выползают из своих тесных жилищ.
Кроме цветов и трав, в настоящем справочнике представлены следующие деревья:
- Акация
- Береза
- Бересклет
- Боярышник
- Бузина
- Груша
- Ель
- Жимолость
- Змеиное дерево
- Ива
- Кедр
- Кипарис
- Крыжовник
- Красное дерево
- Листевенница
- Олива
- Орешник
- Сосна
- Тис
- Гранат
- Можжевельник
- Олеандр
- Сирень
- Эбен
Остальные растения в этом справочники - травы. Будьте внимательны!
Акация
Древний символ бессмертия. У египтян она символизировала Солнце, возрождение, инициацию и невинность, а также была эмблемой богини охоты и войны Нейт. Поскольку листья акации напоминают языки пламени, то полагают, именно это растение "зажглось, но не горело", когда Ангел обратился к Моисею (Неопалимая Купина). Возможно, из акации была сделана Скиния Завета.
В масонском символизме Акация стала аллегорией траура и преодоления смерти. Она связана с гибелью храмового зодчего Хирама Абифа, который был мученически убит тремя завистливыми учениками и похоронен в могиле, чей холм отметила ветка акации.
Так как символически умерший продолжает жизнь в каждом новом мастере - ветка акации означает идею, пережившую смерть. Масонские некрологи украшаются этим символом, а умершему кладут в гроб ветки акации. Ботанические разновидности не играют при этом никакой роли: "Ветка акации, лежащая на гробе, является образом ветки акации, которую наши братья воткнули в вершину горы (т.е. могильного холма) в голове нашего почтенного отца...» (с)
Амариллис
Также называется Гипераструмом. Красная лилия из рода Амариллисовые, имеет мощный голый стебель и шапку крупных цветов наверху. В зельеварении может выступать заменой Лилии.
Амариллис - прекрасный, величественный и очень стойкий цветок, его бутоны распускаются медленно, по очереди. Об этом цветке говорил древнеримский поэт Вергилий Марон, воспевая в своих поэмах прекрасную пастушку Амариллис. Согласно греческому мифу, нимфа по имени Амариллис обладала такой красотой и обаянием, что в нее влюблялись все земные мужчины, забывая других женщин. Боги Олимпа послали гонца, чтобы он наказал гордую смертную, но посланца Олипма постигла та же участь, что и земных мужчин. И чтобы не губить нимфу, он превратил её в прекрасный, но ядовитый цветок.
Амариллисы связаны со знаком Овна, страстью, восторгом и предприимчивостью. Они символизируют роскошь и гордость на языке цветов.
Амариллис ядовит и редко уживается с другими растениями. При отравлении возникает рвота, а животные, съевшие цветок, часто гибнут.
Считается, что амариллис исполняет желания. Если его заговоренный бутон успешно распустится, то это добрый знак. Ну а если нет - надо проститься с мечтой.
Анютины глазки
Это любопытные смертные, которые наблюдали за купающейся Афродитой. Обычно равнодушная к наблюдателям богиня в этот раз впала в гнев и упросила своего отца Зевса убить соглядатаев. По неизвестной причине Зевс ограничился превращением их в цветы, роспись на лепестках которых выражает любопытство и удивление.
По словам Клузиуса, средневековые монахи видели в темном, находящемся в средине цветка пятне треугольник, и сравнивали его с всевидящим оком, а окружающие его разводы - с идущим от него сиянием.
Этот цветок всегда был окружен таинственностью, и в одном из монастырей траппистов можно видеть на стене громадное изображение цветка анютиных глазок с мертвой головой в центре и надписью: "memento mori".
Белые анютины глазки считают в Северной Франции символом смерти. Их никогда никому не дарят и не делают из них букетов.
Аконит
Существует вероятность, что латинское название Аконита намекает на греческий город Аконе, где эти растения встречались особенно часто. Аконит - растение ядовитое. С этим связан древнегреческий миф, описывающий одиннадцатый подвиг Геракла. Однажды царь Эврисфей приказал Гераклу спуститься в Аид и укротить страшного трехглавого пса Цербера. Вход в царство мертвых находился недалеко от города Аконе. Геракл спустился в преисподнюю и направился к богу смерти Аиду. Тот позволил Гераклу забрать с собой Цербера с условием, что герой укротит ужасного трехглавого пса без стрел и копья. Герою удалось побороть чудовище и вытащить его из царства мертвых на свет. От ужаса Цербер заскулил, из его пастей потекла ядовитая слюна. Там, где она падала на землю, вырастали смертоносные акониты.
Согласно поэме Овидия соком аконита Медея хотела отравить Тесея.
В древней Индии соком аконита лучники смазывали стрелы.
Древние скандинавы называли аконит "борцом". В одной из скандинавских саг это растение связано с Тором - сильнейшим из всех богов. Немецкое название аконита - Eisenhut («железный шлем») - дано растению как раз за сходство его цветка со шлемом с опущенным забралом.
Аконит был знаком и древним германцам. В мифах ядовитый аконит часто связан с Волком - воплощением Мирового Зла. Не случайно германцы называли это растение "волчьим корнем". Только люди просвещенные, в частности монахи, в древности могли иметь дело с этим ядовитым растением.
Амарант
Цветок с удивительно долгим периодом цветения. Именно за эту характерную черту древние греки выделили этот цветок из ряда других, назвав его Amaranthos, что означает "неувядающий цветок" (от греч. «а» - не, «maraino» - увядать и «anthos» - цветок).
Греки считали амарант цветком бессмертия и посвятили его Артемиде, древнегреческой богине охоты, и ее царственному жрецу и повелителю охоты Амаринту. Амаринт был правителем одноименного города и возглавлял храм Артемиды Амаринты. В греко-римской культуре амарант широко использовался на изображениях богов и для украшения могил спасателей-героев, символизируя исцеление и загробную жизнь.
Во времена завоевания испанцами Мексики стал известен праздник ацтеков, на котором использовали семена амаранта. На площади сооружали большие фигуры богов, изготовленные из амарантовой муки и зерен кукурузы, смешанных с медом и соком агавы. В конце праздничных церемоний жрецы ломали эти фигуры на куски и как "мясо и кости богов" раздавали верующим, которые их с благоговением съедали, причащаясь божеству. Потребление другой пищи в этот день было строго запрещено.
Анемон
По христианским верованиям анемоны появились впервые на Голгофе в день распятия; красные пятна на лепестках обозначают кровь Христа. В первых христианских общинах трилистники анемона символизировал Троицу. Но символика анемона древнее.
Анемон символизировал в Греции скорбь и смерть. Этот весенний цветок связан с культом финикийско-сирийского божества Адониса (от финик. dn «адон» - «господь», «владыка»). Адонис имел ярко выраженные растительные функции, связанные с периодическим умиранием и возрождением природы. Центр культа Адониса находился в Гебале (Библе) и в V в до н. э. распространился по материковой Греции.
В древней сиро-финикийской традиции анемон отождествлялся с плотью растерзанного бога. Алый "anemone coronaria" зацветал в апреле, усыпая своими цветками, словно каплями крови, склоны ливанских холмов. Воды ливанской реки, одноименной божеству, в это время тоже приобретали красный цвет, что объясняется периодическим вымыванием краснозема, но это добавляло оснований для отождествления этого явление с проливающейся кровью бога. Считалось, что весенняя пора, когда все вокруг красно от анемонов, а воды реки "окрашиваются кровью" - это время плодоношения всей земли, омытой священной кровью Адониса.
Греческий миф повествует о любви Афродиты к прекрасному юноше Адонису. Артемида, разгневанная тем, что Адонис отдает предпочтение Афродите, а не ей, насылает на него дикого кабана, который смертельно ранит юношу своими клыками. Горько оплакивая смерть Адониса, Афродита превращает его в цветок, окропив нектаром пролитую кровь. Из его крови расцветают розы, а из слез Афродиты - анемоны.
Растение печального вида с цветовым стеблем, похожим на стебель лилии, и с особыми наростами у корня. Эти наросты древние нищие греки употребляли в пищу, а цветы пользовались доброй славой как противоядие от змеиных укусов, как защита от колдовства, и лекарство от конвульсий. Греки высаживали асфодели на могилах, они напоминали о бледности мертвецов, сожалении умерших по потерянной жизни, о постоянной печали подземного царства. По описанию, которое дается в Одиссее, в подземном царстве по всему Аиду простирается луг, заросший асфоделями и служащий местопребыванием для душ умерших. Согласно античным представлениям асфодель служит пищей мертвым и посвящен владычице подземного царства Персефоне.
Известно, что заполучить Персефону в жены Аиду помогла богиня земли Гея. Она вырастила в долине, где любила гулять Персефона, волшебный цветок. Как только девушка сорвала его, перед ней разверзлась земля, и оттуда вылетела колесница, запряженная черными фестралами. Правящий ею Аид схватил Персефону и скрылся под землей. Понимая, что силой он не вырвет у нее согласие стать его женой, Аид заставил ее выпить глоток воды из подземной реки Леты, берега которой были усеяны асфоделями. Эта вода давала забвение всех земных радостей и горестей.
В средиземноморских странах асфодель до сих пор является символом траура, а согласно античным представлениям, может изгонять злых духов.
