В этом альбоме пять песен из шести, посвященных Древней Индии. Для самого цикла это не предел - но говорить мы пока будем лишь об альбоме.
Эти песни можно было бы назвать «посвященными Махабхарате» - но это не совсем так. Тут нет описания событий и героев Махабхараты, это не баллады о книге. Скорее их можно назвать фрагментами некого мюзикла.
Когда пишешь тексты и диалоги (дуэты) от имени героев эпоса, надо понимать одно: герои сами этого эпоса не читали. Их внутренний мир состоят из каких-то других, более старых или узкоспецифичных текстов. Из шлок, написанных мудрецами, из гимнов Вед, из Упанишад, из соразмерной им философии, из традиционных для сознания паттернов, и все это поднимает на поверхность не сюжет «Махабхараты», а весь субстрат культуры, что мог ее окружать.
Чтобы дважды не вставать. «Махабхарата» - это 18 книг священного индийского эпоса, изложенного стихами. Священный статус эти книги имеют за дело, поскольку там изложена широкая религиозная философия, есть ритуалы, гимны, традиционные элементы культа, этические предписания и очень много того света, с источником которого не ошибешься. Плюс ко всему тут есть блестящий архетипическсий сюжет, куда входят все «4 сюжета Борхеса». То есть война, странствие, жертвоприношение бога и возвращение домой («Книга о восхождении на Небо», 18 том). Есть, как сейчас любят говорить, неоднозначные герои. Они разбиты на три лагеря. Два враждующие, и один метасюжетный. Метасюжетный уровень текста добавляет космичности и «историчности» (в том смысле, что у всякой истории есть своя предыстория или параллельный ей сюжет «в прошлом»). Два враждующих стана дают нам законченную историю ненависти, любви, справедливости, расплаты, служения и - историю о конце времен. Проблемы героев Махабхараты, которых тут огромное множество, не просто не устарели - их проблемы напоминают нам собственную топорность при рассмотрении любых проблем. Фантазия народа, которая смогла не только породить, но и сохранить, и скомпоновать это - божественна. На этом фоне чувствуешь себя ничтожеством. Потому говорить я буду о том, что мне соразмерно и понятно.
Основной вопрос
Он не популярен, но без его решения я не могу писать, так как нет дискурса.
Итак, все герои Махабхараты так или иначе ощущают себя заложниками космической драмы, они часто обращаются к божественным силам как в силу традиции, так и в порыве страстей, и даже вступают с богом в личные отношения. Одним из героев Махабхараты является царевич ядавов Кришна. Он - аватара Вишну, бог в человеческом теле, живущий жизнью человека, подверженный всем нюансам чисто человеческой судьбы. Но фактически он - бог. Итак, вопрос: кому молится Кришна на многочисленных пуджах индийского народа?.. С какими божественными силами завязываются отношения у Него?..
В целом это, конечно, «Джизас Крайст суперстар» - но решенный совершенно иначе.
...Моё чутье всегда говорило мне: «если на сцену выводится божественный персонаж как действующее лицо, а не как маркер - он не может быть крайним в вертикали, ему тоже необходим духовный ориентир». Грубо говоря - у всякого бога тоже есть свой Бог. Или, как говорят мудрые индусы, свой объект медитации. Цепь не может обрываться.
Поэтому у меня никогда не вышла бы ария Люцифера. Я хорошо могу представить себе такое сознание, совершенно лишенное ориентиров кроме личной воли, и оно мне не интересно (это странно мне самой, поскольку Бунт сам по себе очень поэтичен). Словом, я не могу представить себе живого божественного персонажа, занятого лишь утверждением своего Я. И вот внезапно индийская культура дала мне ответы, с избытком подтвердив все вышесказанное.
Песни Индийского Цикла имеют хронологическую последовательность. В разделе наверху сказано несколько слов о каждой из них.