Базилик
В основе поверий и легенд о происхождении базилика лежит мотив его произрастания из останков умерших. В некоторых поверьях отражена связь базилика с нечистой силой и духами. В польских травниках XVII в. содержится предостережение не нюхать базилик - это считается опасным. Вместе с тем известны представления, что нечистая сила избегает базилика. Поэтому место, в которое попала молния (считавшееся нечистым), окуривают базиликом для изгнания вредоносных сил.
Как универсальное охранительное средство базилик использовался для украшения людей, построек, животных, предметов домашнего обихода, пищи и т.д. Для этого изготавливали базиликовые венки, букеты, гирлянды, часто с другими растениями - рутой, самшитом. Часто базилик держали при себе скрытно, носили за пазухой или зашитым в подол одежды.
Базилик связан с водой: им украшают ведра и сосуды, в которых носят или хранят воду; бросают базилик в источники и колодцы при набирании воды. Наиболее типично использование веток или пучков базилика в качестве кропила. С помощью веток базилика обрызгивают водой или вином участников свадьбы, крестин, похорон, полей перед посевом. Как кропило базилик применяется в обрядах вызывания дождя.
В похоронном обряде ветками базилика обкладывают тело умершего; кладут их в изголовье покойника; вставляют ветку ему в руки; зашивают базилик в его подушку. В некоторых местах считается обязательным, чтобы все домочадцы, находившиеся возле покойника, держали в руках базилик: так их не заманит душа мертвеца. После похорон базилик втыкают на кладбище в землю. Его сажают на могилах; во время поминальной трапезы им украшают стол и посуду.
Известно проклятие "Пусть тебе принесут базилик", означающее пожелание смерти.
Базилик используется также при уходе за новорожденным: растение кладут рядом с роженицей для облегчения родов, обкладывают им голову младенца для крепкого сна, завязывают в один из углов пеленки от сглаза. При первом пострижении годовалого ребенка на базилик ссыпают срезанные волосы.
Сам базилик родом из Ирана, хотя по некоторым сведениям ареал его происхождения больше. В Европу его завезли войска Александра Македонского. На юге Европы базилик распространился в раннем Средневековье. В основном в портовых городах, которые имели связь с Ближним Востоком и северной Африкой. До сих пор в Италии лучший сорт базилика называется "генуэзским".
В средневековых травниках, особенно в кодексах Салерно (в городе Салерно находилась прославленная медицинская кафедра, там же был создан Салернский кодекс здоровья), базилик был представлен не только как цветок мертвых, но и как афродизиак, и как растение, дарующее бессмертие. Не только растение, привлекающее духов, но и отпугивающее и подчиняющее их. Что не удивительно: средневековые символы, как правило, были амбивалентны.
Изначально базилик в Европе не употреблялся в пищу. Он имел декоративную и лечебную функцию. Именно поэтому девушка Изабелла из новеллы "Декамерона" похоронила голову любовника в горшке с базиликом - эти "горшки" были очень большими и часто встречались в богатых домах Италии. Куст базилика, выросший поверх головы, она обильно поливает слезами. Этому есть и вполне практическое объяснение. У базилика сильный запах, который может отбить запах тления мертвой головы, приглушенный землей в цветочном горшке.
В Европе добавлять в еду базилик начали только в XVI-XVII вв, эта пряность стала "коронной" в итальянской кухне, позже базилик распространился и по прочим странам.
В языке цветов базилик считается символом высшей степени ненависти. Пучок базилика, посланный врагу, является объявлением вендетты. Фраза "Он вышел из дома в венке из базилика" означает, что человек идет убивать своего кровного врага.
Есть средневековая легенда о маге Аллобиусе, который погиб в тот день, когда его кухарка сорвала оберег-базилик, чтобы добавить в пищу, и заклятые этим растением духи вырвались наружу.
«Изабелла и горшок с базиликом» (англ. Isabella and the Pot of Basil) - Картина британского художника Уильяма Ханта, написанная им в 1856 году. Картина изображает сцену из одноимённой поэмы английского поэта Джона Китса, когда Изабелла ласкает горшок с базиликом, в котором она закопала отрезанную голову своего любовника Лоренцо.
Китс так описывает эту сцену:
Она забыла солнце и луну,
Она забыла синеву над садом,
Она забыла теплую весну,
Забыла осень с темным виноградом,
Не ведала, когда идут ко сну,
Зарю не удостаивала взглядом,
Сидела у окна, обняв цветок,
Который до корней от слез намок.
Работу над картиной Хант начал во время путешествия по Италии со своей беременной женой Фанни Фо. Однако его жена умерла после рождения ребенка в декабре 1866 года от лихорадки. Хант превратил картину в своего рода дань памяти своей жене, использовав её черты при создании образа Изабеллы.
Белладонна
Научное название белладонны переводится с итальянского языка как "прекрасная женщина".
На протяжении многих сотен лет с помощью белладонны женщины пытались стать красивее. Они применяли сок белладонны для того, чтобы расширить зрачки, и тем самым сделать глаза выразительнее и привлекательнее. Соком же ягод римлянки румянили себе щёки. В Средние века белладонна также использовалась модницами в качестве косметического средства.
Белладонна - растение ядовитое. Оно содержит яд атропин, который может вызвать тяжелейшее отравление. В результате у человека начинается сильное возбуждение, доходящее до бешенства, отчего в народе это растение и получило название "бешеница". Не случайно великий шведский систематик Карл Линней отнес белладонну к роду Atropa, названному так в честь греческой богини судьбы Атропы. Согласно мифу, Атропа обрывает нить человеческой жизни (греч. atropos - "неумолимый", "безвозвратный").
Из белладонны готовится ведьминская мазь для полетов на шабаш - она делает ведьму на помеле невидимой.
Одним из самых страшных способов применения Беладонны ведьмами было его использование для приглушения боли во время сжигания на костре.
Белена
Ядовитое растение, которое может вызвать судороги и временное помешательство. Плиний утверждал, что четыре листа белены, добавленные в питье, сделают человека сумасшедшим. Отсюда и такие название этого растения, как «сумасшедшая трава», «ядовитый табак», «свиной боб» (или «отрава»). Считалось, что белена способствует ясновидению, а сжигая ее листья на огне, можно вызывать духов.
Съедать любую часть белены, особенно корень, крайне опасно, потому что от этого может наступить бесплодие, помешательство или глубокий транс. В Уэльсе бытовала примета, по которой ребенок, уснувший подле белены, уже никогда не проснется. Горячая ванна для ног из отвара белены перед сном применялась как средство от бессонницы.
Однако белене приписывалось и могущественное качество - устранение страха перед любой опасностью для того, кто держит ее в руке.
От натирания маслом белены «человек во сне летает по воздуху» - и это еще одна причина расположения ведьм к этому растению. Однако в массе случаях это может быть следствием обычного отравления.
Барвинок
Барвинок связан с представлением о смерти: в некоторых местах его называют «растением могильника», «гроб-травой».
Если выкопать барвинок с могильного холма, умерший явится тебе во сне, и ты целый год будешь страдать от кошмаров.
Посаженный на кладбище, он становится символом вечной любви и памяти.
Бересклет
Название бересклета по-английски spindle - означает веретено. Из бересклета делали веретёна. Из-за этого он стал ассоциироваться с богинями судьбы и привлек в свою сферу божеств, связанных со священным искусством прядения и ткачества.
Пряхи в скандинавской мифологии (норны) были тесно связаны с веретеном, как и их греческий аналог, фаты (Мойры). Эти богини вплетали нить каждой человеческой жизни в необъятное полотно, олицетворявшее все мироздание, а обрезав нить живого человека, могли мгновенно оборвать его жизнь. Во многих историях говорится о том, как некоторые герои находили дорогу в подземные пещеры, где обитали богини-пряхи, и получали возможность изменить ход своей судьбы, переткав или распустив часть полотна. Однако считалось, что узор настолько сложен, что проследить отдельную нить могли только сами богини.
Во многих мифах говорится о богинях-ткачихах, которыю ткут саму материю мироздания. Египтяне изображали богиню Нейт с ткацким челноком и верили, что именно она спряла вселенную. Позже ее стали идентифицировать с греческой Афиной, еще одной богиней ткачества, которая научила этому искусству женщин античного мира. Широко известна история о столкновении Афины с лидийской ткачихой по имени Арахна, которая заявила, что ее работа лучше, чем у самой Афины. Они устроили состязание, в ходе которого Афина выткала истории о смертных, разозливших богов, а Арахна - истории об ошибках богов. Это так разозлило Афину (то ли из-за выбранной темы, то ли потому, что полотно Арахны действительно получилось лучше, чем у нее самой), что она разорвала полотно в клочья. Арахна была так поражена горем, что повесилась, и Афина превратила ее в паука.
Округлые розовые ягоды бересклета напоминают миниатюрные гранаты и внутри содержат крошечные оранжевые семена. Символизм граната хорошо известен по истории о Персефоне. Здесь снова присутствует связь с судьбой и предназначением: свив для Деметры, матери Персефоны, путеводную нить, богиня Геката привела ее к дочери. Так же и Ариадна спряла нить из красной шерсти, чтобы помочь герою Тесею спастись от ужасного Минотавра.
Береза
Под одиноко растущей березой покоится душа умершего насильственной смертью, и вместо сока в ней струится кровь.
Погибшая девушка превращается в березу. Ночью ходит в березовую рощу запрещено.
Волшебная палочка из березы была у Долорес Амбридж. Ей не стоило даже близко подходить ночью к Лесу.
Боярышник
В Средние века с боярышником было связано много суеверий. Например, в старой Англии жители деревень приходили в ужас, если им предстояло переночевать в комнате, украшенной цветами боярышника. Полагали, что это приведет к смерти кого-то из домочадцев.
Сейчас англичане с удовольствием применяют боярышник в качестве надежного материала для создания живых изгородей. Германцы использовали древесину боярышника для траурных костров, поскольку верили, что это поможет душам усопших попасть в рай.
У цветка боярышника запах смерти.
Бузина
Если в домашнем очаге жечь бузину, в дом скоро придет смерть.
Тринадцатое дерево Священного Календаря Кельтов - бузина, которая растет возле воды. Она ассоциируется с ведьмами, ее ягоды остаются на ветках до середины декабря. В Британии существует давнее суеверие, что если положить ребенка в люльку из бузины, он зачахнет или весь покроется синяками от щипков фей. В Ирландии ведьмы предпочитают помелу из ясеня метлы из бузины.
Король Вильям Рыжий был убит лучником, прятавшимся под бузиной. Говорят также, что из бузины сделали крест, на котором совершилось Распятие, а кремневые ножи в форме листьев бузины в захоронениях эпохи мегалита говорят, что связь бузины со смертью известна издавна. В английских деревнях жечь в очаге бузину значит "звать в дом дьявола". Ягоды и листья бузины имеют неприятный (трупный) запах.
Бузина - дерево мрачное. Ее белые цветы, очень красивые в середине лета, посвящены богине Смерти. Месяц бузины начинается 25 ноября и заканчивается зимним солнцестоянием 22 декабря.
Бузину нельзя выкапывать с корнем и выкорчевывать, чтобы не раздражать дьявола, нашедшего приют в ее корнях. В случае необходимости нужно позвать калек или душевнобольных, дьявол их не трогает, поскольку они и так его.
Из бузины запрещается делать детские игрушки. Нельзя здоровому человеку спать под бузиной, он непременно заболеет. На месте выкопанного бузинового куста никогда ничего не вырастет, и строить что-либо в этом месте не следует. Но если посадить бузину во дворе дома, этот дом будет процветать.
На западных островах Шотландии женщины избавляются от бородавок на руках, просто крестя их 3 раза бузинными прутиками.
Если собрать бузину в канун Первого мая, ее листья способны снимать боль, лечить ожоги и раны. В Уэльсе существует древнее суеверие: если лесоруб не спросит разрешения у «Старой Леди» (так называли бузину) перед самой рубкой этого дерева, то его постигнет страшная кара. Обиженный дух дерева может причинить вред тому, кто его рубил, вплоть до смерти или неизлечимой болезни. В Германии бузина считается обиталищем старейшей Матери, у которой подобает спрашивать разрешения, прежде чем срубать сучья.
Бузина незаменима в магии. Из бузиновых палочек делают свирели, которые являются волшебными. Флейта Крысолова сделана из бузины.
Гиацинт
Символизирует печаль, так как появление его связано с гибелью любимца Аполлона - Гиацинта.
Бог ветра Зефир, претендовавший на дружбу с покровителем муз, из ревности изменил дугу полета диска, брошенного Аполлоном, и направил его прямо на юношу Гиацинта - сына царя Спарты. В память о прекрасном спартанце вырос цветок, на основании лепестков которого слезы Аполлона начертали инициалы, напоминающие древнегреческие буквы A и G, соединив тем самым бога и человека.
Если в приготовлении Андрогинового зелья использовать гиацинт - это вызовет противоестественную страсть, и все умрут.
Гладиолус
Название цветка происходит от латинского слова Gladius (меч), его дарили в качестве приза победившим гладиаторам. Большинство видов этого растения происходят из Южной Африки.
Во многих западных культурах гладиолусы символизируют память и верность, и именно поэтому они так популярны в траурных композициях.
В с ранах, где празднуется День Мертвых, букетами гладиолусов украшают надгробья и алтари.
Гранат
Получил свое название за сходство его кроваво-красных зёрен с драгоценными камнями - гранатами.
Гранат символизирует смерть, забвение, но также изобилие, великодушие, брак и надежду на бессмертие. Древние греки считали, что плод граната возник из крови бога плодородия и виноделия Диониса. На многих живописных изображениях гранат, который кто-то держит в руке, является символом воскрешения.
Самая известная история, связанная с гранатом - об Аиде и Персефоне. Когда Деметра после похищения дочери перестала выполнять свои обязанности, на Земле наступил неурожай и голод; в результате Зевс приказал Аиду освободить пленницу. Однако перед расставанием повелитель царства смерти дал Персефоне несколько зерен граната, которые являлись символом брака.
Аид не сказал, что, вкусив этих волшебных зерен, Персефона навечно станет его супругой. С тех пор Персефона вынуждена проводить две трети года на земле, а на треть спускаться к Аиду.
Груша
Символ любви и материнства. Причина, вероятно, в формы груши, напоминающей тазобедренную часть женского тела или грудь. В античные времена она считалась атрибутом древнегреческих богинь Геры и Афродиты. В Китае этот фрукт является символом долголетия по той причине, что грушевые деревья живут и плодоносят долгое время.
Поскольку белый цвет в Китае считается траурным, цветущая груша является похоронным атрибутом.
Если деревья груши зацветут вне сезона, семью скоро посетит смерть.
Ель
С одной стороны, ель наделена положительной и охранной семантикой. На свадебных пирогах тесто надрезают, делая узор «в ёлку». В канун купальской ночи еловые ветки втыкают перед воротами, хлевом, в стреху крыши и другие места, чтобы уберечь скот от болезней. При первом удое молоко процеживают через еловые веточки, чтобы оно не испортилось. Еловые ветки подкладывают при закладке дома под все четыре угла, чтобы предохранить его от грома. Ветки ели также привязывают к яблоням - от бури, для тех же целей их втыкают в стены, кладут под дом, в подпол.
С другой стороны, ель наделена отрицательной и похоронной семантикой. Существовал обычай хоронить самоубийц между двумя елками, положив их ничком. В древности было принято подкапывать корни ели, выворачивать её из земли, в образовавшуюся яму класть умершего, а потом сажать ель на прежнее место. С тех пор ветки и гирлянды из ели - одно из самых распространённых украшений могилы. Ветками ели принято выкладывать и дно могилы. В Восточной Европе по пути похоронной процессии дорогу обязательно выстилают еловыми ветками. Считается, что если мертвец захочет вернуться домой привычной дорогой, то не сможет это сделать, потому что исколет ноги. Кроме того, случайному прохожему нельзя наступать на еловые лапы, иначе он может занести смерть к себе в дом.
Хороший хозяин никогда не посадит ель вблизи дома. Она «выживает» из дома мужчин: мужчины начинают умирать, в доме не заводится ничего нового, кончается приплод и в хлеву и в семье, новые начинания останутся без результата. Если ель растёт вблизи дома, в нём не будут рождаться мальчики.
Высадка елей у армейских гарнизонов, административно-политических зданий и у городских Ратуш показывает печальную неосведомленность маглов и их бессознательное стремление к смерти. Но Статут мешает оказывать им помощь информацией.
Новогодняя ель со связками кишок и органов на ней (впоследствии заменено бусами и блестящими шарами) является подношением богу Холода и Смерти.
Смертная символика нашла отражение в старых поговорках: смотреть под елку - тяжело болеть; угодить под елку - умереть; еловая домовина - гроб.
Жимолость
Бриттские источники говорят о жимолости как об "ароматном дереве" и как о "великом/большом локте" (имеется в виду мера длины). Гэльское название жимолости «Илэн» тоже обозначает "локоть" (в значении меры длины).
Фольклор, связанный с жимолостью, вращается вокруг тем любви и ухаживания. В шотландском Лоуленде юноша, шедший на встречу к возлюбленной, всегда нес с собой палочку, вырезанную из жимолости, так как считалось, что это приносит удачу и говорит о благородных намерениях. Ее сильный, сладкий запах, ощутимый в основном по ночам, приносил девушкам романтические сны, а женатым парам - счастье в браке. Жимолость вешали над дверью дома, чтобы не впускать нежеланных посетителей и не выпускать удачу, и над входом в коровник, чтобы феи не воровали молоко.
Жимолость известна своей способностью расти вверх, обвиваясь вокруг чего-либо. Она обнимает ствол дерева и покрывает его мириадами нежных цветов. В "Сне в летнюю ночь" Шекспира королева фей Титания, наложив на ткача Основу усыпляющее заклинание и обнимая его, говорит:
Змеиное дерево
В Англии называется Снейквуд, но родиной его является регион Амазонки (Гайана, Суринама, Бразилия, Боливия и Тринидад). Это самое тяжелое дерево в мире, в воде оно тонет как камень. Используется в основном для отделки дорогих вещей.
Змеиное дерево относится к семейству Тутовых и известно под названием: Piratinera guianensis, letterwood, snakewood (Великобритания), amourette (Франция), bourra courra (Гайана), letterhout (Суринам), раlо dе ого (Венесуэла).
Вырубка и экспорт Змеиного дерева полностью контролируются правительствами стран, где оно растет.
Свое название снейквуд (англ. змеиное дерево) эта порода получила из-за древесины ядра, напоминающей пятнистую шкуру леопарда или кожу змеи с цветистой окраской. Ядро снейквуда имеет окраску от темно-красной до красновато-коричневой с ясно выраженными неравномерными, неправильной формы черными радиальными крапинами и пятнами.
Временами в стволе диаметром 38 см ядро может быть шириной всего лишь 2,5-10 см. Древесину этой породы экспортируют с полностью удаленной заболонью, в виде тонкомерных круглых сортиментов. Их продают на вес, эта одна из самых дорогих древесин в торговой практике.
Вся неоднозначная символика ядовитых и мудрых змей перенесена на Змеиное дерево.
Волшебная палочка из Снейквуда была у Салазара Слизерина.
Ива
Это дерево отличается обилием символических значений.
Негативная символика связана с представлениями об иве как дереве плача, скорби, печали, траура, слабости в целом. Евреи полагали иву воплощением несчастья, древние греки посвящали ее богиням, связанным с подземным миром и смертью.
В Испании ива не только символ поэтов и певцов, но и дерево мертвых. Считается, что в ее ветвях сплетаются голоса умерших, и, если прислушаться, то можно постичь многие тайны загробного мира.
Волшебной палочкой из ивы владела Лили Эванс.
Ирис
Согласно греческим легендам, когда Прометей похитил небесный огонь на Олимпе и нес его людям - вспыхнула радуга. Она не гасла до самого рассвета, а утром под ней выросли ирисы. Этой же радужной символике следовал великий врач Гиппократ, когда открыл целебные свойства ириса. Он назвал цветок в честь Ириды - богини радуги.
Ирис часто изображается в форме геральдической лилии. Итальянский город Флоренция получила свое название от латинского слова «florum» (цветущая), так как вокруг города в изобилии росли ирисы, и они же стали эмблемой города и нескольких его знатных родов. До сих пор Флоренция использует изображение ириса на своем гербе.
Листья ириса часто сравнивают с мечами, поэтому слова «ирис» и «воинский дух» на востоке обозначают одним иероглифом. В Германии из-за остроконечных листьев ириса цветок стали называть «меч-лилия».
В Аравии ирисы были символом молчания и печали: их сажали в основном на кладбище. В образе «лилии-меча» олицетворяет скорбь Марии о Христе.
Кедр
Кедр (греч. kedros, лат. cedrus) с древнейших времен почитался за прочность своей древесины и ароматическую смолу. Это огромное, благоухающее вечнозеленое дерево является национальным деревом и символом Ливана.
Продолжительность жизни кедра доходит до 3 000 лет. В древние времена кедр символизировал победу жизни над смертью. В Месопотамии богатые смолой кедровые и сосновые шишки использовались в ритуальных церемониях для привлечения богатства и для защиты от опасных болезней.
Уже на заре египетской истории кедровый строевой лес привозили в бедную деревом страну на Ниле из Ливана. Египтяне строили из кедра корабли, делали мебель и саркофаги, кедровая смола применялась для бальзамирования.
Священная барка Амона ("сокрытый") - «Солнечная ладья» - была сделана из кедра.
Финикийцы посвятили это дерево богине Астарте. Кедровые леса были самым ценным естественным богатством Финикии. Кедры, из которых делались балки для судов, считались там основой для кораблестроения.
Согласно библейской традиции, ливанский кедр был использован Соломоном при возведении Иерусалимского храма, основание которого составлял камень, а покрытие - кедровые доски.
Иудеи позаимствовали почитание кедра у ассирийцев, которые считали кедр «источником чистых чар, изгоняющих враждебных демонов». Они верили, что крона кедра способна исцелять больных, что на его коре начертаны тайные имена богов, что сутью самого дерева является «открытие прорицаний неба и земли». Подобно дубовым рощам Европы, кедровые рощи считались пророческими.
С кедром были связаны представления о красоте, постоянстве, здоровье, бессмертии, неразрушимости, невредимости, силе, процветании, гордости, величия. В Вавилоне считалось, что кедр находится под покровительством бога Энки. Кедры хранили тайну вечной жизни чудовищного гиганта Хумбабы (после того как Гильгамеш срубил семь кедров, Хумбаба потерял всю свою жизненную силу). В Ассирии кедр символизировал царя, в древнееврейской традиции - царство, благородство, величие.
Кедр считался деревом жизни и вечной молодости, и представление о том, что деревянные балки Гераклейона (храма в честь Геракла), видимые в III в до н. э. , не сменялись якобы со времени основания храма, дало основание поэту Селию Италику утверждать: «Сам бог присутствует в храме, отгоняя от него старость». Следовательно, кедр воспринимался как воплощение божественного присутствия. Интересно отметить, что деревянное изображение Артемиды в Орхомене стояло «в дупле большого кедра, и от этого самую богиню называли Кедреатис (Кедровая)».
В ларец из кедра спрятала мать будущего коринфского тирана Кипсела, «когда бахкиды старались найти его после рождения». Надо полагать, что это был погребальный ларец, поэтому врагам не пришло в голову искать в нем младенца.
Тирс - жезл Диониса - сделан из кедра.
Кипарис
Мистический символ смерти и траура. В Азии кипарис - эмблема долголетия и бессмертия, как и другие вечнозеленые деревья-долгожители. В Финикии он считался Древом Жизни. В Греции кипарис был символом бога подземного царства Аида. Такая противоречивость может объяснить, почему кипарис стал символом возрождения и жизни после смерти в траурных церемониях. Кипарисовые ветви клались в гробницы умерших; ими украшались в знак траура дома. На могилах принято сажать кипарисовые деревца.
Древнеримский поэт Овидий в своём произведении «Метаморфозы» передает легенду о Кипарисе, юноше, который попросил богов обратить его в дерево, чтобы вечно грустить о своём любимце-олене, которого он ненароком подстрелил на охоте.
По некоторым предположениям, кипарис - это дерево гофер, из которого был сделан Ноев ковчег.
Сосна и кипарис на кладбище вызывают печальные думы о смерти, о быстротечности и непрочности человеческой жизни.
Красное дерево
Множество пород с древесиной красного цвета подходит под это определение, включая кровоточащую Ольху и сердцевину Тиса ягодного. Но волшебники чаще всего имеют в виду Красный Сандал. Он не растет в Европе, используется как экспортная древесина для дорогой мебели, отделки и волшебных палочек.
Сандаловое дерево (лат. Pterocarpus santalinus) - небольшое дерево, растущее в лиственных лесах востока тропической Азии и на Цейлоне; относится к семейству Бобовые. Ценится за насыщенный красный цвет древесины. Древесина не является ароматической, поэтому его не следует путать с ароматическими сандаловыми деревьями (Santalum Sandalwood), которые происходят из Южной Индии.
Из-за редкости и медленного роста Красный Сандал - один из самых ценных лесоматериалов на протяжении тысячелетий. Качеству красной древесины отдавал дань еще царь Соломон.
Между XVII и XIX веками в Китае редкость Красного Сандала привела к резервации сандаловой мебели для императорского двора. В Индии до сих пор существует контрабандный рынок сандалового дерева, где оно несколько дешевле, чем в Китае.
Паста сандалового дерева является неотъемлемой частью ритуалов и церемоний индуизма. Послушники наносят ее на лоб, шею и грудь как знак служения. Пасту получают путем измельчения древесины вручную на гранитных плитах специальной формы.
В суфийской традиции пасту сандалового дерева наносят на могилы суфия его ученики в знак преданности.
Алый цвет вечности и царственности распространяется на Красный Сандал и изделия из него. Гробы из красного дерева бесценны.
Крыжовник
«Северный виноград» начали культивировать во Франции еще в XVвеке, о чем есть записи в монастырских книгах. В Англии его называли «гусиной ягодой», так как кисло-сладкий соус из крыжовника хорошо шел с жареным гусем.
В разных частях Британии рассказывают о "Крыжовниковой Жене", иногда представляемой в виде большой мохнатой гусеницы, которой пугали непослушных детей: "Если будешь гулять по ночам, тебя заберет Крыжовниковая Жена". В Корнуолле шипами крыжовником лечили нарывы, направив шип на пораженный участок и приговаривая "прочь, прочь, прочь", пока воспаление не исчезало.
Колючий крыжовник в Европе сажали вокруг коровников, чтобы отгонять ведьм и фей. Сами шипы, защищающие ягоды, рассматривались как символ плодов древней мудрости, защищенных от случайного обнаружения.
В старые времена плоды крыжовника использовались для облегчения родовых мук, что связало крыжовник с деторождением. До сих пор считается, что крыжовник любят беременные женщины. Он стал священным растением кельтской богини Бригитты, которая в поздней традиции предстает богиней-повитухой. Говорят, что мудрый крыжовник передает наследие предков новорожденному младенцу.
Символика растений на протяжении лет не остается прежней. Сегодня крыжовник стал символом среднего класса и означает тщету.
Левкой
Неповторимый сильный аромат левкоя сделал его весьма популярным. Цветку посвящены стихи и романсы.
Ценится за его сладкий запах. Девушек часто называют Джилли - в честь цветков левкоя (англ. gillyflower).
Белый левкой используется для украшения алтарей, посвященный умершим детям, так как белый цвет часто ассоциируется с чистотой души ребенка.
Лилия
Лилия с древнейших времен наделена богатой символикой. У шумеров и прочих народов Древнего Востока она символизирует многочисленность потомства и материнство, а также брак. Позднее её, как символ плодовитости, связали с небесными мужскими божествами. Особенно жёлтые и красные разновидности лилий.
Белые же лилии всегда соотносили с девственностью, телесной и духовной чистотой. Белые лилии были вплетены в плащ громовержца Зевса и в волосы муз.
Среди семитских народов популярна легенда о том, что лилия появилась из слёз изгнанной из рая Евы. Древние иудеи полагали, что красота лилии настраивает на молитву. Моисей приказал украшать изображением лилии семисвечник и сделать в форме лилии купель, где умывался первосвященник.
Во многих католических странах лилия считается цветком Девы Марии. Согласно преданию, архангел Гавриил явился к ней в день Благовещения с лилией в руке. На многих иконах и картинах «Благовещение» архангел Гавриил изображается с цветущей лилией.
С ветвью лилии изображаются и другие святые. Фигура, которая в одной руке держит лилию, а в другой меч, символизирует вину и искупление.
Красная лилия - это цветок, природа которого трасформировалась «под властью Христа». Говорят, что изначально лилии были белыми. Но в ночь, когда Спаситель в тоске проходил по Гефсиманскому саду, все цветы склоняли перед ним свои головы в знак сострадания. И лишь лилия сияла в темноте белизной, не способная склонить голову из-за структуры стебля. Узрев при лунном свете взор Спасителя, полный страдания и смирения, лилия устыдилась, и её лепестки покрыл румянец, который остался на них навсегда.
В кабалистике лилия - символ воскресения. В алхимии белая лилия символизирует женский принцип, а красная - мужской.
У некоторых народов считалось, что в облике Лилии появляются души умерших людей, и что Лилии вырастают на могилах невинно осуждённых.
Лиственница
Дерево из семейства Сосновые, чья хвоя ежегодно опадает на зиму. Самая распространённая порода деревьев на планете. Занимает огромные площади в Евразии, имеется в горных областях ряда европейских и азиатских стран. В пределах своего естественного ареала образует светлохвойные лиственничные леса или растёт в примеси к другим деревьям.
Название Лиственницы Larix было введено в начале XVI века. Многие авторы полагают, что это галльское название смолы, или же производят его от кельтского lar - обильный, богатый ("очень смолистый").
Древние сказания Севера говорят, что первых людей боги создали из лиственницы, чтобы они были прочные и долго жили. Люди из лиственницы стали бы долговечными, сильными и здоровыми. Говорят, что вырезав семь фигурок, боги выставили их, чтобы оживить. Но случилась беда, и из-за злых духов оживлены были фигурки из глины, неизвестного происхождения. И люди получились такими, каковы свойства глины - недолговечные, слабые, болезненные.
Лиственница со временем становится только крепче, ее древесина не коробится. Поэтому из нее делали высоких идолов, погребальные камеры и боевые колесницы.
Родовое дерево амурских нивхов че дигр - высохшая, но стоящая вертикально вверх лиственница - символизирует связь людей с небесным миром. По ней же, согласно мифу, на землю спустились небесные люди в виде золотой и серебряной птиц.
Эвенки считали, что в засохшие лиственницы с обломанной верхушкой вселялись души умерших предков. Душа самого шамана при его жизни обитала в сухих лиственницах.
По представлениям эвенков Венера - звезда Чалбон - представляла собой территорию, разделенную на родовые участки, на которых растут только сухие лиственницы, многие из них со сломанными вершинами. Все они увешаны птичьими гнездами, где помещаются души. Души самих шаманов находятся там в дуплах лиственниц, чаще всего имея вид птенцов перелетных птиц.
Люпин
«Волчий боб». Нельзя путать его с Аконитом. Люпин не так ядовит, и никак не помогает оборотням. Особые свойства его горьких семян не изучены. Избыток люпина в организма действует подобно никотину. При оставлении люпином обильно выделяется слюна и капает с подбородка, как у загнанного волка.
Люпин начали возделывать 4000 лет тому назад. Самым первым в культуру был введён люпин белый (Lupinus albus), который использовался в Древней Греции, Египте, Римской империи для пищевых, кормовых, лечебных и удобрительных целей. Успехи человечества в окультуривании люпина пока весьма скромны.
Мак
В Греции мак посвящали нескольким богам. Гипнос - бог сна - и его родной брат Танатос - бог смерти - изображались с венками из цветков мака. Морфей - сын Гипноса и бог сновидений - жил в царстве сна среди маков и каждый раз дотрагивался до спящего одним из цветков, навевая приятные грезы. Богиня ночи Нюкта одевалась в гирлянды из маковых цветков; богиня жатвы и плодородия Деметра успокаивалась маковым соком, когда Аид похитил ее дочь Персефону. Статуи Деметры украшались венками из колосьев и мака.
Происхождение мака связывается с кровью убитого человека или дракона (так в английской традиции маки появляются из крови дракона, убитого святой Маргаритой). На полях сражений, где пролито много невинной крови, растут маки.
Чтобы в засуху вызвать дождь, нужно бросить в колодец зёрна мака, освящённого в день Иуды Маккавея (14 августа), бить воду и мешать ее палицей (оружием громовержца), призывая Маккавея вылезти из воды разлить слезы по всей земле.
Мандрагора
Средиземноморское наркотическое растение семейства пасленовых с клубнеобразным корнем, напоминающим человеческую фигуру. Имеет магическую силу и повсеместно связан с колдовством.
В Древней Греции использовалась для того, чтобы избавиться от приворотного заклятия. В Египте и Риме служила средством, усиливающим половое влечение. В Иудее была средством способствующим зачатию.
Когда мандрагору выкапывают, она кричит так пронзительно, что можно умереть от ужаса. Особенно опасны мандрагоры, проросшие из семени повешенных убийц. В них дремлют демонические силы.
Маргаритки
Известны как "Смертные цветы". С ними связаны следующая легенда: Адмет, любимец Аполлона, упросил богинь судьбы Мойр не дать ему умереть в назначенный час, если кто-либо другой согласится принять за него смерть. Когда же настал час его смерти, никто из друзей не решился за него умереть. Даже престарелые родители, и те не хотели жертвовать ради него свою жизнь. Умерла за него только его верная жена Альцеста.
Геркулес, зашедший к Адмету во время совершения своих подвигов, случайно узнал об этом самоотверженном и великодушном поступке. Он решил во что бы то ни стало возвратить Альцесту к жизни. Геракл отправился в Аид и добился у Танатоса, чтобы тот вернул Альцесту на землю. Но поскольку в человеческом виде никому вернуться из царства смерти не дано, Альцеста вернулась в виде цветка - маргаритки.
Можжевельник
Можжевельник вершиной находится в мире живых. А корнями в мире мертвых. Поэтому чтобы поговорить с мертвыми или изгнать к мертвым свою печаль, надо поплакать у можжевелового куста.
С можжевельником, как и с кедром и кипарисом, устойчиво связана символика смерти и её преодоления. Представления о можжевельнике, кедре, кипарисе и других сходных растениях, отражённые и в ритуальной практике, чаще всего опираются на такие их свойства, как вечнозелёность, хвойность, характерный «бальзамический» запах (особенно при сжигании).
С древнейших времён ведёт происхождение распространённый обычай сжигания ветвей Можжевельника при похоронах и устилание ими последнего пути умершего. Особое место занимает сжигание можжевельника, кедра или других близких растений с целью ритуального окуривания, благовонного каждения. Характерно, что некоторые названия можжевельника типа Kaddig (в немецком диалекте) сопоставимы с терминами, обозначающими курение благовоний, («кадить», «чадить» и т. п.)
Такое благовонное окуривание описывают Геродот и римские авторы (Плиний Старший, Вергилий, Варрон и др.). В разных традициях Старого и Нового света можжевельник используется для окуривания дома, конюшни, других хозяйственных помещений с целью предотвращения удара молнии или изгнания нечистых духов. По свидетельству «Авесты», последователям Заратустры запрещалось использовать в качестве обычного топлива растение можжевельник. Так делают лишь «люди, поклоняющиеся дэвам» (демонам), они же приносят это растение к священному огню.
Существует поверье о священном лесе, в котором растёт можжевельник, не подлежащий рубке из-за того, что в нём живут боги. По сообщению Павсания (Paus. VIII 13, 2), Артемида в Орхомене имела эпитет «кедровая». В этом контексте получает объяснение и явление ангела (с объявлением божьей воли) к Илии, заснувшему под кустом можжевельника (3 Царств 19, 4-5).
В Древней Греции и Риме семена можжевельника носили на теле, чтобы защитить от укусов змей. Чтобы усыпить дракона, охраняющего Золотое руно, Медея из Колхиды приготовила сонные капли из свежесрезанных ветвей можжевельника. И руно досталось Ясону, возлюбленному Медеи.
Все это рождало веру во всеохраняющую силу этого растения и большое количество суеверий и обычаев, связанных с ним.
Сон, в котором присутствовал можжевельник, сулит богатство и удачу во всех делах. Если куст можжевельника снится больному человеку - этот сон предвещает скорое выздоровление.
Наперстянка
Наперстянка - цветок, который первым покрывается инеем при приближении Дементора.
Наперстянка или Дигиталис - род цветущих травянистых растений, который не следует путать с аконитом.
Сердечный гликозид дигоксин, выделенный из наперстянки, долгое время оставался единственным и незаменимым препаратом для лечения хронической сердечной недостаточности. В то же время при передозировках он является опасным ядом.
Цветки наперстянки служат убежищем для насекомых в холодные ночи, так как температура ночью внутри цветка значительно выше, чем температура окружающего воздуха. Покидая свои убежища, насекомые переносят на себе пыльцу и оставляют на других цветках, способствуя тем самым опылению растений. Цветки наперстянки устроены так, что посещающие их из-за мёда шмели неизбежно вымазывают в пыльце спину
По латыни «digitus» - палец, «digitabulum» - наперсток. Растение связывалось с умершими и с существами из потустороннего мира. В древности существовало представление о том, что души умерших обитают в цветках наперстянки (также, как в цветках тимьяна и бобов).
Английское название наперстянки - «foxglove» («лисья перчатка») является искаженным «Folks'Glove» (досл. «народная перчатка»), что означало перчатку «маленького народца», т. е. фей. Кроме того, это растение называли «перчатками домового» и «колокольчиками мертвеца».
Связь наперстянки с умершими неслучайна, так как растение чрезвычайно ядовито. Некоторые народные названия отражали этот зловещий характер наперстянки - «легкие мертвеца», «кровавые пальцы», «ведьмин наперсток». В Шотландии этот цветок считают настолько несчастливым, что избегают вносить его в дом. Пятнышки на цветках наперстянки легенды приписывали эльфам, которые якобы отмечали метками растение, скрывавшее за красивыми цветками смертоносный сок.
В Германии цветки наперстянки называли шапочками гномов. Считалось, что лесные эльфы также очень любят цветки этого растения и не только надевают их на себя как шапочки, но и спят ночью в колокольчиках этого растения.
Нарцисс
Символ смерти в юности, и в этом качестве часто встречается на могилах. Смерть прекрасного юноши Нарцисса от любви к самому себе связан с символикой отражения, которое наделено негативным значением.
Существует мнение, что увидеть собственное отражение (своего двойника) - к смерти, так как оно расценивается в качестве «второго я», души. Образ юноши Нарцисса символизирует самовлюбленность и тщеславие. Однажды, возвращаясь с охоты, Нарцисс заглянул в незамутненный источник и, увидев свое отражение в воде, влюбился в него. Юноша не мог оторваться от созерцания своего лица и умер от любви к себе. На месте гибели Нарцисса вырос цветок, отмеченный строгой красотой, который был назван его именем.
В языке цветов нарцисс обозначает желание и эгоизм.
Если нарцисс наклонился, когда вы подошли поближе, вы скоро умрете.
Олеандр
При длительном контакте с олеандром возможен смертельный исход.
Олеандр - цветок, который не прощает измен. Раньше ревнивые жены клали этот цветок рядом с едой неверных мужей, тем самым предупреждали их - в следующий раз ядовитый цветок может оказаться уже в тарелке. На Кипре Олеандр прозвали "тещин чай".
В странах Средиземноморья существует пословица: "Кто увидит олеандр - восхищается, кто отведает - умирает".
Существует связанная с цветком легенда о любви юноши Леандра и жрицы богини Артемиды Геро. Для свиданий с Геро Леандр переплывал пролив Геллеспонт, а Геро зажигала для него в башне свечу. Однажды на проливе разыгралась буря, свеча в башне погасла и Леандр утонул. Когда наутро девушка поняла, что её любимый погиб, она не смогла справиться с болью и бросилась в воду. Красивый береговой кустарник, что в изобилии растет в Средиземноморье, назвали олеандром в память об этой истории.
Олеандр ядовит в любом виде, даже засушенный цветок полон яда. Даже дым ядовит. Любая пища, приготовленная на олеандровом костре способна отравить.
Говорят, воины Александра Македонского на привале по пути из Азии в Индию решили поджарить мясо на ветках от олеандрового куста. Этот отряд больше не вышел в бой. Такой же факт существует о походе Наполеона в 1809 году в Мадрид. Именно тогда несколько солдат отобрали у местного населения ягненка и изжарили его на костре из веток. Финал везде одинаков - наутро никто из сотрапезников не проснулся. Ядовитый сок кустарника проник в мясо.
В итальянских источниках олеандр трактуется как цветок, символизирующий уверенность в себе, конкуренцию в любви, победу над соперниками. Он ассоциируется с завоеванием, местью, враждой и противоборством.
До средневековья олеандр благодаря своим листьям, растущим группами по три листа, символизировал гармонию вселенной и был счастливым талисманом. Однако позднее, из-за его ядовитых свойств, он стал приносить несчастье. В странах Средиземноморья и на Ближнем Востоке из символа радости и надежды он превращается в символ похорон. В Венеции, Тоскане, на Сицилии олеандрами покрывали могилы умерших, а в Индии венок из олеандров надевали на голову девушкам-самоубийцам. На долгие годы олеандр превращается в символ забвения. Даже сейчас приносят цветок олеандра, чтобы сказать: "Я забыл!" На языке цветов олеандр означает недоверие, внимание, необоснованную ревность.
Олива
Olea europaea - вечнозелёное субтропическое дерево; вид рода Маслина (Olea). Растение с древности возделывается для получения оливкового масла. Спортсменов на Олимпийских играх одаривали кувшинами оливкового масла, ценившегося на вес золота. Олива считается даром богини Афины Аттике и наравне с совой является одним из ее атрибутов.
Зеленовато-желтая, тяжёлая древесина Оливы прочна и прекрасно полируется. Именно крепкая Олива послужила материалом для дубинки Геракла и для острого кола, которым Одиссей победил циклопа Полифема. Из оливковой древесины была изготовлена кровать Одиссея и Пенелопы - потому что кроме прочности, Олива символизирует верность.
Оливковое дерево считалось бессмертным: некоторые деревья живут до 1500 лет и больше. Полагают, что возраст деревьев на Елеонская гора в Иерусалиме превышает 2000 лет. Олива необыкновенно живуча - ее практически невозможно уничтожить. Она стоит веками, даже если молния расколет ее сердце.
Оливковая ветвь - известный символ мира. Она использовалась в брачных обрядах. Венок, украшенный оливковыми листьями, вручался победителям Олимпийских игр в Древней Греции, так как во время этих игр останавливались любые военные действия.
В Гефсиманском саду растут Оливы, именно под ними состоялось Моление о Чаше.
Есть уверенные свидетельства, что Грааль - чаша Тайной Вечери - сделана из оливы.
Омела
Как вечнозеленый паразит, который посреди зимы цветет желтыми цветами и дает белые ягоды, омела как бы продолжает те лиственные деревья, на которых она приживается - и усиливает их символику. Омела, опутавшая дуб (редкий случай), считается символом женской плодовитости у друидов.
В древности кельты думали, что омела - порождение молнии, ударившей в дерево, и потому обладает особыми охранными свойствами. Это отразилось в "Энеиде" Вергилия. Там Эней, чтобы безопасно пересечь загробное царство, держит в руках ветвь омелы. В скандинавских и германских мифах омела превращена в инструмент смерти: Бальдр, бог света, был убит стрелой, сделанной из омелы.
Эта очевидная инверсия охранительной символики означает переход от жизни к смерти и обратно при помощи священного растения. Кельтские ритуалы отразилась в рождественской традиции поцелуев под ветвью омелы, предвещающих плодотворный союз.
Орешник, лещина
Священное дерево, связанное с загробным миром и управлением погодой.
Лещина относится к «благословенным» деревьям, в которые «не бьет гром»: чтобы спастись от грозы, нужно носить с собой кору орешника. Чтобы в дом не попала молния, следует жечь лещину в очаге. При приближении грозы пастух должен прикрепить к своей одежде ветки орешника, спасаясь от дьявола, который в этом случае не может забраться ему под шляпу.
Ветками лещины и сделанными из них крестами украшают дома, втыкают их в поля и хозяйственные постройки, особенно в канун летнего Солнцестояния. Грозовая туча обойдет стороной места, защищенные лещиной.
Вместе с тем гроза и гром, не властные над самим деревом, губительно влияют на его плоды. Известны поверья о том, что гром и молния в одну из летних ночей портят орехи: они чернеют, как бы сгорая изнутри.
Благодаря своему высокому священному статусу, лещина широко использовалась в качестве оберега от нечистой силы. Во время рождественских гаданий, вызывая на перекресток нечистую силу, надо очертить вокруг себя магический круг с помощью ветки лещины. Считается, что пустой орех предвещает смерть и голодный, неурожайный год, а полный - благополучие и здоровье. Чудодейственная ветка лещины может указать человеку путь к спрятанным в земле сокровищам. На Рождество обязательно едят орехи наряду с другими видами поминальной пищи (например, бобами). Чтобы изгнать демонов бессонницы, нужно обойти колыбель ребенка с зажженной ореховой веткой. Для защиты от русалок следует привязать себе на спину ветки лесного ореха. Костер, разведенный с помощью лещины, притягивает к себе ведьму, «отбирающую» у коров молоко.
Лесной орех - действенный оберег от хтонических существ, прежде всего змей и мышей. Поэтому веткой лесного ореха хорошо натереть укушенное змеей место, хорошо бить этими ветками друг друга, чтобы змеи не трогали. Ветка орешника на воротах и над дверями препятствует змеям и мышам проникнуть внутрь.
Если положить ветки орешника на пол в доме или в церкви, опуститься на них на колени, помолиться и прижать ухо к веткам лещины - можно услышать мертвых и даже говорить с ними.
Существуют поверья, согласно которым лещину нельзя рубить, так как в противном случае парни перестанут любить девушек, а девушки парней. Есть загадки об орехе и орешнике, имеющие подчеркнуто эротический оттенок.
Как и всякое другое плодовое дерево, лесной орех широко используется в производительной магии: им подкармливают овец перед первой дойкой, кладут ветки ореха в семена. Заботясь о будущем урожае, рассыпают орехи по полу на Рождество, вешают на ёлку золотые орехи (время вспомнить брачные подтексты «Щелкунчика»), помещают ветки ореха в девичьи сундуки, чтобы в них прибывало приданого.
Веретено, о которое укололась Спящая Красавица, было сделано из орешника.
Петрушка
В старой Европе петрушку считали растением, связанным с миром мертвых и способным умиротворить беспокойные души, причем не только умерших людей, но и животных. С этой целью петрушку использовали в качестве приправы к их мясу. Римляне высаживали петрушку на могилах, а греки украшали петрушкой гробницы. Возможно это делалась для того, чтобы умершие не могли выйти из них. Петрушка так стойко ассоциировалась со смертью, что встреча армии с ослом, нагруженным мешками с петрушкой, считалась предзнаменованием смерти, и заставляла армию ретироваться с поля боя. Древние греки даже название этой травы считали эффективной защитой от мстительных духов, поэтому оно часто встречается в заклинаниях и текстах народных песен.
Высаживать петрушку следует не в любой день, а только в Страстную пятницу. Петрушка прорастает медленно, и, прежде чем появиться на свет, она ходит к дьяволу девять раз. Поэтому ее следует сеять в день, когда почва искуплена от власти тьмы. Посев в другое время несчастлив и может вызвать смерть в семье сеющего в течение года.
Ассоциация петрушки со смертью легла в основу английской пословицы: "Поле петрушки приведет мужчину в седло, а женщину в могилу".
В давние времена в Британии существовала примета: пересаживать петрушку - делать огород уязвимым для дьявольских козней. С петрушкой ней связана возможность возрождения души умершего в виде новорожденного от женщины, прикоснувшейся к петрушке, съевшей, понюхавшей или посеявшей ее. На эту мысль наводит старинная присказка, которую любили повторять сельские жительницы Англии: «Посеешь петрушку - пожнешь дитя». Отсюда ведет свое происхождение объяснение, которое британцы давали детям на вопрос, откуда они взялись: их нашли под петрушкой. В Линкольшире рассказывали, что ребенка выкопали золотой лопаткой из грядки с петрушкой. В некоторых районах Англии верят, что девушка может избавиться от беременности, съев изрядное количество петрушки.
Согласно "Новому Травнику" Тернера семена петрушки следует принимать для профилактики опьянения - она «помогает людям со слабыми мозгами пить больше». Эти же семена, если ими трижды в год посыпать волосы, предотвращают облысение. Плиний сообщает, что если рыба в пруду больна, ее можно вылечить, набросав туда петрушки. Во многих сельских районах знают, что регулярное жевание петрушки помогает от ревматизма.
Русалка может задать встреченному путнику вопрос: полынь или петрушка? Если тот ответит «полынь», разочарованная русалка скроется. Но если ответом будет «петрушка» - русалка увлечет путника в реку.
Розмарин
Впервые розмарин, как и многие другие лекарственные или пряные травы, стал известен в Древнем Египте, Риме и Греции. Он входил в число священных растений.
Его использовали в религиозных обрядах, с его помощью изгоняли злых духов из жилищ. Считалось, что греческие боги украшают себя венками из цветущего розмарина и просто обожают это растение. Поэтому и греки часто делали то же самое: плели венки из цветущего растения или его зелени и украшали им головы. Особенно популярно это было среди философов и писателей: такой венок был способен освежить разум и вдохновить на новые идеи.
Ради профилактики различных заболеваний розмарин стал обязательным атрибутом крупных собраний людей, например при праздниках или народных шествиях.
Традиционно при погребении розмарин кладут на гроб, чтобы сказать этим, что ушедшие не будет забыт; по сей день его сажают на могиле.
Сирень
Не следует приносить сирень больному, так как многие считают занесенную в помещение сирень предвестником смерти.
Объясняется это тем, что смерть и несчастье очень легко ассоциируются с цветами, обладающими дурманящим запахом, а также и просто с белыми цветами.
Волшебники с палочками из сирени слывут казановами и эгоистами, но никто не знает, так ли это.
Сосна
В восточной традиции - наиболее важное из всех вечнозеленых хвойных деревьев, символизирует бессмертие или долголетие. Как и кедр, его связывали с устойчивостью к разложению, и именно поэтому высаживали вокруг могил.
Сосновая шишка - благодаря своей форме - является одновременно огненным и фаллическим символом, олицетворяющим мужскую творческую силу, плодовитость и удачу.
Кедровый жезле Диониса - тирс - венчает сосновая шишка.
Тис
Дерево бессмертия, которое часто встречается на английских кладбищах. Его древесина ассоциируется с силой, упругостью и магическими свойствами. Из нее делаются луки, посохи друидов и волшебные палочки. Прикосновение к тису приносит удачу, однако из-за ядовитых листьев и семян нельзя нести его в дом.
Тисовые деревья с темно-зеленой хвоей и причудливо переплетенными стволами росли в местах, почитавшихся у друидов священными, там хоронили королей и проводили ритуальные сборища. Традиция устраивать кладбища в тисовых рощах не угасла до сих пор. Уповая на способность пережить собственную смерть, люди с незапамятных времен высаживают тис на кладбищах вместе с другими вечнозелеными деревьями-долгожителями.
Тисы, растущие на кладбищах, протягивают свои корни ко ртам мертвецов. Эта история получила чудовищное подтверждение в 1990 году в городке Селборн в Гемпшире, когда ураган повалил кладбищенский тис. Из-под земли показались три десятка черепов «нанизанных» на корни.
Из-за того, что тис очень ядовит, вездесущие ирландские овцы, равно как и коровы, избегают тисовых зарослей. Таким образом, тисовое ограждение не только красиво, но и отлично защищает от непрошеных животных, которые, хоть и не со зла, могут нарушить покой захоронений.
Фиалка
Символ смерти и печали у греков. По легенде бог солнца Аполлон преследовал своими жгучими лучами одну из прекрасных дочерей Атласа, бедная девушка обратилась к Зевсу с мольбой укрыть и защитить ее. И Зевс превратил ее в чудную фиалку, укрыв в тени своих кущ, где она с тех пор каждую весну цвела и наполняла своим благоуханием небесные леса. Там этот цветок и остался бы и навсегда, если бы не Персефона.
Персефона была похищена внезапно появившимся Аидом как раз в то время, когда рвала цветы. В испуге она выронила из рук цветы на землю - в том числе фиалки. Именно эти небесные фиалки и послужили прародительницами тех фиалок, которые растут у нас и поныне.
Связанная, таким образом, с воспоминанием о страдающих девушках, фиалка считалась у греков цветком печали и смерти, которым украшали как смертное ложе, так и могилы молодых, безвременно погибших женщин.
Этим же символом «преждевременного похищения» были на могилах нераскрывшиеся бутоны роз. В основном белых.
Хризантема
В Японии это цветок смерти и одновременно цветок императора - только императоры имели право украшать им одежды, другим за это полагалась смерть.
В Италии хризантема - символ любви; символ глубокой безмолвной печали; символ смерти.
В Англии хризантемы являются не столько цветами для букетов, сколько похоронными.
В Европе белые хризантемы считаются траурными цветами и символом глубокой печали. Венки из них во Франции возлагают на могилы и на гробы. Сделанные из них венки, просто срезанные цветы, а иногда даже и цветущие растения в горшках расставляются вокруг гроба, кладутся на гроб и на могилу. Такую же роль они часто играют и у итальянцев. Вот почему, вероятно, Мантегацца (1831 -1910, итальянский врач) считает их цветами мертвых и рассказывает об их происхождении такое грустное предание:
«Жила-была много лет тому назад в одном итальянском городке бедная женщина. Муж ее был страшный пьяница, который только и делал, что пропивал то, что зарабатывал, и она одна должна была выбиваться из сил, чтобы добывать хлеб для пропитания. Но у нее было одно утешение, скрашивавшее ее горькую жизнь и дававшее ей силу бороться - малютка Пьеррино. Однако злая судьба преследовала ее. Ребенок заболел и умер. В минуту отчаяния несчастная женщина хотела было лишить себя жизни, но соседки удержали ее. Затем она схватила горячку и два месяца находилась между жизнью и смертью. Но выздоровела, и постепенно время залечило ее душевную рану.
Она возвратилась к мужу, и опять потянулась горькая, беспросветная жизнь... Не было с нею ее дорогого мальчика, но она жила скорбью, жила воспоминанием об его смерти. И целью ее жизни, стала мечта скопить столько денег, чтобы купить ему железный крест на могилу. Она продала для этого свои заветные серьги, продала венчальное кольцо, но денег все не хватало. И она работала и работала, копила и копила деньги...
А тем временем каждое Воскресенье, каждый праздник она ходила на дорогую могилку и украшала ее собранными по дороге полевыми цветами, которые, казалось ей, служили общением между нею и душой дорогого ее ребенка.
Но настали холода, и полевые цветы замерзли, на покупку же цветов у нее не было средств. Однажды возвращаясь домой, она вспомнила, что у нее на комоде стоит букет искусственных цветов, завещанных ей покойной матерью. Букет этот был подарен матери ее мужем в день свадьбы и приносил ей всю жизнь счастье. А потому, умирая, она передала его своей дочери, наказав беречь и хранить его и никогда никому не отдавать, так как в нем залог счастья.
...Прикрыв букет платком и стыдясь богачей, принесших чудные живые цветы на могилы своих родственников, она донесла его до могилки, положила на нее и, заливаясь слезами, молила у матери прощения, что поступила вопреки ее воле.
Горючими слезами она оросила и букет, и могилку и горячо молилась Творцу. Молясь, она припадала к земле, и ее распущенные волосы прикрывали почти всю могилку.
И вдруг ее поразило чудо: вся могила была покрыта великолепными, живыми хризантемами всех оттенков. Кто их посадил сюда, откуда они взялись - несчастная женщина не могла понять, тем более что букет искусственных полинялых цветов лежал между ними...
И с тех пор, - заканчивает свой рассказ Мантегацца, - ежегодно цветут на могиле, вокруг воздвигнутого наконец прекрасного железного креста, эти дивные хризантемы, а бедная мать льет слезы радости, верит и надеется...»
«Хризантемы, - говорит о них французский академик Жюль Кларти,- это венец года, цветы без запаха, мрачная окраска которых как нельзя более соответствует печальному времени года, когда они расцветают; это цветы кладбищ, цветы могил.
Чёрное (эбеновое) дерево
Известно со времен правления фараонов. Предметы из эбена были обнаружены в гробнице Тутанхамона, а на одной из галер, затонувших в восточном средиземноморье, найдены глиняные таблички с египетскими иероглифами - таможенные декларации на провоз черного дерева из Восточной Африки, а также груз этого самого дерева.
Из-за высокой плотности и твердости черное дерево тонет в воде, уступая в тяжести лишь Змеиному дереву.
Эбен содержит большое количество эфирных масел, поэтому его древесина устойчива к перепадам влажности и температуры, не гниёт, не поддается повреждению насекомыми, даже термитами. При полировке такого материала можно без труда получить совершенно ровную поверхность. Несмотря на то, что дерево всегда ассоциируется с теплом и уютом, вид черного дерева после полировки больше напоминает металл, и на ощупь оно очень холодное. Эти свойства сделали эбен по-настоящему магическим материалом.
Эбен - это чёрная (иногда с полосами) древесина тропических деревьев рода Хурма (Diospyros; Диоспирос), растущих во влажных тропических лесах Африки, Южной и Юго-Восточной Азии, в муссонных лесах Индии и на окрестных островах. Название рода - Диоспирос - имеет греческое происхождение и может быть переведено как «пища богов», другое значение - «божественный огонь».
Древесина ядра Эбена без различимых годовых колец очень твёрдая, тяжёлая и относится к самым ценным древесным породам. Жёлто-серая заболонь, которую удаляют с дерева сразу после повала, может занимать до 70 % ствола и никогда не поступает в продажу, так как считается некрасивой.
Эбен растёт очень медленно - проходят века, пока дерево вырастет до товарных размеров. Из-за крайне медленного роста древесина приобретает огромную плотность - до 1300 кг/м³ при влажности 15 %. Древесина Эбена после сушки сильно теряет в объёме.
Из черного дерева изготавливают гобои, кларнеты и флейты, так как материал плотный и хорошо противостоит воздействию воды. Также черное дерево подходит для изготовления фортепианных клавиш, гитарных панцирей и грифов. Такой гриф легко выносит тяжесть всего инструмента и не подвержен сильному истиранию, поэтому высоко ценится у профессиональных музыкантов.
Полированный панцирь из черного дерева не дает отзвучки, когда медиатор или мизинец случайно соскакивает со струны. Поэтому Эбен называют «музыкальным деревом».
Издавна из черного дерева делают шахматы, в основном, группы черных фигур. Правда, цена ни них очень высока. Гроб из эбена будет стоить дороже, чем надгробье из черного гранита.
Волшебные предметы, которые хранят в эбеновой шкатулке, никогда не потеряют свою силу.
Черное дерево окружено мистическим ореолом. Вырезанные из него необычайно твердые фигурки служили оберегом и в то же время использовались в черной магии. Предметы из черного дерева носили в качестве талисманов, они придавали силу их обладателям и символизировали смелость.
Мрачное великолепие черного дерева с древних времен вдохновляло человека: с ним было связано множество легенд и поверий. Так, древнегреческий ученый Павсаний пишет, что «...черное дерево не имеет листьев, не приносит никакого плода; над землей под лучами солнца оно совершенно незаметно, но под землей у него огромные корни - эфиопы их выкапывают и используют». По современным данным их применяют в основном в медицинских целях: отвары из корней употребляют для облегчения болей в животе. Кора корней и ствола считается хорошим средством против диареи, а дым от сжигания корней помогает при головной боли и бронхитах.
Черное дерево, по древним поверьям, в буквальном смысле источало энергию, с которой нужно было уметь управляться. Теплоотдача его столь велика, что в огне, полученном при его сжигании, оплавляется кухонная посуда.
Дерево-лекарь и дерево погибели.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Связь усопших с аграрным культом
Земледелие - как профанное занятие, и как форма культа - соприкасается с миром умерших в двух различных сферах. Первый план - это единство с землей: покойники, погребенные, подобно семенам, проникают в хтоническую область бытия, доступную только для них. С другой стороны, земледелие - это прежде всего искусство, связанное с плодородием, с воспроизводящей и умножающей себя самое жизнью, и умерших в особенности привлекает это таинство вечного возрождения, нескончаемого круговорота, беспредельной плодовитости. Подобно похороненным в теллурической утробе семенам, умершие также ожидают возвращения к жизни в новом облике.
Коллективный пир представляет собой предельную концентрацию витальной энергии, а потому пиршество, со всеми неотделимыми от него крайностями, есть обязательный элемент как аграрных празднеств, так и обрядов поминовения мертвых. В прежние времена пир устраивали рядом с самой могилой, чтобы покойник мог причаститься полноте жизненных сил, бушующих в непосредственной близости от него. В Индии главным приношением умершим была фасоль, в то же время считалось, что она имеет и эротический смысл. В Китае супружеское ложе находилось в самом темном углу жилища, там, где хранили семена и над тем самым местом, где хоронили умерших. Связь между предками, урожаем и сексуальной жизнью столь тесна, что культы погребальные, аграрные и относящиеся к деторождению сливаются иногда до полной неразличимости. У скандинавских народов Рождество представляло собой одновременно праздник в честь умерших и ритуал прославления жизни и плодовитости.
В эти дни усопшие возвращались к живым, чтобы участвовать в обрядах плодородия. В Швеции женщины хранят в сундуке для приданого кусочек свадебного пирога, чтобы взять его с собой в могилу. Подобным же образом как в скандинавских странах, так и в Китае, женщин принято хоронить в их свадебных платьях. "Арка почета", воздвигаемая на пути новобрачных, отождествляется с той Аркой Смерти на кладбище, через которую проносят покойника. Нет нужды упоминать здесь свадьбы post mortem («после смерти»), чей смысл следует видеть в стремлении обеспечить усопшему наиболее благоприятные жизненные условия, погрузив его в сферу, связанную с рождением.
Если умершие стремятся к формам существования, характерным для семени и зародыша, то и живые нуждаются в них, чтобы спасти свои посевы и защитить урожай. Пока зерна остаются в земле, они находятся также "под юрисдикцией" мертвых. Мать-Земля, или Великая Богиня плодородия, одним и тем же способом определяет судьбу семян и судьбу покойных. Но эти последние оказываются порой ближе к человеку, и именно у них просит хлебопашец помощи и благословения для своих трудов. Гиппократ рассказывает, что духи умерших способствуют прорастанию семян, а автору Геопоники (сельскохозяйственная энциклопедия, составленная анонимным автором по поручению Константина VII Багрянородного) известно, что ветра (т.е. души умерших) даруют жизнь растениям и всему существующему. В Аравии последний сноп ("старик"), убранный самим хозяином поля, кладут в могилу и погребают вместе с молитвами, в которых просят о том, чтобы "зерно возродилось от смерти к жизни". Во время сева финны зарывают в землю кости мертвеца (их берут на кладбище и возвращают туда после жатвы) или какие-то вещи, принадлежавшие покойникам. При отсутствии тех и других крестьяне довольствуются землей с кладбища или с перекрестка, через который проносили усопших. У немцев принято вместе с семенами бросать на поле горсть земли со свежей могилы или солому, на которой кто-то недавно умер. Охраняет урожай змея - животное, связанное по преимуществу с погребальным культом. Чтобы защитить урожай, перед началом весеннего сева приносили жертвы умершим.
По книге Мирчи Элиаде "Трактат по истории религий"